Народные школы Тульской губернии в 70-е годы XIX века — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Народные школы Тульской губернии в 70-е годы XIX века

2017-06-26 292
Народные школы Тульской губернии в 70-е годы XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научный руководитель: д-р ист. наук, проф. Самарцева Е.И.

Тульский государственный университет

Тульская пресса второй половины XIX века дает нам достаточно информации для анализа ситуации, сложившейся в народном образовании в Тульской губернии. В прессе указанного периода мы находим материалы, позволяющие сделать определенные выводы о развитии народного образования в различных уездах и в Тульской губернии в целом.

В 1873 году общее число народных школ в Тульской губернии «по сведениям, сообщенным училищным советам», доходило до 562. Учащихся в них мужского пола было 17908, женского – 1335, всего 19243. По сравнению с 1872 годом это больше на 915 человек (обоего пола). Кроме того, имелось «немало таких школ, которые, по своей незначительности, относятся к простому обучению грамоте на дому и не подлежат ведению училищных советов». В совокупности с этими школами общее число училищ в Тульской губернии простиралось до 600, в которых обучалось свыше 20000 человек [3, с. 386].

Большинство преподавателей составляли воспитанники духовных учебных заведений. Многие из них окончили полный курс семинарии и «вели дело с нужным успехом»; из тех, кто не окончил полный курс, многие «слушали уроки педагогики и приобрели достаточную опытность в преподавании». Но немало было и таких учителей, образование и степень подготовки которых оставляли желать лучшего. При первой возможности их заменяли лучшими учителями.

Другую группу преподавателей составляли священники «и прочие члены церковных причтов», большинство из них успешно вели дело обучения, но их отвлекало исполнение обязанностей по церкви и приходу.

И, наконец, третья (небольшая) группа состояла из крестьян, мещан, дворовых людей и отставных солдат. Эти учителя, за редким исключением, вели свое дело неудовлетворительно и потому отстранялись при первой возможности [3, с. 387].

Основной проблемой являлся недостаток материальных средств. Лишь немногие сельские общества могли содержать училища в сравнительно удовлетворительном состоянии без «посторонних пособий. Вследствие этого: 1) невозможно было открыть школы в таких местах, где они были совершенно необходимы; 2) закрывались некоторые существующие школы; 3) невозможно было пригласить на учительские должности «людей способных и достойных»; 4) имеющиеся лучшие учителя уходили при первой возможности, чтобы занять более выгодные должности; 5) многие училища имели крайне неудовлетворительные помещения; 6) имелось недостаточно учебных пособий. Однако все эти недостатки постепенно устранялись [3, с. 387].

Определенную поддержку народному образованию оказывали земство, дворянство и духовенство. Земство не только ежегодно увеличивало финансирование народного образования, но и принимало меры для правильного употребления отпускаемых денежных средств: на постройку новых училищных зданий, увеличение зарплаты учителям, на награды лучшим из них, на снабжение училищ необходимыми учебными пособиями. Так, в Черни местное уездное земство выстроило для земского женского училища двухэтажный дом, в котором содержалось 48 сирот всех сословий; на содержание этих сирот ежегодно отпускалось 3000 рублей, а на книги, учебные пособия, награды наставникам и ученикам – 890 рублей [2, с.367 - 368]. Многие помещики участвовали в содержании школ, а некоторые полностью содержали училища за свой счет «в весьма удовлетворительном состоянии». В Тульском уезде быковская школа содержалась за счет помещиц Марии и Екатерины Соковниных [1, с.347]. В Крапивенском уезде княгиня Гагарина жертвовала на содержание сергиевского женского училища, а помещик Крюков – на содержание миленинского училища [1, с.349]. В Каширском уезде три училища размещались в домах, устроенными помещиками Золотаревым, Бороздною и Тургеневым и при этом были «снабжены классной мебелью и всеми необходимыми учебными атрибутами» [2,с.364]. Духовенство не только убеждало прихожан в необходимости образования, но и занималось преподаванием в школах, а также размещало училища в своих домах и снабжало учащихся необходимыми учебными пособиями [3, с.388].

Финансирования городских школ городскими думами в этот период ежегодно увеличивалось. В сельской местности крестьяне все чаще добровольно принимали решение об открытии и содержании училищ; кроме того, в некоторых местностях училища посещались людьми в возрасте и даже стариками [3, с.388].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сведения по училищным советам // Тульские епархиальные ведомости. 1874. № 17. С. 346 – 352.

2. Сведения по училищным советам // Тульские епархиальные ведомости. 1874. № 18. С. 361 – 368.

3. Сведения по училищным советам // Тульские епархиальные ведомости. 1874. № 19. С. 386 – 388.


 

Новиков М.М.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.