Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-09-27 | 304 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИЗУЧЕНИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,
ПОСТУПАЮЩИХ В ЯСЛИ - САД
Советские тифлопедагоги, разрабатывающие основы воспитания дошкольников с нарушением зрения. М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, Т. А. Свиридюк, Л. И. Плаксина идр., указываютна необходимость решения в специализированных детских садах наряду с общими специальных коррекционно - педагогическихзадач, обусловленных особенностями развития ребенка с сенсорной недостаточностью.
Опыт работы со слабовидящими детьми в качестве тифлопедагога в детском специализированном саду убеждает нас в том, что решение специальных коррекционных задач невозможно без знания исходного уровня развития познавательной деятельности ребенка, прежде всего восприятия и представления. Выявление исходного уровня развития познавательной деятельности ребенка является первоначальным условием для определения путей педагогической коррекции икомпенсации в процессе восприятия слабовидящею дошкольника.
Исходные данные позволяют установить уровень отставания ребенка от нормы, определенной «Программой воспитания в детском саду», а также поставить конкретные задачи и наметить пути педагогической коррекционной работы с данным дошкольником.
Советскими тифлопедагогами и тифлопсихологами раскрыты закономерности и особенности восприятия и представлений детей с нарушением зрения и, что самое главное, показано, что уровень развития их чувственного познания не определяется состоянием остроты зрения. На объем и качество восприятия и представлений существенное влияние оказывает зрительный опыт ребенка, перцептивная активность и потребность, овладение эффективными способами познавательной деятельности, создание комфортных условий и др. Отсюда вытекают основные задачи коррекционно- педагогической деятельности тифлопедагога, направленные на устранение недостатков развития ребенка, на формирование эффективных способов познавательной деятельности, обеспечивающих в дальнейшем нормальное участие ребенка в учебном процессе школы.
|
Психолого-педагогическое изучение слабовидящих школьников, поступающих в ясли-сад, проводилось с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и степени дефекта зрительного анализатора.
Известный психолог и дефектолог Л. С. Выготский отмечал, что, в отличие от школьника, дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его программой. Исходя из этого положения, в основу нашего изучения была положена игра и игровая деятельность, так как именно в ней происходит в основном умственное развитие ребенка в младшем возрасте, складывается его восприятие, развивается воображение.
Восприятие и представления об окружающем изучались путем предъявления натуральных объектов, игрушек, картин, включенных в игру или игровую ситуацию.
Оценка результатов складывалась не только из одноразового обследования, но и в процессе наблюдений за ребенком на общеобразовательных занятиях, особенно в репродуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование), в творческих играх, на индивидуальных занятиях, в беседах с родителями.
Первоначальное обследование заняло примерно 10 дней. Данные изучения восприятия и представлений слабовидящих детей группы заносились в две карты.
Карта I — (на каждого ребенка), где отмечались следующие данные, характеризующие восприятие слабовидящего дошкольника: скорость, объем, переключаемость, дифференцированность, уровень оречевления (перечисление, описание, истолкование), отношение ребенка к работе. В индивидуальной карте также отмечались причина и степень нарушения и прогнозы на развитие и лечение зрительных функций;
|
Карта II — сводная карта на всю группу, где дана характеристика представлений слабовидящих детей и их соответствие возрастному уровню развития ребенка.
Учитывая компенсаторную функцию мышления и речи для слабовидящего ребенка, эти виды познавательной деятельности были включены в особую графу как характеризующие качество восприятия и представлений. В отдельной графе фиксировалось проявление таких важных качеств личности ребенка, как интерес к работе, активность, степень самостоятельности, внимание.
Проанализировав карты обследования, мы смогли поставить конкретные задачи работы тифлопедагога в данной возрастной группе в данном учебном году и наметить пути коррекционно - педагогической работы с подгруппами детей, отстающих не только от возрастных требований, но и от сверстников данной группы по уровню развития восприятия и представлений. Так, например, Женя и Слава составили подгруппу по формированию эффективных способов восприятия основных цветов, так как у них не было четкого представления об эталонах этих цветов, они не дифференцировали зеленый и красный цвет, хотя органических нарушений, влияющих на восприятие цветных объектов, не обнаружено.
