Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72

2017-12-21 1695
Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72 представляет собой конст­руктивное объединение курсового гироагрегата и гировертикали, кор­рекция которой обеспечивается не жидкостными маятниками, а более точными инерциальными методами по сигналам интегральной кор­рекции.

ИКВ-72 предназначена для использования в пилотажно-навигационных комплексах в качестве датчика курса, крена и тангажа. ИКВ-72 обеспечивает: определение гироскопического курса, тан­гажа и крена, абсолютного вертикального ускорения; азимуталь­ной угловой скорости; формирование составляющих путевой ско­рости по двум горизонтальным осям платформы, свободной в ази­муте; выработку сигналов «Исправность» курсовертикали, «Готовность» курсовертикали, «Исправность курса» и «Исправность вертикали».

В комплект ИКВ-72 входят: гиростабилизированная платформа, усилители БУ-25, БУ-26, БУ-27, У-П2 и генератор напряжении, рас­положенные в герметичной части; блоки встроенного контроля БВК-3 и БВК-4, блок питания БП-33-1, согласующее устройство УС-21, ста­билизатор напряжения и блок запоминающего устройства, располо­женные в негерметичной части.

 

Основные эксплуатационные данные ИКВ-72:

 

погрешность измерения ψг в диапазоне O...36O0 (режим «Свободной в азимуте» платформы) — 0,3 °/ч;

погрешность выдерживания вертикали за 1 ч работы — 0,5°;

погрешность определения абсолютного вертикального ускоре­ния — 1%;

погрешность измерения составляющих абсолютной скорости по двум горизонтальным осям гироплатформы за 1 ч работы — 80 м/с.

Время готовности с момента подачи питания не более 10 мин в любых эксплуатационных условиях. Курсовертикаль выполнена в виде самостоятельной функциональной системы.

Гироскопическая платформа обеспечивает положение осей чувст­вительности акселерометров в заданных направлениях относительно Земли и выдает данные об угловых положениях ЛА в виде сигналов датчиков, в качестве которых используются синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы (СКТ).

Блок усилителей БУ-25 усиливает сигналы гироскопической ста­билизации платформы по трем основным осям, обеспечивает работу следящей системы внешней рамы крена, участвует в начальной вы­ставке платформы в плоскости горизонта и в азимуте, контролирует работоспособность канала стабилизации и внешней рамы и выдает сиг­нал отказа.

Блок усилителей БУ-26 усиливает сигналы с акселерометров по на­пряжению, интегрирует их и перед подачей на датчики моментов усили­вает по мощности.

Блок усилителей БУ-27 служит для предварительного усиления сигналов с датчиков углов гироскопов и акселерометров. Усилитель электрической пружины У-178 предназначен для работы в системе межрамочной коррекции курсового гироскопа Г2.

Блоки встроенного контроля БВК-3 и БВК-4 обеспечивают конт­роль работы курсовертикали, переключение режимов работы и вы­дачу сигналов ее состояния.

Генератор ГН-14 вырабатывает питание для гиромоторов, обмоток возбуждения датчиков углов гироскопов и акселерометров.

Блок питания БП-33-1 выдает вторичное питание усилителям курсовертикали при использовании в качестве основного источника 115 В, 400 Гц с резервированием от +27 В на случай кратковремен­ного пропадания напряжения.

Согласующее устройство УС-21 развязывает выходы крена, танга­жа и курса.

Стабилизатор напряжения выдает опорное напряжение +10 В.

Блок запоминающего устройства компенсирует постоянную со­ставляющую скорости дрейфа курсового гироскопа.

Основным устройством ИКВ-72 является пространственная четырехрамочная гиростабилизированная платформа (рис. 10.4). Она представляет собой трехосный гиростабилизатор с дополнительной следящей рамой, которая обеспечивает невыбиваемость платформы при любых эволюциях ЛА. Кардановый узел платформы состоит из рамы внутреннего крена, рамы тангажа, следящей рамы и собственно платформы, на основании которой расположены два гироскопа типа ГВК-3 и три акселерометра типа ДА-10. Гироскоп Г1 с вертикально расположенным вектором кинетического момента Н1 обеспечивает стабилизацию по осям крена и тангажа, т. е. выполняет роль датчика гировертикали. Гироскоп Г2 с горизонтально расположенным векто­ром кинетического момента Н2 обеспечивает стабилизацию в азимуте, т. е. является датчиком курсового гироагрегата. Платформа подвешена к раме внутреннего крена на радиальных шариковых подшипниках.

