Английский утопический социализм — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Английский утопический социализм

2017-11-17 394
Английский утопический социализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На заре капиталистического развития появились смелые мыс­лители, идущие значительно дальше идей буржуазного демокра­тизма, критиковавшие негативные стороны возникавших социаль­но-экономических отношений и намечавшие основные черты коммунистического общества.

Учение Т. Мора. Родиной социалистических утопий была Англия, а автором первой социалистической утопии — Томас Мор. Томас Мор (1478—1535) происходил из семьи, принадлежавшей к высшим слоям лондонс­кой буржуазии. Получив гуманистическое образование и специ­альную юридическую подготовку в Оксфорде, Т. Мор стал выдающимся адвокатом. Он был членом парламента, помощником шери­фа Лондона, с 1523 г. — председателем палаты общин, а с 1529 г. — лордом-канцлером Английского королевства (при Генрихе VIII).


Будучи религиозным человеком, Мор во время Реформации активно защищал католицизм от лютеранства, а затем и от Ген­риха VIII, когда король встал на путь освобождения английской церкви от подчи­нения римско-католической курии и вла­сти римского папы. За отказ присягнуть королю как главе англиканской церкви Мор был заключен в Тауэр — главную тюрьму Британии — и приговорен к самой мучительной казни, какую только могло из­мыслить изощренное изуверство средневековья.

Литературное наследие Т. Мора обширно и разнообразно. Од­нако самым знаменитым и влиятельным его произведением стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем уст­ройстве государства и о новом устройстве Утопии», впервые опубликованная (на латинском языке) при прямом содействии Эразма Роттердамского в бельгийском городе Лувене в 1516 г. С тех пор слово «утопия» стало нарицательным.

В диалогах «Утопии» взгляды автора выражает португальский путешественник Рафаил Гитлодей, повествующий о странствиях великого мореплавателя Америго Веспуччи, о своем посещении Бразилии и о знакомстве с рядом неведомых стран.

Первая книга «Утопии» посвящена критике современных Мору социальных порядков, вторая — дает систему идеального соци­ального строя.

Злободневными вопросами для Англии начала XVI в. были огораживание и бродяжничество. Одно было неотделимо от дру­гого. Обезземеление крестьян приводило к их массовому обнища­нию. Мор дает потрясающую картину бедствий обездоленных масс: «Ваши овцы... обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. Именно во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные арис­тократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуют­ся теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная и роскошная жизнь не приносит никакой пользы обществу, а пожалуй, даже и вредит ему. Так вот, в своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастби­ща, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл».

От частного Т. Мор умеет перейти к общему, в явлении вскрыть сущность. Люди, занятые необходимым трудом, без которого «ни одно общество не просуществует... и года», живут в таких услови­ях, по сравнению с которыми «положение скота представляется более предпочтительным». Однако жизнь тунеядцев нередко «про­текает среди блеска и роскоши». В руки немногих хитрых и бесче­стных людей попадают все блага, на долю скромной и трудолюби­вой массы остается беспросветная нужда. В чем же корень зла? В частной собственности, отвечает Мор. Этот ответ обессмертил ве­ликого английского гуманиста.

«... Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возникает правильное и успешное течение государственных дел... Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым спосо­бом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совер­шенным уничтожением частной собственности; но если она оста­нется, то и у наибольшей и лучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей».

Во второй части «Золотой книги» Т. Мор показывает, каким должен быть здоровый общественный организм. В ней Гитлодей рассказывает о блаженной жизни на острове Утопии, жизни без частной собственности, где все трудятся, где нет ни бедных, ни богатых. Томас Мор впервые дает систематически разработанный проект коммунистической производительной организации. Ост­ровитяне — земледельцы и ремесленники сумели превратить свой остров в лучшее место на Земле благодаря своему труду.

На острове установлена коллективная собственность, царит порядок и дисциплина, все блага принадлежат всем. Нет ни бога­тых, ни бедных, никто никому не завидует. Поощряются занятия наукой и искусством.

Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие под­робности устройства жизни его граждан, но путей воплощения в ре­альность своих фантазий он не знал, поэтому и поместил своих героев на остров под названием «Утопия».

