Специфика американского права — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Специфика американского права

2017-11-16 785
Специфика американского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку в США сосуществует правовая система федераль­ного уровня и 50 правовых систем штатов, то использование понятия «национальная правовая система» является не совсем точным. Понятие правовой системы США (американское право) отражало и отражает всю совокупность специфических черт вы­шеуказанных правовых систем, обладающих внутренним един­ством, обусловленным историческими факторами, что позволяет считать их единой правовой системой.

Федеральная правовая система образовалась после завоева­ния независимости и принятия Конституции США 1787 г. Что касается формирования правовых систем штатов, то они также были обусловлены провозглашением независимости США, их фундамент был заложен Первым и Вторым континентальными конгрессами. Этот процесс был ускорен принятием Конституции США.

Как известно, в семье прецедентного права выделяется анг­лийская и американская ветви. При этом американское право базируется на английском общем праве. Несмотря на их генети­ческую связь и сходство, в процессе развития американское пра­во обрело специфические черты, позволяющие отличить его от английского общего права.

В настоящее время различие между английской и американ­ской правовой системой определяется рядом факторов. Различия между ними коренятся и в образе жизни, и в системе управле­ния, и в экономической структуре, и даже в методах использо­вания одних и тех же правовых инструментов, каковыми являют­ся судебные учреждения и источники права. Англия — странатрадиций, с монархической формой правления парламентского типа, а США — президентская республика с достаточно сильным парламентом. Американское право не восприняло некоторые ан­глийские судебные решения, имевшие чисто средневековое про­исхождение, — в области земельной собственности, наследова­ния и т.д. Кроме того, зародилось немало новых прецедентов, на­пример, в праве корпораций, договорном праве, которые были ориентированы на саморегулирующуюся экономику. Общее пра­во в США не выступает лишь как простая разновидность или копия общего права Англии, несмотря на то, что многие право­вые институты являются производными от английских. Преце­дентное право США отличает как историческая связь с англий­ским правом, так и значительная самостоятельная роль в системе общего права.

В США еще в колониальный период, т.е. значительно раньше, чем в Англии, произошло слияние общего права с правом спра­ведливости. Последнее было поглощено в большинстве штатов и в правовой системе федерации судами общей юрисдикции.

Для американского юриста, как и для английского, как отме­чал Р. Давид, право — это, прежде всего, право судебной прак­тики: нормы, выработанные законодательством, которые по-настоящему входят в американское право лишь после того, как будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные реше­ния, их применившие.

Нормы общего права в его буквальном, чисто английском понимании, применяются американскими судами в последнее вре­мя в сравнительно ограниченных сферах, например, при рассмот­рении обстоятельств причинения вреда и т.д. Но общее право, в широком смысле слова, как право, созданное судьями, сохраняет важное место в современной правовой системе США. Оно высту­пает не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования общественныхотношений, как особый стиль юридического мышления, для кото­рого присуща высокая степень правотворческой активности судов.

В XIX—XX вв. на базе Конституции США сложился своеоб­разный правовой институт — судебный конституционный конт­роль. Результатом деятельности этого института было не только толкование конституционных положений Верховным судом США, но и признание большого числа законов штатов и Конгресса не­конституционными, а поэтому недействительными, т.е. не имею­щими юридической силы.

В целом же в США сложилась дуалистическая система, со­стоящая из прецедентного права и взаимодействующего с ним законодательства. Большие возможности судебного воздействия на законодательство не отменяют того факта, что законодатель­ство в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии. Это связано преж­де всего с наличием конституции, а точнее — целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет и играющей значительную роль, и разных по возрасту конститу­ций штатов. По Конституции США штатам предоставляется до­статочно широкая законодательная компетенция.

Существенной особенностью правовой системы США являет­ся связь с федеративной структурой государственного устрой­ства. Входящие в состав США штаты наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законода­тельство и свою систему прецедентного права. Это означает, что в США существует 51 правовая система: одна федеральная и пятьдесят в штатах.

