История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-17 | 783 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
До середины XX в. в Германии слабо прослеживались либеральные традиции и, напротив, проявлялась решающая роль государства в организации хозяйственных процессов. После Второй мировой войны Западная Германия приступила к строительству либеральной модели экономики — социального рыночного хозяйства, а спустя четыре десятилетия, после воссоединения с Восточной Германией, либеральная модель экономики стала доминирующей на всей территории Германии. Большая заслуга в этом принадлежит западногерманским неолибералам, представителям Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном, а также Людвигу Эрхарду. Историческая роль В. Ойкена — в разработке экономической теории порядков, заслуга Л. Эрхарда — в реализации теоретической концепции.
Фрайбургская школа была образована в начале 1930-х годов В. Ойкеном и Францем Бёмом. Среди ее членов экономист Вильгельм Репке и социолог Александр Рюстов. В условиях тоталитарного режима они обсуждали проекты демократического устройства Германии. Научные разработки Фрайбургской школы оказались востребованы, когда встал вопрос о выборе модели развития Германии. В. Ойкен консультирует военную администрацию оккупационных зон, первое правительство ФРГ. В 1948 г. участники Фрайбургской школы издают первый номер ежегодника «Ordo», где излагают свои идеи. (В переводе с немецкого ordo означает «строй соревнования», поэтому германский неолиберализм часто упоминается как ордолиберализм.) Основополагающая концепция западногерманских неолибералов — это теория хозяйственного порядка, представленная В. Ойкеном в произведениях «Основы национальной экономии» (1939) и «Основные принципы экономической политики» (1950). В первой работе дается теория экономического порядка; во второй рассматриваются основные принципы политики конкурентного порядка. Для ордолибералов постановка проблем носит не абстрактный характер, а направлена на поиск практического решения, взаимоувязана с действительностью. Отстаивая идею экономических свобод, ордолибералы формируют свой подход к реализации этого принципа. Они критически относятся к «пиратскому» либерализму XIX в. Считают, что усиление интервенционизма — это результат политики laissez-faire. Роль государства определяется задачами формирования, а затем обеспечения функционирования конкурентного порядка. Важное место здесь занимает антимонопольная и социальная политика.
До конца 1980-х годов учение ордолибералов находилось в тени неоклассики, но в условиях кризиса плановой экономики, проблем, связанных с трансформацией хозяйственных систем, к теории хозяйственного порядка начал проявляться повышенный интерес.
|
Проблемы экономической науки. Критика метода. В 1930-е годы, когда создавалась теория хозяйственного порядка, В. Ойкен констатировал, что экономическая наука не в состоянии решать возложенные на нее задачи, экономисты-теоретики оторвались от действительности. Перед экономической наукой стояли две главные проблемы. Первая — объяснить, как происходит регулирование хозяйственного процесса в его целостной взаимосвязи и в его изменениях. Вторая связана с необходимостью научного анализа структуры хозяйственной системы, т.е. институциональных форм, определяющих характер и содержание экономического процесса.
Корни кризиса экономической науки он видел в несовершенстве методологии исследования. Начиная со второй половины XIX в. доминирующими направлениями экономической мысли стали неоклассическое и историческое. Сформировались два метода научного познания. Представители исторической школы отстаивали индуктивный подход, неоклассики — дедуктивный. В. Ойкен считал, что главным недостатком экономических теорий прошлого и настоящего является то, что они либо не замечают, либо не могут преодолеть образовавшееся противоречие.
В. Ойкен стремился к созданию универсальной теории, которая раскрывала бы суть хозяйственных процессов прошлого и настоящего в совокупной взаимосвязи со всей исторической реальностью отдельных наций и человечества в целом. Анализируя состояние экономической науки, он пришел к выводу, что экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы, учитывая историческое многообразие хозяйственных форм, взаимоувязывая их, раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.
