Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация защиты населения от радиационной опасности

2017-09-01 563
Организация защиты населения от радиационной опасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Под организацией защиты населения понимается выполнение комплекса мероприятий по обеспечению его безопасности как при нормальной эксплуатации радиационно опасных объектов, так и при авариях на этих объектах.

Организация защиты населения проводится органами управления различных подсистем и уровней РСЧС постоянно и дифференцированно в районах размещения АЭС и других радиаци- онно-опасных объектов, а также в районах возможного радиоактивного загрязнения.

При нормальной работе АЭС территориальные и ведомственные КЧС и их рабочие органы

– штабы ГО во взаимодействии с соответствующими органами управления функциональных подсистем осуществляют постоянный контроль за состоянием окружающей природной среды, радиационной обстановкой и работой АЭС, подготовку сил и средств РСЧС к действиям в усло- виях радиоактивного загрязнения, обучение населения и постоянное поддержание в рабочем со- стоянии средств защиты, поддержание в готовности систем связи и оповещения.

Штабами ГО республик, краев, областей и городов, на территории которых находятся АЭС, заблаговременно, с учетом местных условий разрабатываются «Планы мероприятий по защите населения на случай общей радиационной аварии на атомной станции» с определением меро- приятий по защите населения при запроектных авариях на АЭС: организация оповещения и свя- зи, порядок приведения в готовность штабов ГО, подразделений радиационной разведки, орга- низация защиты населения в ЧС, противопожарное обеспечение, охрана общественного порядка и материальное обеспечение мероприятий по защите населения.

При возникновении радиационно опасной ситуации штабами ГО АЭС и территори- альными штабами осуществляется оценка фактической радиационной обстановки в районе расположения АЭС по данным радиационной разведки и ее прогнозирование для удален- ных районов возможного радиационного загрязнения в целях принятия решения по защите персонала и населения.


 

При обнаружении признаков аварийной ситуации с последующим выбросом РВ в окружающую среду руководство АЭС (КЧС) может принять решение на проведение чрез- вычайных мер по защите персонала и населения, проживающего вблизи АЭС, таких как эвакуация, йодная профилактика и укрытие в средствах коллективной защиты без проведе- ния предварительной оценки радиационной обстановки.

Информация различных структурных органов РСЧС об аварийной ситуации на АЭС руководством и диспетчерской службой станции производится по определенной схеме.

Оповещение населения, проживающего в районах возможного радиоактивного загряз- нения, об аварийной ситуации и мерах по защите осуществляется территориальными и ве- домственными штабами ГО этих районов.

При возникновении на АЭС локальной или местной аварии (события 0-4 уровней по шкале МАГАТЭ) защита персонала организуется штабом ГО станции. Информация о ради- ационной ситуации сообщается руководством АЭС в соответствующие органы управления РСЧС. Оповещение населения в этом случае может не проводиться. Локализация, ликвида- ция аварии (происшествия) осуществляются, как правило, силами и средствами станции. При необходимости для нормализации работы АЭС и ликвидации последствий аварии привлекаются территориальные и ведомственные силы и средства РСЧС.

При наличии общей аварии (события 5-7 уровней по шкале МАГАТЭ) руководство защитой персонала и локализацией аварии, в зависимости от ее масштаба, осуществляется региональными или федеральными органами управления РСЧС с привлечением органов управления АЭС. При этом организация защиты населения в 30-километровой зоне будет осуществляться КЧС и штабом ГО той области, на территории которой находится аварий- ный объект.

Наряду с информацией об аварийной ситуации руководящих инстанций РСЧС соот- ветствующими штабами ГО производится оповещение населения с указанием мер защиты в данной ситуации.

Вариант речевой информации при оповещении населения города об аварии на АЭС.

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города.

Граждане! Сегодня (дата, время) произошла авария на атомной станции (название станции). В такое-то время ожидается выпадение радиоактивных осадков. Все жители города должны закрыть окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия жилых по- мещений; взять с собой документы, необходимые вещи, средства индивидуальной защиты и укрыться в защитных сооружениях к такому-то времени.

