Современные теории обучения: общая характеристика. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Современные теории обучения: общая характеристика.

2018-01-03 1764
Современные теории обучения: общая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные теории обучения: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, обучение через организацию активной деятельности учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика отдельных теорий обучения: философская и психологическая основа; отношение к учащемуся, способ задания цели обучения; педагогическое управление; эффективность применения в современной школе.

Развивающее обучение

Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становление у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Зона ближайшего развития ребенка характеризует ту область действий и задач, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.

В образовательной практике наиболее известны системы развива­ющего обученияБ.Д. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, которые уже в течение десятилетий осваиваются и реализуются учите­лями начальной школы.

В основу теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова положена идея об определяющем значении для развития у ребенка теоретических знаний и теоретического мышления, а также его становления как субъекта целостной учебной деятельности. Согласно этой теории, содержанием развивающего начального обучения яв­ляются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом - организация совместной учебной деятель­ности младших школьников (и прежде всего, организация решения учеб­ных задач), продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.

Наибольшие возможности для этого предоставляют те теории и системы, которые обращены к субъектному опыту ребенка, к его нрав­ственной, а не только интеллектуальной сфере. Таковой является сис­тема развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие Д.В. Занков и его последователи понимают как появле­ние новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обуче­нием, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграцион­ных процессов. По Л.В. Занкову, такими новообразованиями младше­го школьника являются: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практическое действие в их взаимосвязь и взаимообусловленности. Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли, чувств школьников, т.е. как результат деятельно­сти целостной личности, поэтому их формирование и продвигает развитие личности в целом.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л.В. Занкова рассматрива­лось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.п.; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разработанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных дидактических принципов (сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой), они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы таковы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обученияна высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Личностно-ориентированное обучение

Гуманистическая психология и на ее основе педоцентристская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматри­вают личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потребностью в самоактуализации — реализации своих возможностей (А. Маслоу).

К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка - это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами западные пе­дагоги. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.

Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность — личность ребенка.

Российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разработали личностно-ориентированную модель образования на основе опыта новаторов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференцированное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень обучения.

Деятельностная теория учения

Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно-важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика – это не просто картина мира, система образов, но и система действий. Хотя связь между образами и действиями является двухсторонней, ведущая роль принадлежит действию. Ни один образ – ни чувственный, ни абстрактный – не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Восприятие как чувственный образ – результат действий восприятия. Понятие – продукт различных познавательных действий человека, направленных на те объекты понятие о которых у него формируется.

Процессы учения и воспитания рассматриваются как деятельность. В процессе обучения перед педагогом стоит задача формирования определенных видов деятельности, прежде всего познавательной. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Перед обучением встает задача – сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

2) организация их познавательной деятельности по овладению их научными знаниями и умениями;

3) развития мышления, памяти, творческих способностей;

4) совершенствование учебных умений и навыков;

5) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

 

 

Билет № 12

1. Разработка педагогического проекта. Тема «Древнерусский город-крепость». 4 класс.

2. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

1. Тема «Древнерусский город-крепость». 4 кл. (10 лет) Б.М.Неменский

Мл. шк. возр. 7-11 лет.

Вед. вид деятельности – учение. Осн. психолог. новообр. – произвольность психич. процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к мыслям в уме, возникн. рефлексии, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

В 3-4 кл. дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.

Тема года «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов земли)» Целью худ. воспитания и обучения ребёнка в 4 классе явл. формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Худож. представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

В 4-ом кл. возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

1-ая четв: «Истоки искусства твоего народа» (8ч)

2-ая четв.:«Древние города твоей земли»(7ч)

3-я четв.:«Каждый народ – художник» (11ч)

4-ая четв.: «Искусство объединяет народы» (8 ч)

1-ый урок 2-ей четв. Тема: «Древнерусский город-крепость». Пред. урок в 1-ой четв. на тему: «Народные праздники».

След. урок на тему: «Древние соборы»

Цель урока: обогащение внутреннего мира учеников; воспитание любви к Родине, её историческому прошлому; познакомить детей с древнерусской архитектурой; развивать внимание, фантазию и воображение.

Задачи: ознакомление с архитектурой Московского Кремля, формирование у детей навыков последовательной работы над тематической композицией, выполнить композицию на тему: «Древнерусский город-крепость»,

Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды, фотографии, репродукции с изобр. Московского Кремля, старинных русских городов: Великий Новгород, Владимир.

Литературный ряд: отр. из поэмы Д. Кедрин «Зодчие»

План урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение нового материала.

3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.

4. Самостоятельная работа. Ведется самостоятельно по намеченному плану.