Критический анализ содержит важный вывод. Неудовлетворительное состояние методологии не позволяет исследователям однозначно сформулировать главные проблемы, познавать экономические процессы в их взаимосвязи, соединяя историческое наблюдение и теоретическое мышление.
|
Хозяйственные системы. Методологическим приемом, который использует В. Ойкен для анализа структуры хозяйственного порядка, является построение воображаемых моделей хозяйственных систем. Он обращает внимание на то, что «во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к составлению и осуществлению хозяйственных планов. На планах, таким образом, покоится вся экономическая деятельность». Из этого следует, что системное определение чистых формообразующих элементов, из которых построены экономические структуры, нужно начинать с изучения отдельного плана. Так, В. Ойкен выделяет «идеальные типы» — две противоположные хозяйственные системы: рыночное хозяйство и централизованно управляемое хозяйство. «Следы других экономических систем, помимо этих двух, не удается обнаружить ни в современной экономической действительности, ни в прошлом; вряд ли можно себе представить, что они будут найдены и в будущем».
Две формы централизованно управляемого хозяйства. Основываясь на анализе исторических данных, В. Ойкен приходит к выводу, что система «централизованно управляемого хозяйства» существовала и существует в двух формах: как простое централизованно управляемое хозяйство, или собственное натуральное хозяйство, и как централизованно административное хозяйство. Исторически эти формы «всегда образовывали сплав с элементами менового хозяйства». В. Ойкен выделяет эти формы как идеальные и рассматривает три варианта их реализации: 1) полностью централизованное хозяйство; 2) централизованно управляемое хозяйство со свободным обменом предметами потребления; 3) централизованно управляемое хозяйство со свободным потребительским выбором.
Полностью централизованное хозяйство — это крайний случай, когда одна планирующая инстанция, как правило, это одно лицо, определяет все хозяйственные действия сообщества. Это — чистое собственное натуральное хозяйство.
В централизованно управляемом хозяйстве со свободным обменом предметами потребления при доминирующем централизованном распределении предметов потребления разрешается обмен. Например, во время войн ржаной хлеб, мясо, сахар, ткани и другие предметы потребления распределялись государственными органами с помощью карточной системы, но у населения была возможность ими обмениваться. Благодаря обмену недостатки централизованной системы распределения в некоторой степени могут быть компенсированы. Если обмен приобретает долговременный характер, то образуются рынки и цены, начинают использоваться деньги. Но рынки играют абсолютно второстепенную роль.
|
В централизованно управляемом хозяйстве со свободным потребительским выбором хозяйственные планы отдельных членов общества приобретают еще большее значение. Население получает заработную плату в денежной форме и, таким образом, имеет право свободного потребительского выбора. Оно имеет возможность осуществлять свою деятельность по собственным планам и через спрос доводить свои планы до руководящей инстанции, тем самым оказывать влияние на составление централизованных планов. Но возможности влияния спроса населения на планы руководящей инстанции ограниченны.
В отличие от полностью централизованно управляемого хозяйства, которое представляет собой замкнутое сообщество, где отсутствует разделение труда, поскольку хозяйства не устанавливают между собой экономических связей, в централизованно административном хозяйстве присутствует разделение труда. Управление хозяйственным процессом, протекающим в масштабе всей страны, в котором участвует все трудоспособное население, осуществляет административный аппарат, состоящий из многочисленных чиновников, которые составляют хозяйственные планы и контролируют их выполнение.
Формы рынка. В. Ойкен различает две формы предложения и спроса — открытые и закрытые. Открытые, когда на рынок обеспечен свободный доступ и каждый отдельный субъект имеет право продавать или покупать столько, сколько он считает необходимым. Закрытые, когда доступ на рынок ограничен определенным узким кругом покупателей или продавцов. В рамках указанных форм спроса и предложения В. Ойкен выделяет отдельные формы рынка. Это — пять форм предложения (конкуренция, частичная олигополия, олигополия, частичная монополия и монополия) и пять аналогичных форм спроса. В результате их смешения возможны 25 форм рынка. А если учесть возможность разделения каждой формы на открытую и закрытую, то это число увеличивается в 4 раза. Данные формы рынка являются формами порядка. Они присутствуют в реальной экономике в разнообразных сочетаниях друг с другом и с формами централизованно управляемого хозяйства. Эти формы были выделены путем исследования хозяйственных планов субъектов рынка.
