Методика обучения русскому языку как наука. Становление методики. Предмет и задачи методики. Связь метрдики с другими науками. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика обучения русскому языку как наука. Становление методики. Предмет и задачи методики. Связь метрдики с другими науками.

2017-10-07 452
Методика обучения русскому языку как наука. Становление методики. Предмет и задачи методики. Связь метрдики с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский язык как учебный предмет. Цели обучения русскому языку в современной школе. Планируемые результаты обучения.

.Цели преподавания русского языка в учебном заведении.
Образовательные цели:
• усвоение основ знаний о языковой системе;
• осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;
• овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах.
Развивающие цели:
• развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
• овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
• овладение приемами учебной деятельности;
• понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательные цели:
• воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
• воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
• формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы языка;

– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей; аудирование и чтение:

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо:

– создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров (на материале изучаемых учебных дисциплин);

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

 

Содержание обучения и структура школьного курса русского языка.Компетенции,формируемые в процессе обучения русскому языку.

 

Содержание курса русского язык а составляют знания о:

1) звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетические и графические)

2) способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические: морфологические и синтаксические);

3) морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные);

4) лексико-семантических группах слов (знания лексикологические);

5) принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные).

Эти знания выступают в разных видах, главные из которых:

а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия,

б) графические, орфографические и пунктуационные правила.

Наряду со знаниями в содержание курса русского языка входят умения и навыки. Среди умений выделяются комплексы специальных для данной дисциплины умений: фонетических, графических, морфологических, правописных и др. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Основные направления обучения русскому языку в школе:

1) изучение системы языка с фонетической грамматической, словообразовательной, лексической сторон;

2) усвоение морфологических, синтаксических и др. понятий (корень, глагол, речь, текст, гласный, антонимы, подлежащее и др), правил, сведений;

3) изучение единиц языка – слова, словосочетания, предложения, текста; формирование умений в области анализа языковых единиц, в том числе грамматического разбора;

4) формирование коммуникативной компетенции;

5) расширение словарного запаса ребёнка, совершенствование грамматического строя речи;

6) развитие связной речи;

7) работа над языковыми нормами;

8) изучение орфографии и пунктуации;

9) работа по каллиграфии;

10) изучение речевого этикета.

Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идет работа над всеми сторонами языка, т. е. изучаются (в элементарной форме) фонетика, лексика, грамматика и словообразование (начиная со II класса). Материал курса русского языка в средней школе по классам распределяется следующим образом: в 5, 6, 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Синтаксис- в 8 и 9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8-9 классах. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению- в 5, 6 и 9 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.

Объяснительная записка - это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени.

Собственно программа - это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу - от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика. Второй фактор - особенности овладения детьми изучаемым материалом - в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы.

 

Компетенции- совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний,умений,способов деятельности,привычек),которые являются необходимыми для совершения продуктивных действий.

Коммуникативная компетенция- знания,умения по основным видам речевой деятельности(говорению,слушанию,чтению,письму) на основе речеведческих сведений.

Культуроведческая компетенция- осознание языка как формы выражения национальной культуры как международного кода культуры,взаимосвязи языков: истории народа,связи языка и мышления и этнокультурных особенностей языка региона.

Лингвистическая компетенция- элементарные знания по лингвистике и сведения о русском языке как общественном явлении.

Языковая компетенция — знание самого языка,знание языка и его норм,обеспечивающее понимание чужой речи и создание своей орфографической и пунктуационной грамотности.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т.д. К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д.

Школьный учебник – специальная кни­га, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников.

Учебник – средство формирования умений и навыков:

- учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка;

- правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных);

- речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в офици­ально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д.

Функции учебника:

- информационная (даются знания о языке);

- систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе);

- трансформационная (различного рода умения формируются в определен­ной последовательности);

- воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового ма­териала).

Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная органи­зация), значение (семантика), функция (употребление в речи).

Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фо­нема (звук).

