Воспитании слепых дошкольников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Воспитании слепых дошкольников

2017-09-27 213
Воспитании слепых дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из средств эстетического воспитания детей является окружающая их обстановка, в которую входят не только красивые вещи, но и отношения, поведение людей, с которыми общается ребенок. Все, кто работает со слепыми, знают, что дети чувствуют уют, порядок. Обстановка всегда действует на них организующе, кра­сивые вещи они берегут. Валя говорит: «По ковровым дорожкам в галошах ходить нельзя, они пачкаются, я сниму галоши и понесу их в руках до шкафчика».

А. С. Макаренко считал организацию эстетики быта непременным условием решения задач эстетического воспитания. Понятие «красиво» мы всегда стараемся связывать с чистотой и аккуратностью. Красивая серви­ровка стола, чистота скатерти, подбор посуды, правиль­но и красиво разложенные салфетки помогают приви­вать детям художественный вкус.

Привлекая внимание детей к красивым вещам, вос­питатель учит видеть и понимать красоту, чувствовать тонкость и филигранность работы мастеров, создавших эти вещи. Например, при рассматривании посуды мы обращаем внимание на разнообразие ее форм. Мы пока­зываем очень тонкие изящные фарфоровые чашки и чаш­ки из глины, толстые и грубые. Обращаясь к детям, вос­питатель говорит: «Подойдите к столу и покажите, какая чашка вам нравится». Дети подходили и в большинстве случаев выбирали чашку овальной формы из тонкого фарфора. Все говорили, что она легкая, гладкая, тон­кая, красивая. Воспитательница рассказывает детям, что такая чудесная чашка -получилась в результате долгого и кропотливого труда гончаров-художников. Поэтому с ней нужно обращаться осторожно, бережно.

Эстетическое воспитание предполагает воспитание восприятия иправильного понимания прекрасного в ис­кусстве, в общественной жизни, в быту, в природе и спо­собности к самостоятельному творчеству.

Эстетические переживания, связанные с восприятием произведений искусства, родной природы, красоты по­ступков человека, оказывают огромное влияние на де­тей, облагораживая их. Во время экскурсии в парк им. А. Матросова обращаем внимание детей на скульп­турное изображение Александра Матросова, рассказы­ваем о его жизни и подвиге, описываем скульптуру: позу, выражение лица, стремительный порыв. Скульптор пере­дал его беззаветную любовь к Родине. Рассказываем также о том, что все прохожие любуются скульптурой. Воспитатель читает стихотворение «Он спит». Коротень­кий эмоциональный рассказ воспитателя вызывает от­ветные чувства ребенка.

На экскурсиях к архитектурным сооружениям г. Уфы мы «показываем красоту нашего родного города. Про­водя экскурсии к памятникам В. И. Ленина, Салавата Юлаева, на детскую железную дорогу, к фонтану кино­театра «Родина» ив парк им. Мажита Гафури, мы рас­сказывали о красоте улиц, о бульварах, скверах и пар­ках. В беседах после экскурсий дети рассказывали, где они были, что знают о нашем городе. Такие экскурсии обогащают представления детей, вызывают творческую активность, влияют на формирование доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим их людям.

Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств. Ажурные рябины, раскидистые ду­бы, стройные сосны, кудрявые березки, орешники — все используется воспитателями для того, чтобы дети почув­ствовали красоту зеленого леса. Обследовать руками ветки дуба, березы, елки, акации, обхватить ствол, уметь различать формы листьев и узнавать плоды деревьев — этому учат воспитатели своих питомцев. Рассматривая березы, воспитательница обращает внимание детей на длинные поникшие ветки, на гладкую атласную кору. Дети потрогали, погладили кору и тонкие нежные веточки. Витя говорит: «Ой, какая нежная веточка, сразу поломается, их ломать нельзя».

Красивые разноголосые птицы оживляют тишину леса. Дети с удовольствием слушают пение птиц икукушку, они часто ходят в лес за цветами, составляют букеты. Воспитательница учит детей называть цветы иразличать их по форме и запаху. Во время отдыха на лужайке, сравнивая только что распустившийся цветок и пушистый шар одуванчика, воспитательница читает стихи:

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся ничего,

Даже ветра самого.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Свои наблюдения на участке мы начинаем с ранней весны, когда вся природа оживает: набухают почки, рас­пускаются клейкие листочки; дети чувствуют горькова­тый запах растертых листьев, запах молодой хвои.