Исходя из результатов анализа, тифлопедагог проводит консультационную работу с воспитателем группы по организации общеобразовательного занятия, по приемам работы с группой и данным ребенком в других видах деятельности в детском саду.
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога на общеобразовательных занятиях и специальных занятиях с подгруппами детей проходит поэтапно, в определенной последовательности, которая намечается в перспективном плане.
Анализ карт обследования и опыт коррекционно-педагогической работы по реализации составленных перспективных планов дают основание сделать ряд общепедагогических выводов, имеющих значение для дошкольной психологии и педагогики слабовидящего ребенка. Эти выводы находятся в полном соответствии с данными тифлопсихологии и тифлопедагогики, полученными при изучении младших слабовидящих школьников.
1. Уровень развития познавательной деятельности определяет главным образом зрительный опыт ребенка, а не состояние функций зрительного анализатора.
|
2. Важную роль в проявлении познавательной деятельности играет личность ребенка и ее индивидуальные качества. Это положение обусловливает дифференцированный
подход не только по дефекту зрения, но и по индивидуальным особенностям личности.
3. При равных уровнях развития познавательной деятельности и индивидуальных качеств личности дети с более низкой остротой зрения дают худшие показатели, чем дети с
более высокой остротой зрения. Эти основные выводы определяют необходимость, прежде всего, формирования активного зрительного опыта дошкольника, а не только развития функции зрительного анализатора. Но, вооружая дошкольника этим зрительным опытом, мы обязательно учитываем степень дефекта зрения. Это проявляется в дифференцированном подходе к организации занятий с разными подгруппами детей (подбор фонов и расстояний для демонстрации пособий, их размера, цвета и т. д.).
Одновременно были выявлены особенности представлений слабовидящего дошкольника.
1. Более полные и качественные представления у детей о предметах, с которыми они непосредственно действуют (например, темы «Одежда», «Посуда», «Мебель»). На низком уровне находятся представления о предметах, воспринимаемых визуально на расстоянии. Эти представления характеризуются слабой дифференцированностью, фрагментарностью. Например, при изучении тем «Растения», «Животные», «Птицы» проявляется неспецифическое узнавание. Так, дети в козленке видят зайца, в теленке — собаку, в жеребенке — лису (по цвету и пушистому хвосту).
2. Низкий уровень представлений о предметах, которые нужно воспринимать по частям. Это налагает ответственность на методику занятий с этими объектами (удлиняется время демонстрации, предварительный подбор наглядности — не по принципу: чем крупнее, тем лучше).
3. Затрудняется узнавание дошкольниками изображений предметов разных модальностей (контур, силуэт, поза, динамика движений).
4. Низким уровнем отличаются представления о временах года.
5. Нарушены пространственные представления.
6. Плохо дифференцированы представления о форме предмета.
|
7. Слабое владение предметными действиями, требующими учета свойств предмета (цвета, формы, величины, расположения, например, складывание пирамидок, матрешек). 8. Ярко проявился низкий уровень обобщенности представлений, неумение обозначать признаки предмета точным словом полно и последовательно. А ведь речь только тогда песет компенсаторную функцию, когда она точно соотнесена с образом предмета, его признаками. Отсюда вытекает еще одна немаловажная задача тифлопедагога при формировании способов познавательной деятельности — обучение оречевлению признаков предмета.
Итак, подводя итог вышесказанному, мы определили одну из первостепенных задач тифлопедагога в работе со слабовидящими детьми — формировать эффективные способы восприятия окружающего, а на их основе — количественно и качественно полные представления, определенные «Программой воспитания в детском саду» для данной возрастной группы, в опоре на активную мыслительную деятельность с учетом индивидуальных возможностей ребенка и дефекта его зрения.
Во всех видах деятельности работа дефектолога должна вестись так, чтобы способствовать развитию таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, самоконтроль и творчество.
В конце каждого учебного года следует проводить итоговое обследование детей группы, результаты которого фиксируются в тех же двух картах, что позволяет заметить степень продвижения ребенка в развитии познавательных процессов как результат совместной работы учителя-дефектолога с воспитателями группы и определить предварительные задачи с группой и отдельным ребенком на новый учебный год.
Данные, характеризующие степень продвижения в развитии познавательной деятельности слабовидящих детей группы, необходимо сопоставлять с данными врача-офтальмолога.
Е. С. НЕЗНАМОВА
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!