Важнейшая особенность американского права заключается в более свободном действии правила прецедента, проявляющееся в том, что Верховный суд США и верховные суды штатов ни­когда не были жестко связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и возможность маневрировать в процессе приспособления права к изменяющимся потребностям в разви­тии общества. Такое более свободное обращение с судебным прецедентом приобретает особое значение в свете правомочий американских судов осуществлять контроль за конституцион­ностью закона. Таким образом, Верховный суд США и верховные суды штатов могут отказаться и от прецедента конституционного толкования.

Необходимо отметить, что в США, как и в Англии, примене­ние закона зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что единообразные кодексы или законы будут повсеместно одинаково толковаться судебной практикой.

Таким образом, американскому праву присущи все признаки, характеризующие семью общего права. При этом оно имеет специ­фику, проявляющуюся в его функционировании, что позволяет вы­делить американское право в особую ветвь в семье общего права.

 

Федеральное право и право штатов

Соотношение федерального права и права штатов имеет дос­таточно сложный характер. Конституция США заложила принци­пы, определяющие их соотношение. Полномочия, не предостав­ленные Конституцией США, пользование которыми не возбране­но отдельными штатами, остается за штатами или народом.

Развитие правовой системы США привело к преобладанию федерального права над правом отдельных штатов. Этому во мно­гом способствовали решения Верховного суда США, которые пре­дусматривали, что суды в штатах должны решать дела не просто в соответствии с Конституцией или законами штата, но и в соот­ветствии с «верховным правом страны», т.е. с федеральным пра­вом. Судебная практика по этому вопросу долго оставалась проти­воречивой.

Для формирования федерального общего права принципиаль­ное значение имело решение Верховного суда 1938 г. В нем Вер­ховный суд указал, что федеральные суды не могут создавать «независимый свод национальных доктрин в сфере общего торго­вого права», а должны в случае коллизии законов применять общее право штатов. Для расширения компетенции федеральногоправа, и соответственно, ограничения компетенции штатов, ос­новным инструментом стала «торговая оговорка». Эта конститу­ционная норма наделяла федеральные органы правом издавать законы, регулирующие торговлю между штатами. Процесс рас­ширения сферы действия этой оговорки постепенно расширялся в соответствии с потребностями растущей американской эконо­мики. Это решение содержит основу урегулирования отношений между федеральным правом и правом штатов.

Верховный суд в одном из своих решений в 1972 г. высказался о желательности формирования в практике низших федеральных судов своего рода каркаса федерального общего права, уклонив­шись от высказывания по вопросу о юридической силе решений нижестоящих федеральных судов для судов штатов. Последние счи­тают, что они должны следовать только решениям Верховного суда США, а все иные решения рассматривать лишь как «убедительные» или же как заслуживающие «уважительного рассмотрения».

В XX в. возникла необходимость проведения кодификацион­ных работ в сфере федерального права. В 1909 г. был принят федеральный Уголовный кодекс, который охватил сравнительно узкий круг вопросов, отнесенных Конституцией США к ведению федерации (государственная измена, подделка валюты, пират­ство и некоторые другие).

Федеральное законодательство США публикуется в качестве Свода законов, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен крупным правовым институтам (например, раздел 7 — «Сельское хозяйство», раздел 40 — «Патенты», раздел 50 — «Вой­на и национальная оборона»). По своему составу £вод неодноро­ден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой. Другие, напротив, включают законы, со­ставленные по определенной схеме. Свод законов США переизда­ется каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое место он должен занять в Своде зако­нов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы действующего Свода.

В отличие от Англии, в США общее право не стало единым для всей страны и имеет существенные различия по штатам. Общее право в США никогда не было всеобщим, поскольку оно применялось в различных штатах дифференцированно, по-разно­му конкретизировалось в судебной практике. Федеральное зако­нодательство не включило общее право как таковое в систему федерального права, и лишь немногие из действующих конститу­ций штатов прямо рассматривают общее право как обязательное к применению в судах в случае отсутствия законодательства по конкретному вопросу.

