Источники современного права Китая — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Источники современного права Китая

2017-11-16 827
Источники современного права Китая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным источником современного китайского права являет­ся закон. Систему законодательства возглавляет конституция.

Как уже отмечалось, в Китае существует богатый опыт консти­туционного строительства.

Быстрый рост законодательного массива после принятия Кон­ституции 1982 г. является отличительной чертой современной китайской правовой системы. В ходе реформ правотворческими органами различного уровня принято большое количество различ­ных законов, которые в свете изменившейся ситуации выступают правовой основой широкомасштабных экономических и полити­ческих реформ. Были приняты такие кодифицированные акты, как Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессу­альный, Лесной и Водный кодексы.

Спецификой законотворческого процесса в Китае является оп­ределенный дуализм в осуществлении законодательных функций. Согласно Конституции 1982 г., законодательная власть принад­лежит как Всекитайскому Собранию народных представителей (ВСНП), так и его Постоянному комитету, выполняющему в пе­риод между сессиями ВСНП функции высшего органа государ­ственной власти. Законодательные функции ВСНП затрагивают основополагающие сферы жизнедеятельности китайского обще­ства и государства, в частности внесение изменения в Консти­туцию, принятие законов, регулирующих уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения, законы о государственном стро­ительстве и другие. Что касается законодательных функций Постоянного комитета ВСНП, то они направлены на регулирова­ние текущих проблем, а также внесение незначительных измене­ний и дополнений в законы, принятые ВСНП, и не могут проти­воречить основным принципам этих законов.

Основной объем законодательной работы выполняет Постоян­ный комитет ВСНП. На своих сессиях, проводящихся один раз в год, ВСНП принимает законодательные решения по наиболее важным вопросам государственной жизни и может, в принципе, утвердить проект, но при этом направить его на доработку в Постоянный комитет, который и принимает решение о вступле­нии его в законную силу.

Таким образом, основной источник современной правовой системы КНР — закон, регулирующий основные сферы жизни общества.

Источником современного китайского права являются и под­законные акты, такие, как постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, а также другие акты органов государственной власти и управле­ния. В последнее время основные вопросы, связанные с право­вым обеспечением процесса модернизации общества и государ­ства, а также развитием внешнеэкономических связей, решаются в постановлениях Госсовета, актах местных органов власти и уп­равления.

Важными источниками права по-прежнему остаются традиции и обычаи, которые берут свое начало в конфуцианстве. В силу исторических и социальных причин они на протяжении тысяче­летий занимали значительное место в правовой системе Китая. Даже законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособно­сти традиционализма.

Судебная практика в Китае не является источником права. Обязанностью судебных органов является неукоснительное при­менение законов.

Источником права являются также международные соглаше­ния и договоры, заключенные КНР. В случае коллизий между национальными и международными правовыми нормами в КНР приоритет отдается международным договорам. Гражданско-процессуальный кодекс КНР предусматривает, что если положение международного соглашения, в котором участвует КНР, противо­речит установленным ГПК КНР нормам, то применяется положе­ние международного соглашения. Остаются в силе лишь те уста­новления ГПК, по поводу которых китайская сторона делает соответствующие заявления.

Правотворческие отрасли, как гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуаль­ное и др. Современное китайское право не признает дуализма частного права. Законы, регулирующие институты гражданско- правовых отношений, содержат и нормы торгового права.

Гражданские правовые отношения регулируются не еди­ным кодексом, а Основными положениями гражданского права (ОПГП), принятыми в 1986 г. и регулирующими имущественные и личные отношения, направленные на обеспечение нужд модер­низации в целях обеспечения прав и интересов граждан и юриди­ческих лиц.

Субъектами гражданского права являются физические и юри­дические лица. Правоспособность граждан — равная. Полностью дееспособными признаются граждане, достигшие 18 лет, но до­пускаются исключения для граждан, достигших 16 лет, если они собственным трудом зарабатывают необходимые средства суще­ствования. Ограниченная дееспособность наступает с 10 лет.

Институт обязательственного права регулирует отношения по поводу определенных прав и обязанностей, возникающих меж­ду сторонами в соответствии с условиями договора или согласно закону.

Обязательственное право не содержит норм об отдельных видах договоров и обязательств. Вместе с тем, устанавливаются такие условия договора, как качество, цена, срок исполнения. Устанавливаются нормы, предписывающие в случае договоренно­сти об этом использовать государственные или общепринятые стандарты, государственные или рыночные цензы.

