Основные функции Госстандарта РК и система его служб — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные функции Госстандарта РК и система его служб

2017-09-10 614
Основные функции Госстандарта РК и система его служб 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан выполняет следующие функции:

- координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

- взаимодействует с органами власти республики;

- направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

- устанавливает оптимальные требования к качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих их безопасность;

- подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

- устанавливает требования по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной и др.) и взаимозаменяемости продукции;

- согласует и увязывает показатели и характеристики готовой продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- устанавливает метрологические нормы, правила, положения и требования;

- нормативное обеспечивает производство продукции, процессов и услуг, контроль, сертификацию и оценку качества продукции;

- устанавливает требования к технологическим процессам, в том числе с целью снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, а также обеспечение применения малоотходных технологий;

- развивает и вводит систему классификации и кодирования технико-экономической информации, каталогизации и штрихового кодирования продукции;

- нормативно обеспечивает межгосударственные и государственные социально-экономические и научно-технические программы и инфраструктурные комплексы (транспорт, связь, автомобильные дороги, охрана окружающей среды и т.д.), международные соглашения, подписанные Республикой Казахстан;

- совершенствует действующее законодательство и совершает переход на новые формы регулирования качества и безопасности продукции путем формирования в Республике Казахстан системы технических регламентов, в том числе технического законодательства, гармонизированного с законодательством стран с развитой рыночной экономикой;

- обеспечивает прямое применение международных стандартов и норм на территории Республики Казахстан, гармонизирует действующие нормативные документы и системы стандартизации с международными нормами и системами;

- совершенствует системы информационного и нормативного обеспечения работ по стандартизации, метрологии и сертификации и формирует Государственный фонд стандартов Республики Казахстан;

- переходит на международную практику разработки, принятия и применения стандартов;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов и правил обязательной сертификации;

- участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной стандартизации;

- представляет Республику Казахстан в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, метрологии и сертификации и в Межгосударственном совете СНГ;

организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

 

 

20. Объекты технических условий. Структурные элементы стандартов;

Технические условия являются очень распространенным нормативными документами (фонд технических условий – около 600 000). В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Обозначение технических условий может производиться двумя способами. По одному из них обозначение формируется: из кода «ТУ»; кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); кода предприятия – разработчика технического условия по классификатору предприятий и организаций (ОКПО); двух последних цифр года утверждения документа.

Объект технических условий – продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами технических условий среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

В общем виде стандарт состоит из следующих отдельных элементов:

1) титульного листа;

2) предисловия;

3) содержания;

4) введения;

5) наименования;

6) области применения;

7) нормативных ссылок;

8) терминов и определений;

9) обозначений и сокращений;

10) основных нормативных положений;

11) приложений;

12) библиографии;

13) библиографических данных.

При необходимости несколько стандартов могут быть сброшюрованы в тематический сборник.

В стандарт включают:

1) требования, которые могут быть проверены объективными методами;

2) инструкции (правила), регламентирующие эти методы;

3) иные инструкции (правила) и рекомендации;

4) сообщения с информацией об объекте стандартизации и о взаимосвязанных с ним объектах (смежных видах деятельности).

При изложении текста изменения указывают наименования и номера (обозначения) изменяемых, исключаемых и дополнительных структурных элементов: разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, таблиц, приложений, а также приводят соответствующие указания, применяя слова: ‹заменить›, ‹дополнить›, ‹исключить›, ‹изложить в новой редакции› и т. п. Основополагающие стандарты разрабатывают при необходимости установления общих организационно—технических положений для определенной области деятельности, а также общетехнических требований и правил, обеспечивающих взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и достижение других целей стандартизации.

Основополагающие организационно—методические стандарты устанавливают:

1) цели и задачи проведения работ в определенной области деятельности, классификационные структуры объектов стандартизации в этой области, основные организационно—технические положения по проведению этих работ и т. п.;

2) общий порядок (правила) разработки, принятия (утверждения) и внедрения различных документов: нормативных, конструкторских, технологических, проектных, программных, прочих технических, организационно—распорядительных и др.;

3) правила постановки продукции на производство.

 

21. Органы и службы по стандартизации РК.

22. Межгосударственная система стандартизации;

Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основы системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение; рассмотрение и принятие.основных направлений работ в области стандартизации и смет расходов на их проведение. Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников Соглашения.всех 12 государств Содружества.

К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ.

Рабочими органами МГС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации. Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТ ведется в соответствии с годовыми планами.

Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания которого проходят 2 раза в год.

Общие положения по правилам проведения работ в области межгосударственной стандартизации установлены в основополагающем стандарте — ГОСТ 1.0—92. Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств.

