Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-25 | 447 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Человеческая телесность, как это видно уже из общей характеристики проблемной ситуации, связанной с ее гуманитарным изучением, не является традиционным и общепризнанным объектом социокультурного анализа. Вполне очевидным фактом является отсутствие в отечественной культурологии сколько-нибудь значимых специальных исследований, посвященных изучению телесности как феномена культуры. Тем более, нет никаких оснований говорить о существовании такого научного направления, которое можно было бы обозначить как «культурная соматология» (от греч. «soma» — тело) и проблемное поле которого включало бы различные аспекты исследования тела человека в контексте культуры.
Конечно, неверным было бы утверждение о полном исчезновении «человека телесного» из поля зрения гуманитариев. Не затрагивая здесь вопроса об исторических традициях мысли, о подходах к изучению телесности человека, сформировавшихся в рамках различных зарубежных школ и течений (тому и другому посвящены отдельные разделы данной книги), отметим, что и современное отечественное гуманитарное познание не осталось совершенно индифферентным к отдельным проблемам телесного бытия человека, хотя такого рода анализ носит фрагментарный и несистематический характер (более подробно этот вопрос рассмотрен в разд. 2, гл. 1).
В ряде работ по истории культуры, в исследованиях, посвященных анализу общей концепции культуры и ее конкретным областям (к примеру, эстетической, физической культуре), обоснованию дея-тельностно-структурного подхода к феномену культуры, затрагиваются отдельные вопросы телесного бытия человека, его физической (телесной) культуры (Е. В. Богомолова, Л. П. Буева, Л. А. Зеленое, М. С. Каган, Л. Н. Коган и др.). Однако, как правило, это лишь фрагменты, «по касательной» связанные с основной проблематикой исследований, что не может не отражаться на степени проработанности, фундированности данного вопроса.
|
1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов
По преимуществу, представленность проблемы телесности в культурологических исследованиях сводится к более или менее развернутому упоминанию физической культуры, иногда — ее выделению среди других областей культуры, что, однако, не сопровождается специальным, углубленным анализом социокультурного смысла данного феномена, его специфики, содержания, рассмотрением соотношения и взаимодействия с другими подсистемами культуры, что только и означало бы «легитимизацию» физической культуры в общекультурологическом пространстве.
Разделы, посвященные вопросам телесной, физической культуры, отсутствуют в учебниках и пособиях по истории и теории культуры; в предметных указателях к такого рода изданиям, как правило, нет терминов, отражающих ее специфику, атрибутику и т. п. Отметим также и то обстоятельство, что социокультурное осмысление телесности не стало предметом серьезного анализа даже в тех специальных областях социального познания, которые по своей предметной специфике являются «телесно ориентированными», как, например, в сфере концептуализации физической культуры, в социальной теории медицины и т. п. В то же время очевидно, что именно через такого рода наработки эта проблематика могла бы получить возможность «общекультурологического признания», обозначить себя и утвердиться как предмет исследования, существенный для социального познания в целом.
Однако возможности такого рода пока остаются по преимуществу потенциальными, нереализованными, что, обусловлено также и весьма высокой ригидностью «встречных» установок исследователей. Хотя, к примеру, «узкие» специалисты по вопросам физической культуры давно и однозначно рассматривают эту сферу как неотъемлемую часть и равноправный элемент культуры (В. К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, В. М. Выдрин, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, В. И. Столяров и др.), однако в общекультурологическом пространстве культура телесности как составная часть культуры общества и личности, т.е. как достойный и невторостепенный объект исследования, не обрела пока достаточно значимого и признанного статуса.
|
Особое место в ряду факторов, значимо влияющих и поныне на статус сферы телесного, является устоявшаяся, общепринятая — как в массовом, так и в значительной мере, в научном сознании — позиция отождествления культуры человека исключительно с его интеллектуальными, духовными атрибутами; телесные же, физические качества человека в лучшем случае рассматриваются как нейтральные по отношению к культурному срезу человеческого бытия, как некая «параллель» по отношению к истинной культуре, как природное, т. е. отличное от культуры, вне-культурное, естественно-детерминированное основание человеческого существования.
16 Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания
Отмеченная высокая степень «анти-телесности» культуры, естественно, по разному проявляет себя на уровне специализированного, теоретического мышления и в обыденных представлениях, однако, несомненна их связь между собой. Если свидетельствами этой ситуации в области специализированного знания являются, к примеру, уже упомянутые особенности структуры гуманитарных исследований, их преимущественная направленность на «бестелесного» социального субъекта, то характерные для обыденного сознания такого рода ориентации явно обнаруживают себя не только в очевидной повседневной практике, но и в результатах ряда эмпирических исследований, в том числе проведенных автором в 1989-91 гг. в различных регионах СССР (N = 2100, выборка случайная). Отнесение к проявлениям культуры человека не только его «внутренних» (интеллект, доброжелательность, уважение другого), но и внешних характеристик (имидж, подтянутость и т. п.) в среднем было отмечено лишь 20-25 % опрошенных (без значимого различия по социальным группам).
