Вопрос 32. Искусство восточно-европейских провинций Рима (Фракия, Паннония, Дакия) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вопрос 32. Искусство восточно-европейских провинций Рима (Фракия, Паннония, Дакия)

2017-06-29 731
Вопрос 32. Искусство восточно-европейских провинций Рима (Фракия, Паннония, Дакия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из всей группы восточноевропейских провинций Рима более цивилизованными были Иллирия, Фракия и Мё­зия, тесно связанные с греческими прибрежными коло­ниями, с их культурой и искусством.

ФРАКИЯ

Фракия по сравнению со своими соседями (Норик, Паннония, Дакия) стояла на значительно более высо­кой ступени развития. Достаточно вспомнить строительное искусство фракийцев, их древние города, великолепные погребальные сооружения. Римляне, подчинив себе Фракию, создали на ее тер­ритории две провинции: Мёзию (современная Доб­руджа) в 15 г. н. э., северной границей которой был Дунай, и в 46 г. н. э.- Фракию. Здесь они нашли не только благоустроенные культурные города на берегу Черного моря, но и в самой глубине страны большой город Филиппополис. Расположенный на трех холмах город был назван римлянами Тримонциумом (то есть Треххолмие). Вдоль Дунайской границы Рим стал возводить кре­пости, многие из которых стали впоследствии значи­тельными городами. Таковы Рациария, Арчар, Уль­пия Эскус, Дуросторум (Силлистрия). Во Фракии и Мёзии на месте старых поселений выросли города Марцианополь, Никополис ад Иструм (район Тырнова). Возникли и совершенно новые города: Сердика (Римская крепостная стена в Хисаре София), Августа-Траяна-Берея (теперь Стара Загара), Абритус и др. В период II-IV вв. н. э. города благоустраиваются, всюду ведется большое строитель­ство. Фракия и Мёзия - богатые земледельческие про­винции с развитым ремеслом и народным искусством. Много тут и строительного камня: известняка, кото­рый использовался и для скульптуры, и мрамора из Радопской горной области. Фракийское строительное искусство и высокая культура греческих архитекторов в причерноморских колониях дали возмож­ность римлянам собрать опытных строителей, ма­стеров декоративных ар­хитектурных украшений. Римляне строили города по своему плану: две ши­рокие главные улицы, "ка­рда" и "декуманум", ори­ентированные по странам света, пересекались под прямыми углами. В цен­тре пересечения отводи­ лось место площади и группе общественных зда­ний. Это был форум. Улицы располагались, на­сколько позволял рельеф местности, и параллельно друг другу. Римляне при­несли и свои технические приемы, например свод­чатые перекрытия, почти совсем не встречавшиеся у греков. Декоративное убранство больших ар­хитектурных сооружений, как-то: фризы, карнизы, капители колонн, следова­ли эллинским традициям.

