Глава 1. Экономическая мысль Древнего мира — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 1. Экономическая мысль Древнего мира

2017-11-17 266
Глава 1. Экономическая мысль Древнего мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпоха Древнего мира является для экономической науки, как, впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой разви­тия. Вероятно, зарождение экономической мысли относится еще к первобытному этапу истории человечества, но лишь в эпоху древ­ности с появлением письменности и института государства, с услож­нением организации хозяйства, с появлением его новых форм ста­новится возможной и необходимой фиксация экономических идей. Первоначально, в III—II тыс. до н.э., экономическая мысль лишь отражала хозяйственную практику и носила некритический, в начальной степени нормативный характер. Только в I тыс. до н.э. с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, по­явлением частной собственности на землю предпринимаются по­пытки осмысления хозяйственной деятельности. Впрочем, и в это время, за редким исключением, экономические идеи не существо­вали самостоятельно, они включались в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и други­ми представлениями.

 

Древний Восток

Древний Восток — колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государ­ства, появились первые памятники экономической мысли в исто­рии человечества.

Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ро­лью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобла­дала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материаль­ных благ являлись аграрии — члены территориальных общин.

Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

Древний Египет. Среди основных памятников, в какой-то степени раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым из­вестным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом про­изведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством, в основном политического характера. Фараон при­зывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Вельмож и жрецов рекомендует награждать по­датными списками, участками земли, поскольку «велик царь сво­ими вельможами, богат царь богатством своих вельмож». Особое внимание обращается на то, что приближать к себе фараон дол­жен не только родовую знать, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.

Примерно к тому же времени, что и «Поучение гераклеопольского царя», относят еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделя­ющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) — человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» рисует картину бедствий разрозненного Егип­та, сотрясаемого выступлениями народных масс. По свидетельству Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод. Восстав­шие захватили власть в государстве, разрушили его хозяйствен­ный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Второе произведение, посвященное тем же событиям, называ­ется «Пророчество Неферти». Рассказ о событиях конца III тыс. до н.э. облечен в форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тыс. до н.э. Неферти, как и Ипусер, описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспре­деление собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране.

Месопотамия. В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвя­щенной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основа­нии документов, фиксирующих экономические реалии (разнооб­разная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). Осо­бое место среди них занимают законы, юридически оформлявшие отношения в обществе, в том числе и экономические. Именно в Месопотамии были записаны древнейшие из известных нам зако­нов. К ним относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шуме-ро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон).

От законов царя Шульги, к сожалению, до нас дошли лишь фрагменты. Эти фрагменты дают представление о том, как регу­лировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались раз­личные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отличие от ряда более поздних (в том числе и законов Хаммурапи) дей­ствует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб вме­сто обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния рав­ным за равное («око за око, зуб за зуб»).

В законах Эшнунна нашли отражение представления о необ­ходимости централизованной организации хозяйства. В соответ­ствии с ними государство устанавливало твердые цены на важ­нейшие продукты и на основании этих цен определяло уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, нор­му процента и пр.

Наиболее полными из дошедших до нас и поэтому самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы жизни вави­лонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйствен­ные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собствен­ности различных категорий населения; регулируют земельные от­ношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым иму­ществом, в том числе аренду; кодифицируют нормы найма, поло­жение рабов, сохранявших еще некоторые права.

Опираясь на текст законов Хаммурапи, можно выделить при­оритетные аспекты экономических представлений древних вави­лонян, прежде всего власть имущих. Одной из главных задач госу­дарства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью. Кроме того, государ­ство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия: законодательно карать ленность и небрежность, про­являть особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия и пр. Важной задачей, стоящей перед государством, было также сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20% — по денежным займам, 30% — по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы — три года.

Древняя Индия. В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Для индуизма характерно представление о том, что человек может стать счастливым, если будет выполнять свой религиозный долг, будет заботиться о своей материальной выгоде и достигнет удов­летворения в любви. Всем этим вопросам была посвящена специ­альная литература.

Самым известным произведением, посвященным экономичес­ким вопросам, является «Артхашастра», или «Наука о политике» (более точный перевод — наука о пользе, выгоде). Автором этого трактата считается Каутилья (IV - возможно III вв. до н.э.), муд­рый и искусный политик, советник Чандрагупты Маурья — осно­вателя могущественного государства Маурьев в Индии. Однако авторство Каутильи не является бесспорным, существует предпо­ложение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении несколь­ких столетий - с IV в. до н.э. по II-III вв. н.э.

«Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеаль­ного государства. Экономические проблемы не являются главной темой трактата, однако в нем нашли отражение практические зна­ния о хозяйственной деятельности; среди рекомендаций по уп­равлению государством большое место занимают вопросы эконо­мической политики.

Важной задачей правителя считается контролирование эконо­мики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств.

