XX. Определить эффективность психокоррекционной работы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

XX. Определить эффективность психокоррекционной работы.

2017-08-07 1939
XX. Определить эффективность психокоррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос оценки эффективности коррекционной и развивающей работы на сегодняшний день является дискуссионным. Такое положение связано с тем, что предметом коррекции часто являются функции не поддающиеся прямым измерениям. Кроме того в ходе психокоррекции активизируются или подвергаются воздействию различные уровни психики, что также усложняет процесс оценки эффективности данного вида психологической работы. Определенную трудность при оценке эффективности коррекционной и развивающей работы представляет и то, что непосредственный результат коррекции требует закрепления в течение довольно длительного времени (приблизительно 6 месяцев). Таким образом, собственно об эффекте психокоррекции можно говорить тогда, когда достигнутые в ходе психокоррекционной работы изменения станут внутренними автоматическими действиями и приобретут статус индивидуально-психологических качеств клиента. Очевидно, что на качество закрепления результатов психокоррекции влияют многие факторы. Одними из самых значительных факторов являются те, которые связанны с ближайшим окружением клиента и социальными условиями жизни. Данные факторы не всегда поддаются контролю и часто характеризуются непредсказуемостью. К настоящему времени нет единого теоретического представления о сути и критериях оценки эффективности. Различные психологические концептуальные и теоретические направления по-разному трактуют эти вопросы. Однако всеми признается важность и необходимость оценки эффективности психокоррекционной работы. Каждая ситуация психокоррекции является уникальной и, во многом, неповторимой, так как при схожести проблем развития или существования учитывается уникальность личности клиента, уникальность группы и уникальность социальной ситуации. Это, в свою очередь, также делает процесс оценки эффективности уникальным для каждого случая психокоррекции. Однако возможно выделить общие требования к процедуре оценки эффективности психокоррекции и предложить некоторые варианты форм.

Параметры оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы

Предполагается, что в ходе психокоррекционной и развивающей работы происходят определенные изменения как в психике клиента, так и в его жизнедеятельности. При оценке эффективности психокоррекции, следовательно, необходимо выявить динамику этих изменений.

Параметрами оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы являются динамические показатели изменений, происходящих в различных сферах: симптоматической; психологической; социальной; философской.

Под симптоматическими изменениями понимаются изменения, происходящие в сфере психологических симптомов корригируемой проблемы или развиваемой функции. При оценке данного параметра выявляется динамика изменения психологических, а при необходимости и других, симптомов проблемы. По окончании психокоррекционной работы определяется наличие или отсутствие психологических симптомов, регистрируемых до ее начала, или появление новых патологических симптомов. Изменения в симптоматической сфере позволяют судить о наличии (отсутствии) проблемы, степени ее выраженности, переходе проблемы в другое качество.

Психологические изменения определяются путем выявления изменений во всех психологических аспектах: когнитивном, эмоционально-волевом, личностном, коммуникативном, поведенческом. При оценке эффективности по данному параметру выявляются изменения в как сфере, которая подвергается непосредственной коррекции, так и опосредованные изменения в других сферах психики клиента. Таким образом, определяются психологические изменения в целом.

Под социальными изменениями понимается:

- изменения показателей социальной адаптации клиента;

- изменения в сфере ближайшего окружения клиента.

Философские изменения определяются при оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы с подростками и взрослыми. Данный параметр предполагает оценку изменений в морально-ценностной и мировоззренческой сфере. Каждый из предложенных параметров является важным для оценки эффективности психокоррекции. Однако судить об успешности психокоррекционной работы можно только при комплексном учете данных параметров оценки.

Методы оценки эффективности

Не существует уникальных и универсальных методов оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы. Для этого используются методы психодиагностики и психокоррекции. Каждый психодиагностический и психокоррекционный метод содержит оценочный потенциал. При оценке эффективности этот потенциал ставится ведущим для решения задач оценки эффективности психокоррекции. При выборе методов для оценки эффективности психокоррекционной работы необходимо учитывать специфику каждого метода; его «сильные и слабые» стороны; валидность; реальность в осуществлении и т. п.

Для подбора оптимального оценочного пакета методик необходимо предусмотреть возможность оценки:

- субъективных и объективных параметров;

- комплекса параметров, определяющих эффективность психокоррекции;

- прогностических параметров.

При оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы большое значение имеют методы, содержащие самодиагностический, самоаналитический и самоооценочный потенциал. Наиболее полную и объективную картину эффективности позволяет представить сочетание проективных и статистических методов.

В качестве проективных методов оценки эффективности могут выступать:

- субъективно-отчетные: дневники наблюдений; дневники-отчеты; самоотчеты и т. п.;

- сочинения: домашние; выполненные в ходе занятия;

- метод неоконченных предложений;

- рисуночные тесты; - и т. п.

Важно, чтобы оценочные проективные методики строились по принципу обратной связи. Вся проективная оценочная диагностика должна подкрепляться объективно-статистической. По окончании психокоррекции наиболее оправданной можно считать диагностику эффективности по тем причинным факторам, которые лежали в основе тех или иных подлежащих коррекции явлений. Но здесь возникает трудность повторного тестирования, т. к. для учета эффективности необходимо проводить диагностику теми же приемами, которыми диагностировались причинные факторы.

 

Цели и задачи оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы

Общим назначением оценки эффективности является определение степени достижения целей психокоррекционной и развивающей работы. Сутью психокоррекционной работы является взаимодействие двух сторон – психолог и клиент.

Таким образом, успех совместной деятельности складывается из эффективности усилий обеих сторон.

Поэтому задачи оценки эффективности психокоррекции могут касаться аспектов связанных с активностью:

а) психолога;

б) клиента;

в) совместной.

А) При оценке эффективности деятельности психолога выявляются (определяются):

- Эффективность (правильность) выбранной тактики и стратегии психокоррекционной работы в данном случае.

- Эффективность (качество) осуществления психокоррекционных мероприятий.

- Эффективность (степень) учета индивидуально-психологических особенностей клиента и специфики психологической проблемы.

- Эффективность (степень) учета социально-педагогических факторов закрепления результатов психокоррекции и развития.

Б) При оценке активности и состояния клиента необходимо определить:

Параметры и динамику изменений в:

- познавательной;

- эмоционально-волевой;

- коммуникативной;

- личностной;

- поведенческой сфере.

Параметры мотивации участия в психокоррекционной работе.

Параметры самостоятельной активности.

В) При оценке совместной активности учитывается:

Параметр установления психокоррекционного контакта между психологом и клиентом.

Параметр независимости и самостоятельности клиента при завершении психокоррекционной работы.

 

Схема оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка эффективности психокоррекционных занятий может проводиться по предложенной схеме.

Показатели оценки эффективности психокоррекции.

• Основные параметры соответствуют основным целям и задачам психокоррекционной работы. Данные параметры отражают изменения, происходящие в основной (преимущественной) сфере коррекции.

• Дополнительные параметры соответствуют вспомогательным целям и задачам коррекции, обеспечивающим комплексный и системный подход в психокоррекционной работе. Эти параметры помогают оценить изменения, сопутствующие основным.

• Сочетание основных и дополнительных параметров обеспечивает оценку психологических изменений в состоянии клиента в целом за время психокоррекционной работы. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика оценивается в 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции.

Например:

- полное усвоение нового опыта, полученного клиентом в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика оценивается в 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии клиента.

Например,

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Возможны различные сочетания факторов, сдерживающих положительную динамику.

Например:

- полное усвоение нового опыта, но серьезные затруднения с применением этого опыта в незнакомых ситуациях:

- усвоение нового опыта, но частичная потеря его к следующему заданию и т. п.

Если у клиента выявляются показатели нейтральной динамики в ходе психокоррекционной работы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с целью определения:

а) прогноза психокоррекционной динамики;

б) факторов, сдерживающих психокоррекционные изменения;

в) факторов, свидетельствующих о позитивных психокоррекционных изменениях;

г) правильности психокоррекционной тактики и стратегии;

д) социально-педагогических факторов, сдерживающих психокоррекционную динамику; и факторов, способствующих положительной психокоррекционной динамике.

Отсутствие динамики оценивается в 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

Например:

- нечувствительность клиента к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Для обработки результатов оценки эффективности психокоррекционных занятий может быть предложен протокол.

