История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос № 41. Творчество Фидия.

2017-06-29 736
Вопрос № 41. Творчество Фидия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Фидий – древнегреческий скульптор(между 490 и 485 гг. до н. э.). Вначале занимался живописью, затем увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада. В годы правления Кимона (470 – 463 до н. э.) афиняне стали с большой роскошью отстраивать святилища, сожжённые в их городе во время нашествия Ксеркса. Принимая деятельное участие в этих работах, Фидий изваял бронзовую группу из 13-ти фигур, представлявшую отца Кимона, Мильтиада, а также богов Афину, Аполлона и величайших людей Аттики. Эту скульптурную композицию афиняне подарили Дельфийскому храму в благодарность за победу при Марафоне. Фидий изготовил также фигуру богини Афини для города Платеи и огромную бронзовую статую той же богини, как «Передового Бойца» (Афина Промахос), которая была установлена на самом видном месте афинского акрополя. Эта статуя, высотой около 21 метра, изображала стоящую Афину со шлемом на голове, копьем и щитом. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Афина Промахоc возвышалась над акрополем. Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин. После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла. Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона. Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры. Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии. Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света.. На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний. В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады, рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды, и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа. Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания.

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Парфеноне. Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном. Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты, статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом, Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой. На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами, а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. (живость фигур, воспроизведение свободных движений людей). Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

 

42. ИСКУССТВО РИМА ЭПОХИ АВГУСТА

(27 г. до н.э. – 14 г.).

 

С падением республиканского строя и установлением Империи перед литературой и искусством Рима встала задача прославления императора и возвеличивание его власти. В 27 году до н.э. римский сенат преподнес первому императору Октавиану титул Августа, что означает «возвеличенный» или «божественный» (в дальнейшем этот титул носили все правители Рима). Время от конца I в. до н.э. до конца III в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс – то есть первый среди сенаторов и граждан).

30 г. до н.э. открывает новый этап римской истории: это – времяначала принципата. Вместе с тем в том же году последнее из оставшихся еще самостоятельными эллинистических государств – Египет вошел в состав римской державы. В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки роскошных зданий, в которых широко применяется ранее почти не употреблявшийся мрамор.

Для искусства времени Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой Империи.

Идея величия Рима нашла яркое выражение в памятниках архитектуры, созданных в эпоху Империи в I – IV веках. На первый план выступает подчеркнутая монументальность сооружений. Строительство преследовало определенную цель – подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Императоры соперничали друг с другом, возводя ансамбли площадей, административные здания и зрелищные сооружения. Император Август, получив Рим кирпичным, оставил его мраморным.

Строительство приобретало грандиозные масштабы. Усиленно сооружались дороги, водопроводы, мосты. В Риме, отстраивались целые кварталы. Одним из замечательных сооружений начала эпохи империи был форум Августа. В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые были местом собраний и торговли и застраивались табернами (лавками), входившими в архитектурные комплексы этих форумов, форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию. Это продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной из туфа и травертина (высота ее 36 м), образующей в дальнем конце форума два симметрично расположенных закругления. Вдоль всей площади, примыкая к внутренней стороне стены, шли портики. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика – почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины I в. н.э. В постройке его принимали участие греческие мастера.

 

Форум Августа. Рим. Начало I в. н.э.

 

На сегодняшний день сохранилась лишь часть форума Августа: несколько колонн храма и лестница; коллекция артефактов, а также часть полукруглой ниши (экседра) с Форума Августа находятся в Casa dei Cavalieri di Rodi (Дом рыцарей Родоса).

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера так называемый «Квадратный дом» в Ниме (южная Франция).


Римский храм – так называемый «Квадратный дом» в Ниме (южная Франция). Начало I в. н.э.

Законченный строительством в первые годы нашей эры, храм превосходно сохранился до нашего времени. Он поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма – коринфский. Целла храма в Ниме по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что свойственно стилю августовской архитектуры.

Распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения – арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоеванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и римского государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н.э.). Это однопролетные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком (Аттик – стенка, надстроенная над карнизом, венчающим сооружение, предназначенная для рельефа или надписи. Будучи архитектурной формой чисто римского происхождения, аттик применялся главным образом в триумфальных арках), с посвятительной надписью.

Арка Августа в Римини. 27 г. до н.э.

Арка Августа в Сузе. 8 г. до н.э.

Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек.

Театр Марцелла. Рим. 13 г. До н.э.

Сохранились остатки радиально расположенных стен, поддерживавших полукруглый зрительный зал, а также часть фасада театра, представляющая собой двухъярусную аркаду. Возможно, что был и третий ярус, не сохранившийся до нашего времени. Столбы и арки сочетаются с приставными полуколоннами и антаблементами тосканского ордера в первом и ионического ордера – во втором ярусе. Таким образом, в театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система позднее найдет свое самое совершенное выражение в Колизее.

К 13 – 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6 X 10,55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь.


Рельеф с Алтаря Мира Августа. Мрамор. 13 – 9 гг. до н. э. Флоренция. Уффици.

Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. В числе участников шествия – Август, члены его семьи, его приближенные, сенаторы и жрецы, изображенные с портретным сходством. На торцовой стене – аллегория благоденствия государства в правление Августа: богиня земли Теллус, ветры – Ауры, тучные стада. Композиция рельефов Алтаря Мира разделена на отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Растительный орнамент, покрывающий всю стену ниже фриза, замечателен мастерским сочетанием декоративных качеств с реалистической трактовкой листьев и побегов аканфа. Динамичный, легкий и изящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.

Образ властителя определял силу и мощь Рима. Поэтому скульптуры в изображениях императоров при сохранении портретного сходства прибегали к сознательной идеализации. Образцом для подражания служили греческие статуи V – IV веков до н. э., в которых римлян привлекали:

· величавый пафос

· благородная сдержанность

· ясная простота форм

· красота пропорций

Особенно ярко воздействие классического искусства Греции на развитие римского портрета проявляется в конце I века до н. э. – I в. н. э.

В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.

 


Статуя Августа с виллы Ливии в Прима Порта. (Мрамор). Начало I в. н.э. Рим. Ватикан. Музей Кьярамонти.

Примером официального портрета является статуя императора Августа из Прима Порта (близ Рима), относящаяся к 1 в. н.э. Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа прославляет его как полководца и правителя государства. Гордая поза и выразительный жест руки придает статуе монументальный характер. Плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца. Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Могучая фигура с атлетическим развитым телом и мускулистыми ногами напоминает статуи греческих богов и героев. У ног Августа скульптор поместил изображение Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа. Образ императора героизирован. Черты лица Августа переданы правдиво, но его облику придано выражение мужественной прямоты и честности, в нем подчеркнуты качества идеального гражданина, хотя, по свидетельствам историков, Август был осторожным и жестоким политиком.

Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы – специфически римские качества. К статуе из Прима Порта по идее и стилевым особенностям близка найденная в Кумах и ныне находящаяся в Эрмитаже статуя Августа, представленного в виде Юпитера, восседающего на троне.

 

Статуя Августа из Кум. В образе Юпитера. (Мрамор). Первая половина I в. н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Подобная идеализация и торжественная парадность образа, не свойственная прежде римскому портрету, представляет характерную черту официального портрета эпохи империи. Трактованные в более интимном плане портрет юного Августа, портрет жены Августа Ливии и другие памятники также отличаются чертами обобщенности и идеализации.

Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов. Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета – здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.


Статуя Августа в тоге. (Мрамор). Начало I в. н.э. Париж. Лувр.

Однако реалистические тенденции римского портрета гораздо отчетливее проявились в портрете сподвижника Августа – полководца и государственного деятеля Агриппы, в образе которого художник сумел передать большую силу воли и решительность.


Портрет Агриппы. (Мрамор). Начало I в. н.э. Париж. Лувр.

Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н.э.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой. К этому же ряду примыкает портрет молодого человека из Национального музея в Риме и другие памятники.


Статуя Германика. (Мрамор). Конец I в. до н.э. Париж. Лувр.

Среди памятников римской архитектуры I века до н. э. важное место занимают монументальные гробницы римской знати и римских богачей. К I веку до н.э. сложилось два основных типа надгробий: круглые или прямоугольные по форме. Лучшим выразителем первого типа является гробница Цецилии Метеллы, относящаяся к середине I века до н.э.

Второй, прямоугольный, тип гробниц чаще всего имеет вид высоко поднятого монументального саркофага. Такова гробница Бибула (вторая четверть I века до н.э.) около Капитолия. Своеобразным вариантом мавзолея I века до н. э. является гробница богатого владельца булочных – Еврисака, за стеной древнего города, непосредственно около Порта Маджоре.

В 28 году до н.э. Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников – тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение (диаметром 87 м), над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общая высота составляла 44 м), последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечнозелёные деревья.

 

Мавзолей Августа (реконструкция). Мавзолей Августа (современное состояние).

При росписи домов в эпоху Августа применяется третий помпейский стиль. Он отличается преобладанием орнамента, в духе которого перерабатываются и архитектурные элементы росписи; характерно также в этом стиле присутствует обилие египтизирующих мотивов (в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские боги и сфинксы).

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. – начало I в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа.

Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи.

Прекрасные образцы третьего стиля сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона, Доме с Театральными Картинами и в комнатах Императорской виллы.

 

Роспись Дома Марка Лукреция Фронтона. Помпеи. Середина I в. до н.э.

Также в периоды правления Октавиана Августа, стало активно развиваться искусство мозаики, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.

43. ЭГЕЙСКАЯ ВАЗОПИСЬ

 

Эгейская вазопись до Древней Греции:

· Минойская керамика

· Минийская керамика

· Микенская керамика

 

Минойская керамика

Минойская керамика – характерная керамика минойской культуры бронзового века на Крите. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса.Роспись, которая украшала минойскую керамику прошла несколько стадий изменения.

В самом начале сосуды украшались исключительно геометрическим орнаментом. Датируются эти образцы минойской керамики приблизительно 3000 г. до н.э.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.