Модернизация современных учебников: знания – основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главнойдидактической единицей является связный текст.

Действующие учебники отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Любая лингвистическая единица, подлежащая изучению, рассматривается с трех сторон: ее структурные (формальные) показатели, ее значение (обусловленное особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике (обусловленное ее семантическими и функциональными возможностями). Таким образом, все три компонента оказываются взаимосвязанными, взаимообусловленными, что важно показать школьникам в процессе изучения лингвистических единиц.

Особенностью названных учебников по русскому языку для средней школы является то, что языковые факты представлены во всей совокупности их проявлений, описаны единицы всех уровней языка: фонетики, лексики, состава слова, словообразования, морфологии, синтаксиса. Многие разделы школьного курса русского языка модернизированы, некоторые разделы введены заново Так, в действующих учебниках существуют разделы «Лексика», «Словообразование», которые ранее не изучались в средней школе. Существенно обновились разделы «Фонетика и графика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация» и др. Так, например, в разделе «Синтаксис» наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции

Авторы учебников используют различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся. В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в их сути самостоятельно довольно сложно. В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа — его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи.

Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Планирование учебного материала.

Этапы планирования учебного процесса:

1) постановка цели как конечного результата;

2) определение задач обучения, разрешение которых направлено на достижение цели;

3) составление программы действий;

4) выявление ресурсов и их источников;

5) определение непосредственных исполнителей; фиксация результатов планирования в материальном виде.

В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока. Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год, который членится на учебные полугодия и учебные четверти. Наименьшая единица учебного процесса – урок.

Календарный план. Этот вид плана представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям учебного года. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие – меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в программе даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, т. к. уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально

Тематический план. На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме – согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока.
Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане (т. е. в плане работы по той или иной теме) должны быть выделены часы на контрольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план необходимо включить часы на развитие связной речи учащихся.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок; иногда уточняется ранее использованный план. План урока служит учителю руководством для организации как своей деятельности, так и деятельности учащихся. Конкретный вид плана зависит от типа урока, но во всех случаях в нем должны быть обозначены тема, цели урока, структурные элементы, виды и формы работы, средства обучения.
Тема урока обычно берется из программы или повторяет название параграфа учебника.
Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. При составлении плана урока учитель формулирует общую цель урока, познавательную (образовательную), развивающую, воспитательную задачи. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные задачи. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая познавательная задача: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические познавательные задачи. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической задачей будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в которых они употреблены.
Развивающие и воспитательные задачи определяются используемым учителем дидактическим материалом, который обеспечивает возможность воспитания у учащихся любви к родному языку, развития их логического мышления, формирования у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку и т. д.
Условия эффективного проведения уроков. На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого успех любого урока зависит от обдуманной учителем на основе учета научно-методических положений режиссуры урока (она отражается в плане) и личностного исполнения учителем этой режиссуры, т. е. своего плана.
Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие:
1) развитие у школьников интереса к предмету,
2) использование межпредметного материала на уроках русского языка;
3) перспективность в учении.

 

Орфографические

Пунктуационные

Фактически е

Логические ошибки.

1. Нарушение логической связи между частями текста проявляется в несоответствии вывода или вступления основной части или друг другу.

2. Отсутствие логики в изложении проявляется а) в пропуске существенных фактов или деталей, нарушающем связность текста; б) в необоснованности вывода; в) бездоказательности утверждений; г) в противоречии промежуточных выводов ранее сказанному; д) в выражении в тексте двух взаимоисключающих точек зрения по одному вопросу.

3. Нарушение логики высказывания проявляется в а) употреблении одного и того же термина в разных значениях; б) нелепых суждениях на основе связывания несопоставимых понятий (кроме оксюморона). Например: Мы пришли в лес, и началась осень.

 

Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. В этом случае региональный компонент можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу. Воспитание произносительной культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.

Как известно в речи школьников встречаются особенности в произношении.

Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь учащихся. Источником ошибок является диалектный язык.

