Источники современного африканского права. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Источники современного африканского права.

2017-11-16 737
Источники современного африканского права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеризуя систему источников права в правовых системах африканских государств, прежде всего, необходимо указать на их противоречивый и сложный характер. В одних правовых систе­мах закон является первым источником права, в других — судеб­ный прецедент, в третьих — правовой обычай. Тем не менее, необходимо очертить относительно общую систему этих источни­ков, характерную для правовых систем большинства африкан­ских государств.

Наиболее характерной чертой источников права, как уже отме­чалось, является их противоречивость, обусловленная сложностью самих правовых систем, обычно включающих две и более разно­типных подсистемы традиционного и современного права.

Официально главным источником права во многих государствах является закон. Возглавляет систему законодательства конститу­ция, однако роль конституционного регулирования незначительна, поскольку содержательная и формальная составляющая действий конституций различна.

Практически во всех африканских государствах приняты кон­ституции. Однако, их роль в обеспечении государственной ста­бильности незначительна, поскольку нестабильность государ­ственной власти нередко является следствием военных конфлик­тов и переворотов.

Необходимо указать на сложный механизм соотношения кон­ституционных норм и норм обычного права. Поскольку нормы традиционного права входят в качестве составляющей в нацио­нальную правовую систему, то они должны формально соответ­ствовать нормам конституции. Однако, традиционный уклад жиз­ни общества, обуславливающий доминирование правовых обыча­ев, оставляет свой отпечаток на конституционном строительстве этих государств.

Закон, как уже отмечалось, является основным источником права в большинстве африканских государств, что отражает заимствование правовых положений у колониального права. В образовавшихся государствах, являющихся в прошлом коло­ниями европейских государств, в частности Франции, в принци­пе действуют нормы Гражданского и Торгового кодексов Фран­ции, либо в том виде, в каком они были первоначально приняты, например, в Чаде, либо с известными модификациями, осуще­ствленными для колоний, например в Сенегале. А в тех государ­ствах, где были приняты кодифицированные акты, регулирую­щие данные отрасли права, заметен след французского законо­дательства.

В Нигерии действуют законы, согласно которым, английское общее право считается источником национального нигерийского права, что отражает колониальное наследие этой страны. Или, например, Высокий суд Танзании и в настоящее время руковод­ствуется английскими прецедентами XIX в.

В англоязычных странах, наряду с законодательством, источ­ником права является судебный прецедент. Обращенный к про­шлому, он, пожалуй, более всего связан с колониальным правом и серьезно осложняет проблему его преодоления. Перед этими государствами стоит сложная задача приспособления прецедент­ного права к потребностям современного правового развития этих государств. Из-за проблемности многих отраслей законода­тельства большинства африканских государств судебные преце­денты играют значительную роль в качестве источника права.

Важная особенность системы источников современных афри­канских государств заключается в том, что закон не всегда обла­дает высшей юридической силой, поскольку важнейшие вопросы жизни общества регулируют акты исполнительной власти, а не законы.

В некоторых государствах конституции предусматривают воз­можность парламента уполномочить законом президента прини­мать меры, которые обычно относятся к области закона (Консти­туция Сенегала в редакции Конституционного закона 1983 г.).

Согласно Конституции Танзании, Парламент страны может предоставить любому лицу и органу власти право издавать поста­новления, имеющие силу закона. Обычно такое право предостав­ляется президенту, первому вице-президенту и правительству республики.

Таким образом, важным источником современного африканс­кого права является делегированное законодательство, т.е. нормативно-правовые акты, принятые исполнительными органами государственной власти, приравненные по своей юридической, силе к законам. Они в настоящее время весьма распространены в данных государствах. Например, в условиях суперпрезидентской республики преобладают президентские декреты по срав­нению с законами (с 1972 г. любое высказывание президента Конго Мобуту официально рассматривается как имеющее силу закона).

В качестве самостоятельного источника права выступает и обычное право, нормы которого регулируют, как уже отмечалось, важные сферы общественных отношений. Многие положения обычного права получают законодательное закрепление.

Однако, современная тенденция развития правовых систем африканских государств показывает, что обычаи становятся ис­точником права лишь в том случае, если они в какой-то мере санкционированы государством — либо восприняты правоприме­нительными органами, либо на них имеется отсылка в законе. Национальное законодательство предписывает в общей форме, что суды «должны» или «могут» осуществлять юрисдикцию в соответствии с обычным правом при определенных обстоятель­ствах, предусмотренных законом. Такую санкцию обычая можно обозначить как первичную или отсылочную.

Таким образом, обычаи в системе источников права в традицион­ном обществе играют значительную роль, поскольку они содержат в себе элемент постоянства и обретают характер обязательного.

В качестве самостоятельного источника права в правовых системах тех африканских государств, где преобладает мусуль­манское население, выступают исламско-правовые нормы, регу­лирующие преимущественно сферы личного статуса граждан, исповедующих ислам.

Нормы международного права также являются источниками права этих государств. В ряде африканских государств на консти­туционном уровне закрепляется приоритет надлежащим образом ратифицированных международных торговых соглашений и иных международных договоров, затрагивающих, в частности, вопросы статуса лиц, присоединения или изменения территории по отноше­нию к национальному закону (например, в Конституции Сенегала 1963 г.).

Во многих современных африканских государствах предпочте­ние отдается имплементации норм международного права в наци­ональные законодательства. Например, в ЮАР международное соглашение не становится частью его законодательства, и соглас­но Конституции, оно становится общеобязательным после приня­тия соответствующего закона, имплементирующего его нормы в национальное законодательство.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.