Исследуя многообразие форм менового хозяйства, В. Ойкен определяет общее и различия. Общее для всех форм менового хозяйства — наличие расчетной шкалы. Различия — контакты между отдельными хозяйствами, различающимися в зависимости от формы рынка и по формам средств обмена.
Общепризнанным средством обмена и мерой стоимости являются деньги. Но истории известны хозяйства, где деньги отсутствовали и в качестве средства обмена выступали меновые ценности. В хозяйстве натурального обмена имелась расчетная шкала, в которой определенную меновую ценность представляла какая-либо счетная единица стандартного товара, например скот, шкуры, зерно и т.д. С появлением денег экономические процессы во многом упростились, но денежный фактор стал играть активную и самостоятельную роль, оказывать значительное влияние на хозяйство в целом. В. Ойкен обращает внимание на то, что деньги не всегда одновременно выполняли обе функции, являясь и средством обмена, и мерой стоимости, т.е. счетной единицей. Примером может служить средневековая европейская торговля. «Отдельные виды денег, использовавшиеся в качестве средства обмена, имели колеблющийся курс по отношению к счетной единице, и так было всегда в подобных случаях....Этому историческому факту национальная экономия должна дать четкое выражение. Она должна различать две главные формы денежного хозяйства: в первой форме деньги используются в качестве счетной единицы, во второй — деньги и счетные единицы разделены».
|
Данное положение имеет важное значение, поскольку «с точки зрения планирования и фактического хода экономический процесс в обеих формах развивается совершенно поразному».
Денежные системы. Определив чистые формы денежного хозяйства, В. Ойкен ставит задачу определить конкретные денежные порядки (виды денежного обращения), свести многообразие денежного обращения к чистым формам.
Отправным пунктом анализа денежного обращения также являются хозяйственные планы и кассовая наличность конкретных производственных единиц и домохозяйств. Как возникают и исчезают деньги, которые находятся в кассах страны? Отвечая, он раскрывает основные формы, из которых построено денежное обращение. Одновременно он получает ответ и на другой вопрос: как в рамках денежной системы деньги влияют на экономический процесс? Он пишет: «В отдельных хозяйствах дается оценка деньгам, составляющим кассовую наличность, определяется объем данной наличности и постоянно принимаются решения о ее использовании. Планы отдельных производств и домохозяйств определяют состояние кассы, использование денег и их движение от одного отдельного хозяйства к другому».
Исследуя конкретные денежные порядки, В. Ойкен определяет конструктивные элементы денежного обращения и, таким образом, выделяет три идеальных типа денежных систем. Они отличаются тем, что «деньги в них возникают и исчезают по-разному».
1. Деньги часто возникают потому, что какая-либо вещь становится деньгами. Например, зерно или сигареты при обмене выполняли функцию денег, т.е. служили средством обмена.
2. Деньги возникают как возмещение при поставке товара или
оказании трудовой услуги. Примером являются долговые обязательства, векселя, банкноты, выпущенные конкретным банком и обеспеченные гарантией.
|
3. Деньги в многообразии их рыночных форм создает кредитор. Деньги исчезают при погашении кредита. Текущие счета, которые создаются при предоставлении банковских кредитов, исчезают при их погашении. В условиях начавшейся индустриализации, со второй половины XIX в., потребности инвестиций выдвинули на первый план третью денежную систему. Но с этого времени денежное обращение становится нестабильным.
Чистые формы определяют структуру конкретных денежных порядков и воздействие денег на повседневный экономический процесс. «Опыт показывает, что деньги оказывают на экономический процесс различное влияние в зависимости от денежного порядка.... Три денежные системы представляют собой различные сочетания условий хозяйствования. В частности, во всех трех денежных системах выравнивание платежного баланса происходит по-разному....Первая денежная система воздействует на достижение общеэкономического равновесия совершенно иначе, чем третья. В первой системе количество денег, как и других товаров, является одним из элементов равновесного состояния экономики, а в третьей этого нет».
