Целостный педагогический процесс: основные функции и структура. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.

2018-01-03 334
Целостный педагогический процесс: основные функции и структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие педагогического процесса. Структура и основные функции педагогического процесса. Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического процесса. Цели, содержание, формы, методы, средства, характер взаимодействия субъектов и условия организации педагогического процесса.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Структура педагогического процесса

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина.Н.В.):

1) цель обучения (Ц) (для чего учить);

2) содержание учебной информации (С) (чему учить);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?);

4) преподаватель (П);

5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.):

Педагогическая система (по Н.В. Кузьминой)

Е.Л. Белкин представляет пед. Процесс как педагогическую систему – часть социальной системы. Его пед. Система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):

1. Цели обучения и воспитания.

2. Содержание обучения и воспитания.

3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы).

4. Организационные формы.

5. Педагог.

6. Учащийся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он, будет иметь одну и ту же структуру:

ЦЕЛЬ --- ПРИНЦИПЫ --- СОДЕРЖАНИЕ --- МЕТОДЫ --- СРЕДСТВА --- ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаи­модействия, к которому стремятся педагог и ученики. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса предают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методологической и психологической.

Организационные цели ставятся педагогом в области его управ­ленческой функции. Например, может быть цель - использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изме­нить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.

Функции педагога - состоят в том, чтобы сформировать у уча­щихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, по­ставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и уча­щихся - важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традици­онные методы обучения базировались на славе, на «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростам информации, технологи­зации общества, возникает необходимость использовать техничес­кие средства обучения. Педагогические средства - это материаль­ные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядныe пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогичес­кие средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточ­ки-задания, учебные пособия и пр.). Развитие дидактической тех­ники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового на­правления в педагогике - педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую тех­нику, традиционную методику обучения и участников педагоги­ческого процесса.

Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организа­ция педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

СОДЕРЖАНИЕ:

ЦЕЛЬ ~ ПРИНЦИПЫ ~ МЕТОДЫ ~ ФОРМЫ

СРЕДСТВА

Существует широкий спектр взаимодействий в пед. процессе: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".

Место формы в педагогическом процессе

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложнос­ти. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правила, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, кон­сультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов»), шахматный тур­нир, концерт и т. п. Составные формы строятся на развитии про­стых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер. Конференция, КВН.

Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.

Выделяют формы индивидуальной групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индиви­дуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п.).

 

 

Билет № 10

1. Разработка педагогического проекта. Тема «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета». 2 класс.

2. Педагогические технологии: общая характеристика.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.