Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-07 | 628 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лексикология — раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка
Цели изучения разделов лексикологии (и примыкающей к ней фра- зеологии) и лексикографии таковы:
1) дать представление об основной единице лексики — слове;
2) дать представление о лексическом значении слова: а) показать двустороннюю природу слова (план выражения — план содержания),
б) добиться различения слова и обозначаемой им реалии;
3) дать представление об однозначных и многозначных словах: а) показать обязательность связи значений слова между собой, б) дать понятие прямого и переносного значения слова;
4) дать учащимся представление о словарном составе языка — лексике,
5) продемонстрировать системные отношения в лексике: синонимию, антонимию;
6) на примере омонимии и синонимии показать асимметрию плана выражения и плана содержания,
7) дать представление о лексике как о развивающейся системе (ус- таревшие слова, неологизмы),
8) дать представление о сферах употребления лексики (общеупотре- бительная лексика и лексика ограниченного употребления);
9) дать представление об источниках пополнения лексики (заимст- вованные слова);
10) дать представление о фразеологизме как о языковой единице: а) показать его сходство и различие со словом и словосочетани- ем, б) показать специфику значения фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием, в) дать представление о системных отношениях в фразеологии (си- нонимия, антонимия);
11) дать понятие о словарях разных типов (толковые и специальные), научить пользоваться словарями основных типов. Все понятия лексикологии описываются в школьном курсе следую- щим образом: — определение понятия, — функция, — отражение в словаре.
|
При изучении лексикологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.
Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изу- чении многих тем (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, устаревшие слова, фразеологизмы) можно опираться на соотнесение сло- ва и называемой им реалии: предметы могут быть показаны или изображены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, и тогда учащиеся идут в направлении от реалии к слову, или подписа- ны, и тогда рассмотрение идет от слова к реалии. Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и противопоставлении: в курсе рассматривается связь значений многозначных слов, которые противопоставляются омонимам, в сопоставлении и противопоставлении рассматриваются синонимы и антонимы.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
12) - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
13) - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
14) - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
15) - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;
16) - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);
17) - составьте предложения с указанным значением данного слова;
18) - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.
12. Методика обучения морфемике и словообразованию. Виды упражнений при обучении морфемике и словообразованию.
|
Морфемика как раздел языкознания изучает типы морфем, принци- пы и процедуру исследования морфемного состава слова. Словообразование исследует синхроническую производность слов русского языка. Эти разделы традиционно изучаются в школе совместно или сопря- женно и имеют следующие цели: 1) дать учащимся представление о морфеме как минимальной значимой части слова;
2) научить отождествлять в одну морфему различающиеся фонетически комплексы звуков на основе знаний о нефонетических чере- дованиях гласных и согласных;
3) дать представление о типах морфем в русском языке: а) корневые, словообразующие, формообразующие морфемы как единицы с разным характером значения; б) приставки и суффиксы как словообразующие морфемы, разде- ляемые по их месту по отношению к корню; в) суффиксы и окончания как формообразующие морфемы, раз- деляемые по характеру выражаемого ими грамматического значения;
4) научить выделять однокоренные слова и слова с одинаковой мор фемной структурой; 5) дать представление об основе слова как о носителе его лексиче- ского значения
6) дать представление о принципах морфемного членения
7) показать значение умения членить слово на морфемы для исполь- зования орфографических правил русского языка;
8) научить разграничивать непроизводные и производные основы;
9) дать представление о производящей основе как о формально-се- мантической базе для образования производного слова;
10) дать представление об основных способах словообразования;
11) дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.
При обучении морфемике и словообразованию используются следующие принципы: экстралингвистический (соотнесение слова с реалией), функциональный (обращение к функции морфем разных типов), структурно-семантический (изучение морфемы как значимой единицы, определение производности слова с использованием его тол- кования, мотивированности), системный принцип (соотнесение значе- ния морфемы со значением слова, в котором она представлена; выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования), синхронический принцип (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и его производности в совренменном языке).
|
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
5) - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
6) - обозначьте условными знаками части слова;
7) - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
8) - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик);
9) - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
10) - заполните таблицу, используя данные примеры;
11) - разберите слова по составу;
12) - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
• - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
• - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
• - определите способ образования слова;
• - подберите однокоренные слова к данному слову.
Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!