Коррекционно-воспитательное значение — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Коррекционно-воспитательное значение

2017-09-27 286
Коррекционно-воспитательное значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ГЛУБОКИМ

НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Дети с первого месяца своей жизни сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей до семи - восьмилетнего возраста. Тематика, форма, весь характер игрушки во все времена зависели от материальной жизни общества, его духовной культуры и педагогических взглядов.

Игрушка знакомит ребенка с общепринятыми представлениями о различных формах предметов, их величине, цвете и т. п. Она способствует развитию и реализации потребности ребенка жить и общаться со взрослыми, принимать участие в их деятельности. То, что хотят воспитать в ребенке — определенные качества личности, систему навыков и умений — отражается в игрушке, вкладывается в ее содержание.

Игрушка призвана служить целям всестороннего развития ребенка. В то же время каждая игрушка обычно оказывает преимущественное влияние на какую-то одну сторону развития ребенка; развитие его движений, органов чувств, мышления, речи и т. п. Психическое развитие слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому далеко не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей.

В то же время дети, лишенные зрения, как известно, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие; для их полноценного развития также необходимо возникновение и развитие игровой деятельности. Однако без специальной помощи взрослого слепой ребенок не начнет играть, не научится пользоваться игрушками.

Организация игр с игрушками способствует активизации слепого ребенка, развитию его потребности в участии в жизни взрослых. Это особенно важно для слепых детей, поскольку их возможность самостоятельно наблюдать деятельность взрослых и участвовать в ней в гораздо большей степени ограничена, чем это имеет место для зрячих детей.

Ребенок с глубоким нарушением зрения ограничен в познании окружающих предметов и явлении. Со многими предметами он может познакомиться непосредственно. Словесное же описание данное взрослим, не может заменить собой чувственный опыт обеспечить формирование полноценного представления о предмете.

В этих случаях большое значение для развития слепого малыша приобретает игрушка, с помощью которой у него формируется образ того или иного незнакомого ему ранее предмета.

С помощью игрушки слепые дети знакомятся с назначением способами употребления предметов, действия с которыми им не доступны. Игрушка способствует развитию предметных действий слепого ребенка.

Отсутствие зрения, прежде всего, отрицательно сказывается на развитии движений ребенка и его ориентировки в пространстве, формировании предметных действий, на развитии тактильного восприятия и создании адекватных представлений об окружающем мире.

В младенческом возрасте у слепого ребенка позже развивается хватательные движения, он позже начинает самостоятельно садиться, ходить (7).

В то же время хватательные реакции зрячего ребенка с начала своего формирования осуществляются под контролем зрения(I).

Ограничение информации, поступающей к слепому ребенку окружающего мира, и отсутствие возможности контролировать, планировать свои движения с помощью зрения приводят к более позднему развитию моторики и тактильного восприятию и к обеднению предметных действий. Это в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии игровой деятельности ребенка. Игра слепых дошкольников, не имеющих жизненного опыта зрячих детей и достаточно широкой возможности контактировать со сверстниками, беднее по содержанию и особенно бедна предметными действиями (7, 8).

Без специального обучения игре слепой ребенок останавливается на стадии манипулятивных действий с игрушками зачастую принимают стереотипный характер. В то же время целенаправленная работа по развитию игровой деятельности слепых дошкольников может привести к появлению у них ролевых коллективных игр (2, 8).

Немаловажная роль в этой работе принадлежит игрушке, ко­торая призвана стимулировать развитие игровой деятельности сле­пого ребенка, способствовать формированию его чувственного опыта.

Специально, продуманно подобранные игрушки могут существенно влиять на развитие ориентировки слепого ребенка в прост­ранстве, на развитие его характера и воли, отношений ребенка со сверстниками, побуждая его к совместной с ними деятельности. Иг­ре с игрушками способствует исчезновению навязчивых движений то ребенка.

Таким образом, игрушка может явиться действенным средством в деле предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных со слепотой.

Однако, до настоящего времени проблеме разработки комплекса игрушек для слепых дошкольников не было уделено достаточного внимания.

Основные требования к игрушкам, предназначенным для слепых детей были определены в работах Л. И. Солнцевой и S. Serbe. Этим требованиям должны отвечать игрушки для слепых детей всех возрастных групп.