В то же время, почти 75 % ответили, что одной из частей культуры является физическая культура (которая, надо понимать, имеет свой особый, не общекультурный статус). Этот высокий показатель вербально позитивного отношения к физической культуре имеет край не низкую степень корреляции с показателями, выявляющими конкретные установки, ориентации в этой области, степень их актуализированности на поведенческом уровне (кроме указанного выше, выявлены, например, установка на не значимость физического имиджа для социального престижа личности, несопряженность вербальных оценок с практической реализацией и др.). Вероятно, значимое в процентном отношении вербальное признание статуса физической культуры является в значительной мере проявлением одной из многочисленных стереотипных ассоциаций, порождаемых этим термином, получавших на протяжении долгого времени устойчивое идеологическое подкрепление.
|
Действительно, физическая культура как атрибут развития и воспитания личности (в виде неотрефлексированной декларации идеи достижения физического совершенства) постоянно присутствовала на протяжении многих лет во множестве концептуальных и программных разработок, так или иначе ориентированных на идеал «гармонического и всестороннего развития личности». Однако регулярность тиражирования этого постулата не меняла его декларативной сути: единение это было механическим, внешним, не сопрягающим в действительности телесное и духовное в человеке ни в подлинно теоретическом, ни в практическом смысле.
Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как естественного, а не культурного феномена, как собственно физического, а не социального явления в значительной мере определили, с одной сто-
1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов
роны, несформированность социально-культурного направления в изучении человеческого тела, а с другой — вынесенность этого феномена «за скобки» культуросообразности — как в его осмыслении, так и в характере деятельно-практического отношения к человеческому телу.
Сегодняшние особенности «соматической» рефлексии и телесных практик, их более анти-, чем и/юсоматическая направленность, отражающие дихотомию телесного и духовного, разведение их по разным уровням человеческого бытия имеют глубокие исторические традиции в европейской культуре, стиле мышления, существенно отличного в этом смысле от многих восточных систем миропонимания. Хотя совершенно неправомерной, на наш взгляд, является весьма распространенная позиция отождествления западного менталитета в целом с рационалистическим «рассечением» человека на тело и разум, с ориентацией на их противопоставление (в истории европейской мысли широко были представлены и иные подходы — см. гл. 2), однако, именно дуалистический подход к человеку, действительно, был здесь приоритетным в разные эпохи, имел нередко значительный «перевес» над холистической методологией, ориентирующей на исследование человека как целостности.
|
Приоритеты такого рода имели свои онтологические и гносеологические основания. В частности, существенным фактором для их подкрепления была европейская философская традиция гипертрофирования роли и значимости познавательной активности субъекта, а нередко и просто отождествления субъекта деятельности всецело с субъектом гносеологическим. В такой системе координат «человек—разум» и «человек—тело» были не просто разделены между собой, но изначально противопоставлены подобно господину и плебею.
Безусловно, указанные факторы нельзя абсолютизировать. К примеру, принципы сенсуализма, вполне вписывающиеся в традицию гносеологизаторства, в то же время, по понятным основаниям, предполагают значимо ценностное отношение к человеческой телесности как источнику ощущений, как самой основе всего познавательного процесса. Следует отметить также и то, что в истории европейской мысли складывались и развивались такие философские системы, в которых проблема взаимодействия тела и духа рассматривалась на иных, иногда прямо противоположных традиционному рационализму основаниях. Достаточно вспомнить, например, о философии гедонизма, о ницшеанском гимне человеческому телу или о концепции единства телесного опыта и эго-структур 3. Фрейда.
Однако небезынтересен тот факт, что именно такого рода концепции и имена порождают обычно в массовом сознании ассоциации с чем-то одиозным, часто — безнравственным, вызывающим и т. п. Не в этом ли одна из причин того довольно распространенного мнения,
Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания
что если телесное в человеке и становилось предметом специального внимания (помимо естественно-научного изучения — достойного и общепризнанного), если и подвергалось сколько-нибудь значимому обсуждению, то, прежде всего, это было «делом рук» мыслителей-отступников, которые эпатировали своими взглядами представителей «нормальной» системы миросозерцания.
|
Однако даже принимая во внимание множество исключений, которые и в данном случае лишь подтверждают правило, следует отметить, что приоритет дихотомического подхода, «заживо расчленяющего человека» (М. Монтень) на бестелесную духовность и бездуховную телесность, оказался одним из тех базальтовых оснований, которые определили развитие «соматического сознания» '* вплоть до настоящего времени. Гиперрационалистическая ориентация «стала доминантной во многих обществах и культурах, господствуя уже более двух тысяч лет и формируя пренебрежительное отношение ко всему, что связано с телом» [453, с. 6].
