Обогащение грамматического строя речи учащихся. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Обогащение грамматического строя речи учащихся.

2017-10-07 773
Обогащение грамматического строя речи учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа над обогащением грамматического строя речи учащихся ве- дется в следующих направлениях.

Во-первых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов:

1) переносное употребление грамматических форм (время, наклоне- ние глагола в несвойственных им значениях),

2) нереферентное использование форм единственного и множест- венного числа,

3) использование форм со сдвигом в значении: форма множествен- ного числа от вещественных и абстрактных существительных (пески, радости), краткая форма со значением временного или чрезмерно про- являющегося признака (болен, узок),

4) синонимичное использование форм степеней сравнения (простая и составная),

5) вариативность некоторых форм (существенен — существен),

Во-вторых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности различных синтаксических конструкций, в первую очередь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предло- жения и части сложного предложения и т. д.), например: Мы не пошли в лес из-за дождя. — Мы не пошли в лес, потому что пошел дождь. — Пошел дождь, и поэтому мы не пошли в лес — Мы не пошли в лес: пошел дождь.

Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются следующие типы упражнений:

1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность конструкций с ними;

2) определить смысловые различия между употребленными форма- ми слов;

3) использовать другое морфологическое выражение члена предло- жения (определение, выраженное относительным прилагательным, за- менить определением, выраженным существительным в косвенном па- деже, и т. д.);

4) определить смысловую и функциональную нагрузку синтаксиче- ской конструкции в тексте;

5) трансформировать предложение (несколько простых в сложное, предложение с обособленным членом в предложение с придаточным предложением, бессоюзное в союзное и т. д.).

Упражнения на построение (составление, конструирование) оп­ ределенных словосочетаний, предложений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами.

Среди этих предложений можно выделить конструирование предложений, словосочетаний

- по данном у образцу. Подобного типа предложения с причастными оборотами ученики составляют о других языковых понятиях (фонетических, лекси­ ческих, синтаксических и т.д.);

- по заданно й модели. Например, предлагается соста вить словосочетание по типу «сущ. + сущ.» (именное словосоче­ тание) или составить безличное предложение со сказуемым - без­ личным глаголом, составить безличное предложение со сказуе­ мым - наречием и т.д.;

- по графическо й схеме. Например, составляется пред­ ложение по схеме [ - = --- ] (повествовательное пред­ ложение с одним главным членом (сказуемым) и дополнением) или по схеме А: «П.» (предложение с прямой речью после слов автора). Эффективность этих упражнений для обогащения речи увели­ чивается, если указывается содержательная основа для конструирования предложения. Например, в связи с изучением темы «Без­ личное предложение» предлагается составить безличное предло­ жение

-на тему «Наступление утра», «Сумерки», «Я заболеваю» и т.д.;

- на основе изображенног о на картинке (рисунке, фото­ графии);

-на основе репродукции, картины; на основе диапозити­ ва, диафильма, видеозаписи и т.д.;

-на основе наблюдений, проведенных в классе, например за изменениями в состоянии погоды (тема «А за окном...»);

- на основе впечатлени й от прослушанно й музыки, например после прослушивания одной из пьес П. И. Чайков­ ского - «Ноябрь», «Декабрь»;

- на основе содержани я отрывка из изучаемог о на уроках литературы произведения; содержания незнакомого, но прочитанног о учителем текста; записанного на грампла­ стинке (магнитофоне) текста.

 

Упражнения на замену одних конструкций другими, параллель­ ными (соотносительными); на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

Ученики сопоставят различные средства выраже­ ния причинно-следственных отношений:

в связи с тем, что... (в силу того, что...; ввиду того, что...);

из-за большого опоздания... {вследствие опоздания...);

приехав к бабушке поздно-поздно...;

потому что {так как) мы приехали поздно...;

мы приехали к бабушке поздно-поздно, и она....

Свободные диктанты и изложения с дополнительным заданием.

Составление текстов с дополнительным речевым заданием (или сочинения с языковым заданием).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.