Методика обучения синтаксису. Виды упражнений при обучении синтаксису. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методика обучения синтаксису. Виды упражнений при обучении синтаксису.

2017-10-07 1997
Методика обучения синтаксису. Виды упражнений при обучении синтаксису. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксис как раздел языкознания изучает соединение слов в син- таксические конструкции на основе синтаксических связей. Основные единицы синтаксиса — словосочетание, предложение, текст.

Это иерархически самый высокий языковой уровень, изучением которого заканчивается курс русского языка в основной школе. Изучение синтаксиса имеет следующие цели:

1) дать учащимся представление о словосочетании и предложении как основных единицах синтаксиса;

2) дать представление о видах синтаксической связи слов в словосо- четании и частей сложного предложения;

3) дать представление о членах предложения и средствах их выра- жения; о главных членах предложения (грамматической основе) и вто- ростепенных членах предложения;

4) научить характеризовать предложения по следующим парамет- рам: а) цель высказывания: повествовательное, вопросительное, побу- дительное; б) эмоциональная окраска (интонация): невосклицательное, вос- клицательное; в) количество грамматических основ: простое, сложное; г) состав грамматической основы: двусоставное, односоставное; д) наличие второстепенных членов: распространенное, нераспро- страненное; е) наличие пропущенных членов: полное, неполное; ж) наличие осложнения однородными, обособленными членами и не являющимися членами предложения элементами;

5) показать связь синтаксиса с пунктуацией;

6) научить правильно употреблять синтаксические конструкции в создаваемых текстах разной стилистической и функциональной направ- ленности (в собственной устной и письменной речи).

Методика обучения синтаксису основывается на следующих частнометодических принципах: грамматическом, логическом (смысло- вом), интонационном.

Грамматический принцип реализуется в регулярном и систематическом сопоставлении. Сопоставление, или сравнение, являясь универ сальным приемом в дидактике вообще, особенно полезно для осоз нанного восприятия материала.Сопоставление используют для сравнения члена предложения и части речи, словосочетания и предложения, односоставного и двусоставного предложения, типов сказуемо- го, членов предложения и типов придаточных предложений и др. Логический (смысловой) принцип играет первостепенную роль при определении главного и зависимого слова в словосочетании, выделении главных и второстепенных членов предложения, главной и придаточной части в сложноподчиненных предложениях, при нахождении приложе- ния и определяемого существительного и т. д. Правильное смысловое понимание, например, бессоюзного сложного предложения необходимо для его верного пунктуационного оформления. Здесь уместно сказать, что точно так же как в курсе морфологии параллельно изучаются и за- крепляются различные виды орфограмм, в курсе синтаксиса изучаются правила пунктуации, относящиеся к каждой конкретной синтаксической теме. Так, например, умение оперировать такими логическими категориями, как «причина» и «следствие», поможет учащемуся правильно выбрать один из двух знаков препинания — двоеточие или тире. Анализ интонации и правильное интонационное оформление синтаксических конструкций (например, использование перечислительной интонации при однородных членах простого предложения, в некоторых бессоюзных сложных предложениях и т. д.) оказывается крайне важной при изучении некоторых синтаксических тем. Это относится и к рассмотрению видов простых предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске), и при разграничении, например, однородных и неоднородных определений, и при изучении сложносо- чиненных и бессоюзных сложных предложений, когда от разного понимания смысла предложения и от соответствующей интонации будет зависеть пунктуация.

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

• - отграничение одних синтаксических структур от других;

• - определение структуры данной синтаксической единицы;

• - нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

• - составление схем предложений;

• - составление предложений по схемам;

• - составление предложений указанной структуры;

• - полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.