5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу.

2. Объяснение новой темы. Каждый город особенный. У него своё неповторимое лицо, свой хар-тер, своя особая судьба. Рассказ о красивейшей архитектуре старинных русских городов, таких как Москва, Великий Новгород, Владимир. Показ фотографий, репродукций. Посмотрите на изображения Московского Кремля. Но Кремль не всегда был таким. Он строился на протяжении нескольких веков. В 1156 г. по приказу Юрия Долгорукого на высоком холме – мысе Москвы-реки была заложена крепость, положившая начало грандиозному Московскому Кремлю. Среди башен была Боровиковская, получившая своё назв. от густого бора, сплошь покрывавшего когда-то кремлёвский холм. Население крепости вело оживл. торговлю с соседями, охотилось в лесах, занималось различ. ремёслами, обучалось военному делу и постоянно несло караульную службу на дозорных башнях. Главным врагом в те далёкие времена были татары. От многочисл. сраж. стены, башни и даже сооружения внутри крепости ломались и горели. Но разрушенная и опалённая Москва снова и снова возрожд. В 1367 г. князь Дмитрий, готовясь к решающей битве с татарами, одел Кремль белокаменными стенами. К концу 15 в. при великом князе Иване III татары были разбиты, а разорённые земли объединились в единое могучее государство. Столицей его стала Москва. Именно тогда стали создаваться те сооружения Моск. Кремля, кот. сохранились до сих пор. Из крепостных укрепл. в первую очередь создавались башни. Всего их –18. Каждая предст. собою крепость. В толще стен были созданы внутренние ходы, позв. гарнизонам башен общаться между собой. Тайницкая башня была заложена у берегов Москвы-реки. От неё шёл подземный ход к реке (тайник). Спасская башня считается парадной. С давних пор через неё проход. торжеств. процессии, проезж. московские великие князья и цари, знатн. иностр. гости. На новой стене, между её зубцами (ласточкин хвост) устроили широкий проход. Промежутки между зубцами служили бойницами для стрелков. Одновр. со строит. стен и башен был проведён водяной ров вдоль Красной площади, соединявший реку Неглинную с Москвой-рекой. Также были соор. спец. подъёмные мосты.

3. Опираясь на фотографии и работы других учеников создать аппликацию древнерусского города-крепости, обращая внимание на особенности архитектуры того времени.

4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работ. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.

5. Подведение итогов урока. Выставить все работы у доски и просмотреть, обсуждая их достоинства и недостатки.

2. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования, перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону РФ «Об образовании»). Сущность содержания образования: система знаний о природе, обществе, человеке; общеинтеллектуальных и практических умений и навыков; система гуманитарных отношений человека к природе, обществу, предметному миру и самому себе. Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, готовность к деятельности), и их функции.

Стандартизация в образовании – статьи 7 и 9 Закона РФ «Об образовании». Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной части стандарта. Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования.

Основные требования к содержанию образовательной программы. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов как структуры.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерар­хию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образо­вание, постдипломное образование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во вре­мени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преоб­разования.

З. Образование как результат свидетельствует об окончании учеб­ного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уро­вень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специ­альное образование. Общее образование обеспечивает каждому чело­веку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для все­стороннего развития и являются базовыми для получения в дальней­шем специального - профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрос­лых», поствузовское образование. Под содержанием образования В.С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося; во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений(обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств лич­ности(воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием че­ловека (развитие)». Отсюда следуют три компонента образования: обу­чение, воспитание, развитие.

Современное понимание образования мы находим в Законе Рос­сийской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) опреде­ленных государством образовательных уровней (образовательных цен­зов)». Общие требования к содержанию образования изложены в статье 14 этого закона:

1. «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориен­тировано:

- на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обуче­ния) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

- формирование человека-гражданина, интегрированного в совре­менное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества;

- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества».

Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". В стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;

- региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;

- компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

- расчетный срок освоения этой программы;

- требования к условию ее реализации;

- требования к итоговой аттестации выпускников.

Национально-региональный компонент утверждается самим учреждением и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки выпускников.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

- единства образовательного пространства в Российской Федерации;

- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

социальной защищенности обучающихся;

- социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Базисный учебный план включает учебную и внеучебную деятельность, является нормативным правовым документом, в котором представлен перечень учебных предметов, и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам, и содержит инвариантную обязательную для освоения всеми обучающимися и вариативную часть.

Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направлению имеется общее и профессиональное образование.

Общее образование имеет уровни: дошкольная подготовка, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.

Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.

Билет №1З

1. Разработка педагогического проекта. Тема «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» 4 класс.

2. Воспитательные системы: общая характеристика.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.