Название этого романа стало нарицательным. Утопиями стали называть произведения, в которых описывалось идеальное обще­ственное устройство будущего. В «Утопии» гениальное предвиде­ние черт социально-экономического устройства нового общества причудливо переплетается с элементами старых, средневековых воззрений. Автор «Утопии» не был сторонником классовой борь­бы и революционного переворота. В ответ на вопрос о путях пост­роения идеального строя утопийцев у Мора имеется лишь корот­кая ссылка на древнего законодателя Утопа.

Хотя идеи утопистов не стали в Англии массовым умонастро­ением, сама идея социализма, справедливого общественного уст­ройства, оказалась устойчивой в последующий период.

Учение Р. Оуэна. Роберт Оуэн (1771 - 1858) - сын деревенского шорника и торговца железными изделиями, маль­чик в мануфактурной лавке, в 18 лет совладелец не­большой мастерской, а в 20 — директор прядильни в Манчестере. Роберт Оуэн еще в 1800 г., став во главе фабрики, начал опыт в Нью-Лэнарке (Шотландия), увлекшись идеями Гельвеция, Руссо, Морелли, Локка и Гоббса. Под влиянием просветителей он при­ходит к мысли, что нельзя ставить в упрек человеку его невеже­ство и другие пороки, поскольку человек — продукт среды и его недостатки — следствие пороков существующего общества. Свою формулу «среда — характер» Р. Оуэн называет единственным от­крытием, которое спасет человечество.

Воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготовляющих «новый нрав­ственный (т.е. социалистический) мир».

Неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию поло­жения детей на фабриках, Р. Оуэн описывал вопиющие картины использования детского труда в Англии и Шотландии. Он был родоначальником фабричного законодательства. По закону, под­готовленному им, на английские фабрики стали принимать детей только с 10 лет.

Осуществляя эксперимент сначала в Манчестере, затем в Нью-Лэнарке, Оуэн занимался филантропической деятельнос­тью: сократил рабочий день, повысил заработную плату, изме­нил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрос­лых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в Нью-Лэнарке, насчитывающий 2,5 тыс. человек, средоточие всех пороков, превратился в дружное общество. Были устранены все меры принуждения, включая полицию. Роберт Оуэн стал куми­ром «долины чудес».

Экономический кризис 1815—1817 гг. породил у него крити­ческое отношение ко всему капиталистическому способу произ­водства. В докладной записке парламентскому комитету по борь­бе с безработицей Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков — общин без частной собственности, духовен­ства и властей. С обоснованием проектов утопического комму­низма он выступает на страницах газеты «Тайме» и на митингах. Через 30 лет, оценивая переход в своей деятельности от благотво­рительности к социальным преобразованиям, Р. Оуэн сказал: «Это был величайший день в моей жизни, я исполнил свой долг!».

Он ратовал за создание коммунистического общества без ре­волюционных потрясений, пытался убедить в полезности своих проектов английский парламент, королеву Викторию. В 1825 г. ему удалось организовать в США коммунистическую колонию (Новая Гармония), в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония просущество­вала с 1825 по 1829 г. В Англии им были созданы колонии («Орбистон» и «Мизеруэлл»), которые распались, не выдержав натис­ка капиталистической системы.

Р. Оуэн устраивал в Лондоне меновые базары, где деньги за­менялись трудовыми бонами — рабочими деньгами, учитываю­щими количество труда, затраченного владельцами товаров на их производство. Но капиталистический рынок смел и меновые ба­зары. Принцип оплаты труда с помощью «рабочих денег» был в социальной системе Оуэна шагом в сторону уравнительства.

Взгляды Р. Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общности, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорился, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря ком­мунизму и сумасшествию». В начале 30-х годов XIX в. Оуэн уча­ствовал в профсоюзном и кооперативном движении, основал «Ве­ликий национальный союз производств». В дальнейшем это на­шло развитие в кооперативном движении Англии и в некоторой мере предвосхитило синдикализм.

Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последовате­лей социалистов-утопистов и в других странах.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.