Гироскоп типа ГВК — динамически настраиваемый с внутренним карданом и двухфазным гистерезисным двигателем. Он имеет две пары полюсов. Синусно-косинусные трансформаторы СКТ ψ, СКТ υ и СКТ γ являются датчиками угловых отклонении ЛА относительно гиростабилизированной платформы и крепятся на осях вращения рам с одной стороны. С другой стороны осей крепятся безредукторные датчики моментов типа ДМ-5, обозначаемые на рис. 10.3 ДС.

Рассмотрим процесс стабилизации в азимуте относительно оси Оε. При возникновении внешнего возмущающего момента Mε гиро­скоп Г2 начнет прецессировать и с датчика угла Ду1 через усилитель выдается сигнал на датчик моментов ДмЗ. Последний разовьет момент, равный моменту Mξ, но противоположный по знаку, и гироплатформа будет стабилизирована по углу ψ. Для невыбиваемости платформы, которая обеспечивается перпендикулярностью рам крена и тангажа, предусмотрена следящая система внешней рамы крена, состоящая из СКТ Yвн усилителя внешней рамы УВР и датчика моментов Дс4.

Для стабилизации платформы в плоскости горизонта при любых углах поворота ЛА в азимуте предусмотрен преобразователь коорди­натный ПК, установленный на вертикальной оси карданова подвеса. Он является распределителем сигналов с датчиков углов гироскопа Г1 через соответствующие усилители У1 и У2 на двигатели стабилизации Ml и М2 в зависимости от углов поворота платформы в азимуте.

Рис.10.4 Кинематическая схема гироплатформы инерциальной системы ИКВ-72

Акселерометр ДА-10 маятникового типа в «сухом» исполнении с индукционным датчиком углов и катушкой обратной связи, на кото­рую подается напряжение постоянного тока, вырабатывает сигналы, пропорциональные измеряемому ускорению. Акселерометры установлены на платформе так, что их оси чувствительности образуют трехгранник OXYZ. Акселерометры Ах и Ау выдают сигналы, на основе которых определяются составляющие абсолютной скорости ЛА; ак­селерометр Аz служит для выдачи сигнала, пропорционального вер­тикальному ускорению ЛА. В акселерометре (рис. 10.5) маятник 2, укрепленный на цапфах в опорах 1, под действием инерционных сил перемещается вдоль оси чувствительности вместе с роторной катушкой индукционного датчика угла 3 относительно статорных катушек 4. Вследствие этого в роторной катушке будет наводиться ЭДС, значе­ние которой пропорционально перемещению маятника, а ее фаза за­висит от направления перемещения. Эта ЭДС поступает в усилитель БУ-27, где предварительно усиливается, и далее на усилитель БУ-26, с выхода которого подается в виде напряжения постоянного тока на обмотку катушки обратной связи 6. Магнитное поле, возникающее вокруг катушки обратной связи, взаимодействует с полем постоянного магнита 5, укрепленного на корпусе. В результате этого взаимодей­ствия создается сила, противодействующая инерционной силе маят­ника. При равновесии этих сил значение тока в катушке обратной связи будет пропорционально ускорению платформы, а направление тока определяется знаком ускорения. Для выработки составляющих интегральной коррекции гироплатформы и абсолютной скорости по­лета ЛА (см. рис. 10.4) сигналы акселерометров Ах и Аy подаются на аналоговые интеграторы АИ1 и АИ2.

Рис 10.5 Функциональная схема акселерометра ИКВ-72

Интеграторами являются усилители постоянного тока с большим коэффициентом усиления, охваченные емкостной обратной связью (рис. 10.6). Они работают в двух режимах при подаче сигналов: «Готовность» — в режиме интегратора; «—15 В ТВ», определяющего начало точной выставки платформы, — в режиме апериодического усилителя с большим коэффициентом усиления ky = R3/R1. Пере­ключение режимов происходит с помощью МОП-ключа, находящегося в элементе схемы Э1. В режиме интегратора сигнал акселерометра сни­мается с резистора Rи, и поступает на вход 1 интегратора АИ, в ре­жиме усилителя емкость С шунтируется резистором R3 и на вход уси­лителя идет сигнал после первого каскада усиления блока БУ-26.

Рассмотрим режимы работы системы ИКВ-72. При включении пи­тания на курсовертикаль подаются: переменное однофазное напряже­ние 115В, 400 Гц, постоянное напряжение 27В, переменное трех­фазное напряжение 36 В, 400

Гц. При этом блоками встроенного конт­роля БВК-3 и БВК-4 вырабатываются сигналы «Исправность». «Ис­правность курса» и «Исправность вертикали», поступающие в нави­гационный комплекс, и происходит автоматическая подготовка курсовертикали к работе, которая состоит из двух этапов: ускоренный выход (УВ) платформы в горизонт и в азимуте и точная выставка (ТВ) платформы.