Протокол индивидуальной количественной оценки эффективности занятий

Фамилия и имя_______________________________

Сроки проведения занятий_____________________

Психолог____________________________________

 

№ занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Итог %
Дата проведения                                            
Оцениваемая сфера                                                
Оцениваемая сфера                                                
Оцениваемая сфера                                                
Оценка за занятие                                                

 

В данный протокол заносятся индивидуальные оценочные показатели. Протокол составляется на весь период психокоррекционной работы и содержит сведения по всем занятиям. Данные, занесенные в протокол интерпретируются по вертикали и горизонтали. Интерпретация по вертикали позволяет судить об эффективности каждого занятия. Горизонтальные показатели свидетельствуют об изменениях, происходящих в оцениваемой сфере коррекции. По окончании психокоррекционной работы подводится итог: суммируются баллы и высчитывается процент индивидуальной эффективности психокоррекции. Для обработки результатов оценки эффективности групповых психокоррекционных занятий может быть предложен протокол. В данный протокол заносятся оценочные показатели по каждому участнику. Протокол составляется на весь период психокоррекционной работы и содержит сведения по всем занятиям.

Данные, занесенные в протокол интерпретируется по вертикали и горизонтали. Интерпретация данных по вертикали позволяет судить о групповых процессах по каждому оцениваемому параметру. Интерпретация данных по горизонтали позволяет судить об индивидуальной эффективности психокоррекции. Так, например, наивысший суммарный балл психокоррекционной работы, состоящей из 30 занятий будет – 30 баллов, и это составляет 100 % эффективности психокоррекции. Однако к максимальной или достаточно высокой (до 90 %) эффективности следует относиться критически. Такой результат всегда сомнителен. Необходимо проанализировать все действия психолога, т. к. возможно проблема была диагностирована неверно, или ошибочно выбрана форма и методы коррекции и т. п.

При осуществлении групповой психокоррекционной работы итоговые показатели индивидуальных протоколов сводятся в общий протокол.

 

Протокол количественной оценки эффективности групповых психокоррекционных и развивающих занятий

Фамилия и имя Оцениваемая сфера (итоговый показатель I-го этапа) Оцениваемая сфера (итоговый показатель II-го этапа) Оцениваемая сфера (итоговый показатель III-го этапа) Итог (по всей программе)  
Балл % Балл % Балл % Суммарный балл %
1.                
2.                
3.                
4.                
5.                
6.                
7.                
8.                
Итог по группе                

 

Данные, занесенные в протокол интерпретируется по вертикали и горизонтали. Интерпретация данных по вертикали позволяет судить о групповых процессах по каждому оцениваемому параметру. Интерпретация данных по горизонтали позволяет судить об индивидуальной эффективности психокоррекции. Протокол количественной оценки эффективности дополняется качественными оценками и выводами о степени эффективности данной психокоррекционной работы.

XXI. Составить заключение

Составить по завершении коррекционных мероприятий психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

 

XXII. Указать список литературы.

Приводится список использованной при составлении программы специальной литературы с указанием исходных данных изданий.

XXIII. Рекомендации для дальнейшей работы с ребенком (детьми).

Основное назначение рекомендаций – обеспечение комплексности и непрерывности процесса психологической коррекции.

Задачи, которые решают рекомендации можно условно разделить на три группы:

- коррекционные: закрепление результатов психокоррекции в повседневной жизни и учебной деятельности; продолжение психокоррекционного процесса в повседневной жизни; обеспечение комплексности психокоррекционной работы; и т. п.;

- информационные: предоставление необходимой информации по ходу психокоррекционной работы; обучение методам и приемам самостоятельной психологической помощи; информирование о необходимости консультирования у других специалистов; и т. п.;

- профилактические: предупреждение побочных негативных явлений; и т. п.

В рекомендациях, которые даются в ходе психокоррекционной работы, или по окончании ее, должны быть отражены все три группы задач.

 

При составлении рекомендаций необходимо придерживаться следующих правил.

1. Адресность рекомендаций. Рекомендации должны быть адресованы конкретно клиенту (ребенку), либо родителям, либо педагогам. Это требование обусловлено различным содержанием рекомендаций для каждого адресата. Рекомендации для родителей при необходимости могут быть адресованы отдельно матери и отцу. Рекомендации педагогам также могут иметь несколько адресатов, например классному руководителю, или воспитателю продленного дня (или учителю математики, или учителю русского языка), и т. п.