Морфологическая система. Научный анализ В. Ойкена основан на морфологическом методе, который предполагает разложение целого на составные части, выделение элементов по принципу функциональной значимости и роли, т.е. влияния элемента на общую проблему, через прямую или опосредованную связь с внешней средой (подсистемой). Из приведенного материала видно, как, используя морфологический метод, В. Ойкен выделяет чистые формы порядка, т.е. идеальные типы, — это централизованно управляемая и меновая хозяйственные системы. Затем он определяет их структуру, т.е. формы централизованно управляемого хозяйства, формы рынка и денежные системы, и таким образом создает морфологический аппарат — инструмент анализа хозяйственных порядков. Морфологическая система позволяет: во-первых, «познавать структуру порядка и тем самым всю конструкцию хозяйственного порядка любой эпохи и любого народа»; во-вторых, применять теоретические положения как инструмент «познания конкретного хозяйственного процесса, совершающегося внутри каждого конкретного хозяйственного порядка». По мнению В. Ойкена, «морфологию можно сравнить с азбукой. Только имея ее, можно написать слово. Только если знаешь чистые формы и тем самым строительные элементы хозяйственных порядков, можно до конца понять порядок отдельного конкретного хозяйства. И подобно тому, как каждое слово содержит лишь некоторые буквы алфавита, так для определения конкретного хозяйственного порядка требуется применить лишь часть алфавита, состоящего из чистых форм».
Следующим шагом в познании реальной экономики является исследование хозяйственного процесса. «Все хозяйственное становление проявляется в двух формах: в изменениях конкретного хозяйственного порядка и изменениях экономического процесса, протекающего в рамках этого порядка. Во-первых, преобразования претерпевает структура хозяйства. Во-вторых, хозяйственная повседневность не повторяется в неизменном виде. Изменяются способ и объем снабжения благами, использование производительных сил, размер применяемого аппарата средств производства, техника и размещение производства. Любая перестройка хозяйственного порядка обусловливает переориентацию экономического процесса, но не наоборот. Не каждая подвижка экономического процесса требует изменения хозяйственного порядка. Развитие и отмирание хозяйственного порядка, расширение и сжатие повседневного хозяйственного процесса чередуются в мировой истории».
Познание хозяйственного процесса осуществляется с помощью теоретических положений. Так, например, если, исследуя конкретный хозяйственный порядок, знаем, что в данном случае реализуется полностью централизованное хозяйство со свободным потребительским выбором, где присутствуют монополия спроса, монополия предложения или другие рыночные формы менового хозяйства, то можем исследовать взаимосвязи хозяйственного процесса, используя соответствующие теоретические положения. «Применение экономической теории... — отмечает В. Ойкен, — имеет единственную функцию — объяснять хозяйственный процесс в его целостной взаимосвязи и в его изменениях».
Таким образом, противопоставление функций экономической истории и экономической теории, когда специалист по экономической истории должен иметь дело с единичными хозяйственными фактами, а специалист по национальной экономии должен раскрывать главные взаимосвязи, должно смениться их взаимодействием. Соединяя историческое наблюдение и теоретическое мышление, удастся преодолеть большое противоречие.
Экономическая политика. Важной частью системы В. Ойкена является анализ экономической политики. Экономическую политику индустриальной эпохи он делит на два этапа: период политики laissez-faire и период политико-экономических экспериментов.
Экономическая политика laissez-faire проводилась в течение всего XIX века. Ее успехи были значительны. Но одновременно выявились и другие стороны — кризисы и социальная напряженность. Уже в конце 1870-х годов она совершила поворот в сторону интервенционизма. В конечном счете политика laissez-faire порождает тенденцию к появлению методов централизованно управляемой экономики.
Первая мировая война положила начало реализации новой экономической политики. «Экономическая политика во многих странах была ориентирована на создание монополий и стимулирование их деятельности, а денежное обеспечение в условиях ликвидации золотого стандарта универсально увязывалось с кредитованием». Другим направлением отхода от политики laissez-faire было то, что «экономический процесс и экономический порядок не отдаются в руки частных лиц, а в большей или меньшей степени определяются государством».