Однако слепые дошкольники разного возраста отличаются друг от друга по своему умственному, сенсорному развитию, по умению ориентироваться в пространстве, по развитию игровой деятельности. Поэтому, кроме общих требований, к игрушкам, предназначен­ных для детей каждой возрастной группы, должны предъявляться особые требования. При этом необходимо учитывать, что слепые дети одного и того же возраста в зависимости от условий их воспитания могут существенно отличаться по уровню своего развития. Так, развитие одного слепого ребенка по отдельным параметрам может приближаться к развитию зрячего ребенка, в то время, как у другого его сверстника будет наблюдаться значительное отставание по тем же параметрам развития. Если мы не будем знать, какую игрушку следует дать слепому ребенку на каждой ступени развития, она может оказаться бесполезной или даже отрицательно сказаться на его развитии.

В современной тифлопедагогической литературе отсутствуют работы, посвященные изучению значения различных игрушек для развития слепых детей разного возрасту, разработке требований к игрушкам для этих детей. Можно назвать лишь книгу Е.А. Ерастовой по воспитанию слепого ребенка в семье, где она кратко перечисляет игрушки, которые следует давать слепым детям определенного возраста.

Мы предприняли попытку исследовать влияние, которое оказывает игра с различными видами игрушек на развитие слепых детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных со слепыми дошкольниками разных возрастов, показал, что дети легко узнавали игрушки аналогичные тем, которые уже им знакомы ранее (например, куклу, машину, детали строительного набора и др.). После узнавания игрушки дети обычно начинали ее обследовать. Таким образом, отнеся игрушку к определенному разряду (кукла, машина), они стремились получить информацию об особенностях данной, конкретной игрушки.

При обследовании игрушки дети, имеющие остаточное зрение активно им пользовались. Зрительное изучение игрушки сопровождалось беглым осязательным обследованием. Это неизбежно вело к обеднению информации, получаемой ребенком об особенностях игрушки, что находило выражение в высказываниях детей. Так, дети с остаточным зрением, прежде всего, обращали внимание на цвет отдельных частей игрушки и, вслед за этим обычно начинали с ней играть.

Иной характер носило обследование игрушки тотально слепыми детьми. Для них было характерно после узнавания игрушки активно обследовать се с помощью осязания. Высказывания этих детей показывали, что тактильное обследование позволяло им подметить особенности, свойственные данной игрушке.

Выделение отдельных частей и деталей знакомой игрушки с помощью осязания было доступно и детям с остаточным зрением. Но делали они это только по просьбе взрослого. Это показывает, что необходимо специально стимулировать тактильное обследование игрушки слепым ребенком, имеющим остаточное зрение. Это может быть достигнуто, с одной стороны, умелым руководств воспитателя, а с другой стороны, содержанием и свойствами игрушки. Так, игрушка должна быть выполнена из материала приятного для осязания.

Как известно, у детей с глубоким нарушением зрения обобщенные образы предметов, в частности игрушек, складываю далеко не сразу. Наше исследование показало, что дети младшего дошкольного возраста узнают игрушки по какому-то одному, зачастую несущественному свойству. Однако они с большим трудом находят основные признаки этой игрушки. Лишь в среднем дошкольном возрасте, в условиях специального воспитания у слепых детей начинают складываться осязательные образы хорошо знакомых предметов и представление о пространственном расположении основных частей этих предметов. В то же время детям этого возраста и уровня развития еще бывает трудно самостоятельно построить целостный образ ранее незнакомого им предмета, но каким-то
определенным свойствам отличающегося от предмета им знакомого. Это согласуется с данными Л. И. Солнцевой и свидетельствует о том, что у этих детей имеются лишь конкретные образы знакомых им предметов, а обобщенные образы игрушек, с которыми им приходилось играть, только начинают складываться. В старшем дошкольном возрасте формирование обобщенных образов предметов продолжается. Дети постепенно овладевают приемами осязательного обследования предметов, хотя у них еще долго обнаружи­ваются трудности в осуществлении анализа и синтеза существенных свойств обследуемого ими предмета (4, 6).