Филиппополис - Тримонциум стал главным городом провинции Фракии, ее крупным экономическим и куль­турным центром. Через этот город, окруженный двой­ным кольцом оборонительных стен, римляне проло­жили важную в стратегическом отношении дорогу к Дунаю. Римляне расширили площади и кварталы Тримонциума. Город имел несколько храмов, термы, стадион. В память спортивных игр, устраиваемых на стадионе, были выбиты медали с изображением побе­дителя на играх. Многие бронзовые статуэтки посвя­щены Гераклу, который почитался покровителем Фи­липпополисских игр. Стадион был великолепной постройкой с мрамор­ными скамьями и скульптурными украшениями. Осо­бенно примечательны четыре пилястра из известняка в виде герм. Бюст юного божества, вероятно Геракла, покоится на прямоугольной подставке, внизу которой изображены различные атрибуты: либо ваза с цве­тами - награда победителю, либо палица Геракла. Гермы выполнены местными мастерами, принадлежавшими к разным школам. Хотя они все строго при­держивались определенной архитектором высоты и ширины пилястра, но по-разному трактовали челове­ческое лицо. Одни хорошо понимали принципы гре­ческого искусства и старались ему подражать, то есть, прежде всего, добивались правильного пропорциона­льного построения фигу­ры. На двух гермах изо­бражены юношеские голо­вы классического типа с тщательно проработанной пластикой лица. Две дру­гие выполнены мастером, не понимавшим и самой формы гермы и чуждого классическому идеалу кра­соты. Он создал образ юноши соответственно своим представлениям и умению. Лицо плоское, ма­ловыразительное, поверх­ность плохо обработана, волосы переданы не мяг­ кими прядями, а грубыми насечками. Это характер­ный пример традиционной фракийской пластики. Как и Филиппополь, город Августа-Траяна-Берея (Стара Загора), заложенный в начале 11 в. н. э., приобрел определенное значение в хозяйственной и культурной жизни Фракии. Через этот город прохо­дили пути с юга на север страны и с востока из Малой Азии в IJентральную Европу и в Италию. На этих дорогах в свою очередь возникло много торговых поселений и факторий. Августа-Траяна-Берея была городом благоустроен­ным, с прямыми широкими улицами. Жилые дома богатых граждан украшены мозаичными полами. Особенно хорошо сохранился один из них, размером около 85 100 кв. м. Композиция из растительных мотивов и фигур животных сложена из мелких кубиков камня и стеклянной пасты более двадцати оттенков. И в самом городе, и его окрестностях, где, по-ви­димому, находились усадьбы землевладельцев, и в по­гребениях сохранилось много разнообразных произве­дений искусства. Это импортные из Греции и Рима мраморные и бронзовые скульптуры, работы местных художников. В Стара Загоре найдены две замечатель­ные гермы из известняка (высотой 1,17 м), воз­можно, части парапета какого-либо культового здания 11-Ш вв. н. э. Одна герма увенчана головой бородатого мужчины, другая - молодой женщины. Характер исполнения этих скульптур близок к гермам стадиона в Филиппополе. Большие глаза, резко обрисованные, крупные пухлые губы, обобщенность пластической лепки щек и лба - черты, типичные для местной скульптуры. Немалую роль в жизни страны играл приморский греческий город Одесос (Варна). Когда с 15 г. н. э. римляне создали на завоеванной территории провин­цию Мезию, Одесос административно вошел в новую провинцию, но остался по-прежнему тесно связанным экономически и культурно с жизнью фракийцев. Хотя город и потерял свою политическую независимость, однако римляне оставили ему местное самоуправление, право чеканки своей монеты и право считать официальным языком греческий, а не латинский, как в дру­ гих центрах Римской империи.

С начала 11 в. н. э. быстро разрастается и становится крупным городом Сердика (в западной части Фракии). Великолепен был форум в центре города с храмами и общественными зданиями с колоннадами, украшенными капителями и фризами. Полы были покрыты мозаикой. На форуме построено здание городского совета - булевтерион, со скамьями, расположенными амфитеатром. Улицы Сердики были широкие, мощеные. Город, окруженный крепостной стеной с башнями, имел водопровод и канализацию. Город близ Дуная - Ульпия Эскус, так же как и другие города Фракии, был хорошо распланирован, имел большие резервуары для хранения воды, кото­рая бежала издалека по акведуку длиною около 27 км. Одно из обширных городских зданий сохранило зна­менитую теперь мозаику. Середину мозаики занимает "эмблема" с многофигурной композицией, окруженной широким бордюром с геометрическим черно-белым орнаментом. Полихромная "эмблема" изображает сцену из комедии греческого драматурга IV в. до н. э. Менандра "Ахейцы". Эта комедия не дошла до наших дней, и мозаика, воспроизводящая один из эпизодов театрального действия и содержащая надписи, пояс­няющие действующих лиц, теперь является единст­венным свидетельством существования такого драма­тического произведения. Мозаика высокого художественного достоинства со столь редким сюжетом говорит о высокой культуре жителей этого далекого периферийного города Римской империи.