.

Рис 10.6 Схема интегратора акселерометра

Этап УВ обеспечивает быстрое согласование платформы относи­тельно корпуса курсовертикали. Для этого в каналах крена, тангажа и курса на рис. 10.7 показана схема канала крена, остальные схемы аналогичны. С помощью реле Р2 и Р1 на роторные обмотки СКТ γвн, СКТ # и СКТ Ч> подается питание 20 В, 12 КГц вместо 36 В, 400 Гц рабочего режима. Сигналы с синусных обмоток статоров СКТ γвн и CKTψ, где связи обозначены пунктирными линиями, идут на усилители стабилизации У2 и УЗ и далее на двигатели ста билизации М2 и МЗ, которые разворачивают платформу так, чтобы обнулить сигналы с синусных обмоток ротора. Сигнал с синусной об­мотки СКТ суммируется в усилителе стабилизации У1 с сигналом ак­селерометра Ах. В результате Ml отрабатывает раму тангажа так, чтобы сигнал с акселерометра Ах был минимальным. Усилитель УВР на этапе УВ получает сигнал от СКТ γвн и акселерометра Ау, застав­ляя внешнюю раму с помощью двигателя

Рис 10.7 Схема канала крена УВ.

стабилизации М4 принять согласованное положение. Этап ускоренного выхода платформы длит­ся около 1 мин, после чего по сигналу с БВК-4 начинается радиальная коррекция платформы или режим точной выставки. Одновременно с началом радиальной коррекции начинает работать гироскопическая стабилизация, описанная выше.

В режиме радиальной коррекции (рис. 10.8) с БВК-4 выдается сигнал «—15В ТВ» и сигналы с датчиков акселерометров Ах и Av поступают на аналоговые усилители интеграторов, в которых отклю­чена обратная связь, т. е. оси работают в качестве апериодических усилителей, После усиления сигналы поступают на датчики моментов Дм1 и Дм2 гироблока П. Последний заставляет прецессировать плат­форму с акселерометрами к положению, перпендикулярному вектору кажущейся скорости, который равен сумме векторов ускорения от си­лы тяжести и ускорения, определяемого изменением величины и на­правления скорости движения ЛА.

Рис 10.8 Схема канала тангажа(крена) в режиме радиальной коррекции.

При этом в канале курса (см. рис. 10.4) сигналы с синусной обмотки СКТ ψ последовательно пода­ются на усилитель УК и усилитель датчика моментов Дм1 гироскопа Г2. В итоге платформа стабилизируется по азимуту согласно произ­вольно направленному вектору кинетического момента Н2, гироблока Г2. Радиальная коррекция заканчивается тогда, когда сигналы с ак­селерометров близки к нулю. В результате реализации этого режима измерительные оси акселерометров будут находиться в горизонтальной плоскости с точностью до 3'. Для выработки сигнала «Готовность» сигналы с акселерометров поступают в БВК-3 (рис. 10.9, а), где обес­печивается контроль цепей коррекции.

Рис 10.9 Функциональные схемы контроля БВК-3:

а-контроль цепей коррекции и выдача сигнала (Готовность), б-контроль блока питания по напряжению +5В, в- конроль напряжения генератора ГН-14, г- контроль работы СКТ.

Этот контроль производится по условию, что сумма квадратов выходных сигналов коррекции должна быть равна квадрату напряжения U0, соответствующего угловой скорости вращения Земли, т. е.

(10.7)

При выполнении условия (10.7) БВК-3 выдает сигнал «Готовность» и с помощью БВК-4 производится переключение работы курсовертикали в рабочий режим. В рабочем режиме, курсовертикаль свободна в азимуте, так как ССКТ ψ отключен от усилителя УС. В горизонтальной плоскости платформа удерживается с помощью сигналов ин­тегральной коррекции, т. е. с помощью гироскопа Г1 (см. рис. 10.4), на который накладываются моменты коррекции, пропорциональные интегралам от горизонтальных составляющих абсолютных ускорений акселерометров Аx, и Аy. Причем параметры контура коррекции «аксе­лерометр—интегратор—гироскоп» выбраны так, что он имеет период Шулера, равный 84,4 мин.

