Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты.

2018-01-03 558
Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагог в мире профессиональной деятельности. Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога. Самоценность (принятие себя), доброжелательность (принятие других), педагогический оптимизм, эмпатичность, педагогический такт, эмоциональная устойчивость, «педагогическое терпение», рефлексивность, креативность (творческая самореализация), естественность, открытость и др.

Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

Педагогическая деятельность – сложно организованная система ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность программирования, составления учебных программ.

Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства - радио, телевидение и т. п.). Правда, у этого сдвига к сфере культуры (культурологичес­кий сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно яв­ляется носителем культуры, но он также выступает (по крайней мере в лице лучших своих представителей) и живым образцом куль­туры. А это - очень трудная и, наверно, неразрешимая задача: быть живым образцом культуры). И такое представление о педагоге наи­более выражено в авторитарной культуре (самый яркий ее обра­зец - средние века). Соответственно и общение так себя осозна­ющего (как образец) педагога оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую культуру на­зывают «синкретической» или диалогической (или коммуникатив­ной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации по­нимания. Центральная тяжесть в синкретической культуре все более падает на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принципиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры так или иначе отражаются в педагогическом самосозна­нии. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли и применяет все возможные сред­ства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической рабо­ты, управления, фактом самосознания.

Для эффективного выполнения педагогических функций со­временному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской,

организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятель­ности выражается в умении видеть и формировать педагогичес­кие задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многооб­разие ситуаций, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер.

В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компонен­ты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуника­тивный.

Гностический компонент - это система знаний и умений пре­подавателя, составляющих основу его профессиональной деятель­ности, а также определенные свойства познавательной деятель­ности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный, уровни и уровень специальных знаний.

Если гностические способности составляют основу деятель­ности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффектив­ность использования всех других знаний, которые могут или ос­таться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планиро­вании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального со­вершенствования по мере роста педагогического опыта и стажа.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

От уровня развития коммуникативной способности и компетен­тности в общении зависит легкость установления контактов пре­подаватсля со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагоги­ческих задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятель­ностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся.

Основными компонентами педагогической культуры являют­ся:

1 - профессиональные знания и умения;

2 - личностные ка­чества педагога;

3 - опыт творческой деятельности.

Профессио­нальная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания: методологические, теоретические, методические, технологические;

профессиональные умения: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, владение педагогическими техниками,

постановка цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы.

Можно выделить 3 уровня педагогической культуры: репродук­тивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творчес­кий.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего

многообразия ее компонентов можно выделить три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение.

Значение индивидуального стиля общения. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны т. К. при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя. Сознательное формирование своего стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно индивидуальный стиль педагогического общения.

 

Билет №17

1. Разработка педагогического проекта. Тема «Набросок фигуры человека с натуры». 7 класс.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.