Отмечается, что средства из государственной казны следует расхо­довать на нужды как центральной власти, так и населения. Госу­дарство должно поддерживать в порядке ирригационные систе­мы, заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли, создавая новые деревни, прокладывая доро­ги и пр. Руководители соответствующих ведомств должны регули­ровать в царском хозяйстве развитие земледелия и ремесла, рас­пределяя работу, определяя оплату труда, штрафы и т.д.

Особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе; правильно оценивать эко­номическую ситуацию и проводить адекватную торговую полити­ку, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты меры и веса для устранения воз­можного обмана покупателя. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксации торговой прибыли (5% цены для местных товаров, 10% для иностранных). Следует обратить вни­мание на то, что в «Артхашастре» называется ряд важнейших фак­торов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по най­му, а также прочие издержки.

Среди экономических вопросов, затронутых в трактате, мож­но отметить ростовщичество и рабство. Ростовщичество противо­поставляется торговле, так как считается, что оно ведет к умень­шению казны. Рабство рассматривается как естественное явление, но допускается только в отношении иноземцев, при этом раб мо­жет иметь имущество, обладать правом на получение наследства. Собственность раба, как и свободного человека, неприкосновен­на, а ее кража наказуема.

Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются эко­номические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сбор­ника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и обществен­ной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.

В законах Ману называются допустимые способы приобрете­ния имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу.

Определяются также способы существова­ния: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, доволь­ство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отме­чается, что экономика не является сферой деятельности двух выс­ших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами.

Древний Китай. На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции — Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает стар­ших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придер­живается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай дру­гим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершен­ствование, но способность к нему дается Небом не каждому чело­веку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающи­еся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших — основа «высоко­нравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспи­тании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом че­ловека. Личное богатство достигается честным путем в соответ­ствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерар­хическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благо­родных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнитель­ной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопо­мощи, совместной обработки «общественных полей», доход с ко­торых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выс­тупал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремес­ленной и земледельческой продукцией, против жесткого установ­ления цен государством на внутреннем рынке.

Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспиты­вать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал — высшее проявление различий между «управляю­щими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потом­ственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов.

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управля­ющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наслед­ственное разделение труда является основным принципом госу­дарственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта стра­ны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой об­щества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. Представители конфуцианства вы­ступали за регламентацию экономики государством, за сохране­ние общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархическо­го устройства общества.

Других взглядов придерживались представители даосизма — одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наи­больший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон су­ществования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Все­ленной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следо­вать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, пра­витель, если он мудр, не будет делать ничего для управления госу­дарством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Представители даосизма считали, что общество должно вер­нуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и рос­коши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали пред­ставители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая лю­бовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

Монеты отражали настроения простых людей — земледель­цев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчер­кивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и со­здаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обога­щению без учета интересов других людей наносит обществу не­поправимый вред.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Ки­тая внесли представители легизма (от лат. lex — закон), или шко­лы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государ­ственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками цен­трализации, выступали за создание единого государственного за­конодательства, перед которым все равны. Они проводили и обо­сновывали реформы, направленные на укрепление царской влас­ти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной соб­ственности на землю.

Одним из основателей легизма считается Гуань-цзы, или Гуань Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управ­ления государством на основании закона, считал, что закон дол­жен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в IV в. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды предста­вителей даосизма, конфуцианства и других школ.

Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не при­знавал социального неравенства сословий. По его мнению, обя­занности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая соци­альная группа играет важную роль в обществе, но основной являются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налого­обложения. Предлагается ввести количественные нормы повинно­стей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли, от эконо­мической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым вве­сти систему обложения семей по имущественному принципу.

Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того что увеличение цен приводит к уде­шевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одина­ково по всей стране.

В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денеж­ной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.

Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное уча­стие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

Ли Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.

Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могу­щественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой арис­тократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства явля­ются земледелие и война. Для развития земледелия необходимо воспрепятствовать разложению общины, ограничить произвол чи­новников, наделив членов общины правом контроля над их деятельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство долж­но всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевоз­можных бездельников, бродяг, даже торговцев.

Хань Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию тео­ретических взглядов легистов, занимаясь в основном политически­ми, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важ­нейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост чис­ленности населения, это же привело к возникновению имуществен­ного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний.

Многие легисты, в их числе Шан Ян и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идет вразрез с интересами государства, и потому предлагали ограни­чить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разра­ботали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали введения на эти ресурсы государственной монополии. Особенно важной им представлялась монополия на добычу и производство соли и железа. Во второй половине II в. до н.э. в Китае, который к тому времени стал уже единой империей, была введена такая монополия. В результате ухудшилось качество железных орудий труда, начались злоупотребления со стороны чиновников, контролирующих эти отрасли. По этому поводу раз­горелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» {«Рассуждения о соли и железе»), составленном в первой четверти I в. до н.э. И те и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы счита­ли, что системы государственных монополий и «уравновешива­ния хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земле­делия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. Легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что из­готовление железных орудий труда и оружия слишком важно для страны, чтобы допустить его передачу в частные руки. Кроме того, они подчеркивали, что государственные монополии введены для ограничения прибылей торговцев.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.