ОПГП различают договорную и внедоговорную ответственность. Условия, при которых возникает ответственность, помимо противоправного поведения, включают и причинение имуществен­ного вреда. Вина не рассматривается как обязательное условие ответственности, она возникает также в случае имущественного вреда, причиненного «по ошибке». Ответственность возникает и в случае отсутствия вины или ошибки, если это предусмотрено за­конодательством.

Отдельные институты гражданского права регулируются соответствующими законами, например: Законами о хозяйственном договоре 1981 г., о товарных знаках 1982 г., о патентах 1984 г., об авторском праве 1990 г.

Вопросы семейно-правовых отношений в Китае не входят в систему регулирования гражданского права. Они регулируются Законом о браке, принятым в 1980 г. взамен закона 1950 г. Ранее для Китая характерной формулой воспроизводства населения была высокая рождаемость, высокая смертность и низкий уро­вень естественного прироста. С образованием КНР страна всту­пила в качественно новый период воспроизводства населения. В результате успешной борьбы с остроинфекционными болезня­ми и организацией общегосударственной системы здравоохране­ния смертность резко сократилась, а показатель рождаемости продолжал оставаться очень высоким, что привело к формирова­нию формулы воспроизводства населения, характеризующейся очень высокой рождаемостью, средней смертностью и очень вы­соким уровнем естественного прироста.

Китай в течение многих лет удерживает первое место в мире по численности населения. В 1949 г. население КНР составляло 542 млн. человек. Сейчас оно превышает 1 млрд. 300 млн. и про­должает расти, т.е. за прошедшие 60 лет оно значительно выросло, почти удвоилось. Начиная с 1979 г. в Китае, в целях преодо­ления анархии в вопросах воспроизводства населения, плановое деторождение объявляется объективным требованием социалис­тической плановой экономики. Реализуется стратегическая уста­новка демографической политики «одна семья — один ребенок». Проведение этой политики позволяет в определенной мере поста­вить под контроль ряд процессов в воспроизводстве населения. Но в то же время, несмотря на энергичные меры по ограничению рождаемости, население растет быстрее, чем планировалось.

В соответствии с китайским законодательством минимальный брачный возраст для мужчин — 22 года, для женщин — 20 лет. При этом поощряется более позднее вступление в брак и дето­рождение.

Закон о браке 1980 г. закрепил равноправное положение супру­гов в семье. После регистрации брака по взаимному решению супругов жена может стать членом семьи мужа, а муж может стать членом семьи жены. Одновременно решается вопрос о месте жительства супругов, что имеет немаловажное значение в услови­ях ограничения миграции из деревни в город. Супруги имеют право сохранить свои добрачные фамилии.

Конституционное право Китая отражает национальную спе­цифику и историческую уникальность китайской государствен­ности, особенности китайского варианта модернизации государ­ства и общества.

Конституционное право КНР как отрасль национального права обладает рядом особенностей. Прежде всего, оно является отраслью социалистического права и проникнуто соответствую­щими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического «консти­туционализма»: руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства со­циализма, сформулированными в Конституции 1982 г.

После принятия Конституции 1982 г. получила толчок в своем развитии отрасль административного права, которая направлена на конкретизацию и развитие управленческой деятельности орга­нов государства, ряда институтов и норм государственного права.

Однако, в КНР отсутствуют нормы административного права, детально регулирующие, например, общественные отношения, складывающиеся в ходе руководства министерствами подведом­ственных объектов, определяющие конкретные правомочия мини­стерств в области планирования, финансовой деятельности, в решении кадровых вопросов, в проведении контроля и проверки исполнения и т.д. Нет также актов, регулирующих организацию трудового процесса государственных должностных лиц.

При отсутствии конкретных норм административного права, ре­гулирующих общественные отношения, складывающиеся в процес­се управления экономикой, важное значение в КНР приобретают законодательные акты, относящиеся к сфере хозяйственного права.

Главным источником административного права является Кон­ституция КНР, многие положения которой пока не получили развития и оформления в качестве определенных норм админист­ративного права. Из немногочисленных административно-право­вых норм, в первую очередь, необходимо выделить акт, относя­щийся к области регулирования государственной службы, — Кодекс поведения должностных лиц Государственного совета, принятый в 1982 г. и регулирующий «поведение» не только должностных лиц высшего органа государственного управления, но и всего государственного аппарата.