В качестве проекта ГОСТ национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства — участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТ в последнее время составляют государственные стандарты России — ГОСТ Р (около 70%).

За пять лет (1992-1997 гг.) было принято 2500 НД. которые направлены прежде всего на создание технических требований к продукции, подлежащей обязательной сертификации. Принятые стандарты гармонизированы с международными, что способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.
Отдавая должное большой работе, проводимой МГС в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации — ИСО признала МГС в качестве международной региональной организации по стандартизации. Деятельность МГС в значительной мере способствует ускорению процесса вступления государств — участников Содружества в ИСО и ВТО.

 

23. Применение международных стандартов в РК;

24. Значение стандартов в оценке качества продукции и услуг;


К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- национальные военные стандарты;

- межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.

Разработчик документа в области стандартизации вправе добровольно отказаться от авторского права на документ, а также передать права на издание и распространение этого документа национальному органу по стандартизации по договору (соглашению) о передаче прав.

Национальные стандарты, содержащие патентованные требования, применяют в соответствии с нормами действующего законодательства.

Проведение экспертизы проектов национальных стандартов или изменений к ним, устанавливающих основополагающие требования, обеспечивающие безопасность производства и применения продукции, совместимость и взаимозаменяемость технических средств, защиту национальных интересов и национальную безопасность, осуществляют научные организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных; саморегулируемых организаций; объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов: для целей, указанных в разделе 3 настоящего стандарта; для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений раздела 4 настоящего стандарта и ГОСТ Р 1.4.

При проведении экспертизы стандартов проводят оценку их технического уровня для обеспечения интересов национальной экономики и безопасности.

 

25. Понятие качества продукции;

26. Методы определения показателей качества продукции;

 

27. Стандартизация и кодирование информации о товаре;

 

28. Основные функции технических комитетов;

Технические Комитеты

Технические комитеты по стандартизации. Следующий вопрос технические комитеты. На международном и региональном уровнях и практически во всех станах ближнего и дальнего зарубежья разработкой стандартов занимаются технические комитеты по стандартизации (ТК).

Международная организация по стандартизации ИСО, которая объединяет свыше 140 стран мира, имеет187 технических комитетов по стандартизации и 12000 ее стандартов, разработанных с их участием.

У Международной электротехнической комиссии (МЭК) около 200 таких ТК и более 4000 стандартов МЭК.

ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» принятого странами – членами СНГ в 1992 году. В Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации, полноправными членами которого являются страны СНГ, включая Казахстан, - 250 ТК и более 20000 межгосударственных стандартов (ГОСТ). При этом секретариаты двух межгосударственных ТК ведет Республика Казахстан: ТК 504 «Цинк, свинец» и ТК 216 «Приборы и системы автоматического управления в черной, цветной и горнодобывающей промышленности».

Если говорить о международных и региональных технических комитетах, то ведение их секретариатов для многих стран мира является престижным, так как во-первых, это позволяет им стоять у истоков создания стандартов, а во-вторых, учесть интересы многих заинтересованных стран мира и собственного государства, снимая тем самым технические барьеры в торговле для национальных производителей и давая свободный выход на рынки стран участников международных организаций.

В странах дальнего и ближнего зарубежья количество ТК различно и определяется государственными задачами и приоритетами, стоящими в отраслях экономики, промышленности и стандартизации. И важным во всех случаях, при разработке национальных стандартов является их гармонизация с международными нормами и требованиями. При этом, количество ТК может увеличиваться в зависимости от необходимости решения новых задач или уменьшаться по мере их реализации.

В Германии в 1990 году работало 107 технических комитетов, сегодня их осталось только 88. 19 технических комитетов после выполнения поставленных задач были реорганизованы. В германии разработано и применяется более 26000 немецких стандартов (ДИН), 75% из которых гармонизовано с Европейскими и международными нормами.

Следует отметить, что задачами создаваемых технических комитетов являются не только внешние задачи по снятию технических барьеров в торговле через гармонизацию с международными нормами, но и внутренние, связанные с решением задач по защите экономических интересов государства, созданию конкурентоспособной продукции, обеспечению безопасности жизни и здоровья ее граждан и окружающей среды, защите прав производителей и потребителей продукции.

В Республике Казахстан, как и в зарубежных странах, разработкой стандартов занимаются технические комитеты по стандартизации, специально создаваемые для этих целей в отраслях экономики республики.

Основные функции ТК

- определение концепции развития стандартизации в своей области;

- подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

- составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

- оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

- привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Сегодня в республике создано и работает 39 технических комитетов по стандартизации по различным объектам и направлениям деятельности.