Характер обследования игрушек слепыми дошкольниками по­казывает, что для дальнейшего развития сохранных органов чувств детей, для овладения ими приемами обследования предметом, для развития их познавательной деятельности среди их игр значительное место должны занимать игры, способствующие сенсорному развитию детей, овладению ими предметным миром, активизирующие их деятельность. К таким играм относятся игры с дидактическими игрушками.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся собирать простые пирамидки, состоящие из трех-пяти колец, вкладные матрешки, кубы или стаканчики. В среднем дошкольном возрасте дети уже бывают, способны собирать фигурные пирамиды.

В старшем дошкольном возрасте слепые дети играют в игры гораздо увереннее, но с таким же удовольствием, как и дети школьного возраста.

Мы привели в качестве примера несколько дидактических игр, чтобы показать, что целенаправленное воспитание и игрушки, специально подобранные с учетом возраста и уровня развития ребенка, способствуют сенсорному развитию детей с глубоким нарушением зрения, развитию мелких движений их рук.

Слепые дошкольники всех возрастов особенно любят играть с мячом. Существует целый ряд игр с мячом, способствующих развитию движений детей, их ориентировки в большом пространстве. Дети учатся катать мяч, бросать его друг другу. Развитию координации движений служит игра, в процессе которой дети бросают мяч в корзину или ведро. Расстояние до цели они определяют сами, предварительно обследовав корзину с помощью осязания и, если оно имеется, остаточного зрения. Большое оживление вызывает у незрячих детей «Игра с колокольчиком». К середине небольшой доски подвешивается колокольчик, доска ставится к стене несколько наклонно так, что колокольчик свободно свешивается с ее внутренней стороны. Ребенок отходит на некоторое расстояние от доски и катит мяч в направлении к ней. Если мяч попал в доску, колокольчик звенит. Таким образом, дети могут сами контролировать результат своего действия.

Наряду с игрушками, способствующими развитию органов чувств, движений, предметных действий и ориентировки в пространстве детей с глубоким нарушением зрения, в их воспитании большое место должны занимать игрушки, способствующие, развитию игровой деятельности, которая является основной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. К таким игрушкам относятся игрушки-образы (куклы, животные), так называемые портные игрушки (автомобиль, поезд и т. п.), а также помогающие создать сюжетно-ролевую игру (предметы кукольного обихода и т. п.).

В отношении незрячих детей эти игрушки выполняют одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей этих игрушек, действия с ними (например, такие, как раздевание, одевание куклы или мишки) способствуют развитию мелкой моторики слепого ребенка, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению предметными действиями. Кроме того, игрушки этого вида знакомят детей с образами животных и предметами, представление о которых дети пока еще не получить из своей жизненной практики.

В процессе целенаправленного воспитания слепых детей дошкольного возраста успешно развивается игровая деятельность, проходя путь от простых манипуляций с игрушками и отдельным игровыми действиям и затем к действиям, связанными между собой единым сюжетом. При этом соответственно расширяется ассортимент игрушек, предназначенных для сюжетно - ролевых игр детей. Так, в младшем дошкольном возрасте детям для игры дают куклу средних размеров с ограниченным набором предметов кукольного обихода (кроватка, стол, стул, чашка и др.). К старшему дошкольному возрасту, с развитием сюжетно – ролевой игры дети становятся способны строить свою игру с гораздо более разнообразным набором игрушек (куклы, изображающие мальчиков и девочек в разнообразной одежде, различные наборы мебели, посуды и пр.).

Подбирая игрушки для слепых детей определенного возраста необходимо учитывать, что в одной группе могут оказаться дети с разным уровнем развития. Поэтому в группе должны быть игрушки, рассчитанные на детей более младшего возраста. Наряду с этим необходимо иметь и такие игрушки, с которыми могут играть наиболее продвинутые в своем развитии дети.

Более того, игрушки должны подбираться с учетом возможностей слепых детей данного возраста (как наименее, так наиболее развитых) действовать с ними в условиях совместной игры со взрослым. Таким образом, воспитатель будет ориентироваться на

зону ближайшего развития, на «завтрашний день» ребенка, по вы­ражению Л. С. Выготского.

Только придерживаясь этого принципа можно обеспечить оп­тимальные условия для всестороннего развития дошкольников с глубоким нарушением зрения.

 

Л. П. КОВАЛЕВА


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.