Возвышение Разума как посредника между человеком и Абсолютом (Богом, Идеей...) и, соответственно, приземление всего материального, телесного, плотского стало той парадигмой, которая не только на протяжении долгого времени определяла характер теоретического осмысления феномена человеческого тела, но и дала «пышный цвет» в массовом сознании. Однако в отличие от рефлектирующего рассудка, все более обращающегося к проблеме объяснения сложившегося статус-кво в этой области, обыденное сознание продолжает воспроизводить эту дихотомию, возможно, подобно господину Журдену, и не подозревая об этом, не говоря уже об обращении к ее истокам и основаниям.
В то же время, забегая вперед, следует отметить, что сложившееся и «узаконенное» негативное либо же скептическое отношение к проблеме телесного в гуманитарном познании, как и презрительно-недеятельное отношение к реальному телу в практическом смысле все более становится предметом критики, сомнения и отвержения. К примеру, распространение и укрепление антирационалистических ориентации в западном сознании не могло, естественно, не затронуть и основания одной из цитаделей рационализма — дихотомического подхода к человеку. Значительное усиление влияния таких школ и направлений, где «человек телесный» занимает, по крайней мере, не последнее место как объект анализа и осмысления — феноменологии, неофрейдизма,
'^ Этим весьма условным понятием объединены различные формы и уровни восприятия, осмысления телесности человека (образы, представления, идеи, теории), а также различные типы ценностных ориентации, установок в отношении тела, телесных практик (идеалы, нормативы, представления о допустимом и недопустимом в этой области). Осознавая не строгость данного термина, но с учетом сделанной оговорки, мы в дальнейшем для упрощения откажемся от его закавычивания.
1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов
«философии жизни», философской антропологии, вкупе с укреплением гуманистически ориентированной психологии — все это, безусловно, способствовало повышению «рейтинга» вопросов телесности на аксиологической шкале человековедения, с одной стороны, и в контексте реального бытия человека, с другой.
Однако проявление этой тенденции, к причинам и конкретным формам манифестации которой мы обратимся несколько позже (см. гл. 5), не отменяет предшествующей общей характеристики особенностей современного соматического (а более, вероятно, антисоматического) сознания, его устоев, традиций, стереотипов. И связано это не только с глубиной проникновения и степенью укоренения такого рода ориентации, но и с тем обстоятельством, что продуцированы они были не только развитием и укреплением рационализма, приданием особой значимости, гипертрофированием интеллектуальной деятельности человека: это было существенным, но не единственным фактором становления и модификации соматических представлений, оценок, практик — а потому и «расшатывание» рационалистических устоев еще не ведет автоматически к тотальной модернизации соматического сознания, хотя и не является индифферентным обстоятельством для этого процесса.
Образ «человека телесного» складывался в разные времена как элемент более общих представлений прежде всего о человеке как таковом — о его сущности, об идеалах развития и совершенствования, о достоинствах и пороках; как фрагмент тех или иных мировоззренческих систем, определявших место человека в системе мироздания, в природе, социуме, культуре. В то же время образ и трактовки телесности аккумулировали в себе, отражали характер и значительно более общих представлений, идей, концепций, нередко весьма удаленных, на первый взгляд, от сферы изучения телесного бытия человека. И многие из этих концепций, в лоне которых формировалось соматическое сознание, явно или имплицитно подкрепляли именно негативные, пренебрежительно-скептические установки в отношении человеческой телесности, «работали» на обоснование второсортности и второстепенности самой этой сферы бытия.
К примеру, такого рода факторами были восприятие и осмысление человеком пространства и времени. Как взаимообусловленные реальности и категории, они выступали на протяжении веков существенным фактором мировоззренческого самоопределения личности, в том числе и включенного в его структуру образа «физического Я». Пространственная определенность тела послужила в конечном счете основой для представлений об умопостигаемой замкнутости духовной субстанции. В свою очередь, доступность души лишь умопостижению в отличие от непосредственной данности тела существенно отличала (возвышала)
Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания
«внутреннее», духовное, т.е. закрытое и неочевидное начало в сравнении с «простотой» и очевидностью начала телесного.