Сцена из комедии Менандра. Деталь мозаики из Ульпия Эскус

Фракия римского времени богата памятниками изо­бразительного искусства. Соприкасаясь многие столе­тия с греками, их ярким выразительным искусством, фракийцы нашли в греческом пантеоне богов образы, характер и атрибуты которых соответствовали их представлениям о том или ином своем божестве. Так постепенно вырабатывались канонические типы и в II-III вв. н. э. создано было множество изображений различных фракийских божеств в местном художест­венном стиле. Наиболее распространенным во Фракии было изо­бражение бога Хероса. Нет уголка в античном мире и особенно во Фракии и в Мёзии, где бы ни встретился рельеф с изображением Хероса на коне - это так называемый "Фракийский всадник", которому сооружались многочисленные святилища. Стела Софийского музея найдена в древнем Салдо­бюсе (близ города Луковита, центральная Болгария), где у источника было фракийское святилище. Рельеф 3 в. н. э. посвящен римским воинам, вероятно, фракийцем по происхождению, хотя и носившим римское имя. Стела завершается полукругом, в который удачно вписана фигура всадника. Формы обобщенные, плоскости как бы сглажены, орнаментально ровными рядами расположены локоны юного всадника. Это традиционный фракийский художественный прием.

Херос. Стела из Одесоса.

Своих богинь, покровительниц источников, фракийцы "узнали" в греческих трех грациях, изображения кото­рых перешли и в римское искусство. Три обнаженные богини, обнявшиеся за плечи, написаны на стенах домов в Помпеях, известны и в античной скульптуре. В той же композиционной схеме исполнен ряд фракийских рельефов - посвящений богиням. Такова плита 11 в. н. э. из музея Бургаса с рельеф­ным изображением трех нимф.

Часты во фракийском искусстве изображения Асклепия, бога врачевания, его дочерей-богинь здоровья. Асклепий был одним из самых почитаемых богов Фракии. Мастера работали в традиционной манере не только в прибрежных старых греческих городах. Во многих центрах римской провинции Фракии появились свои мастера - скульпторы, живописцы, мозаичисты, - которые руководствовались античными образцами искусства. Примером тому может служить мраморная скуль­птурная голова Афины-Минервы, богини мудрости и войны. Этот фрагмент статуи найден в районе древ­него Дуросторума (теперь Силлистрия) у правого берега Дуная. Художник повторил здесь тип Афины, известный еще с V в. до н. э.

Голова Афины из Дуросторума.

Известно, какое значение имело портретное искус­ство в Риме и какой высоты своего художественного воплощения оно достигло в I --IV вв. н. э. Всюду в провинциях встречаются портреты императоров, членов их семей и портреты местных граждан. Особого расцвета портрет во Фракии достигает в III в. н. э. Это портретные бюсты и статуи, которые стояли в общественных местах, или надгробия. Портреты во Фракии, как и в других провинциях, следуют общим изменениям в искусстве римского портрета. Наиболее ранний, II в. н. э., портрет из района Одесоса сделан из простого, грубой фактуры известняка местной работы. Сохранилась голова бородатого мужчины с широко открытыми глазами. Известняк не давал возможности мягкой моделировки поверхности Лицо вылеплено гладкими большими плоскостями в традициях местного искусства. Борода и усы отделаны мелкими кудрями. Несмотря на упрощенность форм, лицо немолодого мужчины выразительно, оно грустно и серьезно. Настоящим шедевром античного искусства можно назвать мраморный портрет юноши из Тримонциума. В том же стиле исполнен прекрасный девичий портрет из Софийского музея (III в. н. э.). В Софии хранится целая серия превосходных мужских портретов.

