Методика обучения лексике. Виды упражнений при обучении лексике. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика обучения лексике. Виды упражнений при обучении лексике.

2017-10-07 628
Методика обучения лексике. Виды упражнений при обучении лексике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лексикология — раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка

Цели изучения разделов лексикологии (и примыкающей к ней фра- зеологии) и лексикографии таковы:

1) дать представление об основной единице лексики — слове;

2) дать представление о лексическом значении слова: а) показать двустороннюю природу слова (план выражения — план содержания),

б) добиться различения слова и обозначаемой им реалии;

3) дать представление об однозначных и многозначных словах: а) показать обязательность связи значений слова между собой, б) дать понятие прямого и переносного значения слова;

4) дать учащимся представление о словарном составе языка — лексике,

5) продемонстрировать системные отношения в лексике: синонимию, антонимию;

6) на примере омонимии и синонимии показать асимметрию плана выражения и плана содержания,

7) дать представление о лексике как о развивающейся системе (ус- таревшие слова, неологизмы),

8) дать представление о сферах употребления лексики (общеупотре- бительная лексика и лексика ограниченного употребления);

9) дать представление об источниках пополнения лексики (заимст- вованные слова);

10) дать представление о фразеологизме как о языковой единице: а) показать его сходство и различие со словом и словосочетани- ем, б) показать специфику значения фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием, в) дать представление о системных отношениях в фразеологии (си- нонимия, антонимия);

11) дать понятие о словарях разных типов (толковые и специальные), научить пользоваться словарями основных типов. Все понятия лексикологии описываются в школьном курсе следую- щим образом: — определение понятия, — функция, — отражение в словаре.

При изучении лексикологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.

Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изу- чении многих тем (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, устаревшие слова, фразеологизмы) можно опираться на соотнесение сло- ва и называемой им реалии: предметы могут быть показаны или изображены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, и тогда учащиеся идут в направлении от реалии к слову, или подписа- ны, и тогда рассмотрение идет от слова к реалии. Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и противопоставлении: в курсе рассматривается связь значений многозначных слов, которые противопоставляются омонимам, в сопоставлении и противопоставлении рассматриваются синонимы и антонимы.

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

12) - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

13) - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

14) - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

15) - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;

16) - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);

17) - составьте предложения с указанным значением данного слова;

18) - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.

 

12. Методика обучения морфемике и словообразованию. Виды упражнений при обучении морфемике и словообразованию.

Морфемика как раздел языкознания изучает типы морфем, принци- пы и процедуру исследования морфемного состава слова. Словообразование исследует синхроническую производность слов русского языка. Эти разделы традиционно изучаются в школе совместно или сопря- женно и имеют следующие цели: 1) дать учащимся представление о морфеме как минимальной значимой части слова;

2) научить отождествлять в одну морфему различающиеся фонетически комплексы звуков на основе знаний о нефонетических чере- дованиях гласных и согласных;

3) дать представление о типах морфем в русском языке: а) корневые, словообразующие, формообразующие морфемы как единицы с разным характером значения; б) приставки и суффиксы как словообразующие морфемы, разде- ляемые по их месту по отношению к корню; в) суффиксы и окончания как формообразующие морфемы, раз- деляемые по характеру выражаемого ими грамматического значения;

4) научить выделять однокоренные слова и слова с одинаковой мор фемной структурой; 5) дать представление об основе слова как о носителе его лексиче- ского значения

6) дать представление о принципах морфемного членения

7) показать значение умения членить слово на морфемы для исполь- зования орфографических правил русского языка;

8) научить разграничивать непроизводные и производные основы;

9) дать представление о производящей основе как о формально-се- мантической базе для образования производного слова;

10) дать представление об основных способах словообразования;

11) дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении морфемике и словообразованию используются следующие принципы: экстралингвистический (соотнесение слова с реалией), функциональный (обращение к функции морфем разных типов), структурно-семантический (изучение морфемы как значимой единицы, определение производности слова с использованием его тол- кования, мотивированности), системный принцип (соотнесение значе- ния морфемы со значением слова, в котором она представлена; выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования), синхронический принцип (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и его производности в совренменном языке).

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

5) - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

6) - обозначьте условными знаками части слова;

7) - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

8) - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик);

9) - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

10) - заполните таблицу, используя данные примеры;

11) - разберите слова по составу;

12) - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

• - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

• - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

• - определите способ образования слова;

• - подберите однокоренные слова к данному слову.

Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.