Последнее существенно уступало душе и в другом отношении, будучи соотнесенным с пространственными характеристиками в отличие от временных оснований духовной субстанции: ведь время всегда казалось человеку, в частности, европейскому, гораздо более загадочным, чем пространство. Свидетельства об этом оставили разные эпохи, начиная уже с древнейших пластов мифологии [54, 73]. Вечность души, сопряженная с вечностью времени, явно давала ей приоритет в сравнении с ограниченным лишь пространственной данностью и краткосрочностью существования телом. Более того, именно отягощенность телом лишает человека мечты о вечном, а потому избавление от него — возможность приблизиться к этой мечте: «Стану бестелесным — смерти недоступным...», — как писал Поэт.
Обстоятельством, небезразличным для понимания стереотипов восприятия и оценки сферы телесного, являлось и устойчиво дифференцированное отношение человека, с одной стороны, к явлениям, предметам, характеристикам, которые естественным образом ему даны (заданы), неподвластны ему по своей сути, и с другой, к тем, которые носят характер «рукотворных», которые созданы, изменены, усовершенствованы самим же человеком [116, 422]. Тело как феномен естественно-данный, принципиально, сущностно неизменяемый, развитие которого отождествлялось, как правило, лишь с изменением количественных характеристик, традиционно относился к первой группе явлений, т.е. по сути ко «второсортному» ряду.
Действительно, на первый взгляд, можно ли сопоставлять, сравнивать как однопорядковые динамичность и сложность духовного развития, его целеориентированность, возможность проявления получаемых (в том числе, и промежуточных) результатов в самых разных ипостасях — и обыденно-естественный процесс физического развития homo naturalis, не требующий, что вполне «очевидно», какого-либо направляющего влияния (законы природы срабатывают автоматически), а значит серьезного осмысления? Сопоставимы ли: с одной стороны, порождение, возникновение нового (даже если и в масштабе отдельного человека), того, что благодаря самому человеку и появляется — идей, знаний, нравственных нормативов и т.д., а с другой (физической, телесной) стороны — изначально данное тело, которое и в конце — тоже тело, хотя и отличающееся (часто не в лучшую сторону) от перводан-ного... «Прогресс человека — прогресс содержания мысли, а не тела; тело дальше идти не может», — писал А. И. Герцен [64, т. 1, с. 318].
Наконец, не могло не влиять на отношение к телесному началу в человеке и то, что, в отличие от разума, духа, души, которые возникают, порождаются лишь у общественного существа, лишь у человека,
1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов
лишь в особой части мироздания, тело (туловище, корпус, плоть) — это то, чем обладает всякая живая тварь, а в смысле вещественности — и неживая. А потому тело само по себе — ничто с точки зрения достоинств человека, это презренная, а потому и «по определению» презираемая субстанция.
Идея несопоставимости двух начал, подкреплявшаяся многочисленными теоретическими аргументами, к которым мы обратимся в гл. 2, доминированием такого рода постулатов в христианской идеологии (хотя она никак не может однозначно трактоваться в этом вопросе — см., например, [76, 121, 122, 200]), неизбежно должна была перерасти в утверждение противопоставленности сферы телесного всему лучшему, возвышенному, духовному в человеке. Вполне логичным в таком контексте выглядит еще один стереотип «антителесного» характера, наиболее законченную форму обретший в аскетической концепции «умерщвления плоти», но весьма распространенный в менее ригорической форме и в сознании далеких от этой идеологии людей: подавление всего плотского, естественного, природного — залог и необходимое условие духовного развития человека. Соответственно, обретает «законную силу» и обратный постулат: физическое развитие, здоровье и крепкое тело — атрибуты, внушающие сомнение относительно внутреннего мира субъекта, возможности полноценного личностного становления индивида.
Классическое дихотомическое «или—или» — одно из самых существенных оснований современного «анти-соматизма» (как и особенностей акцентировки, характерной для развития представлений о телесности и формирования отношения к ней на предыдущих этапах)2). Бинарность, контрастирование в восприятии окружающего мира, его расчленение на семантические оппозиции, уходящие корнями в архаическую мифологию [166, с. 230-231], «просвечивают» в сегодняшнем соматическом сознании, проецируются на ориентации, актуализируемые и сегодняшней практикой.
