История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тело и духовность: идея возвышения телесности

2017-06-25 642
Тело и духовность: идея возвышения телесности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение.

В. С. Соловьев. Смысл любви

Идея возвышения телесного начала как особый, специфически че­ловеческий подход к физическому бытию, к материальному «субстрату» собственного существования была, по вполне понятным причинам, тес­но связана с холистическими концепциями, с теориями, утверждавши­ми идеал гармоничности, неразрывности телесного и духовного. Более того, на первый взгляд, эта идея представляется совершенно совпада­ющей с подобным подходом. Однако это отождествление не вполне


4. Тело и духовность: идея возвышения телесности



корректно: признание телесно-духовного единства по сути не решает, а как бы снимает вопрос о необходимости гармонизации двух начал — она уже существует как некоторая данность. Идеал а-приори реализо­ван, а потому единственное, что требуется — лишь признать этот факт.

Гармонизация в таком случае полагается не как требование куль-туросообразности, не как ориентир (идеал) деятельности, а как тожде­ственная этой нормативности реальность, что делает совершенно не­оправданным сам вопрос о «работе с телом», о его культивировании, т. е. о формировании телесной культуры. К примеру, Физули еще в XVI веке писал: «Совершенство тела есть нечто естественное, и оно не нуждается в помощи извне, между тем, как совершенство души есть нечто при­обретаемое, и для него нужен внешний наставник» (цит. по: [229, с. 43]).

Как видно из предшествующего анализа различных традиций в осмыслении телесности, есть и еще одно обстоятельство, ставящее под сомнение тождественность указанных выше позиций. Гармониза­ция природного и социально-человеческого может происходить двумя путями: а) за счет принижения второго до уровня естественно-природ­ного (и в этом смысле соматизация — тоже гармонизация, но редук­ционистского толка); б) на основе подавления телесного, природного социальным и таким образом приведения их «к общему знаменателю» — что представлено в рамках социологизаторской тенденции.

Однако и тот и другой путь находятся вне культуры. Культура — это непреложно отсутствие какой-либо абсолютизации; это невозможность становления одного за счет другого начала, а только лишь на основе другого; культура не может быть снижающим началом, а только лишь началом возвышающим.

Культура начинается там, где «за глазом... действует другой глаз», по словам П. Флоренского [254, с. 66]. Важно при этом, что эмпи­рическое, телесное, природное, хотя и признается иным, отличным от духовного уровня бытия человека, однако не только не противопо­ставляется ему, но, напротив, для того и признается таковым, чтобы осознать необходимость его возвышения, насыщения духовным. Вы­вести тело из духа, — отмечал Ф. Шлегель, — задача весьма сложная, но попытка решить ее «всегда будет более высокой,... истинной, неже­ли стремление вывести из запутанной, грубой, телесной организации, из совершенно частного тела столь же частный дух» [280, с. 111].

Признание существования «щели» между природно-телесным и со­циальным началами в человеке, оборачивается в таком случае про­граммой (и ее обоснованием) не просто приведения «в соответствие» одного с другим, а возвышения того и другого на основе единых принципов духовности (т.е. истины, добра и красоты), преобразования на этой основе тела человека в соответствии с его собственной мерой,


90 Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела

т. е. когда оно постигается таким, каково оно в отношении к само­му себе, а не только к нашей потребности в нем, тогда и возникает основание для признания и становления соматической культуры, куль-туросообразной деятельности в отношении телесного.

Парадигма возвышения телесного в человеке, его «одухотворения» как необходимая основа для придания телесности статуса культурного феномена, формирования соматической культуры широкое распростра­нение получила в системах восточной мысли. Признание неразделимо­сти телесного и духовного, ценности каждого из этих начал в целостном феномене под названием «человек» является одним из краеугольных камней, «базальтовых» оснований тех мировоззренческих построений, которые с некоторой долей условности объединяются в едином поня­тии восточной традиции — при существовании достаточно значимых расхождений между ее отдельными составляющими.

Не ставя задачей специальный анализ этой традиции, мы обратим­ся для примера к одному из ее современных вариантов — концепции интегральной йоги Шри Ауробиндо, оказавшей существенное влияние на европейскую тенденцию реабилитации телесности как достойного «партнера» (а не просто орудия или «слуги») духа и тем более — не его антипода.

Разрабатывая традиционную для философии Востока идею само­совершенствования человека, Ауробиндо акцентирует мысль о том, что духовное развитие, восхождение вовсе не тождественно процессу «ухода» от тела, не предполагает необходимости аскетизма и прене­брежения к плоти. «Тело, которое поначалу казалось лишь темным и косным орудием освобождения Духа, на деле является местом непо­знанной полноты и цельности Духа. Работа заключается не в том, чтобы наслаждаться космическим блаженством, а в том, чтобы найти в этом теле свободу трансцендентного, живую беспредельность космическо­го и радость индивидуальной души... Тело является тем местом, где стыкуется сознание с материей, поэтому мы должны работать, прежде всего, в нашем индивидуальном теле...» [231, с. 72].