Компенсация постоянной составляющей скорости дрейфа курсово­го гироскопа обеспечивается блоком запоминающего устройства. Принцип действия этого устройства заключается в том, что в режиме «Настройка» при скорости ЛА, равной нулю, на его вход поступают напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения Земли Uo, и напряжение Uo + Δ, где Δ — величина дрейфа курсового гиро­скопа, определяемая из выражения (10.8). На компараторе запоми­нающего устройства происходит сравнение этих напряжений и опре­деление Δ, которое преобразуется в двоичный параллельный код и запоминается в рассматриваемом блоке. При переходе курсовертикали к рабочему режиму сигнал компенсации постоянной составляющей скорости дрейфа курсового гироскопа в виде постоянного напряжения подается на соответствующий датчик моментов Дм2 до следующего ре­жима «Настройка».

Курсовертикаль имеет специфичный встроенный контроль, ко­торый не только контролирует параметры курсовертикали, обнаружи­вает ее основные неисправности во время предстартовой подготовки и в полете, но и обеспечивает управление режимами ее работы. Основны­ми блоками курсовертикали, обеспечивающими встроенный контроль и выработку сигналов для переключения режимов работы, яв­ляются блоки БВК-3 и БВК-4. К особенностям встроенного контроля, обеспечивающего работу курсовертикали, относятся следующие: фик­сируются и запоминаются все наиболее вероятные неисправности сис­темы; характеристики элементов встроенного контроля не снижают общей надежности курсовертикали; контроль полностью независим от внешней информации; какая-либо неисправность приводит к сня­тию сигнала «Исправность», индицируемому в навигационный комп­лекс (в частности, в БСКВ) по каналу работы конкретной курсоверти­кали.

БВК-3 предназначен для формирования сигналов отказов блока питания, блока генераторов, CKT ψ, СКТ υ и СКТ γ. Для контроля работы СКТ должно обеспечиваться следующее условие:

(10.8)

Сигнал с синусной обмотки СКТ у более 0,8В приводит к выдаче сигнала отказа.

Сигналы отказов, формируемые БВК-3, подаются на БВК-4. Ту­да же поступают сигналы с датчиков отказов БУ-26, блока питания при кратковременном отключении напряжения +27В и +15В и т. д. С помощью логических элементов временной задержки и управ­ляющих реле в БВК-4 формируются сигналы состояний ИКВ: «Исправность вертикали», «Исправность курса», «Исправность», «Готов­ность» и сигналы, обеспечивающие реализацию режимов. При назем­ной подготовке курсовертикали системы встроенного контроля выда­ют информацию об ее состоянии и прохождении всех подготовительных режимов. По сигналу «Готовность» курсовертикаль переводится в рабочий режим. Общий отказ системы и отказы блока питания, гене­ратора ГН-14, системы стабилизации, системы коррекции выдаются на соответствующие сигнализаторы отказов, которые хранят информацию об отказе даже после выключения питания курсовертикали. Сигналы отказов блоков и неисправных цепей можно проконтролировать через контрольный штепсельный разъем.

 


Инициальная система И-11

Инерциальная система И-11, применяемая на самолете Ил-62, является полуаналитической ИНС со свободной в азимуте ориента­цией осей. Эта система автономная и позволяет решать задачи самоле­товождения.

Инерциальная система И-11 обеспечивает:

-автономное или совместно с системой автоматического управления выполнение полета по маршруту в соответствии с программой, вве­денной в нее перед полетом или в полете (программируется до девяти участков маршрута);

-непрерывное автоматическое вычисление и индикацию текущего места ЛА в географической (φ и λ) и ортодромической (φ0, λо) системах;

-формирование и индикацию заданного путевого угла (ЗПУ) и бо­кового уклонения ΔZ от заданного направления маршрута;

-формирование и индикацию путевой скорости Vn и угла сноса (УС)

-определение и индикацию времени полета Т и оставшегося рас­стояния Soc до очередного промежуточного пункта маршрута (ППМ);

-определение и индикацию путевого угла (ПУ) и истинного курса ψ;

-вычисление и индикацию направления δв и скорости (U) ветра;

-ручную коррекцию частноортодромических координат места ЛА;

-индикацию географических координат и номеров ППМ введенных в систему, индикацию показателя готовности системы к работе, сигна­лов компенсации уходов гироскопов и составляющих путевой скорости VпN и VпE в цифровой форме.

Входными сигналами И-11 являются ИВС V и абсолютная высота Набс, выдаваемые СВС.

В И-11 входят (рис. 10.10) гироскопическая платформа ПГ-1В-11, блок электроники БЭ-3, блок автоматики БА-20, блок специализиро­ванного питания БСЛ-5, пульт управления ПУ-36, цифровой вычислительный комплекс ЦВК и аккумуляторная рама Р-3.