В сферу компетенции федерального права входит регулирова­ние экономики, финансов, обороны, авторских прав, патентных отношений, трудовых отношений, таможенных правил, внешней торговли, торговли между штатами, морского права, права охра­ны природы, банкротства и других общегосударственных про­блем, строго оговоренных Конституцией США.

Сфера компетенции права штатов охватывает области семей­ного, наследственного, договорного, уголовного, земельного права, права компаний, страхового права и регулирования ценных бумаг и некоторых других. Необходимо отметить, что в области частного права компетенция права штатов практически не ограничена.

Область применения права штатов, в особенности по вопросам гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса, значительно шире, чем федерального права и сопутству­ющего ему общего права, представляющего собой совокупность судебных прецедентов, обусловленных необходимостью толкова­ния федеральных законов. Размежевание сфер действия федераль­ного права и права штатов в некоторых областях правового регу­лирования представляется сложным, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются не только федеральным правом, но и правом штатов.

Так, кроме вопросов, которые Конституцией отнесены к исклю­чительной компетенции Конгресса, существуют также вопросы, по которым законодательствует Конгресс, но одновременно и шта­там предоставлена известная компетенция. Это, так называемая, остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательство­вать по этим вопросам, но им запрещается принимать положения,идущие вразрез с нормами федерального права. Зато им не запре­щается дополнять федеральное право или восполнять имеющиеся в нем пробелы. Наряду с федеральными налогами существует фискальное право в каждом штате».

Конституция США также закрепляет основные принципы, регулирующие взаимоотношения между штатами.

Прежде всего, это принцип полного доверия и уважения, со­гласно которому законы, действительные в одном из штатов, должны признаваться в другом. На основе этого принципа судеб­ные органы одного штата принимают решения судов других шта­тов, принятых по гражданским делам, а также принимают лич­ные документы и акты других штатов (например, водительские права, свидетельства о браке и др.). Однако, данный принцип не предполагает применения норм уголовного права одного штата в другом.

Следующий принцип, регулирующий взаимоотношения между штатами, заключается в закреплении межштатных привилегий и льгот, согласно которому привилегии и льготы жителей одного штата распространяются на жителей других штатов, и включает в себя правовую защиту, право доступа в суд, освобождение от дискриминационного налогообложения.

И, наконец, принцип выдачи преступников, по которому, не­зависимо от местонахождения преступника, любой штат обязан его выдать по требованию штата, где он совершил преступление.

Кроме названных принципов Конституция США устанавлива­ет требование мирного разрешения споров между штатами, ко­торые могут рассматриваться Верховным судом США.

Как отмечает В. Бернхем, существует немало различий между правом разных штатов, подчас значительные, которые большей частью связаны с законодательными решениями, но бывают и следствием толкования общего права. Судебная система и органи­зация управления меняются от штата к штату, равно как и граж­данский и уголовный процессы. Различны основания и условия расторжения брака: в одних штатах установлен режим общности имущества супругов, а в других — раздельный. Несовпадениенорм наблюдается в праве товариществ и фискальном праве. От штата к штату меняется перечень наказаний, предусмотренных уголовным законом.

Несмотря на сильные тенденции к единообразию судебной системы, нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несхожие, а иногда противоположные ре­шения. Это создает коллизии, которые усугубляются возможно­стью расхождения решений судов штатов (рассматривающих подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел.

Таким образом, следует согласиться с К. Цвайгертом и X. Кётцем, что США можно охарактеризовать как гигантский политико­-правовой полигон, на котором каждый штат испытывает результаты развития собственного законодательства и судебной практики в том или ином направлении, накапливает посредством этого опыт, делит­ся информацией о судебной практике, которая чревата противоречи­ями в области правовой политики и может воздействовать на дру­гие штаты как в положительном, так и отрицательном смысле.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.