Цель монашеского жительства заключается — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цель монашеского жительства заключается

2018-01-05 159
Цель монашеского жительства заключается 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В изучении воли Божией, в усвоении ее себе,

В покорности ей

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божиею, освятить этим соединением. Воля наша, в состоянии падения, враждебна воле Божией; она по слепоте своей и по состоянию вражды к Богу постоянно усиливается противо­действовать воле Божией. Когда усилия ее останутся безус­пешными, она приводит человека в раздражение, в негодова­ние, в смущение, в огорчение, в уныние, в ропот, в хулу, в отчаяние. В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спаси­телем, составляющее необходимое условие спасения и хрис­тианского совершенства, столько необходимое, что без удо­влетворения этому условию спасение невозможно, тем более невозможно христианское совершенство. Живот — в воли Его, сказал Пророк[173].

Чтоб исполнить волю Божию, нужно знать ее. Только при этом познании возможно отвержение своей поврежденной воли и исцеление ее волею Божиею. Воля Божия — Божественная тайна. Божия никтоже весть, говорит Апостол, точию Дух Божий [174]. Следовательно, доставление человекам познания воли Божией может совершиться единственно при посредстве Бо­жественного откровения. Научи мя творити волю Твою, мо­лился вдохновенный Давид, яко Ты ecu Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву [175]. Открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего. Не скрый от мене запо­веди Твоя [176]. Воля Божия открыта человечеству в Законе Божием, преимущественно же, с особеннною точностию и под-робностию, она объявлена нам вочеловечившимся Словом Бо-жиим. Как превысшая постижения, она приемлется верою. Снидох с небесе, сказал Спаситель, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от него, но воскрешу е в последний день. Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк, видяй Сына и веруяй в Него, имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день [177]. Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю. И вем, яко заповедь Его живот вечный есть [178]. Изучение воли Божией — труд, исполненный радости, исполненный духовного утешения, вместе труд, со­пряженный с великими скорбями, горестями, искушениями, с самоотвержением, с умерщвлением падшего естества, с спа­сительным погублением души. Он сопряжен с распятием вет­хого человека[179]. Он требует, чтоб плотское мудрование было отвергнуто, попрано, уничтожено: преобразуйтеся обновле­нием ума вашего, говорит Апостол, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная [180]. С такою определенностию Сын Божий явил человекам волю Бо-жию, с такими существенными последствиями Он совокупил это явление воли Божией, что Священное Писание именует Его исповедавшим Бога [181], то есть открывшим в той полноте, в какой способно человечество приять, способно приять не само собою, но действием преизобильным Божественной благодати. Такое же значение имеют слова Господа: Явих имя Твое человеком [182], сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя ecu возлюбил, в них будет, и Аз в них [183]. Явление имени Того, Кто превыше всякого имени, есть совершеннейшее познание Того, Кто превыше всякого познания. Высшее познание, являющее­ся от освящения человека Божественною волею, вводит в Бо­жественную любовь, в соединение человека с Богом.

Одни из евангельских заповедей научают нас действовать богоугодно; другие научают вести себя богоугодно при по­стороннем действии на нас. Изучение второго труднее, неже­ли изучение первого; но и первое тогда поймется удовлетво­рительно, когда душа изучит и примет второе. Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия. Следствие принятия верою этого учения — смиренная покорность Богу, отступление сму­щения, мир души, сила мужества. Кто таким образом примет учение Евангелия, тот восприимет щит веры, в немже воз­может вся стрелы лукаваго разжженныя угасити [184]. Эта вера называется святыми Отцами деятельною, в отличие от дог­матической [185]. Она является в человеке от исполнения еван­гельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увя­дает и уничтожается по мере пренебрежения ими, преобразу­ется, в свое время, по осенений благодатию, в живую веру, исполняет христианина духовною силою, которою святые Божий победиша царствия, содеяша правду, получиша обе­тования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быта крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих [186] Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и обществен­ных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных. Смиритеся, увещевает святой апостол Петр, под крепкую руку Божию, всю печаль вашу возвергше Нанъ, яко Той печется о вас [187]. Смиряться подобает по тому превосходному образцу, который представляется нам Священным Писанием в молитве трех святых отроков, подвергшихся в Вавилоне тяжкому испытанию за верность свою Богу и признавших все попущения Божий последствиями праведного Суда Божия[188]. Нужда есть прийти соблазном, определил Господь[189]; пред­возвестив страшные бедствия, долженствующие постигнуть верующих в Него и все человечество, Он сказал: зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти [190]. Если так, то мы не имеем ни права, ни возможности сказать или помыслить что-либо против определения, произнесенного всеблагим, пре­мудрым, всемогущим Богом. Преданы будете, предвозвес­тил нам Господь, и родители и братиею и родом и други, и умертвят от вас: и будете ненавидимы от всех имене Моего ради [191]. Всяк, иже убиет вы, возмнится службу прыносыты Богу. В мыре скорбны будете: но дерзайте, яко Аз победих мир [192]. Изобразив и предвозвестив положение истинных хрис­тиан на время их земной жизни, положение, предназначенное им Богом, Господь присовокупил: И влас главы вашей не погибнет [193]. Это значит: о вас неусыпно будет промышлять Бог: Он будет неусыпно бдеть над вами, содержать вас во всемогущей деснице Своей, и потому, что ни случится с вами скорбное, случится не иначе, как по Его попущению, по Его всесвятой воле, для вашего спасения. Наставление ученикам по отношению в напастям земной жизни, долженствующим постигать их, Господь заключил решительною и определен­ною заповедаю: В терпении вашем стяжите душы ваша [194]. Признайте и исповедуйте Бога правителем мира; благоговей­но, с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его: из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение. Известится оно душе тем миром, который оно принесет в душу. Замрет в устах всякое слово против судеб Божиих, умолкнет всякая мысль пред величием воли Божией, как сказал о себе и о своих товарищах святой еван­гелист Лука: умолчахом, рекше: воля Господня да будет [195]. Надо знать, что всякий помысл, являющийся с свойством противоречия и противодействия судьбам Божиим, исходит от сатаны, и есть его исчадие. Такой помысл, как богопротив­ный, должно отвергать при самом появлении его. Пример этого подал нам Господь. Когда Он поведал ученикам о пред­стоящих Ему страданиях и насильственной смерти, тогда апо­стол Петр, движимый состраданием по свойству ветхого че­ловека, начат пререцати Ему глаголя: милосерд Ты, Госпо­ди: не имать быти Тебе сие. Господь отвечал Петру, обличая начало выраженной им мысли: иди за Мною, сатано, со­блазн Ми ecu: яко не мыслиши, яже суть Божия, но челове­ческая [196]. Отчего возмущается дух наш против судеб и попу­щений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога; оттого, что мы не покорились Богу как Богу; оттого, что мы не дали себе должного места пред Богом; от нашей гордости, от нашей слепоты: оттого, что падшая, поврежденная, извращенная воля наша не уничтожена и не отвергнута нами. Тог­да не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея [197]. Ты ecu Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день [198], перенося благодушно в течение всей земной жизни моей все скорби, какие благоугодно Тебе попускать мне во спасение мое. Святой Иоанн Лествичник определяет дар духовного рассуждения, который ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и сми­ренномудрия, следующим образом: «рассуждение, в обшир­ном смысле, состоит и познается в непогрешительном пости­жении Божественной воли во всяком времени, месте и деле, что свойственно одним чистым по сердцу, телу и устам»[199].

Глава 15


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.