В последние годы проведение экономической реформы обусло­вило модернизацию отрасли трудового права, в соответствии с которой была обновлена система распределения на работу и зак­репления рабочих мест. Постепенно централизованное распреде­ление рабочей силы и практика закрепления рабочих стали соче­таться с самостоятельным поиском работы и организацией трудо­вых отношений на основе гласного, открытого набора с учетом деловых качеств кандидатов.

С 1982 г. параллельно с системой закрепления рабочих на предприятиях стала использоваться новая форма найма рабочей силы — система трудовых договоров, которая была призвана заменить методы административного распределения и использо­вания рабочих и служащих путем введения порядка, при котором трудовые отношения между сторонами определяются на основе взаимного выбора и равноправного соглашения.

В 1983 г. Госсовет КНР внес дополнения и изменения во Временное положение об уходе рабочих и служащих на пенсию. Был установлен порядок, при котором разрешалось принимать на работу детей только тех постоянных рабочих, которые достигли пенсионного возраста и имеют непрерывный трудовой стаж в течение 10 лет. Администрация предприятий получила право при найме детей рабочих и служащих, уходящих на пенсию, осуще­ствлять отбор путем проведения обязательных экзаменов и уста­новления испытательного срока. Администрация предприятий получила право увольнять детей рабочих и служащих, принятых на работу вследствие обнаружившегося несоответствия зани­маемой должности или выполняемой работе.

В 1986 г. Госсовет КНР принял пакет постановлений, опреде­ливших основные параметры реформы системы труда, нацеленной на повсеместное внедрение договорной формы найма рабочей силы и использование конкурсного отбора: Временное положение об использовании системы трудового договора на государствен­ных предприятиях; Временное положение о найме рабочих на го­сударственные предприятия; Временное положение об увольне­нии с работы рабочих и служащих государственных предприятий за нарушение дисциплины; Временное положение о страховании рабочих и служащих, ожидающих работу на государственных предприятиях.

В 1992 г. был принят Закон о профсоюзах. В том же году был принят Закон о безопасности труда на шахтах, в 1994 г. — Пра­вила о порядке разрешения трудовых споров.

С 1979 г. значительное внимание уделяется нормативной базе в области охраны окружающей среды. В том же году был при­нят экспериментальный Лесной кодекс КНР и Закон об охране окружающей среды. В 1987 г. — Закон о предотвращении загряз­нения атмосферы, в 1988 г. — Водный кодекс, в 1995 г. был принят Закон о предотвращении загрязнения водной среды, в 1996 г. — Закон о предотвращении шумового воздействия на ок­ружающую среду.

Что касается уголовного и уголовно-процессуального права, то в течение 30 лет, начиная с 1949 г., после провозглашения независимости КНР, и до 1979 г. их основные вопросы регулиро­вались отдельными законами, а не единым кодексом, например, Положением о наказаниях за контрреволюционную деятельность, Временным положением о наказаниях за подрыв государственной денежной системы 1951 г., а также Положением о наказаниях за коррупцию в КНР 1952 г. Неоднократно подчеркивалась необхо­димость принятия Уголовного и Уголовно-процессуального кодек­сов, работа над которыми велась с 1954 г. комиссией под руко­водством Постоянного комитета ВСНП. Первая попытка приня­тия Уголовного кодекса в 1957 г. не увенчалась успехом. К 1963 г. уже существовало более 30 вариантов Уголовного кодекса КНР, и только 33-й вариант был одобрен.

Таким образом, работа над проектами УК и УПК Китая про­должалась более двадцати лет. Оба кодекса были приняты в 1979 г. и вступили в силу с 1 января 1980 г.

Уголовный кодекс КНР делится на Общую часть, в которой изложены основные принципы и категории уголовного права, и Особенную часть, посвященную, главным образом, конкретным видам преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс состоит из четырех разделов, 17 глав и включает 164 статьи.

В последние годы были внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса была принята в 1996 г., а новая редакция Уголовного кодекса — в 1997 г. В редакциях этих кодексов юридически усиливается гарантия прав личности.

Китай традиционно является страной с низким уровнем пре­ступности. В 1950-е годы китайцы совершали 20—30 преступле­ний на 100 тыс. населения. Последующее развитие привело к определенному изменению криминогенной ситуации в Китае в сторону ее ухудшения. В начале 1980-х годов количество зареги­стрированных преступлений на каждые 100 тыс. населения уве­личилось до 74—89.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.