Основная часть государственных ТК республики созданы на базе научно-исследовательских институтов, научно-производственных и опытно-конструкторских организаций, органов по сертификации, имеющих возможность проведения исследования и совершенствования в области качества и безопасности продукции, способных прослеживать ее на протяжении всего жизненного цикла, а также работающих над созданием новых методов ее контроля.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции Республики Казахстан для голосования по проектам стандартов в международных организациях; учавствуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РК в качестве международных, участвуют в организации проведения в Казахстане заседаний международной организации по стандартизации и др.

В состав ТК включаются ведущие ученые и независимые эксперты, представители многих заинтересованных организаций: изготовителей, заказчиков, органов государственного надзора, различных общественных и потребительских организаций и объединений, учебных заведений, независимые эксперты. ТК должен быть мозговым центром, сплавом науки и производства.

Госстандарт утверждает ТК и является одним из их учредителей, как организация, заинтересованная в развитии государственной стандартизации.

Практические вопросы создания и координацию деятельности ТК осуществляет Казахстанский институт стандартизации и сертификации.

Основанием для создания ТК является необходимость разработки государственных стандартов в рамках государственных программ, проектов и приоритетов в отраслях экономики.

Процесс создания ТК в республике проходил в два этапа: с 1994 по 1996 годы; с 2000 по 2001 годы. В первый этап было создано 16 ТК.

В их числе ТК по: охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (ТК13); шерсти (ТК14).

Вторым этапом были созданы 23 ТК по: термины и определения (ТК 19), техническому законодательству (ТК 20); каталогизации (ТК 22) системе информационного обеспечения (ТК 27); продукции молочной отрасли (ТК 28); управление качеством окружающей среды (ТК 39).

Как вы видите названия созданных ТК, продиктовано самой жизнью и приоритетами в отраслях экономики. Другое дело, как они будут работать, как будут решать поставленные перед ними проблемы.

Надо отдать должное, созданные технические комитеты активно приступили к работе и многие из них смогли быстро сориентироваться в условиях наступающего рынка и найти себя на рынке труда.

Сегодня необходимы многие стандарты, а значит нужны и технические комитеты для их разработки. В их числе: в сфере бытовых услуг- Жизнь показывает, что довольно часто возникает множество споров между услугодателями и заказчиками, но никто не сможет их решить до тех пор пока не будет разработана необходимая нормативная и правовая база, четко определяющая права обеих сторон в процессе заказа и выполнения услуг.

- в области страхования. В последнее время мы часто слышим об услугах страхования: страхование жизни, страхование транспорта, страхование ответственности, страховая медицина. Но как будут работать страховые компании и оплачивать страховые полисы, если не будет четких нормативных требований к объектам, подлежащим страхованию.

Например: фонд медицинского страхования. Это предполагает, что человек, попадая или приходя в больницу, имеет возможность оплатить медицинские услуги за счет взносов, которые перечисляет за него его работодатель или он сам в указанный фонд медицинского страхования. Предположительно в 2003 году государство вернется к проблеме создания фонда медицинского страхования. При этом оно должно будет прежде решить и другую проблему – проблему социальных гарантий и определить, что может быть предоставлено государством за счет бюджетных средств, что за счет средств страховых фондов, а что должен оплачивать сам человек. Все эти требования должны найти отражение в социальных стандартах.

Предстоящее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию ставит перед стандартизацией и перед техническими комитетами задачи по созданию необходимых условий для перехода республики на международную практику разработки, принятия и применения стандартов.

А международная практика такова: стандарты носят добровольный статус, а технические регламенты, к которым относятся законы, нормативно-правовые акты Правительственных органов, определяющие требования к продукции, процессам и услугам – обязательный статус. При этом, стандарты приобретают обязательный статус только в силу договора (контракта) с заказчиком или при наличии на них ссылок в технических регламентах.

 

 

29. Стадии разработки стандартов;

Стадии разработки стандартов. На 1 стадии организация которая занимается разработкой стандарта организует разработку проекта стандарта. Она определяет состав рабочей группы для разработки проекта стандарта из представителей заинтересованных сторон, включая ведущих научно-исследовательских. Опытно-конструкторских организаций и высших учебных заведений, устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии с утвержденными программами, планами и договорами.

На 2 стадии рабочей группой подготавливается проект стандарта и пояснительная записка к нему.

Организация разработчик проверяет проект стандарта на соответствие, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Республики Казахстан, условиям договора на разработку стандарта и направляет его с пояснительной запиской всем заинтересованным организациям.

Подготовленный проект стандарта, информация о нем и аннотация к проекту стандарта должны быть опубликованы в официальных специализированных изданиях Госстандарта с целью привлечения заинтересованных организаций и зарубежных партнеров к подготовке комментариев к нему.

Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации рассылаются на отзыв: - заказчику разработки стандарта;

- заинтересованным организациям, включая общественные организации;

согласование:

- органам государственного управления, в компетенцию которых входит нормирование и надзор за безопасностью продукции;

- Госстандарту.

Срок согласования и подготовки отзыва на проект стандарта заинтересованным организациям, не должен превышать 1 месяца со дня его получения. В случае непредставления отзыва в течении указанного срока проект стандарта считается согласованным.

На 3 стадии организация-разработчик с учетом полученных отзывов и предложений готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет ее в Госстандарт.

4 стадия утверждение и гос.регистрация стандарта. Госстандарт рассматривает проект стандарта и принимает решение о его утверждении, возврате на доработку или снятие с разработки.

Перед утверждением, Госстандарт проводит его проверку на соответствие требованиям действующего в республике законодательства, стандартам государственной системы стандартизации, взаимосвязанным стандартам зарубежных стран, метрологическим правила и нормам, применяемой терминологии, правилом построения и изложения стандартов.

Государственные стандарты утверждаются и вводятся в действие постановлением Госстандарта.

Дата введения стандарта в действие устанавливается не ранее, чем через год с момента его утверждения. При этом, при готовности предприятия или организации, утвержденные стандарты могут вводится в действие с любой другой даты, но не ранее даты его утверждения.

Все утвержденные стандарты вносятся в Государственный реестр государственных стандартов в установленном Госстандартом порядке.

И на 5 стадии Госстандарт публикует информацию об утвержденных государственных стандартах в ежемесячных информационных указателях «Государственные стандарты Республики Казахстан». Утвержденные государственные стандарты издаются и распространяются в установленном Госстандартом порядке.

 

 

30. Национальная стандартизация.

Национальная стандартизация. Национальная стандартизация – работа по стандартизации в масштабе одной страны. Управление работами по стандартизации в Республике Казахстан осуществляет уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации. Уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации:

1) формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;

2) координирует деятельность органов государственного управления, физических и юридических лиц в этой сфере;

3) участвует в работах по межгосударственной, международной, региональной стандартизации;

4) организует проведение государственного надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации;

5) создает государственную систему стандартизации;

6) организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;

7) устанавливает порядок применения международных, региональных, национальных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации;

8) взаимодействует с физическими и юридическими лицами, техническими комитетами по стандартизации;

9) устанавливает в государственных стандартах, правилах и рекомендациях государственной системы стандартизации общие организационно-методические и общетехнические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия физических и юридических лиц друг с другом, с государственными органами управления.

Результатом работы по стандартизации являются нормативный документ по стандартизации (НД).

К НД по стандартизации относятся:

- нормативные документы по стандартизации и технические регламенты, определенные Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании»

 

Вопросы по дисциплине «Сертификация»

1. История развития сертификации в Казахстане;

2. Техническое регулирование в сфере подтверждения соответствия (ПС);


Стимулирующим фактором развития экономики и ее конкурентноспособности является техническое регулирование, предусматривающее установление определенных требований, норм, положений с учетом тенденций развития и социальных приоритетов общества.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании», техническое регулирование – это правовое и нормативное регулирование отношений, связанных с определением, установлением, применением и исполнением обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю и надзору за соблюдением установленных требований, за исключением санитарных и фитосанитарных мер.

Например, международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три категории регулирования:

1) экономическое регулирование, которое оказывает непосредственное воздействие на рыночные решения;

2) социальное регулирование, которое обеспечивает защиту здоровья людей и безопасность, а также защиту окружающей и социальной среды;

3) административное регулирование, которое устанавливает требования к лицензированию, аккредитации и т.д.

Международная система технического pегулирования четко разделяет требования к продукции на две части: безопасность, за что отвечаетгосударство, и потребительское качество продукции, не влияющее на безопасность, требования к которым диктует рынок.

Обязательные требования устанавливаются в так называемых технических регламентах, принимаемых на уровне законов, директив,
предписаний.

Требования стандартов и других документов, содержащих технические нормы, носят рекомендательный характер. Примером развитого технического законодательства может служить Евросоюз.

Необходимость перехода Республики Казахстан на международную модель технического регулирования обусловлена предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), происходящими процессами реформирования и гармонизации с требованиями систем технического регулирования стран СНГ и Восточной Европы, которые являются основными торговыми партнерами Казахстана. Российской Федерацией принят Закон «О техническом регулировании», аналогичные законы действуют в Республике Беларусь, Украине, Кыргызской Республике, Республике Молдова.

