Оценка неблагополучия ребенка в группе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Оценка неблагополучия ребенка в группе

2017-08-07 426
Оценка неблагополучия ребенка в группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф.И. ребенка

Возраст

Дата проведения наблюдения

Протокол

  О Ч И Р Н
1. Играет в одиночестве 2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми. 3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу. 4. Играет только с одним и тем же партнером. 5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе. 6. Вступает в конфликт с другими детьми. 7. Ссорится, обижает других детей. 8. Плачет. 9. Жалуется воспитателю. 10. Намеренно мешает детям.          

О - обычно; Ч - часто; И - иногда; Р - редко; Н - никогда.

При интерпретации полученных данных необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая из описанных в протоколе наблюдения форм поведения могут встретиться в жизни вполне благополучного ребенка. Если эти формы поведения появляются не слишком часто и не вместе с остальными, это не должно вызывать большой тревоги. Они просто требуют определенного вмешательства - коррекции поведения ребенка и помощи ему со стороны взрослого.

2. Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения. В этом случае они свидетельствуют об отсутствии у ребенка навыков общения (по улаживанию конфликтов, вступлению во взаимодействия и т.п.). Это нормальная педагогическая ситуация, которая требует мягкой коррекции поведения ребенка.

3. Многие из описанных форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе.

 

Метод комплексной экспресс - диагностики состояния социально - педагогической запущенности детей (МЭДОС)

Метод основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, родителями и идентификации полученных характеристик и диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состояниям, и примерный уровень этих отклонений. Его преимуществами являются нетрудоемкость, возможность ограничения на начальном этапе запущенности от сходных с ней состояний, позволяет выявить группу риска «социально-педагогической запущенности» и наметить пути углубленной психодиагностики по наиболее важным параметрам.

Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ответов будет способствовать правильной оценке ситуации.

Список утверждений

Шкала I - CC

1. Хочет быть слишком маленьким или большим.

2. Считает себя некрасивым.

3. Считает себя нездоровым.

4. Считает себя слабее других.

5. Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9. Ему кажется, что дома он всем мешает.

10. Ему кажется, что он глупее других.

11. Считает себя не очень способным.

12. Полагает, что родители им недовольны.

13. Считает, что ему часто не везет.

14. Ему кажется, что педагог им недоволен.

15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.

16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).

17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.

Шкала II - СО

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.

3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к педагогу по собственной инициативе.

6. Ребенок- подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).

8. Часто жалуется на детей в группе.

9. Шумно ведет себя, когда рядом нет педагога.

10. Иногда, когда ему делают замечания, играет «героя».

11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.

18. Подражает хулиганским проделкам.

19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный.

20. Избегает контактов с педагогом.

21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала III - СД

А Комплекс игровых способностей:

1. Медленно входит в игру, не сразу берет на себя роль.

2. Трудно договаривается с партнерами по игре.

3. Часто не соблюдает правила игры.

4. Не говорит о том, что он делает по ходу игры.

5. Похожие роли играет всякий раз одинаково.

6. Часто не понимает, как надо играть ту или иную роль.

7. Интерес к игре быстро проходит.

Б Игровая активность:

8. Во многих коллективных играх не участвует.

9. Сюжет игры выбирают другие дети.

10. Достаются роли, которые не нравятся.

11. Редко играет в коллективных играх роль «воспитателя», «учителя».

12. Обходится небольшим количеством игрушек, затрудняется заменить их чем-то.

13. Часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца.

В Игровая рефлексия:

14. Не понимает, чего от него ждут в игре сверстники.

15. Не может по ходу игры изменить игровое поведение в ответ на реакцию детей.

16. Часто заранее не знает результатов игры.

17. Затрудняется в оценке своей роли в игре, неуверен в правильности своих действий.

18. Часто недоволен своим участием в игре и отношениями со сверстниками.

Шкала IY - ОТ ОТС (семья)

1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.

2. Ведет себя дома беспомощно.

3. Ведет себя дома неуклюже.

4. Чувствует себя в семье бестолковым.

5. Чрезмерно привязан к матери.

6. Держится обособленно от всех близких.

7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.

8. Часто обманывает родителей.

9. Чрезмерно много вспоминает о семье.

10. Часто бывает в плохом настроении.

Шкала Y - ВМ ВМС (семья)

1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.

2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.

3. Работа родителей связана с командировками.

4. У родителей очень ответственная должность.

5. Ребенок часто пропускает занятия.

6. Он растет довольно неряшливым.

7. Ребенок «портит нервы» родителям.

8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.

9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.

10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.

12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.

13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.

14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.

15. Родители видят недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

Шкала ДР - достоинства ребенка

В произвольном порядке ответьте на вопросы:

Что он любит? Что он умеет? Что он хочет?
     
Какой он?
 

Обработка результатов

Шкала I - СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5 и 6 указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7, 9, 9, 12, 14 характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала II - СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной адекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала III - СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Вопросы 1-7 характеризуют комплекс игровых способностей, 8-13 - игровую деятельность, а 14-18 игровую рефлексию ребенка.

Шкала IY - ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в дошкольном учреждении - ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.

Шкала Y - ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта:

ВМС - воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ -воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений).

В этих суждениях отражается неблагоприятная семейная и образовательная среда учреждения, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит 4 вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляют, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет, какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IY, Y и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10-25%, выраженной степени - 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Бланк ответов

Имя, фамилия ребенка________________________________________

Возраст____________________________________________________

Группа_____________________________________________________

 

I - СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
II - СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
III - СД, СДУ   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
IY - ОТС ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Y- ВМС ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.