Психоконсультационной деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психоконсультационной деятельности

2017-08-07 662
Психоконсультационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При организации психологического консультирования в условиях детского дошкольного учреждения необходимо обратить внимание на следующее.

1) «Основным методом психологического консультирования в условиях детского дошкольного учреждения является беседа…» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];

2) «…формой проведения — индивидуальная консультация....» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];

3) «…специфика психологического консультирования в условиях детского сада - опосредованный характер консультирования», т. е. консультирование направленно «на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредовано решить трудности ребенка» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];

4) «…в дошкольных образовательных учреждениях психолог консультирует, прежде всего, взрослых: родителей детей, педагогический персонал и администрацию. Соответственно этому в содержание консультационной работы входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка…» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 79];

5) «Консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. Активное взаимодействие со взрослыми создает здесь возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 79];

6) «…практический психолог создает превентивные программы, обеспечивающие своевременное удовлетворение актуальных для ребенка потребностей. В данном случае — потребностей в том или ином виде общения, что обеспечивает предохранение и сохранение его психического и психологического здоровья. Естественно, что консультирование взрослых по проблемам, связанным с этим аспектом развития ребенка, является обязательной составляющей данной программы. В данном случае оно предполагает необходимость взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением потребностей в том или ином виде общения. Планирование работы в дошкольном учреждении предполагает знание актуальной проблематики развития ребенка в дошкольном возрасте, которая представлена в психолого-педагогической литературе» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 81].

Пахальян В.Э., определяя особенности психологического консультирования в образовательной среде, приходит к выводу, что «…наиболее часто встречаемые проблемы самого процесса и типичные трудности-дошкольников, которые находятся в фокусе работы консультанта…:

ü латентный, скрытый характер многих неблагоприятных характеристик развития;

ü незнание родителями возрастных норм развития и, как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии, особенно это касается познавательной и аффективно-регулятивной сферы;

ü неправомерность требований, предъявляемых родителями к детям;

ü необоснованная тревога родителей по поводу увлеченности ребенка игрой и фантазированием;

ü неадекватное отношение к проявлениям самостоятельности и инициативы;

ü недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии личности ребенка и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 87].

«Работа со в зрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть профессиональной деятельности педагога психолога, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. В этом плане практический психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 129].

«Как правило, ребенок-дошкольник не бывает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. В связи с этим психолог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка. Ранее было отмечено, что консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. В данном случае направленность консультирования на активное взаимодействие со взрослыми создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 129].

«Практика показывает, что в число основных запросов родителей, приходящих на консультацию к психологу детского сада, входят следующие:

· «информационно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, подчерпнутого в каких-либо информационных источниках;

· «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств;

· «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка.

В частности, отмечается, что предметом консультации родителей детей дошкольного возраста чаще всего становятся следующие проблемы:

  • непослушание и упрямство;
  • «плохие» познавательные процессы (память, внимание);
  • неорганизованность;
  • неусидчивость, непоседливость, импульсивность;
  • медлительность;
  • леность;
  • слабоволие и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 130-131].

«Администрация дошкольного образовательного учреждения чаще всего обращается за консультацией к психологу по вопросам, связанным с содержательной стороной планирования работы детского учреждения. Как правило, это вопросы психологических критериев оценки тех или иных программ, которые предлагаются для работы»… [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 132].

 

При организации психологического консультирования в условиях общеобразовательной школы необходимо обратить внимание наследующие моменты.

«…работа консультанта с учащимися начальных классов построена на данных о состоянии наиболее значимых характеристик развития ребенка на этом возрастном этапе…:

· состояние эмоционального благополучия;

· особенности мотивации;

· уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;

· показатели развития рефлексии, внутреннего плана действий, анализа;

· характер умственного развития;

· познавательное отношение к действительности;

· уровень освоения учебной деятельности [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 91].

«Анализ специальной литературы показывает, что, несмотря на уникальность и многообразие проблем, связанных с учащимися начальных классов, можно очертить примерный круг тех задач, которые ему приходится чаще всего решать на консультации:

· трудности, связанные с новым режимом дня;

· трудности адаптации ребенка к классному коллективу;

· трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем;

· трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 96].

