Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 13 О жительстве по совету

2018-01-05 212
Глава 13 О жительстве по совету 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при сове­те и назидании, заимствуемых от современных отцов и бра­тии. В собственном смысле это — послушание древних ино­ков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преиму­щественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумени­ям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свой­ству делания: ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету от­цов и братии освящено примером главы монашества препо­добного Антония Великого. Он не был в послушании у стар­ца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал на­ставления из Писания и от разных отцов и братии: у одного научался он воздержанию, у другого кротости, терпению, сми­рению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно[159]. Поступай и ты, ново­начальный, таким образом! Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугод-ливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкатель­ства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монас­тырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твер­дость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностию и осмотрительностию. Не увлекай­ся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последова-нию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! они не помышляют, что могут на­нести ближнему неисцельную язву нелепым советом, кото­рый принимается неопытным новоначальным с безотчетли­вою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! им нужна похвала человеческая! им нужно прослыть святыми, разум­ными, прозорливыми старцами, учителями! им нужно напи­тать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была спра­ведливою молитва Пророка всегда, в особенности она спра­ведлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая [160]. Слово ложное и лице­мерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. «Изучай Божественное Писание, — говорит Симеон Новый Богослов, — и писания святых Отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале, и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвер­гать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появи­лось много обманщиков и лжеучителей»[161]. Преподобный Си­меон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался го­лос праведника в Святой Христовой Церкви о недостатке ис­тинных, духоносных руководителей, о множестве лжеучите­лей. С течением времени более и более оскудевали удовлетво­рительные наставники монашества: тогда святые Отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями Отеческими. Преподобный Нил Сорский, ссы­лаясь на Отцов, писавших прежде его, говорит: «Не малый подвиг, сказали они, найти непрелестного учителя сему чуд­ному деланию (истинной иноческой сердечной и умной мо­литве). Они наименовали непрелестным того, кто имеет свиде­тельствованное Божественным Писанием делание и мудрова­ние и стяжал духовное рассуждение. И то сказали святые Отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учи­теля таким предметам; ныне же, когда они оскудели до край­ности, должно искать со всею тщателыюстию. Если же не найдется, то святые Отцы повелели научаться из Божествен­ного Писания, слыша Самого Господа, говорящего: Испытайте Писаний, и в них найдете живот вечный [162]. Елика бо преднаписана быша в Святых Писаниях, в наше наказа­ние (наставление) преднаписашася [163]. Преподобный Нил жил в XV столетии; он основал скит неподалеку от Бела-Озера, где и занимался молитвою в глубоком уединении. Полезно прислушаться старцам новейших времен, с каким смирением и самоотвержением отзывается преподобный Нил о наставле­ниях, которые он преподавал братии. «Никто не должен ута­ивать слова Божия по своему нерадению, но исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтоб не сделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаивать слова Божия, но будем возвещать его. Божественные Писания и слова святых Отцов многочислен­ны, как песок морской: неленостно исследывая их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, во­прошающим). Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы не достойны этого, но преподают блаженные святые Отцы из Божественного Писания»[164]. Вот превосходный образец для современного наставления! Он вполне душеполезен для на­ставника и наставляемого; он — правильное выражение уме­ренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомне­ния, безумной наглости и дерзости, в которые впадают подра­жающие по наружности великому Варсонофию и другим знаменоносным Отцам, не имея благодати Отцов. Что было в тех выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в безрассудных, лицемерных подражателях служит выра­жением обильного невежества, самообольщения, гордости, дер­зости. Возлюбленные отцы! Будем произносить слово Божие братиям нашим со всевозможным смирением и благоговени­ем, сознавая себя недостаточными для сего служения и охра­няя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное слово[165], тем тягост­нее ответ за слово Божие, произнесенное с тщеславием и по побуждению тщеславия. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, уст-ны наша при нас суть: кто нам Господь есть [166] Потребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся пре-щения Господня! Будем произносить слово назидания по требо­ванию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причаст­никами наставления, преподаемого Богом в Его всесвятом Слове. Кийждо якоже прият дарование, говорит святой апостол Петр, между себе сим служаще, яко добрии строители различныя благодати Божия. Аще кто глаголет, яко словеса Божия, со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственные слова; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, а не как бы из своей собственной: да о всем славится Бог Иисус Христом [167]. Действующий из себя дей­ствует для тщеславия, приносит и себя и послушающих его в жертву сатане: действующий из Господа действует в славу Гос­пода, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания новоначальному какого-либо необдуманного наставления, не основанного на Слове Божием и на духовном разумении Сло­ва Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ве­дение душевредное. Охранимся от великого бедствия — пре­вратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого[168], привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией[169]. Скромное отно­шение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и неисполнен. На советнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связыва­ется им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь со­вета и последования Священному Писанию сообразен с на­шим слабым временем. Заметим, что Отцы воспрещают да­вать совет ближнему по собственному побуждению, без воп­рошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем — явная гордость и самообольщение[170]. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде, и не будучи спро­шены, наставлять врученное им братство[171]. Но при посещении других монастырей они должны руководствоваться советом преподобного Макария Александрийского преподобному Па-хомию Великому. Пахомий спросил Макария о наставлении братии и суде над ними. Авва Макарий отвечал: «Учи и суди своих подчиненных и не суди никого из посторонних»[172]. Это правило соблюдали и соблюдают все настоятели, желающие благоугодить Богу.

Глава 14


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.