Методы теоретико-практического изучения языка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методы теоретико-практического изучения языка

2017-10-07 548
Методы теоретико-практического изучения языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ним относятся наблюдение, диктант, упражнения, связанные с языковым разбором, реконструирование и продуцирование. Метод наблюдений над языковыми явлениями применяется с целью наилучшего осознания изучаемой языковой теории. Диктант- работа под диктовку учителя с целью закрепления\повторения материала. Языковой разбор – заключается в анализе определенных языковх явлений по заданию учителя. Виды разбора: фонетический, морфологический и т.д. Реконструирование – метод обучения, основой которого является видоизменение языковых единиц (прием редактирования, прием восстановления, преобразование структуры, синонимическая замена) Конструирование – метод обучения, основой которого является самостоятельная работа учеников по составлению словосочетаний, текстов по теме, схемам и т.д. (сост. Деловых документов; с разными функциональными стилями; сочинения-миниатюры и т.д.)

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

 

Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Планирование учебного материала.

Этапы планирования учебного процесса:

1) постановка цели как конечного результата;

2) определение задач обучения, разрешение которых направлено на достижение цели;

3) составление программы действий;

4) выявление ресурсов и их источников;

5) определение непосредственных исполнителей; фиксация результатов планирования в материальном виде.

В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока. Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год, который членится на учебные полугодия и учебные четверти. Наименьшая единица учебного процесса – урок.

Календарный план. Этот вид плана представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям учебного года. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие – меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в программе даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, т. к. уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально

Тематический план. На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме – согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока.
Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане (т. е. в плане работы по той или иной теме) должны быть выделены часы на контрольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план необходимо включить часы на развитие связной речи учащихся.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок; иногда уточняется ранее использованный план. План урока служит учителю руководством для организации как своей деятельности, так и деятельности учащихся. Конкретный вид плана зависит от типа урока, но во всех случаях в нем должны быть обозначены тема, цели урока, структурные элементы, виды и формы работы, средства обучения.
Тема урока обычно берется из программы или повторяет название параграфа учебника.
Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. При составлении плана урока учитель формулирует общую цель урока, познавательную (образовательную), развивающую, воспитательную задачи. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные задачи. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая познавательная задача: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические познавательные задачи. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической задачей будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в которых они употреблены.
Развивающие и воспитательные задачи определяются используемым учителем дидактическим материалом, который обеспечивает возможность воспитания у учащихся любви к родному языку, развития их логического мышления, формирования у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку и т. д.
Условия эффективного проведения уроков. На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого успех любого урока зависит от обдуманной учителем на основе учета научно-методических положений режиссуры урока (она отражается в плане) и личностного исполнения учителем этой режиссуры, т. е. своего плана.
Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие:
1) развитие у школьников интереса к предмету,
2) использование межпредметного материала на уроках русского языка;
3) перспективность в учении.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.