 

«Консультирование в средних классах школы также опирается на данные о состоянии наиболее значимых характеристик развития ребенка на этом возрастном этапе. К числу таких психологических характеристик в первую очередь относят:

· «чувство взрослости»;

· характер общения со сверстниками и взрослыми;

· уровень освоения средствами общения;

· владение способами регуляции эмоциональных состояний;

· особенности мотивации и освоения «стратегией преодоления трудностей»;

· особенности самосознания» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 96].

«…каждый случай обращения за помощью к психологу уникален, но это не мешает специалистам выделять ту проблематику, с которой им приходится чаще всего сталкиваться на консультации. В подростковом возрасте это в первую очередь следующие вопросы:

· трудности в общении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми:

· проблемы самовоспитания;

· выбор дальнейшего пути образования и профессии; школьные трудности» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 109].

 

Юношеский «…этап в развитии личности отличается в первую очередь своей направленностью в будущее. В этом смысле состояние психологического благополучия юноши и девушки тесно связано с жизненными перспективами. Среди наиболее значимых характеристик развития личности на этом возрастном этапе, прежде всего, выделяют:

· готовность к личностному и жизненному самоопределению;

· характер общения со сверстниками;

· характер общения со взрослыми;

· характер психосексуального развития;

· особенности интеллектуальных свойств и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 109].

«В старшем школьном возрасте круг проблем, которые чаще всего становятся предметом работы на консультации, имеет следующий вид:

· трудности в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути и профессии;

· субъективные переживания, создающие внутренний дискомфорт и напряжение во взаимодействии с миром и людьми;

· неблагополучие в сфере психосексуального развития и сексуальных отношений;

· трудности самовоспитания» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 119].

 

«… родители учащихся начальной школы обращаются за консультацией к психологу по следующим вопросам:

· трудности адаптации ребенка к школе;

· отсутствие или слабая развитость качеств, необходимых для успешного освоения учебной деятельности, и т. п.

В отличие от ситуации дошкольных учреждений здесь психолог-консультант все чаще начинает сталкиваться с проблемами взаимоотношений семьи и школы, родителей и учителей, которые, как правило, порождены существенным отличием в представлениях об их обязанностях по отношению к ребенку школьного возраста.

Родители учащихся подростковых классов обращаются за консультацией к психологу по следующим вопросам:

· проблемы мотивации учения;

  • трудности в отношениях подростка и других людей (младших, сверстников и взрослых);
  • непонимание собственного ребенка.

Родители учащихся старших классов гораздо больше обеспокоены другими вопросами:

· трудности в самоопределении;

  • «странности» в выборе круга общения или интересов;
  • проблемы, связанные с процессом идентификации, поиском «смысла жизни», собственной уникальности и т. п.

Основную часть проблем, с которыми они обращаются к школьно­му психологу, составляют следующие:

· трудности усвоения детьми программы обучения; нежелание и неумение детей учиться;

· трудности в отношениях с отдельными категориями учащихся и коллег;

· непонимание причин неэффективности тех или иных «педагогических технологий»;

· слабость внутренних, личностных «ресурсов» в профессиональной деятельности и т. п.

Естественно, что этот список варьируется в зависимости от возраста учащихся и учителя, его положения в школе и характера индивидуальных проблем.

Администрация школы обращается за консультацией к психологу, как правило, не часто. Ряд вопросов решается опосредованно, через другие, более привычные для руководства, формы взаимодействии (совещания, семинары и т. п.). Опыт работы со школьной админист­рацией показывает, что необходимость в непосредственной консультации психолога возникает, как правило, в «конфликтных», достаточно сложных по характеру ситуациях школьной жизни. Как и в дошкольных учреждениях, консультация психолога может потребоваться администрации при выборе той или иной программы обучения и воспитания. Очень редко, но встречаются случаи, когда руководитель того или иного уровня приходит на консультацию к психологу в связи с необходимостью прояснения своих личных отношений с одним или несколькими членами педагогического коллектива.

 

Для написания отчета о проведении психологического консультирования необходимо определить и проанализировать собственные действия и действия клиента, реализацию процедур и техник, соответствующие определенным этапам психологического консультирования.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.