Закономерности и формы сближения правовых систем. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Закономерности и формы сближения правовых систем.

2017-11-16 2342
Закономерности и формы сближения правовых систем. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имели место даже идеи о всемирной унификации права. Задача сближения правовых сис­тем приобретает особое звучание и в современном мире.

Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями разви­тия человечества на современном, этапе. Данный процесс проис­ходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осу­ществляется стихийно и законодателю остается их зафиксиро­вать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.

Что касается планомерного целенаправленного сближения,

то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативно­-правового акта, направленного на регулирование соответствую­щих норм политической, экономической, социальной, гуманитар­ной и других сфер жизни общества. То есть данная форма уни­фикации — это специально организованная деятельность по еди­нообразному правовому регулированию в разных сферах между­народных отношений.

На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлия­нию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согла­сованного правового развития. Его поиск и установление пра­вильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и прак­тиков.

Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование. В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных правовых систем разных государств в конце XX — начале XXI вв. оказывают влияние развитие современных систем коммуникации.

Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и института­ми права. Например, космическое право, право воздушного про­странства, атомное право и др.

Нормативно-правовая база сближения правовых систем раз­лична, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — уни­фицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, нормативно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный ха­рактер.

Процесс сближения национальных правовых систем, по мне­нию Ю.А. Тихомирова, предполагает:

— разработку общей политики государственного правового развития;

— осуществление мер по преодолению правовых различий;

— принятие мер по выработке общих совместных юриди­ческих правил.

Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до извест­ного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаи­мовлияние возможно между системой общего права и романо­германской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает опре­деленное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт су­ществования дуализма в правовых системах исламских госу­дарств предполагает определенное взаимодействие и дополне­ние между правовыми системами различного типа правопонима­ния.

По этому поводу С.С. Алексеев отмечает, что сближение правовых систем происходит не только между правовыми системами одной семьи, но и между самими правовыми семьями. Например, «путь прецедентного права характерен для единого («общего») европейского права в целом, в формировании которого значи­тельную роль играет Люксембургский суд Европейских Сооб­ществ, вырабатывающий в контексте решаемых дел прецедентов единые для сообщества единые принципы».

Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым меж­дународным стандартам. Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую уста­новлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адап­тации законодательства Украины к законодательству Европей­ского Союза и осуществление интеграции Украины в Европей­ское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение

0 партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европей­скими Сообществами и их государствами-членами 1994 г., а также Указом Президента Украины «Опрограмме интеграции Украины в Европейский Союз» 2000 г. и Законом Украины «О Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» 2004 г.

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обя­зательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспе­чение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС. Адаптация законодательства ЕС является планомерным процес­сом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия за­конодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, оп­ределенным в Декларации, в направлении установления верхо­венства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмот­ре законодательства Украины в сферах, определенных Соглаше­нием о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украи­ной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на за­ключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; под­готовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интегра­ции Украины к общему рынку ЕС.

Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «согласованное» правовое раз­витие государств можно рассматривать применительно к четырем основным направлениям и формам их проведения:

1) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

2) гармонизация законодательства, когда согласовываются об­щие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

3) принятие модельных законодательных актов;

4) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юриди­ческие нормы (правила)».

Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, гео­политические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается чис­ло единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и уни­фикация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в нацио­нальное законодательство и оказанию международной правовой помощи.

 

Унификация правовых норм.

Унификация правовых норм является важнейшей формой сближения правовых систем и представляет собой процесс, свя­занный с попытками приведения различных правовых систем и отдельных их составных частей, в частности, правовых норм, к некоему общему знаменателю. На национальном и региональном уровнях идея унификации уходит своими корнями в глубокую древность. На международном же уровне унификация начинает широко применяться в конце XVIII в. и в первой половине XIX в.

под прямым воздействием быстро расширяющихся между различ­ными государствами торговых, финансовых и иных связей.

Именно потребности юридической практики, как отмечает П. Круз, вызванные бурным развитием международной торговли в XIX в., обусловили появление унифицированных международно­правовых конвенций, касающихся международного частного пра­ва, коммерческого права, трудового и торгового права, права интеллектуальной и «индустриальной» собственности, транспорт­ного и некоторых других институтов и отраслей материального и отчасти процессуального права.

Если на первом этапе развития сравнительного правоведения об унификации права можно было говорить в теоретическом плане, то на последующих этапах его развития можно уже гово­рить о практическом плане.

На современном этапе развития общества и государства прак­тическая значимость и необходимость в унификации права на международном, региональном и национальном уровнях является задачей приоритетной и обусловлена характером взаимосвязи и взаимодействия правовых систем.

Унифицированные правовые нормы либо единообразно, регули­руют общественные отношения взамен несовпадающих нацио­нальных законодательств, либо создают основу для этого в рамках отдельных правовых систем. Они основываются на двусторонних или многосторонних международно-правовых актах универсально­го или регионального характера: конвенциях, соглашениях или типичных законах. Унифицированные нормы, содержащиеся в та­ких международно-правовых актах, направлены на их единообраз­ное применение в государствах, подписавших такие акты.

Правовая унификация может иметь несколько разновидностей.

На основе предмета унификации выделяют унификацию ма­териального права (гражданского, семейного, административного права и др.), и процессуального права (гражданско-процессуаль­ного, уголовно-процессуального права и др.).

По своей форме унификация права может проводиться пу­тем заключения международных договоров, принятия модельных рекомендательных законодательных актов, применения примерных договоров международных организаций, использования международных обычаев.

По своим масштабам она может охватывать правовые систе­мы государств одного региона (АСИАН), правовые системы госу­дарств в рамках межгосударственных объединений (ЕС, СНГ), может распространяется на правовые системы всех или большин­ства государства мира (ООН).

Унификация правовых норм в рамках соответствующих согла­шений, по своей сути, не может содержать исчерпывающей рег­ламентации сфер жизни общества, поскольку, в противном слу­чае, она не может быть рассчитана на большое число государств, имеющих свои особенности.

Таким образом, унификация правовых норм, как форма сближения правовых систем, отражает процесс сближения норм конкретного национального права с нормами международного или регионального права путем установления единых норм права, имеющих единообраз­ное применение во всех государствах, которые являются участниками международно-правового либо регионально-правового соглашения.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.