В свою очередь, ЦВК состоит из устройства ввода индикации
УВИ, аналого-цифрового блока связи АЦБС и специализированного
вычислительного устройства СВУ.

В кабине Экипажа размещены: ПУ-36, УВИ переключатель «Управление от И-11», кнопка «Сброс отказа И-11», светосигнальное табло «Управл. от И-11».

Погрешность определения текущих географических координат φ и λ за 7 ч работы системы И-11 составляют: по боковому 37 км по дальности 46 км. Время готовности системы при температуре окружающей среды +20 °С не более 35 мин.

Основные блоки системы. Гироскопическая ПГ-1В-11 обеспечивает положение осей чувствительности акселерометра в заданных направлениях относительно Земли и формирует с помощью акселерометров для ЦВК сигналы ах, ау и az, пропорциональные уско­рениям, действующим на платформу, выдает данные об угловых по­ложениях ЛА в виде сигналов с датчиков углов Дух, Дуу, Дуz на блок БЭ-3 и в режиме «Курсовертикаль» вырабатывает сигналы тангажа υ и крена γ ЛА.

Блок электроники БЭ-3 осуществляет усиление сигналов с датчи­ков углов Дух, Дуу и Дуz в каналах стабилизации по курсу, тангажу и крену и выдачу управляющих сигналов на двигатели стабилизации ψ, υ, γвн, γнар, а также арретирование и термостабилизацию гиро­скопов, платформы и собственно блока электроники.

Блок автоматики БА-20 интегрирует сигналы акселерометров ах, ау и аz и преобразует их в импульсы Qx, Qy и Qz, воспринимаемые ЦВК, преобразует управляющие сигналы ЦВК и выдает на датчики моментов гироскопов сигналы, пропорциональные угловым скорос­тям ωх, ωy и ωz, а также обеспечивает прохождение режимов «Выставка», «Навигация», «Курсовертикаль» и встроенный контроль ис­правности гироплатформы. Цифровой вычислительный комплекс ЦВК на основе информации, получаемой в различных датчиков, на основе жесткой программы вы­числений обеспечивает предполетную подготовку и работу системы И-11, решение задач самолетовождения с высокой точностью и конт­роль работы системы.

Аналого-цифровой блок связи АЦБС обеспечивает преобразова­ние исходных данных, поступающих с блока УВИ и аналоговых дат­чиков системы, в код и выдает их для последующих вычислений в блок СВУ, преобразование кодовой информации с выхода СВУ в ана­логовые сигналы и для ее индицирования на УВИ.

Специализированное вычислительное устройство СВУ на основа­нии исходных данных и жесткой программы непосредственно решает задачи самолетовождения и обеспечивает работу системы И-11.

Устройство ввода и индикации УВИ позволяет набирать и вводить исходные данные и индицирует навигационные параметры.

Пульт управления ПУ-36 обеспечивает включение системы, управ­ление режимами работы и методами выставки платформы и также да­ет возможность определить состояние системы.

Блок специализированного питания БСП-3 вырабатывает специа­лизированное питание, необходимое для обеспечения работоспособ­ности системы.

Аккумуляторная рама Р-3 является аккумуляторной батареей, которая обеспечивает непрерывность питания И-11 постоянным то­ком напряжением 27В и исключает снижение питающего напряже­ния ниже +27 В. Время работы системы аккумулятора не более 1 мин. Основой И-11 является пространственная гиростабилизированная четырехрамочная платформа ПГ-1В-11. Основным достоинством та­кой схемы являются: большие углы прокачки платформы и рам, ком­пактность и жесткость самой платформы. Платформа установлена на ЛА так, как показано на рис. 10.11. Наружная рама /, ось 0Y которой ориентирована вдоль строительной оси ЛА, называется рамой наруж­ного крена. Рама 2, ось вращения ОХ которой перпендикулярна оси 0Y, называется тангажной. Следующая рама 3 — внутреннего кре­на. Рама 4, ось 0Z вращения которой перпендикулярна осям ОХ и ОY, — рама курса. На платформе П, связанной с рамой курса, разме­щены два трехстепенных астатических гироскопа Г1 и Г2 типа ГПА-20 и три акселерометра Ах, Аy, Аz типа ДА-1. В качестве датчиков уг­ловых отклонений ЛА относительно положения платформы исполь­зуются синусно-косинусные трансформаторы СКТ ψ, СКТ υ и СКТ γ с двухступенчатым отсчетом углов (грубый и точный - на рис. 21.8 СКТ с точным отсчетом углов обозначен звездочкой).