Скульптурные надгробия - характерные памятники фракийской культуры, как, впрочем, и других центров Римской империи. Сюжеты надгробий различны: очень распространено изображение заупокойной трапезы, где, как правило, мужчина возлежит на пиршественном ложе, а у его ног сидит в кресле жена. Перед ними слуги, столик с яствами. Мраморные стелы такого рода по строго определенной композиционной схеме производились в Одесосе и продавались далеко за его пределы. Лучшие экземпляры находятся теперь в музее Варны. Композиция стелы со сценой трапезы очень древняя; в течение многих веков она повторялась в малоазийских греческих центрах. Видо­изменялся стиль, но расстановка фигур оставалась прежней и на надгробиях Фракии. Об изображении покойного в виде героя бога Хероса говорилось раньше. Такое сюжетное решение повторяется во Фракии неоднократно. Чрезвычайно интересны стелы из юго-западных районов Фракии. Это погрудные портреты супругов или целой семьи (III в. н. э.). Иногда выше такой группы помещается рельеф с "фракийским всадником". Композиция над­гробий с погрудными портретами характерна для Рима, Северной Италии, провинций Норик и Паннония. Разнообразие композиционных приемов может быть объяснено и географическим положением Фракии - на стыке востока и запада, испытывавшей влияния гре­ческой - классической и эллинистической - культуры и сложного комплекса западной - кельтской и позже римской.

Вторая половина II -IV вв. н. э. была периодом эко­номического благополучия Фракии. В городах строи­лось много великолепных зданий, украшением которых служили мозаичные полы. О большом мастерстве живописцев, украсивших фракийские склепы, можно было судить по росписям в Казанлыке и Вице. Позднеантичная живопись представлена замечательным памятником в Дуросторуме (Силистрия, IV в. н. э.).

Заканчивая краткий обзор наиболее характерных из огромного числа памятников во Фракии, следует ука­зать на интересную интерпретацию фракийским масте­ром античных и восточных божеств. Это бронзовые (IV в. н. э.) небольшие рельефные пластинки из Абри­туса. В обрамлении колонн и арок стоят величествен­ные боги: Зевс, Гера, Дионис, герой Геракл. В каждой из этих фигур мы видим греческий статуарный про­образ. Совершенно своеобразно трактуются малоазийские богини Кибела и Анхита.

ПАННОНИЯ

Эта область близка своей культурной и художественной жизнью Норику и Италии. Северо-восточная, или Ниж­няя, Паннония была более самобытна в искусстве. Главным центром Нижней Паннонии стал Аквинкум (ныне Будапешт); здесь в ранние годы римской оккупации (конец 1 в. до н. э. - начало 1 в. н. э.) стоял гарнизон, позже тут был построен постоянный лагерь для легиона. К II в. н. э. Аквинкум - богатый цветущий город со своими мастерскими керамистов, металлургов, мозаичистов, живописцев и скульпторов. В городе построены храмы, дворец правителя провинции, амфитеатр, общественные термы, палестра, рынок. Дворец правителя в Аквинкуме, большое здание, отличалось богатством отделки. Мозаичные полы (начало II в. н. э.) ряда парадных комнат представляли собой сложные геометрические переплетения из куби­ков белого и желтого известняка и черного базальта. В конце II в. н. э. отделывают еще несколько комнат, и среди них одна с большой мозаикой коврового узо­ра, с "эмблемой" посредине. В прямоугольнике помещена сцена казни Дирки, почти тождественная по своей композиции такой же мозаичной картине в Далмации. Контуры фигур обведены тонкой черной линией. Вся мозаика выдержана в теплых тонах жел­того и красного цвета. Мозаичист использовал мест­ные породы камня и кубики, сделанные из обломков терракотовых изделий. В термах дворца сохранились фрагменты высоко­ художественной мозаики. Мотивы, излюбленные в рим­ских мозаиках III в. н. э. - морские волны, дельфины, рыбы, островки, в зарослях которых изображены утки или цапли, - нашли себе место во дворце правителя. Вблизи лагеря находилось здание с мозаикой, ис­полненной из мелких кубиков, очень тонкой в рисунке и в живописном отношении. Эта сцена известна в помпеянских фресках: Геракл убивает кентавра Несса, пытавшегося похитить жену героя Дейяниру. И композиция "Казнь Дирки", и морские мотивы, и сцена борьбы выполнены либо приезжими из Италии мозаичистами, либо местными мастерами по распространенным тогда альбомам с образцами для стенных росписей и мозаик. Только так объяснимы совершенно одинаковые композиции, созданные в разных концах Римской империи.