Экономическая политика централизованного управления была призвана решить две проблемы: устранить «анархию капитализма» и «решить социальный вопрос, гарантируя при этом социальную справедливость и безопасность». В. Ойкен пишет: «Ошибки, допускаемые в регулировании повседневного экономического процесса, с начала индустриализации проявляются в двух формах. В первую очередь здесь думают о депрессиях и кризисах, о недостаточном сбыте предприятий промышленности и сельского хозяйства, безработице, неработающих станках и громадных запасах сырья. Несмотря на неудовлетворенные текущие потребности, рабочая сила остается неиспользованной, а производственный аппарат используется не полностью. Именно так происходит это в некоторых экономических порядках рыночного типа. Значение второй формы отказа механизма экономического регулирования возрастало на протяжении последних десятилетий: вся рабочая сила занята, но снабжение населения остается плохим, а различные виды деятельности людей неправильно переплетаются между собой. Так это происходит в экономических порядках, присущих централизованно управляемому хозяйству. Характерным для первого типа является недозанятость, для второго — недоснабжение.
В странах, проводивших экономическую политику среднего пути, «господствует групповая анархия. Тенденция к достижению состояния равновесия экономического процесса полностью отсутствует».
В итоге В. Ойкен делает заключение, что не только политика laissez-faire, но и политика экспериментов и прежде всего политика обеспечения полной занятости, способствовала движению к централизованно управляемой экономике. Экономическая политика централизованного управления не решает тех крупных проблем, которые возникают в процессе индустриализации: ни проблемы установления достаточных пропорций, ни проблемы распределения. Более того, именно она обостряет все те проблемы, которые могут возникнуть в процессе индустриализации применительно также к свободе человека.
Основными недостатками централизованного регулирования экономики В. Ойкен считает концентрацию экономической власти, ее слияние с политической властью, ненадежность и недостаточность снабжения потребительскими товарами, рост социальной зависимости, угрозу существованию правового государства и свободе. В условиях индустриальной экономики и нового международного экономического порядка методы централизованно управляемой экономики отказывают. «Индустриальная экономика устремляется на крупные рынки и ориентируется на международное разделение труда. Но формы экономического порядка, присущие централизованно управляемой экономике, были и остаются не в состоянии создать прочный фундамент развития мирохозяйственных связей. В действительности возникает конфликт, доказывающий существование сильной исторической тенденции, препятствующей становлению централизованно управляемой экономики».
Политика конкурентного порядка. Критический анализ экономической политики, проводимой государствами, ставит перед наукой задачу создания соотношения условий или таких хозяйственных порядков, которые не приводят в действие нежелательные роковые тенденции экономической политики. Этой цели служат разработанные В. Ойкеном конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка.
Первый, и основной, принцип — создание механизма цен полной конкуренции. По убеждению В. Ойкена, «любая экономическая политика, которой не удается добиться этого, обречена на провал. Это стратегически важная точка, с которой овладевают всей совокупностью и на которой поэтому следует сконцентрировать все усилия...». Второй принцип валютной политики — политико-валютный стабилизатор. Стабилизация денежного обращения в рамках конкурентного порядка должна осуществляться автоматически, без вмешательства властных структур, когда в целях обеспечения полной занятости или борьбы за власть различных экономических группировок либо по другим причинам с помощью таких инфляционистских мер, как кредитная экспансия, девальвация, политика низких процентных ставок и т.д., нарушается рыночный механизм валютной стабилизации. «Если бы удалось снабдить валютный порядок стабилизатором стоимости денег, то можно было бы надеяться, что станет проявляться внутренне присущая конкурентному порядку тенденция к установлению состояния равновесия, а не процесс бесконечной смены конъюнктуры, то есть инфляции и дефляции, как это было в прошлом, из-за порочной структуры существующих валютно-финансовых систем».