Как только зацветет черемуха, воспитатель, показы­вая ветку, спрашивает детей: «Что я показываю? Чем пахнет?» Не все дети узнают черемуху. Воспитательница читает им стихотворение и рассказывает о черемухе, о ее нежно-белых цветах, обращает внимание на то, как можно красиво рассказать о черемухе:

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Вслед за черемухой распускается сирень. Дети срав­нивают сирень с черемухой, учатся их различать по форме листьев и по запаху цветов. Они часто ходят в лес, когда цветет липа. На аромат липы дети сами обращают внимание. Наташа говорит: «Здесь как будто цветами пахнет». Воспитательница просит детей прислу­шаться к жужжанию вокруг лип. «Это пчелы! — говорит она.— Вспомните стихотворение П. Воронько «Липа», которое мы учили в прошлом году». Минзира читает стихотворение:

Я густая липка,

Подрастаю шибко,

Примечай меня!

Я медовым цветом

Расцветаю летом,

Береги меня!

Хорошо обоим

Нам расти с тобою,

Полюби меня!

Выразительно и уместно прочитанное стихотворение пробуждает интерес к природе и помогает детям само­стоятельно сделать вывод, что пчелы собирают мед. Вос­питательница дала понюхать цветы липы и мед, и дети сразу же определили, что мед пахнет так же, как липа.

Истинное удовольствие доставляет детям купание в реке. Детям кажется, что они умеют плавать, нырять. Резиновые круги помогают им хорошо держаться на во­де; брызги, шум, радостные возгласы всегда сопровож­дают купание. «Вода теплая, приятная»,— говорят де­ти. «Песок «а берегу мелкий, горячий, даже ноги. жжет»,— замечает Вова.

После купания подолгу сидим на берегу, и дети вни­мательно слушают, как кричат с лодки рыбаки, как буксир с шипением и гудками тащит длинные плоты, как, нарушая тишину, всплескивают рыбки. Сидя на берегу, воспитатель рассказывает детям о прекрасной реке Ак-Идель (Белая), окаймляющей наш город, о пионер­ских лагерях, которые расположены по ее берегам, о том, сколько песен сложено про красавицу Ак-Идель. «Послушайте, я спою вам песню»,— говорит воспитатель­ница Зоя Борисовна Данилевич:

В камышах на Ак-Иделе

Спит карасик в колыбели,

И волнами Ак-Идель

Чуть колышет колыбель.

(Ахрам Валеев)

Дети чутко прислушиваются к пеоне. «Красивая пес­ня, нежная, грустная»,— говорит Нина.

Реку Ак-Идель дети наблюдали из парка им. Салавата Юлаева в разные времена года. Беседуя на берегу реки, мы вспоминали, какая была река зимой и какая во время бурного весеннего разлива.

Дети любят дарить цветы, часто приносят букеты малышам, воспитателям. Но форма преподнесения очень примитивна: «Нате вам». Некоторые говорили: «Я дарю вам букет». Принимая букет, я всегда отмеча­ла, что он очень красивый, душистый. Такие нежные, красивые цветы надо научиться преподносить, например, так: «Пожалуйста, от старших детей мы дарим вам букет». Старалась при детях поставить цветы в вазу, чтобы они украшали мою комнату.

Воспитатели привлекают детей к участию в украше­нии детского дома. Дежурные ежедневно приносят бу­кеты цветов, ставят на стол ib столовой, меняют воду, при этом воспитательница рассказывает, что цветы лучше срывать с длинными стебельками, они красивее выглядят в вазе.

Красиво сервированный стол, ваза с цветами — все это является стимулом для поддержания порядка в групповой комнате, для создания теплой и уютной об­становки.

Воспитатель учит детей бережно охранять природу, ухаживать за растениями, за кроликами, цыплятами; знакомит детей с трудом садоводов; объясняет сеноко­шение, сеноуборку. При наблюдении расчистки рядов сосны объясняет, что это делают для того, чтобы сосны росли стройными, красивыми.

Воспитатель обращает внимание детей на те или иные явления природы, учит прислушиваться к звукам леса, журчанию ручья, пению птиц, шелесту листвы и на­слаждаться звуками. Обращает внимание на шелковис­тую, мягкую травку, на множество полевых цветов, их приятный запах. Это воспитывает у детей чувство

пре­красного.

В своей работе воспитатель использует поэтическое богатство стихов Пушкина, Некрасова, Плещеева. На экскурсиях, прогулках читает детям стихи, учит их любить родную природу.

 

 

О. Л. Жильцова


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.