Методика обучения чтению. Виды чтения. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методика обучения чтению. Виды чтения.

2017-10-07 374
Методика обучения чтению. Виды чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется ли­ бо во внешней, либо во внутренней речи.

Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и перера­ ботки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуни­ кативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Под коммуни кативной задачей в данном случае следует понимать уста­ новку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Как прави­ ло, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятив­ ная и ценностно-ориентационная. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомитель ­ ное, просмотровое. В основе этой классификации лежит ха­ рактер предполагаемого использования извлеченной из текста ин­ формации. Если требуется максимально полное и точное понима­ ние содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроиз­ ведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающе е чтение.

Конкретные пути реализации описанного приема разнооб­ разны. Учитель, например, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:

1. О чем теперь вы хотели бы узнать?

2. Какие вопросы здесь возникают?

3. О чем будет говориться далее?

4. Как эта мысль раскрывается дальше?

5. О чем это говорит?ит.д.

Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после про­ чтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: 1) целесообраз­ но изменить план текста при его пересказе; 2) сравнить содержа­ ние изученного текста с ранее усвоенным материалом; 3) устано­ вить причинные связи между явлениями; 4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Если перед читающим ставится задача най­ ти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительног о чтения. Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с тео­ ретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для по­ нимания. Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: найти ту часть текста, кото­ рая могла бы дополнить текст изученного параграфа; что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца); най­ ти ту часть текста, которая отвечает на вопрос...; прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы....

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Для этого используются следующие виды заданий: - назвать ключевые предложения абзаца; - назвать предложения, которые открывают новую тему текста; - прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объ­ единяет; -как можно продолжить текст, если он называется...; - из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы я хотел быть и почему?»; - с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы, таблицы) и т.п.

Если в основе упражнения лежит художественный текст, следу­ ет обратить внимание школьников на его выразительные досто­ инства, на те средства языка, которые придают ему особое звуча­ ние. С этой целью используются задания такого характера:

– какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи); - какие глаголы использованы для описания действий...;

– как и почему изменяется порядок слов в первой и второй час­ тях текста;

– какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;

– каким образом автор передает свои чувства при описании...

Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильно организовывать выполнение заданий, направленных на осознание их содержания:

1. Если в основе упражнения лежит текст, в первую очередь сле­ дует выполнить задания, направленные на его осмысление (чтение).

2. Перед началом работы нужно четко сформулировать во­ прос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения.

3. Обобщая результаты работы над упражнением, следует дать оценку выполнению заданий, связанных с чтением и анализом текста. Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая методическая задача, стоящая перед учителем русского языка. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает не­ обходимую базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.