Третий принцип — открытые рынки. «Открытие спроса и предложения является предпосылкой конституирования конкурентного порядка в промышленную эпоху». Закрытые рынки, во-первых, ограничивают полную конкуренцию, ведут к образованию монополий, препятствуют инвестиционной деятельности. Во-вторых, «даже если на отдельных закрытых рынках возникает полная конкуренция, то закрытие спроса и предложения нарушает связи между рынками и вся система полной конкуренции не в состоянии функционировать в полном объеме».
Четвертый принцип — частная собственность. «Частная собственность является одной из предпосылок конкурентного порядка. Принцип не исключает того, что отдельные предприятия могут находиться в руках государства, например государственные лесничества, государственные угольные шахты или банки — наряду с частными».
В условиях конкурентного порядка «частная собственность приносит пользу не только ее собственнику, но и тому, кто не является таковым. Это происходит в действительности за счет высокой экономической эффективности конкурентного порядка, а также за счет того, что различные частные собственники конкурируют между собой, а ищущие работу люди видят перед собой многочисленные возможности и не пребывают в односторонней зависимости».
Пятый принцип — свобода заключения договоров. «Свобода заключения договоров не должна предоставляться для того, чтобы заключать договоры, которые ограничивают или ликвидируют свободу заключения договоров. Эта свобода не должна использоваться для образования монополий или для укрепления их позиций. Монополии устраняют свободный выбор партнера по обмену и ставят третью сторону в зависимость от воли монополиста».
Шестой принцип — ответственность. В данном случае речь идет о взаимной ответственности участников экономического процесса: рабочего, предпринимателя, банкира и т.д. «Ответственность является предпосылкой не только для экономического порядка в условиях конкуренции, но и вообще для общественного порядка, в котором господствуют свобода и чувство ответственности перед самим собой. Полная ясность должна существовать по поводу одного: любое ограничение ответственности порождает тенденцию развития в направлении к централизованно управляемой экономике».
Седьмой принцип — неизменность экономической политики. Неизменность экономической политики необходима для того, чтобы дать импульс деятельности по осуществлению достаточных капиталовложений. Без этого функционирование конкурентного порядка становится невозможным. В. Ойкен обращает внимание на то, что быстрая смена экономической политики стимулирует образование концернов. Чем больше риск, тем выше склонность к образованию концернов.
Регулирующие принципы. Конституирующие принципы определяют форму, структуру экономического порядка, но эффективность порядка обеспечивается посредством регулирующих принципов.
Актуальной проблемой рыночного хозяйства, считает В. Ойкен, является постоянная тенденция к образованию монополий. Если большая часть промышленности монополизирована, то государство уже не в силах осуществлять эффективный контроль за деятельностью монополий. Одним из методов антимонопольной политики во многих странах является их огосударствление. Другим методом является осуществление контроля за деятельностью монополий функционеров рабочих организаций. Однако и в этом случае проблема также не решается, поскольку рабочие не меньше, чем предприниматели, заинтересованы в прибыли.
Первым шагом должно стать проведение экономической и правовой политики, препятствующей образованию монополий. Вторым шагом должно быть создание независимого государственного ведомства по контролю за деятельностью монополий. Антимонопольное ведомство так же необходимо, как и верховный суд. Задачей этого независимого ведомства является «по возможности роспуск монополий и осуществление контроля за деятельностью тех из них, распустить которые не представляется возможным». В случае необходимости в адрес антимонопольного ведомства могут подать иск и пострадавшие, и правительство. Конечная «цель законодательства о монополиях и контроля за деятельностью монополий — побудить носителя экономической власти к такому образу действий, как если бы существовала полная конкуренция. Поведение монополистов должно быть «аналогичным конкуренции».