Кентавр Несс и Дейянира. Деталь мозаики пола из Аквинкума

В Аквинкуме в развалинах домов сохранились лишь небольшие фрагменты стенных росписей. Дом горожанина украшали более мирные картины: жнец, наклонясь, срезает серпом высокие колосья. Живопись исполнена одним корич­невым цветом в разных тональностях, но мастер до­бился живой игры светотени, объемности фигуры. Показателем постепенного проникновения влияния античного искусства в художественную жизнь Пан­нонии может служить сравнение двух солдатских над­гробных монументов. Одна стела I в. н. э. увенчана фронтоном, украшенным веткой с большими листьями. Солдат II легиона Кай Кастрик Виктор изображен в полный рост, в шлеме с рогами. Два копья, панцирь, щит составляют его вооружение. Скульптору у далось передать правильные пропор­ции фигуры. Но пластическая моделировка была ему не под силу. Формы тела расплывчаты, голова ша­рообразная, с резкоочерченными глазами, едва наме­ченные складки щек, лицо без индивидуальных черт, лишено выражения. Другая стела конца II - начала III в. н. э. постав­лена на могиле легионера - трубача-горниста. Плита завершается по греческому образцу фронтоном и акротериями. В центре сам горнист Аврелий Би­тус с мальчиком-сыном. Головы обоих на одном уровне, и над ними вырезано полукруглое обрамле­ние, подобное рельефам из Уилии. Фигура мальчи­ка поставлена на пьедестал, чем скульптор достиг уравновешенности композиции. Тщательно располо­жены складки туник и плащей, больше пластической моделировки в лицах, чем на стеле Кая Кастрика Виктора. Но пропорции фигур несколько укорочены. Мастеру, хотя он и старается следовать античным образцам, недостает профессионального умения в соз­дании человеческой фигуры, не удается скульптору переход от шеи к голове и др.

Однако местный мастер и местный заказчик всегда оставались верны своим традициям. Это хорошо видно на примере женских паннонских надгробий. Такова стела Атты, изображенной в национальном головном уборе в виде чепца и с толстой перевитой гривной на шее. Пластическая трактовка лица Атты имеет некоторое сходство с раннекельтской скульптурой на юге Галлии. Такая стилистическая близость про­изведений скульптуры, отстоящих друг от друга и на расстоянии нескольких веков и многих километров, лишний раз подтверждает стойкость местных тради­ций, бережное их сохранение.

Надгробие Атты. Из Аквинкума

В городах Паннонии, так же как и в других про­винциях, строятся храмы главным римским богам - Юпитеру, Юноне. Также почитаются Меркурий, Ми­нерва, Венера, Геркулес, равно как и восточные бо­жества: Митра, Сабазий, Изида. Наряду с культом гения императора поклоняются и своим кельтско­-иллирийским богам. Одним из наиболее почитаемых в Паннонии богов был бог лесов Сильван. Этот демон почти тождест­вен с греческим лесным богом Паном. Может быть, и название Паннония происходит от слова Пан. Пан почитался в западноевропейских провин­циях под именем Эзуса и изображался с такими же атрибутами, как и паннонский Сильван.