«В духовной сложившейся традиции тело считалось препятствием, не способным к одухотворению или переделке; тяжелым бременем, удерживающим душу в земной природе и мешающим ее восхожде­нию... Но если эта концепция тела является вполне приемлемой для садханы (дисциплины), которая рассматривает землю лишь как поле невежества, а земную жизнь — лишь как подготовку к спасительному уходу, то она недостаточна для садханы, которая понимает божествен­ную жизнь на земле и освобождение самой земной природы как часть тотальной цели воплощения Духа здесь» [там же, с. 75].


4. Тело и духовность: идея возвышения телесности



В противовес дихотомическому разъединению тела и духа, в про­тивовес «плоскому» рационализму, уничижающему плоть, в отличие от признания равносовершенных в своей данности телесного и духов­ного начал, Ауробиндо призывает к работе над собой как единым, целостным существом. «Мы сосредоточили свою энергию на том, что является в человеке самым хорошим, не обращая особого внимания на низшие уровни, удовлетворившись тем, что наша грубая натура дремлет и не нарушает наших божественных мечтаний — но именно поэтому жизнь остается грубой, как и мы сами... Высочайшее должно проявить себя в самом физическом. Ничего нельзя понять по-настоя­щему, пока не поймешь телом... Нам нужна истина, которая включает в себя и тело, и землю, а не только некую истину небес» [там же, с. 90]. Для большинства философских систем Востока характерно по­нимание работы над телом как одновременно и работы над духом; культура тела отождествляется с культурой психической деятельности и личностным ростом (исихазм, даосизм, йога). Концепция «гунфу» (доел, с китайского: прилежание, работать, стараться), провозглаша­ющая принцип возвышения, морального совершенствования человека на основе любой деятельности — в том числе, телесной, которая могла бы этому способствовать, как и многие другие концепции Востока, имеющие сходные ценностные ориентации в отношении тела, дают примеры глубоких теоретических разработок и соответствующих им телесных практик, непосредственно выводящих на понятие «соматиче­ская культура». Не удивительно, что кризис «соматического сознания» в европейской культуре обострил интерес, стимулировал значительное распространение именно восточных концепций личности с их «телес­ным мышлением».

В то же время такое «вливание» восточного миросозерцания в структуры европейского менталитета обострило проблему взаимо­действия культур, актуализировало его изучение, проведение кросс-культурных исследований, которые в том числе выявили разнохарак­терность ориентации и даже просто обыденных смыслов, связываемых с телом в различных культурах; выделили в качестве одного из препят­ствий межкультурных коммуникаций значимо различное отношение к телу и телесному опыту, укоренившееся, в частности, в западной и восточной традициях [98, 118, 119, 137, 153, 156, 217, 271, 304, 307, 320, 326 и др.].

Если обратиться, к примеру, к системе дзен-буддизма, то для Запада его учение во многом выглядит как мистика. Многие доктрины этого учения основаны на религиозном опыте, а в его основе — обращение к непосредственному опыту реальности. «Он стремится пить из фонтана самой жизни, а не обращаться и прислушиваться



Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела


к некоторым "знакам" и "пометкам", оставляемым живым процессом», что характерно для западной традиции [453, с. 50].

Кроме того, сложность усвоения та­кого рода системы Западом связана еще и с тем, что это — не просто доктри­на, последовательная система взглядов, которая может быть изучена и приня­та, а это — определенный способ жизни. Это — не столько теория, сколько способ достижения «просветления» и самореали­зации. «Стремление достичь внутренней целостности, единства и гармонии, вну­тренней свободы заменяет здесь харак­терные для западного человека цели до­стижения превосходства, статуса, славы, материальных приобретений и амбициоз­ности» [451, с. 105].

Идеи о необходимости «одухотворе­ния» плоти, ее равновеликости в процессе совершенствования личности с другими, «внутренними» факторами и более того — совпадения этого «внутреннего» и «внеш­него», достижения состояния, где «мысль и действие совпадают», очевидным обра­зом противостоят ориентации на разделе­ние тела и духа, пониманию совершен­ствования личности лишь как совершен­ствования духа при максимальном «уходе» от низменной, недостойной плоти.

«Танец закончен». Фарфор фирмы «Lladro»

Однако было бы несправедливо, как это нередко делается, отождествить пер­вый подход с восточной мыслью, а вто­рой — с западной. Частично об этом уже было сказано, но хотелось бы еще раз ак­центировать на этом внимание — расхожие мифы пока господствуют. Примерами неправомерности такого отождествления могут служить как некоторые западно-европейские концепции (например, экзистенциа­лизм, феноменология), в которых идеи совпадения, непротивопоста­вленности субъекта и объекта чрезвычайно близки соответствующим во­сточным идеям; где утверждается и аргументируется первичность телес­ного опыта и его значимость для понимания социальной жизни, куль-


4. Тело и духовность: идея возвышения телесности 93

турного пространства, сущности самого человека (Сартр, Мерло-Понти, Илесснер), так и подходы, развитые в русской философской мысли.

