Методика обучения пунктуации. Виды упражнений при обучении пунктуации. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методика обучения пунктуации. Виды упражнений при обучении пунктуации.

2017-10-07 3719
Методика обучения пунктуации. Виды упражнений при обучении пунктуации. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Пунктуация - это раздел языкознания, в котором изучают­ ся знаки препинания и правила их использования на письме.

Методика пунктуации _ раздел методики преподава­ ния русского языка, в котором описывается процесс формирова­ ния у учащихся пунктуационных умений и навыков.

Конечная- цель обучения детей пунктуации в школе - сформиро­ вать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающе­ го - адекватно с пишущим понимать написанное.

Абсолютна я пунктуаци­ онная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использо­ вать знаки препинания в авторских целях. Относительна я пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам.

Цели работы по пунктуации в школе. Различают две группы целей: познава­ тельные и практические. Познавательны е цели. Для овладения пунктуационны­ ми нормами необходимы знания по пунктуации, на основе кото­ рых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе:

– раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

– знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуацион- но-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;

– ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрез­ ков, требующих выделения их знаками препинания;

– усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.

Практически е цели. Это цели, направленные на форми­ рование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходи­ мого знака на основе семантико-грамматического анализа ком­ муникативных единиц. Перед школой стоят следующие практиче­ ские цели:

– развить у учащихся пунктуационную зоркость;

– научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

– развить умение обосновывать выбор знаков препинания;

– научить детей находить пунктуационные ошибки и исправ лять их.

Списывание как вид пунктуационного упражнения. Это упраж­ нение заключается в переписывании учащимися из учебника или из другого дидактического материала - в форме отдельных пред­ ложений или текста - с одновременным выполнением пунктуаци­ онных заданий. Списывание существует в двух разновидностях: в не- осложненной и в осложненной форме. Неосложненно е списывани е состоит в переписыва­ нии дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных из­ менений. Обучающая пунктуационная сущность данного упраж­ нения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обоснова­ нии выбора знаков препинания. При списывании учащимся да­ ются следующие пунктуационные задания:

– найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;

– перечислить условия выбора места для знака (знаков) препи­ нания и самого знака препинания;

– объяснить постановку или непостановку знаков препинания.

Осложненно е списывани е - это переписывание уча­ щимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения.Виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунк­ туационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) пре­ пинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания. При осложненном списывании выполняются следующие пунк­ туационные задания:

– вставить знаки препинания, пропущенные при... (называется смысловой отрезок, например однородные члены); - вставить пропущенные знаки препинания; - переставить такой-то смысловой отрезок (например, прида­ точное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания;

– включить в предложение такой-то смысловой отрезок (на­ пример, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.

Диктант как вид пунктуационного упражнения. Данное упраж­ нение заключается в записи по слуху дидактического материала - предложений или текста с одновременной постановкой необ­ ходимых знаков препинания. Обучающая пунктуационная сущ­ ность диктанта состоит, во-первых, в сотворчестве ученика с ав­ тором диктуемого (школьник, осмысливая продиктованное, как бы сам выражает записываемую мысль), во-вторых, в предвиде­ нии необходимых знаков препинания. Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.

Диктант полны й заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений.уемого.

Диктант выборочны й состоит в неполной записи диктанта.Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.

Диктант творчески й заключается в частичном измене­ нии диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.