Коммуникативно значимые фонетические нормы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Коммуникативно значимые фонетические нормы

2017-10-07 909
Коммуникативно значимые фонетические нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над звуковой стороной речи проводится в двух направлениях:

 

1) выразительное чтение (то есть правильное и выразительное вос- произведение чужого текста)

2) правильное и выразительное звуковое оформление своего выска- зывания.

При работе над звуковой стороной речи при воспроизведении чужо- го текста используются следующие типы упражнений, направленных на развитие как слуховой, так и произносительной культуры:

1) определять на слух звуковой состав слова (не смешивая произно- шение с написанием), определять место ударения;

2) оценивать звуковой состав слова с точки зрения проявления в нем орфоэпических норм (в том числе с опорой на ритм и рифму);

3) анализировать интонацию предложения (движение тона вверх / вниз);

4) анализировать, как от перемены места фразового ударения меня- ется смысл предложения;

5) членить звучащий текст на предложения, определять их характе- ристику с точки зрения цели высказывания и интонации;

6) четко произносить текст, в том числе скороговорки;

7) читать текст в соответствии с указаниями на движение тона, обо- значенного стрелками;

8) читать текст в соответствии со знаками препинания.

 

Коммуникативно значимые лексические нормы

Для выполнения этой работы используются следующие типы уп- ражнений:

1) указать значение слова и фразеологизма (с помощью словаря или контекста или с опорой на значение ПЩ основы),

2) разгадать кроссворд (то есть указать слово по его значению),

3) указать синонимы к слову, определить различия в их значении,

4) указать антонимы к слову,

5) определить стилистическую нейтральность или окрашенность сло- ва,

6) определить экспрессивную окрашенность слова,

7) исправить ошибки и недочеты намеренно необразцового текста.

 

Коммуникативно значимые нормы морфемики и словообразования

Другой задачей является обогащение речи учащихся за счет исполь- зования слов с синонимичными, антонимичными аффиксами, аффикса- ми с разными оттенками значений. Специальной работы требует и работа над синтаксическими дерива- тами (готовить — подготовка, красивый — красота, смешать — сме- шение и др.). Овладение этим типом деривации поможет учащимся из- бежать лексических повторов при создании собственных текстов.

Интересной и безусловно полезной в аспекте развития речи уча- щихся будет работа над авторским окказиональным словом как выра- жением свободного и творческого обращения говорящего с языком. Учащиеся должны понять уместность словотворчества в поэтической, иногда — разговорной речи и его неуместность в текстах, например, научного стиля. Основные типы упражнений по морфемике и словообразованию, способствующих развитию речи, связаны, с одной стороны, с опреде- лением семантики и стилистической маркированности морфем, с дру- гой — с выявлением системных отношений в морфемике и словообра- зовании (синонимии, антонимии, омонимии морфем и словообразова- тельных типов).

 

Коммуникативно значимые морфологические нормы

При изучении морфологии необходимо специально уделить внима-ние тем морфологическим нормам, усвоение которых вызывает наи- большее затруднение у учащихся. Это

1) формы И. и Р. п мн. числа существительных (инженер-ы, но док- тор-а; носк-ов, но чулок),

2) формы степеней сравнения прилагательных и наречий (более хо- рошо, а не *более лучше)

3) спрягаемые форм глагола (пылесошу, а не *пылесосю; жжет, а не *жгет),

4) морфологические лакуны (отсутствие форм побежу, мечт и др.),

5) отсутствие причастий будущего времени (*прочитающий),

6) склонение количественных числительных и сочетание с ними су- ществительных,

7) отсутствие склонения неизменяемых существительных,

8) употребление предлогов с нужной падежной формой и их разгра- ничение со словами других частей речи.

В морфологической работе по развитию речи используются сле- дующие типы упражнений

: 1) выбрать правильную форму их нескольких данных,

2) образовать отдельную грамматическую форму по образцу или без него,

3) просклонять / проспрягать слово,

4) заменить одну форму на другую (например, полную на краткую, положительную степень сравнения на сравнительную)

5) составить предложения с данными формами (например, полными и краткими прилагательными).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.