 

Рис 10.10. структурная схема инерциальной систему И-11

 

Акселерометры установлены так, чтобы их оси чувствительности были взаимно перпендикулярны и образовали трехгранник OXYZ. Акселерометры Ахи Ау выдают информацию для решения навигационных задач, Аг служит для выдачи сигналов, пропорциональных вер­тикальному ускорению. Ось кинетического момента Н2 гироскопа Г2 (восточного) ориентирована на оси ОХ, ось кинетического момента Н1, гироскопа Г1 (северного) ориентирована по оси ОY. Гироскоп П прецессирует относительно осей ОХ и ОZ, а Г2 — относительно осей ОY и ОZ.

Стабилизация рам карданова подвеса осуществляется с помощью следящих систем. На осях рамок гироскопов установлены датчики моментов Дм. При подаче на них сигналов, формируемых ЦВК, об­разуются управляющие моменты Мynp, приложенные к гироскопам по определенным осям. Под их действием гироскопы прецессируют и выдают сигнал с индукционных датчиков угла Ду через усилители стабилизации платформы УСП на двигатели отработки.

Под их действием платформа отслеживает направление векторов кинетических моментов Нх и Ну гироскопов. Стабилизация платформы в пространстве осуществляется раздельно по каждой оси ее карданова подвеса.

При эволюциях ЛА оси υ и γвн меняют свое положение в простран­стве и поэтому между датчиками угла Дух, Дуy и следящими система­ми γвн и υ имеется преобразователь координат ПК ψ, связанный с осью ψ и распределяющий сигналы в зависимости от значения угла ψ.

Таким образом, гиростабилизированная платформа ориентирует оси чувствительности акселерометров в горизонтальной системе коор­динат OXYZ со свободной в азимуте ориентацией осей. Особенность такой системы состоит в том, что проекции угловой скорости трехгран­ника OXYZ на ось OZ, совпадающей с осью 0Zг, географической системой координат, равны нулю,

Рис 10.11 кинематическая схема гироплатформы инерциальной системы И-11

Рис 10.12 Канал арретирования инерциальной системы И-11


т. е. оси ОХ и 0Y платформы не вра­щаются вокруг оси 0Z относительно инерциального пространства. Применение этой системы координат позволяет избавиться от основ­ного недостатка ИНС с географической системой координат —резкого увеличения ошибок при полетах Л А в высоких широтах, когда состав­ляющие ускорений, пропорциональные tgφ, быстро нарастают. Рас­сматриваемая платформа имеет еще одну особенность. Физическое мо­делирование осей трехгранника OXYZ осуществляется гироскопами Г1 и Г2, поэтому оси их кинетических моментов должны быть строго перпендикулярны. Для этого применяют канал арретирования, пред­ставленный на рис. 21.9. На вход усилителя арретирования Уар с датчика Дуz подается сигнал рассогласования между азимутальной осью гироскопа Г2 и азимутальной осью платформы. С выхода усили­теля сигнал поступает на Дмωz2 и заставляет гироскоп Г2 прецессировать в азимуте до тех пор, пока не будет обеспечена перпендикуляр­ность кинетических моментов. Гироскоп ГПА-20 является поплавко­вым астатическим гироскопом с трехфазным синхронным гистерезисным гиромотором

ГСМ-1Б. Акселерометр ДА-1 относится к чувстви­тельным элементам маятникового поплавкового компенсационного типа, принцип действия которого основан на измерении инерционного момента с помощью электрической пружины.

Связь блоков, входящих в состав ЦВК, представ­лена на рис. 10.13. После подачи питания и команды с ПУ-36, опре­деляющей подрежим подготовки системы к полету в режиме «Выставка», нажатием соответствующих кнопок наборного поля УВИ вводятся исходные параметры и координаты. Вместе с этим в ЦВК поступают сигналы, пропорциональные приращению скорости и гироскопичес­кому курсу. На основании полученной информации ЦВК вычисляет и выдает управляющие сигналы и команды, которые обеспечивают функционирование И-11. По мере готовности системы на УВИ инди­цируется показатель готовности и выдается команда «Готовность». В режиме «Навигация» ЦВК вычисляет и выдает навигационные па­раметры, индицируемые на УВИ, и сигналы, обеспечивающие функ­ционирование системы. В наземном режиме «Контроль системы» ЦВК вычисляет расчетные координаты и сравнивает их с фактическими, выдавая в случае необходимости команду «Неисправность». СВУ яв­ляется цифровым вычислителем с жесткой программой с двоичной сис­темой кодирования чисел и команд.