Главным аргументом критики рыночной системы распределения является отсутствие социальной справедливости. В. Ойкен считает, что распределение социального продукта с помощью механизма цен полной конкуренции, несмотря на многочисленные недостатки, все же лучше, чем распределение на основе произвольных решений частных или общественных властных структур. Не следует искать социальной справедливости в ликвидации частной собственности. По убеждению В. Ойкена, частная собственность может приводить к сбоям, коллективная должна приводить к ним. Но этот механизм нуждается в корректировке. Одним из эффективных инструментов является налоговая политика. Проводя налоговую политику, важно, с одной стороны, не допустить уменьшения склонности к инвестированию, с другой стороны, прогрессия подоходного налога должна иметь социальный смысл. Социальная политика должна быть в центре экономической политики. Политика порядка должна препятствовать возникновению социальных проблем. «Самая лучшая социальная политика не может дать никаких удовлетворительных результатов, если производительность труда человека невелика». Таким образом, эффективность социальной политики зависит от эффективности хозяйственной системы в целом.
Экономический расчет является важнейшим условием благополучия отдельно взятых предприятий и домохозяиств в условиях конкурентной экономики. Их экономические расчеты в рамках совокупного экономического процесса согласуются через механизм цен. В некоторых случаях реализация индивидуальных планов предприятий и домохозяиств может оказывать негативное влияние на экономику. Примером может являться химическое производство, работающее без очистных сооружений и наносящее ущерб окружающей среде; в социальной сфере: эксплуатация детского и женского труда, чрезмерная продолжительность рабочего времени. Причину подобного В. Ойкен видит в отсутствии конкуренции, в монополии спроса работодателей, которые при согласии властей нанимали рабочих на таких условиях. Из этого следует, что в определенных случаях необходимо ограничивать свободу деятельности предприятий.
Решая проблему конституирования рынка рабочей силы, В. Ойкен приходит к выводу, что рынок — это универсальная форма жизни человека. Задачей является сформировать рынок рабочей силы, достойный человека, который соответствовал бы условиям полной конкуренции. Рабочий продает не себя как личность, а выполненную им работу. Для предотвращения эксплуатации необходимо противодействовать тенденции к концентрации власти. В отношениях между партнерами должно существовать равновесие. Конкурентный порядок не исключает возникновения проблемы занятости. Аномалия предложения рабочей силы может возникнуть по разным причинам, например падение цен, снижение заработной платы. Но если, несмотря на реализацию указанных принципов, предложение на рынке рабочей силы сохраняется длительное время, установление минимального размера заработной платы было бы актуальной мерой.
Государство и конкурентный порядок. Определяя роль государства в системе конкурентного порядка, В. Ойкен формулирует принципы государственной экономической политики.
«Первый принцип: политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции».
Второй принцип: политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, но не на регулирование экономического процесса». Сфера государственного влияния на экономические процессы ограничивается изданием полезных законов «об обращении капиталов, о биржах и биржевых сделках, об ипотеках. Но, что касается непосредственного регулирования потоков капитала, то это выше его способностей».
Основополагающим условием эффективного функционирования экономики в целом является интердепенденция порядков — взаимосвязь экономического, государственного и общественного порядков. «Все принципы, как конституирующие, так и регулирующие, образуют единое целое. При последовательном проведении экономической политики в соответствии с этими принципами создается и становится функционирующим конкурентный порядок. Каждый отдельно взятый принцип обретает смысл только в рамках общего плана построения конкурентного порядка».
Краткий анализ творчества наиболее выдающихся представителей неолиберального направления дает представление об особенностях их методологических, теоретико-философских подходов к решению сложнейших проблем современного экономического развития. Им, безусловно, свойственны однозначные оценки фундаментальности принципа laissez-faire, требования минимизации вмешательства государства, приоритета частной собственности, что принципиально отличает данное направление от сторонников нелиберальных концепций.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы главные особенности методологии Л. Мизеса?
2. Что представляет собой метод воображаемых конструкций Л. Мизеса?
3. В чем Ф. Хайек видит главное значение конкуренции?
4. Охарактеризуйте практические предложения Ф. Хайека по проблеме стабильных денег.
5. Что, по Ф. Хайеку, является условием построения эффективной экономической системы?
6. Какие главные проблемы, по мнению В. Ойкена, стоят перед экономической наукой? Почему экономическая наука не может их решить?
7. Дайте определение хозяйственного порядка. Какие хозяйственные порядки рассматривает В. Ойкен?
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!