В Паннонии также широко распространились культы восточных богов. Митреум в Аквинкуме с превосходным рельефом Митры, уби­вающего быка, был устроен подобно Митреуму в Карнунтуме. Культ Сабазия, греко-египетского бога под­земного мира, нашел себе почитателей в Паннонии. Замечательный бронзовый фрагмент группы Сабаз и я с трехголовым псом Кербером сохранился в Аквин­куме. Мастер взял за образец коротконогую, с длин­ ной мохнатой шерстью тупоносую собаку и забавно присоединил к ее плечам две небольшие собачьи го­ловы. Получился скорее комический, чем страшный зверь. Серебряная инкрустация глаз и ошейника ожив­ляли эту статуэтку (0,68 м высотой). Севернее Аквинкума, в области озера Балатон, рим­ляне построили ряд военных укреплений, сыгравших большую роль не только в защите северных границ, но и в романизации Паннонии. Здесь проходила на север "янтарная дорога", по южному берегу озера - дорога в Италию. Область Балатона заселяли илли­рийско-кельтские племена, но сюда проникли и фра­кийцы, принеся со своей родины обычаи и религиоз­ные представления. Богатая плодородная местность рано стала привлекать предприимчивых римлян, которые захватывали большие угодья и устраивали себе усадьбу-виллу. Такие виллы строились, начиная с 1 в. н. э. по типу римских домов, с атриумом и с внутренним перистальным открытым двориком. Но южный дом был совершенно непригоден для гораздо более сурового, чем в Италии, климата Паннонии. К III в. н. э. создается новый тип дома с крышей, покрывавшей все строение, с окнами, с башнеобразными выступа­ ми по фасаду. Внешний вид совершенно иной, чем в Италии или Греции, но внутреннее убранство со­храняет свой прежний характер. Стены расписаны в стиле римских фресок: декоративные колонки делят стену на панно, внутри которого пишется сюжетная картина. Вилла II - начала III в. н. э. в Balacapuszta - была расписана самобытным и ярким художником. Темная линия обрисовывает контур фигур и детали, свето­тень почти не применяется. Рисунок живой, наблюда­тельный живописец легко и выразительно пишет раба с корзиной винограда, мальчика среди виноградных лоз, головы старика-хозяина и юноши, пожилого муж­ чину с явно портретными чертами. Эти небольшие фрагменты, как и фрагменты с охотником и жнецом из Аквинкума, свидетельствуют об образовании само­стоятельной школы живописи в Паннонии.

Подход к натуре, основные задачи искусства отличаются друг от друга, поэтому, как бы ни старался в угоду заказчику местный мастер по­вторить античный оригинал, он остается верен своим традициям. Это с поразительной яркостью выступает в знаме­нитом памятнике, поставленном в честь завоевания римлянами соседей паннонцев - даков.

ДАКИЯ

Дакия - область, лежащая между Карпатами и Ду­наем и ограниченная с востока рекой Прут и с запада Тиссой, - была заселена гетами, одним из пле­мен фракийского происхождения. Начиная со 11 в. н. э. античные писатели стали называть гетов даками, страну их Дакией. На рубеже I-II столетий н. э. усилилось движение даков в сторону римской границы к новым городам Паннонии и Мёзии. Старания Рима укрепить и защитить свои границы встречали большие препят­ствия. Сдерживать воинственных даков было все труд­нее и труднее. Император Траян предпринял более активные меры. По его приказу был построен каменный мост через Дунай, что сильно ускорило и облегчило переправу римского войска на левый берег. В течение двух военных кампаний, 101 - 102 и 105- 106 гг., римская армия под предводительством Траяна завоевала Дакию. Множество даков было истреблено, много продано в рабство, часть ушла за Карпаты. Вождь даков Децебал кончил жизнь самоубийством, не желая попасть в плен.

Траян взял столицу даков Сермизеджитусу, захватив большие богатства дакий­ского правителя. На дакийскую добычу Траян пост­роил в Риме огромный форум, где была воздвигнута колонна, стоящая и по сей день, с рельефами, изо­бражающими поход в Дакию. Новая провинция, последняя из завоеванных Римом в Европе, была заселена ветеранами и переселенцами из Италии и близлежащих провинций. В Дакии были построены многочисленные кастели-крепости, между которыми проложены защитные валы и стены. В озна­менование победы и в назидание варварам Траян со­орудил в центре Дакии (Добруджа, около города Адам­ Клисси) грандиозный монумент "Трофей Траяна".