Передвижение людей по открытой местности возможно только в респираторах или противогазах. В дальнейшем действовать по указанию штаба ГО города».

Организация защиты населения осуществляется по этапам в соответствии с фазами развития аварии и с учетом реально складывающейся обстановки. Особое внимание уделя- ется организации защиты населения на первом этапе, соответствующем ранней фазе разви- тия аварии, где требуется принятие экстренных мер.

Организацию защиты персонала отдельного объекта, попадающего в зону загрязнения, и проживающего на его территории населения осуществляет КЧС и штаб ГО данного объ- екта. При получении данных об аварии на АЭС КЧС и штаб ГО объекта оценивают воз- можную радиационную обстановку и определяют меры защиты персонала и населения. Оповещение осуществляется по местной системе связи.

На основе «Плана защиты персонала объекта» руководством объекта ставятся задачи по проведению соответствующих мероприятий структурным подразделениям органов за- щиты и службам объекта: подразделениям радиационной разведки – на непрерывное наблюдение за изменениями радиационного фона и установление времени выпадения РВ; медицинской службе – на организацию йодной профилактики персонала и населения, а также на подготовку к оказанию первой медицинской помощи при радиационных пораже- ниях; службе радиационной и химической защиты – на выдачу персоналу средств индиви- дуальной защиты, контроль за организацией защиты продовольствия, источников воды и


 

материальных ценностей от радиационного загрязнения; службе убежищ и укрытий – на их подготовку к приему укрываемых; транспортной службе – на подготовку транспорта к воз- можной эвакуации персонала и населения.

В «План защиты населения при авариях на АЭС» входят мероприятия по защите насе- ления, осуществляемые заблаговременно (при нормальной работе АЭС), и мероприятия по защите населения в условиях происшедшей аварии.

К мероприятиям по защите населения, проводимым постоянно в возможных районах радиоактивного загрязнения при авариях на АЭС, относятся следующие:

1.Поддержание в постоянной готовности всех систем оперативного оповещения насе- ления об аварии, особенно в 30-километровой зоне вокруг АЭС.

2. Подготовка для персонала и населения защитных сооружений (убежищ и противо- радиационных укрытий), а также оборудование подвалов зданий в целях радиационной за- щиты людей. Для обеспечения необходимого уровня защиты, исключающего переоблуче- ние в случае аварии на АЭС от внешнего облучения, защитные сооружения в 30- километровой зоне должны обладать повышенной защитой:

на удалении от АЭС до 5 км – Кз = 5000, от 5 до 10 км - Кз = 3000,

от 10 до 20 км –Кз = 500,

от 20 до 30 км – Кз = 100, свыше 30 км – Кз = 40.

3. Создание средств индивидуальной защиты органов дыхания с повышенными проти- воаэрозольными защитными свойствами: противогазов и респираторов, защищающих не только от аэрозолей, но и от радиоактивного йода. Все население, проживающее в зонах возможного радиоактивного загрязнения, кроме того, должно иметь простейшие защитные средства на всех членов семьи.

4. Создание запаса йодных препаратов в населенных пунктах и на отдельных объектах.

5. Целенаправленная подготовка и оснащение различных структурных подразделений РСЧС, а также специализированных подразделений, таких как отряды оказания помощи концерна «Росэнергоатом», для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в условиях радиационно опасных ситуаций.

6. Обеспечение персонала АЭС и спасательных формирований приборами и системами контроля радиационной обстановки, средствами локализации аварий и средствами дезактивации.

7. Обучение населения вопросам радиационной защиты при авариях на АЭС, организуемое дифференцированно с учетом возможной радиационной опасности, угрожающей населению, и степени его участия в проводимых защитных мероприятиях. При этом главное внимание должно уделяться практической отработке с населением навыков поведения в случае аварии и его пси- хологической подготовке к действиям в условиях радиоактивного загрязнения.

8. Осуществление постоянного контроля радиационной обстановки в районе располо- жения АЭС и районах возможного радиоактивного загрязнения при авариях на них.