2. Конкретность рекомендаций. Содержание рекомендаций должно быть конкретным. Это выражается: в конкретизации сферы, в отношении которой даются рекомендации; в конкретном и точном указании того, что, как и когда необходимо делать. Это требование обеспечивает точность выполнения рекомендаций адресатом.

3. Достаточность рекомендаций. Содержание рекомендаций должно быть достаточным для обеспечения поставленных задач.

4. Индивидуальный подход. При составлении рекомендаций не-обходимо учитывать личностные параметры адресата.

5. Понятность рекомендаций. Рекомендации должны быть понятны адресату. Для этого они должны быть понятно изложены. При изложении рекомендаций следует учитывать возрастные и культурные показатели адресата. Недопустимо излагать рекомендации в специальных терминах непонятных адресату.

6. Выполнимость рекомендаций. Рекомендации, предлагаемые адресату должны быть выполнимы для него. В каждом конкретном случае необходимо выявлять и учитывать материально-социальные возможности адресата, а также его личностные качества (обязательность, последовательность, пунктуальность, внимательность, ответственность и т. п.).

Следует, также, учитывать заинтересованность и осознанность адресата в выполнении рекомендаций.

 

Примерное содержание рекомендаций

  Рекомендации для
педагогов родителей ребенка
Содержание рекомендаций • Индивидуализация обучения. • Формы работы. • Эффективные способы воспитания. • Система требований и оценок. • Режим труда и отдыха. • Адаптация ребенка в учебном коллективе. • Закрепление результатов коррекции в учебной и повседневной жизни. • Организация режима дня. • Охрана здоровья. • Изменение системы требований и оценок. • Оптимальный режим выполнения домашних заданий. • Развитие интересов. • Занятия с ребенком. • Предпочтительные виды деятельности. • Закрепление результатов психокоррекции. Выполнение коррекционных заданий. • Консультации со специалистами. • Закрепление результатов коррекции в учебной и повседневной жизни. • Выбор способа поведения и общения. • Выбор деятельности. • Самооценка. • Активная позиция, направленная на преодоление препятствий. • Упражнения. • Опора на достигнутые результаты коррекции в учебной и повседневной деятельности.  

 


Приложение 10

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА УРОКА

Занятие (урок) — это основная форма группового обучения, которая имеет определенные параметры (временные рамки, возраст и уровень подготовки обучаемых, специфика предметного содержания, цель, задачи и т. д.).

В структуре урока выделяют (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) три компонента:

· познавательный,

· коммуникативный,

· и контрольно-оценочный.

Урок можно анализировать по каждому из этих компонентов в отдельности или по всем трем одновременно. В связи с этим предлагается несколько возможных схем анализа, дополненных соответствующей интерпретацией.

Анализ урока должен обеспечивать получение учителем достоверной информации о содержании учебной деятельности и особенностях развития личности ребенка в образовательном процессе.

Выделяют общепедагогический анализ урока и психологический анализ урока. Психологический анализ осуществляется учителем или школьным психологом и понимается как выявление психических состояний учащегося или учителя на уроке.

Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить схему. Схема предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии.

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока студенты допускают ряд типичных ошибок.

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без необходимого анализа.

2. Иногда студенты увлекаются психологической характеристикой одной из частей анализа без описания ситуации, происходящей на уроке.

3. Недостаточное раскрытие причинных связей при анализе фактического материала.

Особенно ценным является рефлексивный анализ урока. В этом случае студент даёт психологический анализ собственному уроку. Анализируя свои возможности и слабые стороны конкретного урока, студент помогает себе переосмыслить психологическую сущность собственных установок, умений и знаний. Осознанный рефлексивный анализ может дать полное понимание того, чего ждёт будущий учитель от своей педагогической деятельности.

Психологический анализ урокаможет включать:

1) психологические особенности личности и (или) деятельности учителя,

2) закономерности обучения и взаимодействия педагога и учащихся, особенности педагогического общения,

3) психологические особенности личности и (или) деятельности учащегося или учебной группы и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.