"Трофей Траяна". Реконструкция

На семиступенчатой круглой в плане базе (40 м диаметром) возвышается сложенный из блоков камня (местный "сарматский" известняк) колоссальный бара­бан. В нижней своей половине он облицован прямо­угольными плитами. В верхней облицовка состояла из 54 метоп и пилястров между двумя орнаментальными поясами. Выше метоп проходит зубчатый парапет с двадцатью шестью метопами. Коническая крыша из каменных черепиц венчалась шестиугольным пьедеста­лом, на котором возвышался римский " трофей". У под­ножия трофея три фигуры связанных пленников. Ме­топы представляют собой изображение различных эпизодов войны римлян с даками. Тут есть сцены битвы, походы римских солдат, бегство даков, пле­нение врагов. На парапете поставлены рельефы, изо­бражающие пленных даков, привязанных к деревьям. Круглый башнеобразный монумент - типично рим­ское сооружение. "Трофей Траяна " - так назывался памятник и римская крепость около него - строился под руководством римского архитектора и выдержан в масштабе и пропорциях, подобных римским соору­жениям, таким, как мавзолей Августа или хорошо известный теперь мавзолей Цецилии Метеллы. Но если архитектор вел строительные работы по рим­ским правилам, это можно было выполнить даже ру­ками мало умелых рабочих под наблюдением опытных десятников, то для многочисленных скульптурных украшений достаточное число художников, прошедших школу античного искусства, найти в новой провинции было трудно. Для поясов, обрамляющих метопы, и для пиляст­ров между ними были использованы греческие или римские рисунки орнаментов: на нижнем поясе в гир­лянду из листьев аканфа вписаны головы драконов, на верхнем пальметки с волютами. Для работы над метопами были привлечены местные провинциальные мастера из Дакии, может быть, из глубин Мезии или Фракии. Сюжет каждой отдель­ной метопы, ее композиционное построение было задумано одним мастером, скорее всего, архитектором­ строителем. Весьма вероятно, что он дал скульпторам рисунки или наброски, по которым они должны были высекать рельефы. Над рельефами работало много рук, что особенно ясно ощущается в метопах глав­ного пояса. На парапете метопы более единообразны в характере исполнения. Все рельефы плоскостны, очень скупо моделированы в деталях. Прически, склад­ки одежды, подробности вооружения как бы грави­руются на камне. Контуры четки, линия, не преры­ваясь, обрисовывает фигуры. Лишь несколько метоп выделяется большей пластичностью. Далеко не всегда правильно анатомически построены фигуры, не выдержано масштабное соотношение между ними. Но все-таки талантливые художники добились огромной выразительности в композиции и образном решении. Особенно ярко охарактеризованы пленные, привязанные к деревьям. Это бородатые пожилые и безбородые молодые даки, полные чувства собствен­ного достоинства. Будучи связанными, они не беспо­мощны и почти вызывающе смотрят на победителей. Превосходно задумана динамическая сцена сраже­ния двух противников. Римлянин, изображенный в фас, ударил мечом дака, обращенного к зрителю спиной. Особенно удачно передает скульптор объемность обна­женной фигуры варвара. Гораздо более статична сцена, где легионер сра­жается с двумя варварами. Один из них, судя по при­ ческе, германец, союзник даков, он ранен и спокойно сидит на земле, другой заносит над головой римля­нина свою кривую саблю, держа ее, как факел. Скуль­птор много потрудился над отделкой причесок и одежды даков, вооружения римлянина, трактуя и складки одежды, и пряди волос, и кольчугу в виде орнаментальных узоров. Но фигуры застылы, в ком­ позиции совершенно не чувствуется пафоса борьбы. Сцены битвы пешего дака с римским всадником встречаются на трех метопах. В одном случае изо­бражение всадника с развевающимся плащом повто­ряет известного "фракийского всадника", а в другом - всадник на вздыбившемся коне, поражающий против­ника, по композиции напоминает греческие надгробные стелы классического времени. На шестнадцати метопах изображено шествие римского войска. Это знаменосцы, штандартоносцы, гор­нисты, полководцы с оруженосцами и сам император Траян, сопутствуемый легионерами. Исполнены эти группы разными мастерами. Одним принадлежат высокие фигуры, занимающие почти все поле метопы, другие, наоборот, изображают короткие фигуры, равные половине прямоугольника метопы. Там, где представлены четыре солдата, всегда два помещаются на втором плане, как бы на возвышении. Почти все фигуры легионеров ставятся в три четверти. Лишь на одном рельефе три воина со знаменами и штандартами резко повернули голову. Метопа монумента "Трофей Траяна" в сторону от движения, чем и создалось впечатление большой динамичности.