9. Планирование защитных мероприятий на основе прогноза возможных аварий.

Мероприятия по защите населения в условиях происшедшей аварии осуществляются на основании «Планов защиты населения при авариях на АЭС», заблаговременно разраба- тываемых территориальными и ведомственными органами управления РСЧС.

Сразу же после получения данных о происшедшей аварии штабом ГО осуществляется оценка фактической обстановки в районе АЭС и ее прогнозирование для удаленных районов. На основа- нии выводов из оценки обстановки КЧС принимается решение на проведение мероприятий по за- щите населения, осуществляется его оповещение, принимаются меры по локализации аварии и организуются практические действия, направленные на обеспечение безопасности населения.

Наблюдение и оценка фактической обстановки осуществляются на основе реальных радиометрических, дозиметрических и метеорологических данных. Прогнозирование ради- ационной обстановки в отдаленных от АЭС районах производится с учетом возможных фаз развития аварии. Различают три фазы аварии.


 

Ранней фазой является промежуток времени, когда основными путями радиационного воздействия на население будет внешнее облучение от РВ, а также ингаляционное поступ- ление радионуклидов в организм человека. Ранняя фаза протекает от начала аварии до пре- кращения выбросов РВ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы, в зависимости от характера аварии и принимае- мых мер по ее локализации, может быть от нескольких часов до нескольких суток.

В средней фазе критическими путями воздействия будут внешнее воздействие от выпавших на местности РВ и поступление радионуклидов в организм человека с пищевыми продуктами местного производства (мясом, молоком, овощами, фруктами). Эта фаза продолжается от мо- мента завершения радиоактивного следа до завершения всех мер защиты населения. В зависимо- сти от характера аварии ее длительность может быть до года после возникновения аварии.

В поздней фазе критическими путями воздействия будут внешнее облучение от радиоактив- ного следа и поступление радионуклидов по пищевой цепочке. Эта фаза длится до прекращения необходимости в выполнении защитных мер. Фаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на загрязненной территории и переходом к обычно- му санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки.

Основными мерами защиты населения на ранней фазе развития аварии являются укрытие в защитных сооружениях и герметизированных помещениях, эвакуация, йодная профилактика и применение средств индивидуальной защиты. Эти меры защиты должны быть осуществлены, по возможности, до подхода радиоактивного облака к данному району (объекту).

Прогнозируемые зоны радиоактивного загрязнения определяются по методикам оцен- ки обстановки в соответствии с «Критериями для принятия решений на ранней фазе ава- рии». Указанные зоны, именуемые, соответственно, зонами укрытия, эвакуации и йодной профилактики, наносятся на карту.

Кроме указанных, на ранней фазе развития аварии могут осуществляться и такие меры защиты, как медицинская помощь населению и блокирование загрязненной территории с регулированием входа и выхода из нее.

С началом выпадения РВ осуществляется постоянное уточнение оценки фактической (ре- ально складывающейся) обстановки, которая может меняться по мере изменения направления ветра, и, соответственно, уточняются зоны проведения тех или иных мероприятий.

При укрытии населения в защитных сооружениях учитывается большая проникающая спо- собность радиоактивных газов и аэрозолей радиоактивного облака, снижающая эффективность работы фильтров защитных сооружений. Поэтому к моменту подхода радиоактивного облака убежища переводятся в режим полной изоляции. Кроме того, в ПРУ и герметизированных жилых и производственных помещениях укрываемые надевают средства защиты. Такой режим продол- жается 2-3 ч, что соответствует времени, необходимому для прохождения радиоактивного облака и оседанию радиоактивной пыли при единичном выбросе. Если выбросы продолжаются, режим сохраняется до изменения метеорологической обстановки.

Степень защищенности людей в различных населенных пунктах и на объектах, а также условия жизнедеятельности различных групп населения неодинаковы. Поэтому штабами ГО в соответствии с рекомендациями по применению режимов защиты разрабатываются типовые режимы защиты для различных групп населения. В настоящее время для населе- ния предусмотрены три типовых режима радиационной защиты, применяемые в зависимо- сти от условий проживания населения:

режим № 1 – для населенных пунктов, застроенных преимущественно деревянными домами (Косл =2) и обеспеченных ПРУ (перекрытые щели, подвалы) с Косл = 50.

