Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Роман-эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Личность и движущаяся история в освещении художника.

2018-01-04 1857
Роман-эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Личность и движущаяся история в освещении художника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

«Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» — роман-эпопея, самое крупное, итоговое произведение Максима Горького. Состоит из четырёх частей. Четвёртая часть немного не окончена и не отредактирована автором. Роман писался с 1925 года до смерти Горького в 1936 году.

В новом романе своем М. Горький поставил пред собою задачу изобразить с возможной полнотою сорок лет жизни России, от 80-х годов до 1918-го. Роман должен иметь характер хроники, которая отметит все наиболее крупные события этих лет, особенно же годы царствования Николая Второго. Действие романа — в Москве, Петербурге и провинции, в романе действуют представители всех классов. Автор предполагает дать ряд характеров русских революционеров, сектантов, людей деклассированных и т. д.

В центре романа — фигура «революционера поневоле», из страха пред неизбежной революцией — фигура человека, который чувствует себя «жертвой истории». Эту фигуру автор считает типичной. В романе много женщин, ряд маленьких личных драм, картины ходынской катастрофы, 9-е января 1905 г. в Петербурге, Московское восстание и т. д. вплоть до наступления на Петербург ген. Юденича. Автор вводит в ряд эпизодически действующих лиц: царя Николая II-го, Савву Морозова, некоторых художников, литераторов, что, по его мнению, и придает роману отчасти характер хроники.

Образ Самгина имеет огромное национальное и мировое значение. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Горький поставил его свидетелем целой эпохи русской общественной жизни. Автор нарисовал сложный, емкий и психологически тонкий портрет Клима Самгина. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Литературный портрет — это не только описание внешности персонажа, но и показ его внутреннего мира, его души. Самгин — это основной массив русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX в. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе. Психологический портрет получил широкое распространение в реализме XIX в. Таким образом, в каждом литературном произведении литературный портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его художественного своеобразия.

Самгин — это образ, в котором нашли наиболее полное и глубокое выражение все наблюдения Горького над русской буржуазной интеллигенцией.

Его жизненное предназначение — быть не участником, а наблюдателем «со стороны». К Самгину Горький относится не только отрицательно, но и с несомненной иронией. Критическое, отрицательное отношение автора к своему герою не находит резких проявлений, а обычно чувствуется «как подтекст». Жизнь Клима Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться.

Смысл горьковской эпопеи не может быть полностью раскрыт без уяснения ее композиционной структуры. Клим Самгин дан Горьким в окружении множества персонажей, рассеянных по страницам четырехтомной эпопеи.

Но они не «действующие лица» в обычном смысле слова, с особыми сюжетными функциями; это «голоса эпохи», воссоздающие картину духовной, общественной, политической жизни России. Однако сюжетно не связанные персонажи в то же время внутренне объединены в стройную систему образов, подчиненных общему идейному замыслу произведения.

С рядом персонажей Самгин перекликается идеологически. Его взгляды дополняются чужими устами. И психологически он то и дело, порою к собственному удивлению, ощущает свое родство с самыми различными лицами. Он испытывает к ним своеобразное тяготение, зачастую смешанное с раздражением или обидой, то оскорбляясь унизительным сходством, то завидуя опередившим его. Самгин окружен своими подобиями, неполными отражениями. Идеологически — они договаривали недосказанное им; практически — доделывали недоделанное. Самгин характеризуется половинчатостью, отсутствием смелости, отчетливости, он человек полумужества, полумысли, полудействия.

Однако точка зрения этой резко "критически мыслящей личности" может служить и средством выражения авторской оценки, несмотря на то, что автор и его "отрицательный" герой Клим Самгин во многом расходятся в своих взглядах.

Корень характера Самгина - в этом состоит типичная для интеллигенции болезнь духа в понимании Горького - гипертрофия самости, крайний индивидуализм. В это автор метит уже фамилией героя (Самгин) и сценой придумывания ему имени: родители озабочены тем, чтобы сразу выделить сына - имя должно быть необыкновенно и простонародно (прогрессивно)..

Другой узел внутренних противоречий Самгина - его двойственное отношение к правде: Самгин, считающий себя "не романтиком", адвокатом трезвой правды, вместе с тем нередко готов отвернуться от неугодной ему действительности, словно стереть се в своем сознании. Таков смысл символического лейтмотива, скрепляющего во многом образный строй романа: "А был ли мальчик?" В то время как читатель знает, что "мальчик" был (эпизод гибели Бориса Варавки, свидетелем которой стал Клим), герой пытается уверить и себя, и нас, что "мальчика" не было, а значит, не было и никакой вины Клима перед утонувшим товарищем. Это формирует в Самгине кардинальное свойство его миросозерцания - скептицизм, стремление неугодные ему факты и явления реальной жизни объявлять иллюзией (отношение его к революции 1905 г.).

Роман «Жизнь Клима Самгина» представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями. Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь.Обогащенный опытом Великой социалистической революции и строительства советской государственности, вооруженный учением марксизма-ленинизма, Горький осуществил свой давний замысел в грандиозном произведении, в котором он поставил своей целью изобразить весь комплекс общественно-исторической русской жизни самого сложного, драматического ее периода — периода «движения самих масс», эпохи империализма и пролетарской революции.«Жизнь Клима Самгина» — образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах, эпизодах, в конфликтах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие.Очень поражает энциклопедичность книги Горького: политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен.Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» — самое крупное, итоговое произведение Горького, так как в нем сконцентрировано многое из того, что волновало, постигалось и изображалось писателем в прежних его творениях.

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.