Битва римлян с даками. Метопа монумента "Трофей Траяна"

На нескольких метопах представлены римские всад­ники. Легионер на галопирующем коне помещен на свободном пространстве метопы, но это не создало впечатления легкости и свободы движения. Печалью веет от сцены бегства дакийской семьи на телеге, запряженной волом. Пять метоп показывают пленных, закованных в цепи даков, которых ведут легионеры. И наконец, изобра­жено и главное богатство даков: стада овец и коз. Эта метопа чрезвычайно интересна по композиции: два вздыбленных козла, вожаки стада, симметрично расположены друг против друга. Перед ними три овцы вправо как бы набегают одна на другую, как это бывает в большом стаде. Сцены битв, бегства, изображение пленных, неко­торых групп легионеров говорят об острой наблю­дательности авторов. Они умели схватить главное и, иногда утрируя частности, усилить этим эмоциональ­ное воздействие на зрителя. Композиция трофея выполнена строго по римскому образцу, но не римским и не греческим мастером, а провинциальным, скорее всего фракийцем или пан­нонцем. Столб, на котором укреплены панцирь и щит, украшен изображением головы Медузы. Художнику непонятен этот образ греческой мифологии, и он, воспроизводя в общих чертах традиционный эллини­стический тип Медузы, переработал его по-своему. Змеи на голове Медузы провинциальный скульптор представил в виде завитков, напоминающих орнаменты времени латен.

ВЫВОД:

Краткий обзор памятников восточноевропейских провинций позволяет осветить некоторые характерные черты местного стиля. Римская среда провинциаль­ных городов (чиновники, военачальники, коммерсанты) не только покупала в Греции и Италии произведения искусства, но и принуждена была приглашать мест­ных мастеров: строителей, живописцев, мозаичистов, скульпторов. От них требовалось хорошее знание античного искусства и умение следовать греко-рим­ским образцам. Местные заказчики довольствовались главным обра­зом произведениями местных художников, работавших в старых традициях. Эти мастера широко использо­вали образы и художественные приемы греко-римского искусства, но по-своему переосмысливали образы, внося в них свое понимание красоты, сохраняя и при­вычные приемы работы. Романизация в течение I-III вв. н. э. проникла глу­боко в массы городского местного населения. Образы греко-римских богов и героев сделались не только понятными провинциальному городу, но и стали пред­метом культа. Статуи Юпитера, Геркулеса, Венеры, Минервы и других богов стояли всюду. Везде были и почитаемые официально статуи императоров и чле­нов их семей. Подражая античным мастерам в изо­бражении одежды, прически, атрибутов, провинциаль­ные художники почти всегда сохраняют свою манеру в трактовке лица. Для них необязательно, как, например, для грече­ского мастера, стремление добиться совершенства анатомического построения фигуры человека. Тонкие нюансы в пластике лица также не нужны им. Они стремятся к наглядности, ясности сюжета, простоте композиции. Образ зрителями должен читаться легко. Провинциальные мастера, несмотря на простоту своего художественного языка, достигают большой выразительности, яркого образного решения, как это видно на примере монумента "Трофей Траяна".

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Вопрос №33


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.