режим № 2 – для населенных пунктов с каменными одноэтажными домами (Косл = 10) и ПРУ с Косл = 50.

режим № 3 – для населенных пунктов с многоэтажными каменными домами (Косл =20- 30), имеющими подвалы с Косл = 200-400.

Режимы защиты населения вводятся начальниками ГО этих населенных пунктов, а для рабочих и служащих – начальниками ГО этих предприятий. Для крупного населенного


 

пункта и крупного объекта экономики в зависимости от уровней радиации, защитных свойств и расположения защитных сооружений может вводиться несколько режимов защи- ты. В исключительных случаях, когда очень высоки уровни радиации, а защитные соору- жения имеют низкий коэффициент ослабления, производится эвакуация населения.

Решение на проведение эвакуации принимается руководством территориальных и ве- домственных органов управления ГО на загрязненной территории. Эвакуация населения проводится после тщательной подготовки. Имеющийся план эвакуации тщательно уточня- ется, в соответствии с фактической радиационной обстановкой осуществляется подготовка транспорта и уточнение маршрутов движения.

Население оповещается о времени и порядке эвакуации. В условиях радиационного зараже- ния местности эвакуационные пункты не назначаются, транспорт подается непосредственно к вхо- дам в защитные сооружения и здания, где укрываются люди, погрузка производится в кратчайшие сроки. В ходе передвижения ведется дозиметрический контроль.

Эвакуация осуществляется в два этапа. На первом этапе население доставляется транспор- том зоны до границы загрязнения. На втором – пересаживается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения. Транспорт зоны продолжает перевозки внутри зоны до тех пор, пока плотность его загрязнения не превысит допустимых уровней, после чего транспорт от- правляется на площадку сбора загрязненной техники (так называемый «могильник»).

На границе зоны радиоактивного загрязнения организуется промежуточный пункт эвакуации, на котором осуществляется регистрация, дозиметрический контроль и санитар- ная обработка эвакуируемых. Одежда и обувь дезактивируется. После санитарной обработ- ки и дезактивации вещей проводится второй дозиметрический контроль и эвакуируемые отправляются в районы назначения на «чистом» транспорте.

На средней фазе развития аварии производится детальное обследование загрязненных объектов, контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных продуктов, уточне- ние принятых на ранней фазе решений, а также принимаются необходимые меры защиты населения от всех видов радиационной опасности, в том числе и исключение из употребле- ния в пищу загрязненных продуктов.

На поздней фазе развития аварии на основании контроля радиационного загрязнения окру- жающей среды могут уточняться намеченные мероприятия, приниматься меры защиты, обеспе- чивающие исключение переоблучения населения, оказавшегося на местности, загрязненной РВ вследствие их миграции, а также населения, возвращающегося из эвакуации.

В таблице 7.3 приведено примерное распределение мероприятий защиты населения в случае радиационной аварии.

 

Таблица 7.3. Распределение мероприятий по защите населения (по фазам аварии)

Мероприятия Ранняя фаза Средняя фаза Поздняя фаза
Укрытие людей в защитных сооружениях ** * -
Йодная профилактика населения ** * -
Применение средств индивидуальной защиты ** * -
Эвакуация населения ** * -
Блокирование загрязненной территории и ре- гулирование входа и выхода с нее ** * -
Медицинская помощь населению * - -
Спецобработка техники, людей, имущества * * *
Перевод скота на незагрязненные пастбища и корма - ** **
Временное исключение из потребления про- дуктов местного производства - ** **
Дезактивация загрязненной местности - * -
Подвоз чистых продуктов и воды в районы, загрязненные РВ ** * *

 

Примечание: ** - мероприятия проводятся обязательно * - мероприятия, проводимые в соответствии с конкретной обстановкой; (-) - мероприятия не проводятся.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.