Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-10-07 | 374 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется ли бо во внешней, либо во внутренней речи.
Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и перера ботки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.
Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуни кативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Под коммуни кативной задачей в данном случае следует понимать уста новку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Как прави ло, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятив ная и ценностно-ориентационная. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомитель ное, просмотровое. В основе этой классификации лежит ха рактер предполагаемого использования извлеченной из текста ин формации. Если требуется максимально полное и точное понима ние содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроиз ведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающе е чтение.
Конкретные пути реализации описанного приема разнооб разны. Учитель, например, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:
|
1. О чем теперь вы хотели бы узнать?
2. Какие вопросы здесь возникают?
3. О чем будет говориться далее?
4. Как эта мысль раскрывается дальше?
5. О чем это говорит?ит.д.
Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после про чтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: 1) целесообраз но изменить план текста при его пересказе; 2) сравнить содержа ние изученного текста с ранее усвоенным материалом; 3) устано вить причинные связи между явлениями; 4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Если перед читающим ставится задача най ти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительног о чтения. Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с тео ретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для по нимания. Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: найти ту часть текста, кото рая могла бы дополнить текст изученного параграфа; что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца); най ти ту часть текста, которая отвечает на вопрос...; прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы....
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.
Для этого используются следующие виды заданий: - назвать ключевые предложения абзаца; - назвать предложения, которые открывают новую тему текста; - прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объ единяет; -как можно продолжить текст, если он называется...; - из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы я хотел быть и почему?»; - с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы, таблицы) и т.п.
|
Если в основе упражнения лежит художественный текст, следу ет обратить внимание школьников на его выразительные досто инства, на те средства языка, которые придают ему особое звуча ние. С этой целью используются задания такого характера:
– какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи); - какие глаголы использованы для описания действий...;
– как и почему изменяется порядок слов в первой и второй час тях текста;
– какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;
– каким образом автор передает свои чувства при описании...
Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильно организовывать выполнение заданий, направленных на осознание их содержания:
1. Если в основе упражнения лежит текст, в первую очередь сле дует выполнить задания, направленные на его осмысление (чтение).
2. Перед началом работы нужно четко сформулировать во прос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения.
3. Обобщая результаты работы над упражнением, следует дать оценку выполнению заданий, связанных с чтением и анализом текста. Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая методическая задача, стоящая перед учителем русского языка. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает не обходимую базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!