В Казахстане имелись все предпосылки для реформирования и унификации действующей системы технического регулирования: создана мощная нормативная база в виде стандартов и других нормативных документов (СаНПиН, СНиП и другие), содержащих требования по безопасности продукции и потребительскими ее характеристиками; приняты законы на базе которых можно устанавливать обязательные технические нормы, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Объектами технического peгулирования являются продукция, услуга, процессы.

Обязательные требования должны ка­саться только обеспечения безопасности для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, включая животный и растительный мир, национальной безо­пасности и предотвращения обманных действий, связанных с информированием потребителей относительно безопасности и функционального назначения продук­ции. Техническим регулированием охва­тывается вся промышленная и сельскохо­зяйственная продукция.

Реформирование национальной системы технического регулирования осуществля­лось синхронно с учетом межгосударствен­ных тенденций.

Переход на новую систему технического регулирования должен быть завершен до 2010 года. Такой срок определили стра­ны СНГ на основе проведенного анализа действующей нормативной базы в рамках Межгосударственного совета по стандар­тизации, метрологии и сертификации. Так, было разработано ипринято на Совете глав правительств Coглашение об основах гармо­низации технических регламентов стран СНГ, которое способствует проведению согласо­ванной технической политики в области тех­нического регулирования.

Для практической реализации основных положений соглашения была реализована Межгосударственная программа разработки первоочередных межгосударственных моде­лей технических регламентов на 2004-2009 годы. Основой при их разработке являются европейские директивы и международные стандарты. Казахстан выступил инициатором и ответственным исполнителем отдельных межгосударственных технических регламентов.

К отдельным видам объектов технического регулиро-
вания устанавливается комплекс обязательных требований, приводимых в общих и специальных технических регламентах.

Общими техническими регламентами устанавливаются обязательные требования в отношении всех регламентируемых объектов независимоот их видов и технологических особенностей. В частности, в общих технических регламентах отражаются требования, касающиеся:

- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

- безопасной эксплуатации зданий, строений, coоружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической, экологической, ядерной и радиационной безо­пасности;

- электромагнитной совместимости.

Обязательные требования специальных технических регламентов учитывают технологические и другие особенности отдельных видов регламентируемых объектов. В частности, в них включаются требования:

1) не обеспечиваемые требованиями общих технических регламентов;

2) обусловленные тем, что величина риска причинения вреда объектами регламентирования выше степени риска причинения вреда, указанной в общем техническом регламенте.

При проведении оценки величины риска ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер следует учитывать:

• положения международных стандартов и рекомендации меж­дународных организаций, в которых состоит Республика Казахстан;

• распространенность заболеваний и вредителей, а также при­меняемые поставщиками меры борьбы с ними;

• экологические условия;

• экономические последствия, связанные с возможным причи­нением вреда и размерами затрат на его предотвращение.

Оценка соответствия объектов технического регулирования ус­тановленным требованиям проводится в форме:

• государственного контроля (надзора);

• испытаний;

• аккредитации;

• регистрации;

• подтверждения соответствия;

• приемки и ввода в эксплуатацию созданного объекта;

• другой форме.

При принятии решения о необходимости разработки техниче­ского регламента на определенный объект следует выполнить сле­дующие основные операции:

- провести идентификацию проблемы, в том числе выявить ее природу и значимость;

- обеспечить (при необходимости) проведение консультаций;

- определить возможные варианты решения проблемы и про­вести их анализ;

- провести анализ и определить меру влияния предпочтительно­го технического регламента на торговые барьеры;

- изучить и определить целесообразность разработки стандар­тов, определяющих, например, эксплуатационные характери­стикирегламентируемой продукции;

- выявить степень гармонизации технического регламента с ме­ждународными и региональными регламентами, а также с ме­ждународными и региональными стандартами;

- определить состав и структуру механизма оценки соответствия;

- предусмотреть контроль и возможности пересмотра требова­ний технических регламентов.

В общем случае контроль {надзор) за соблюдением требований технических регламентов представляет собой проверку выполнения определенным юридическим лицом или индивидуальным предпри­нимателем установленных требований к контролируемым объектам и принятых по результатам проверок мер. Органы, проводящие оценку соответствия, должны быть должным образом аккредитова­ны. Под аккредитацией понимается официальное признание соот­ветствующим органом по аккредитации компетентности физическо­го или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Все требования, включенные в технические регламенты, явля­ются обязательными для применения и использования и имеют в Республике Казахстан характер прямого действия (независимо от страны и/или места происхождения объекта). Изменение требований можно осу­ществить только внесением их в соответствующий технический регламент в установленном порядке. Внесение изменений в техниче­


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.