Режимы работы системы И-П. В системе И-11 предусмотрены сле­дующие режимы работы: обогрев, выставка, навигация, контроль, Курсовертикаль. Переключение режимов производится подачей соответствующих команд с ПУ-36.

Рис 10.13 Функциональная схема цифрового вычислителя комплекса И-11

Режим «Обогрев». Этот режим предназначен для создания опреде­ленных температурных условий работы блоков и элементов системы. В гироплатформе применяется обогрев и термостатирование гироско­пов в диапазоне 7О...75°С, а также акселерометров и элементов бло­ков БА-20 и БЭ-3. Режим «Обогрев» производится перед режимом «Выставка» или одновременно с ним. При одновременном проведении этих режимов вначале включается режим «Обогрев», а затем при до­стижении температуры гироскопов (20 ± 5)°С происходит автомати­ческий переход на режим «Выставка». Система термостатирования работает во всех последующих режимах.

Режим «Выставка», Назначение режима «Выставка»: горизонтирование платформы ПГ-1В-11, т. е. приведение осей чувствительности акселерометров и гироскопов в плоскость горизонта; определение ориентации осей чувствительности акселерометров и гироскопов отно­сительно меридиана, т. е. определение начального азимутального угла платформы φ0 (аналитическое гирокомпасирование); компенсация на­чального дрейфа платформы, причем полностью или частично. Режим «Выставка» определяется командой «Выставка» с ПУ-36 и командой «Вкл. система», формируемой в ПГ-1В-11 при достижении темпера­туры гироскопов (20 ± 5) °С. При этом на систему поступают напря­жения: 27 В; 200 В, 400 Гц; 36 В, 400 Гц и специализированные на­пряжения, вырабатываемые блоком БСП-5.

В И-11 предусмотрено три режима выставки: одинарное гирокомпа­сирование, двойное гирокомпасирование и выставка по заданному курсу. Процесс выставки производится автоматически и по мере про­хождения ее этапов на УВИ высвечивается цифровое значение сиг­нала «Признак готовности» (ПГ), соответствующее каждому этапу.

Одинарное гирокомпасирование является основным видом вы­ставки и состоит из трех подрежимов: грубая выставка, горизонтирование и выставка в азимуте или гирокомпасирование.

В подрежиме «Грубая выставка» происходит разгон гироскопов и осуществляется предварительное ориентирование платформы по сиг­налам СКТ-датчиков углов ψ, υ, γ (см. рис. 10.11). Сигналы с СКТ через усилители стабилизации платформы (УСП) блока БЭ-3 поступают на двигатели отработки Mψ, Мυ, Mγ, которые ликвидируют углы рассогласования между осями ЛА 0XgYgZg и осями платформы OXYZ. Во время прохождения подрежима «Грубая выставка» на УВИ высве­чивается значение ПГ «90». По окончании этого режима выдается команда «Горизонтирование» и на индикаторе УВИ появляется циф­ра «80».

Подрежим «Горизонтирование» осуществляет установку платфор­мы в плоскость горизонта по сигналам акселерометров. При этом за­действованы три измерительные цепи (рис. 10.14).

Рис 10.14 измерительные цепи, реализующие подрежим «горизонтирование»

Согласно рис. 10.14 акселерометры, распо­ложенные на платформе, при неподвижном ЛА выдают сигналы, пропорциональные углу отклонения платформы от плоскости гори­зонта. Эти сигналы ах и а„ через усилители датчиков моментов УДму УДмх поступают на датчики моментов Дму и Дмх, под действием ко­торых гироскопы прецессируют и выдают сигналы с датчиков углов Дуу и Дух. Эти сигналы через УСП подаются на двигатели следящих систем платформы, которые разворачивают ее до тех пор, пока не про­изойдет выставка платформы в плоскость горизонта. При этом сиг­налы с СКТ отключены. При несовпадении оси OY платформы со строи­тельной осью ЛА 0Хg сигнал с СКТ ψ поступает на фазочастотный выпрямитель (ВФЧ) и датчик моментов Дмг гироскопа Г1, который начинает прецессировать. Его сигнал с Дуz1 через УСП подается на двигатель Mψ, который отрабатывает платформу в азимуте до совме­щения оси 0Y платформы с осью OXg ЛА.