Для овладения литературной речью школьникам необходимы прочные, устойчивые навыки, длительная практика. Важным условием для достижения обозначенной цели являются систематические занятия на уроках русского языка по искоренению и предупреждению диалектных ошибок в речи учащихся.

Можно выделить основные аспекты:

1) знакомство учащихся с особенностями собственного диалекта для сознательного усвоения литературного языка;

2. устранение и предупреждение диалектных ошибок в речи школьников;

3. пробуждение у детей желания овладеть литературным языком.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Методика обучения русскому языку как наука. Становление методики. Предмет и задачи методики. Связь метрдики с другими науками.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.

Задачи методики:
1) определение целей и задач обучения русскому языку как родному («зачем изучать»);
2) определение содержания обучения («чему учить»);
3) разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования («как учить»);
4) определение критериев оценки, методов контроля («как контролировать усвоенное»).

Из истории наука сформировалась к середине прошлого века: исторические обзоры ее развития обычно начинают с выхода книги Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Он создал полноценную методическую систему. Его книга оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики.

Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К. Д. Ушинский (1824—1870), который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы «Родное слово» для I, II и III годов обучения, «Детский мир», а также пособия для учителей: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Психолого-педагогические обоснования его методики даны в двухтомном исследовании «Человек как предмет воспитания» (третий том не закончен).

К. Д. Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популярных произведений, методику изучения грамматики на основе анализа образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, басен И. А. Крылова). Догматическая методика после К. Д. Ушинского уже была невозможна. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека, в формировании его личности, в его мыслительном развитии. Его слова о родном языке должен знать каждый педагог: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог — родное слово!».

Методика обучения русскому языку связана с психологией и педагогикой, в том числе с её разделом – дидактикой..
С лингвистикой – в определении содержания предмета, в учете закономерностей функционирования языка.

Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изучаются психологией, - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии.

Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая - это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения - общедидактический принцип - в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во - первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера - слов, их сочетаний, текстов. Во- вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В-третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся патриотизм. В-четвертых, самовыражение учащегося - подростка, юноши - в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его личностные качества, его жизненную позицию

Русский язык как учебный предмет. Цели обучения русскому языку в современной школе. Планируемые результаты обучения.

.Цели преподавания русского языка в учебном заведении.
Образовательные цели:
• усвоение основ знаний о языковой системе;
• осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;
• овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах.
Развивающие цели:
• развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
• овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
• овладение приемами учебной деятельности;
• понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательные цели:
• воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
• воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
• формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы языка;

– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей; аудирование и чтение:

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо:

– создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров (на материале изучаемых учебных дисциплин);

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

 

Содержание обучения и структура школьного курса русского языка.Компетенции,формируемые в процессе обучения русскому языку.

 

Содержание курса русского язык а составляют знания о:

1) звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетические и графические)

2) способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические: морфологические и синтаксические);

3) морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные);

4) лексико-семантических группах слов (знания лексикологические);

5) принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные).

Эти знания выступают в разных видах, главные из которых:

а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия,

б) графические, орфографические и пунктуационные правила.

Наряду со знаниями в содержание курса русского языка входят умения и навыки. Среди умений выделяются комплексы специальных для данной дисциплины умений: фонетических, графических, морфологических, правописных и др. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Основные направления обучения русскому языку в школе:

1) изучение системы языка с фонетической грамматической, словообразовательной, лексической сторон;

2) усвоение морфологических, синтаксических и др. понятий (корень, глагол, речь, текст, гласный, антонимы, подлежащее и др), правил, сведений;

3) изучение единиц языка – слова, словосочетания, предложения, текста; формирование умений в области анализа языковых единиц, в том числе грамматического разбора;

4) формирование коммуникативной компетенции;

5) расширение словарного запаса ребёнка, совершенствование грамматического строя речи;

6) развитие связной речи;

7) работа над языковыми нормами;

8) изучение орфографии и пунктуации;

9) работа по каллиграфии;

10) изучение речевого этикета.

Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обу


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.