Система управления охраной труда — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Система управления охраной труда

2017-09-01 308
Система управления охраной труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих ор- ганах или в других нормативных правовых актах.

Значительная роль в механизме государственного управления охраной труда принад- лежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.

Согласно ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ органы местного самоуправления могут наде- ляться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Контроль за реализацией пе- реданных органам местного самоуправления полномочий по управлению охраной труда осуществляется органами государственной власти, передавшими им эти полномочия.

Система управления охраной труда в организациях - это часть общей системы управ- ления организации. Одним из основных звеньев этой системы является служба охраны труда (статья 217 ТК), которая функционирует во взаимодействии с другими подразделе- ниями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверен- ными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных ра- ботниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом ис- полнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. В частности, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 217 должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда уже при превышении числа работающих 50 человек. Работодатель, численность работников которого не превы- шает 50 человек, создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии специалиста по охране труда работодатель заключает договор со специалистами или орга-

низациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Ее рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предпри- ятия с непосредственным подчинением работодателю. На должность специалиста по охране труда, как правило, назначаются лица с квалификацией инженера по охране труда либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, неза- висимо от стажа работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы 3 - 5 лет. Лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих квалификации спе- циалиста по охране труда до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие учебные заведения на спе- циальные факультеты по подготовке кадров с присвоением квалификации «инженер по охране труда». Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы охра- ны труда систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.


 

Рекомендациями Минтруда России, утв. 8 февраля 2000 г. N 14 (Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2, 3), предлагается возложить на службу охраны труда следующие функ- ции:

учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования;

организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участи- ем уполномоченных лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работни- ками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, рабо- ты вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комис- сий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, помощь в реализации запланированных мероприятий;

участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

организация расследования несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными слу- чаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответ- ствии с установленными сроками;

составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функ- ции.

В целях организации сотрудничества работодателей и работников Министерство здра- воохранения и социального развития РФ приказом N 413 от 29 мая 2006 г. утвердило «Ти- повое положение о комитете (комиссии) по охране труда».

Комитет создают на паритетной основе из представителей работодателя и профессио- нальных союзов или иных уполномоченных представительных органов. Инициатором со- здания комитета может выступать любая сторона. Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производ- ства, структуры и других особенностей предприятия по взаимной договоренности сторон. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и сек- ретаря. Председателем Комитета, как правило, является работодатель или его ответствен- ный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюз- ного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секре- тарем - работник службы охраны труда.

Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливаются кол- лективным договором, локальным нормативным правовым актом организации. Для выпол- нения возложенных задач члены Комитета должны проходить обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Основными функциями Комитета являются:


 

рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки реко- мендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране тру- да, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и ка- чественного инструктажа работников по охране труда;

участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению вы- явленных нарушений;

информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональ- ных заболеваний;

доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;

содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на рабо- тах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пище- выми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в ор- ганизации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных техноло- гий с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда, созданию системы морального и материального поощрения работников.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов име- ют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - ин- дивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Планирование работы по созданию безопасных и здоровых условий труда для работ- ников организации осуществляется на основе:

- анализа состояния охраны труда;

- уровня и причин производственного травматизма и профзаболеваемости;

- выявления производств, участков, цехов и рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют установленным нормам и требованиям.

В целях улучшения работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, повы- шения качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда Мин- труд своим постановлением от 27.02.1995 N11 утвердил Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

В Рекомендациях дан подробный перечень мероприятий, которые следует включать в планы работы по охране труда, и соответствующих нормативных правовых актов.

Рекомендуемая правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда - соглашение по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.

Планирование работ по охране труда может быть перспективным (на несколько лет), годовым, месячным.

Перспективный план является основным документом для планирования мероприятий по охране труда и составляется на основе комплексного подхода. Такой план входит, как


 

правило, в качестве составной части в план экономического и социального развития орга- низации.

Мероприятия, предусмотренные перспективным и годовыми планами, включаются в коллективные договоры и соглашения по охране труда. Поскольку в составлении коллек- тивного договора принимают участие все работники предприятия, эти планы являются средством улучшения условий труда и быта работников.

Месячные или оперативные планы составляются в случаях ликвидации последствий несчастных случаев, выявления возможности аварии или несчастного случая.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.