Подрежим «Гирокомпасирование» начинается после окончания под­режима «Горизонтирование» и осуществляется с помощью ЦВК-В И-11 управление азимутальной осью гироплатформы аналогично управлению азимутальной осью любого гироагрегата курсовой сис­темы, т. е. угловая скорость ее движения в азимуте устанавливается равной угловой скорости вращения Земли для текущей широты местонахождения ЛА. Но реализовано оно с помощью более точных датчи­ков и аналитических расчетов на цифровом вычислительном устрой­стве. Задача гирокомпасирования — вычисление начального азиму­тального угла платформы ψ0 (рис. 10.15).

Процесс подрежима «Гирокомпасирование» разбит на два этапа: грубое и точное гирокомпасирование. Прежде чем перейти к рассмотрению этих этапов,

Рис 10.17 Схема цифровой выставки платформы в азимуте

необходимо выяснить физические процессы про­исходящие при гирокомпасировании платформы. Считаем что платформа установлена на неподвижном ЛА, находящемся в точке О на широте ψ (рис. 10.16). Платформа выставлена в плоскость горизонта и повернута в азимуте вокруг оси 0Z на угол ψ. Вектор угловой скорос­ти Ω3 суточного вращения Земли направлен по оси мира, наклоненной к плоскости горизонта на угол φ. Тогда составляющая ωx угловой скорости вращения платформы вместе с Землей будет

(10.9)

Поворот платформы вокруг оси ОХ с угловой скоростью ωx вы­зывает соответствующий наклон платформы на угол β. Так как на платформе установлен акселерометр, ось чувствительности которого направлена вдоль оси OY, то он будет фиксировать составляющую кажущегося ускорения акy — gβ, которая пропорциональна β, а значит, и величине ωx, или азимутальному отклонению платформы ψ0. На этом и построено определение неизвестного ψ0 на месте стоянки ЛА при запуске И-11.

В блок-схеме цифровой выставки платформы в азимуте (рис. 10.17) сигналы с датчиков поступают на компенсационный интегрирующий преобразователь (ПИК) и затем в виде импульсов подаются на ЦВК, где проходят звено динамической коррекции (ЗДК), умножаются на коэффициент передачи k2/a и сравниваются с расчетными составляющими угловой скорости вращения Земли Ω3. С ЦВК сигналы посту­пают на соответствующие датчики моментов платформы. Так как азимутальный угол выставки платформы ψ0 вначале не известен, то принимают ψ0 = 0 и вводят значения составляющих угловой скорости Земли, рассчитанные на основе этой величины. Вычисленные по формулам согласно блок-схеме сигналы угловых скоростей

(10.10)

и поданные на датчики моментов вызовут видимый уход платформы, так как истинный ψ0=^ψ0. Этот уход вырабатывает сигналы с акселе­рометров, которые после интегрирования на ПИК определяют вели­чины скоростей Vx и Vy, зависящие от ψ0. С целью повышения точ­ности определения Vx и Vy после переходных процессов их осредняют:

(10.11)

Время осреднения Тоср = 200 с. При этом на УВИ высвечивается значение ПГ «60». На основе вычислений (10.11) производят расчет азимутального угла в первом приближении

(10.12)

Погрешность такого определения Δψ0 = 3°. По найденному ψ0 уточ­няют составляющие угловой скорости вращения Земли и вводят в систему. На УВИ высвечивается значение ПГ «50», которое с учетом переходных процессов длится 75 с.

Этап точного гирокомпасирования характеризуется уменьшением коэффициентов передачи и, как следствие, увеличением переходных процессов. Азимутальный угол ψ0 непрерывно уточняется по формуле

(10.13)

При уточнении значения ψ решаются уравнения (10.10). В момент начала точного гирокомпасирования высвечивается значение ПГ «40», которое индицируется в течение 4мин. При окончании этого этапа значения ПГ уменьшаются и достигают «0»...«10».

Завершающий этап этого подрежима — балансировка горизонталь­ных осей платформы. Описанный процесс одинарного гирокомпаси­рования происходит при балансировочных сигналах по горизонталь­ным осям ОХ и OY, оставшихся в памяти у вычислителя от последнего двойного гирокомпасирования. Изменение дрейфа гироскопов с тече­нием времени по отношению к дрейфу, определенному при последнем двойном гирокомпасировании, вызывает нескомпенсированный уход гироплатформы.

Балансировка азимутальной оси OZ осуществляется в течение все­го времени предыдущего этапа. Балансировка горизонтальных осей ОХ и 0Y производится с учетом предыдущего определения баланси­ровочных сигналов после завершения этапа гирокомпасирования. Вычисление балансировочных сигналов проводится с помощью СВУ на основе определенных зависимостей. Но при одинарном ги


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.