Известно, что в России традиционным, широко распространен­ным было весьма негативное отношение к проблемам телесного бытия человека, к «обнародованию» вопросов из этой сферы. Характеризуя, например, литературную критику XIX века, В. П. Шестаков отмечает, что она с необычайной и труднообъяснимой резкостью ополчалась против малейшего элемента чувствительности в романах и поэзии, объявляя такую литературу «непристойной», «циничной», «мерзкой», «порнографичной» [227, с. 5].

В то же время свое место в истории отечественной мысли за­няла и идея возвышения телесности. В сочинениях В. Л. Соловьева, Л. Карсавина, Б. Вышеславцева, 3. Гиппиус эта проблема затрагива­ется в связи с различными аспектами антропологии. Единая линия, просматриваемая здесь, — это линия отрицания аскетизма и утвер­ждения индивидуальности как телеснодуховности, линия возвышения и просветления чувственной телесности как существенного условия полноценного бытия человека.

Эмпирическое, телесное, например, у П. А. Флоренского, как мы видели — это не «недостойная», «падшая» субстанция, от которой можно «отмахнуться», уйти в своем духовном восхождении, а, напротив, предмет, достойный духовного воздействия. «Свобода Я — в живом творчестве своего эмпирического содержания» [255, т. 2, с. 217]. Уход, движение от телесного к духовному самому по себе это, по оценке П. А. Флоренского, языческое по своей сути явление, а не феномен бытия культуры. Истинная духовность не может быть изолированной, она предполагает одухотворение, духовное постижение всего сущего, включая телесное бытие человека: это и будет истинное «восхождение», «кенозис» в отличие от псевдодуховного «ухода» [253].

Более того, если и признавать телесное, эмпирическое, материаль­ное «падшим бытием», как это представлено в теории С. Н. Булгакова, то именно оно и должно, быть может, быть предметом внимания и за­боты в первую очередь (ср.: концепция Шри Ауробиндо!). Молитва (т.е. по сути, в переводе на светский язык, забота. — И. Б.), — пишет Булгаков, — прежде всего, не об идеальном, а именно о грешном и падшем мире, и она обнимает собою все неотъемлемые измерения его жизни, все узловые вехи существования человека [37]. Подобно со-фиологии П.А.Флоренского, идеи Булгакова направляют дух человека на «правду и красоту самого вещества».

Ставшее уже банальным опровержение пророчества Р. Киплинга, утверждавшего, что Восток и Запад никогда не сойдутся, по крайней мере применительно к сфере соматических подходов, действительно


94 Глава 2. Тело в образе мира, мир в образе тела

выглядит вполне весомо. Как ни восхититься, к примеру, удивитель­ным совпадением взглядов Шри Ауробиндо и других восточных мы­слителей, с рассуждением истинно русского философа В. Соловьева в «Жизненной драме Платона»: «Платонов эрос... не совершил своего назначения, не соединил неба с землею и преисподнею, не построил между ними никакого действительного моста и равнодушно упорхнул с пустыми руками в мир идеальных умозрений. А философ остался на земле — тоже с пустыми руками — на пустой земле, где правда не живет» [234, т. 2, с. 620].

Наконец, в заключение данного обзора отметим, что идеи гар­монизации телесного и духовного на основе возвышения телесного, природного, как это ни парадоксально, на первый взгляд, во многом созвучны рассуждениям рационалиста Гегеля, который писал следу­ющее: «Свобода человека от естественных побуждений заключается не в том, что он не имеет их и, следовательно, стремится уйти от своей природы, а в том, что он признает их в общем необходимыми и тем са­мым разумными и в соответствии с этим исполняет их по собственной воле... Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если на­рушена какая-нибудь из его функций, то приходится делать тело целью своих занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важ­ное и значительное для духа» [57, с. 64-65]. «Цель природы — умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь себя как феникс, чтобы омолодившись выйти из этого внешнего бытия в виде духа» [58, т. 3, с. 578].

Конечно, рационалиста Гегеля вряд ли можно назвать кумиром современности вообще и, тем более, радикальных сторонников цен­ностной реабилитации «человека телесного», в частности. Однако пред­ложенная им парадигма духовного означивания и возрождения телесно­сти — телесности разумного, а потому подлинно социального индивида, телесности, пропущенной сквозь «фильтры» культуры, а потому став­шей действительной ценностью — эта формула представляется вполне адекватной задаче аксиологического возрождения телесности в сего­дняшнем мире, процессу утверждения соматической культуры человека.

Идея возвышения телесности, переведенная на эмпирический язык повседневной реальности — это идея тяжелого, уже по крайней мере своей повседневностью и необходимым постоянством, труда личности, ориентированной на рост «над собой», на самореализацию через осу­ществление всего своего потенциала — «внутреннего» и «внешнего». «...Телесность, достойная любви, т.е. прекрасная и бессмертная, не ра­стет сама собою из земли и не падает головою с неба, а добывается подвигом духовно-физическим и богочеловеческим» [234, т. 2, с. 619].


Глава 3


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.