Один из значимых разворотов этой проекции связан с проблемой здоровья, здорового тела, которое в контексте исходного «или—или» неизбежно должно рассматриваться как помеха, а не условие полноценного развития, внутренне богатого существования человека. Такое противопоставление, действительно нередко себя проявляет в самых
2* Дуалистическое разведение духа и тела, души и внешних форм бытия человека проявляло себя в самых разных отношениях. Естественность такого разделения принималось за отправную точку не только во множестве теоретических исследований, но и во все времена бытовала в обыденном сознании. Так, к примеру, современники вспоминают, как Д. Философов, в ответ на признание известной поэтессы того времени в любви к нему, отвечал: «Я мог бы полюбить Вашу душу, но мне отвратительна Ваша плоть — и свести воедино это невозможно».
22 Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания
разных отношениях: от обыденно-примитивных аксиом «житейской мудрости» (вроде «сила есть — ума не надо») до изысканного аристотелевского «слабые телом способны умом»; от используемого А. И. Герценом для характеристики В. Г. Белинского приема противопоставления: в его «хилом теле обитала мощная гладиаторская натура» [63, ч. 4-5, с. 22] и до любопытного рассуждения известной певицы Л. Мкртчян в интервью «Комсомольской правде» (18.09.92 г.): «Заболела — и слава Богу. А то убила бы в себе Божий дар — любуясь им от большого здоровья».
Идея противопоставленности здорового тела здоровой духовности (очевидно противостоящая столь же каноническому, но явно утратившему со времен античности свои позиции «mens sana in corpore sano»), сопряжена еще с одной линией в развитии соматического сознания, коренящейся в глубинах Ветхого завета — идеей тела как святыни, но святыни страдающей, угнетаемой. «Ветхозаветное восприятие человека нисколько не менее телесно, чем греческое, но только для него тело — не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а уязвленные "потаенности недр" это тело не созерцаемо извне, но восчувствовано изнутри» [2, с. 160].
Даже этот незначительный по объему (но не по серьезности исторически сложившихся оснований) набор аргументов, не только в некоторой степени объясняет, но и, на первый взгляд, оправдывает status-quo, характеризующее современные соматические представления и практики, подходы и установки в отношении телесности. Существование многочисленных стереотипов в той области, автоматически срабатывающих нередко вопреки не только просвещенному, но и просто здравому разуму, делает небезынтересным предметом исследования характер действия механизмов социального мифотворчества [75] в этой области, включая значительное смещение ориентации в рамках соматического сознания и поведения на постоянно воспроизводимые стереотипно-смысловые, идеологически подкрепляемые стандарты.
С другой стороны, сама по себе «отелесненность» человека, неизбежность его телесного существования в социальном пространстве не могла не стать де-факто значимым (независимо от характера его осмысления) обстоятельством как для рефлексирующего разума, так и для практической (целенаправленной или спонтанной) деятельности homo somatikos. Более того, необходимо отметить, что уход от сложившихся негативно-скептических традиций отношения к телесности все более явно себя обозначает в последний период. Оставляя более детальное рассмотрение этого вопроса на последующие этапы данного исследования, выделим все же некоторые факторы, способствующие расшатыванию стереотипного игнорирования вопросов телесного бы- тия человека. Прежде всего, они связаны со все большим стремлением
2. Основные направления и подходы к изучению телесности 23
к самоосознанию человеком себя в современном мире, со стремлением к пониманию самих основ своего существования в весьма зыбком, неустойчивом и уже одним этим — дискомфортном пространстве бытия. «Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, стремительное изменение окружающей обстановки находят отражение в массово-психологических процессах» [76, с. 505], которые в свою очередь становятся предметом философской рефлексии, социального анализа.
Представляется важным то обстоятельство, что акцентирование со-матологической проблематики порождено в значительной мере не позитивно, а негативно окрашенными процессами, связанными с социальным контекстом бытия телесности человека: усилением социального «давления» на нее, подверженностью многочисленным техно- и науко-генным воздействиям, ведущим к потенциальным и актуальным модификациям, искажениям, отклонениям от естественно-заданной нормы и т. п. Подобно тому, как отдельный субъект «замечает» и осознает свое тело, как правило, лишь с момента его «поломки» или, по крайней мере, некоторого сбоя в работе, так и социально значимое осознание невторостепенности фактора телесности, обострение интереса к нему в интерсубъективном (в частности, научном) пространстве в большей мере продуцировано разного характера сигналами о неблагополучии, чем эйфорией бытия homo somatikos.
Таким образом, с одной стороны, существование некоторых значимых стереотипов восприятия телесности и отношения к ней, а с другой — усиление объективных тенденций к разрушению определенной их части, к осознанию их неадекватности истинно человеческому характеру существования определяет тот фон, на котором в какой-то степени уже поставлены и намечены подходы к решению, но в большей мере — лишь потенциально обозначены задачи, связанные с осмыслением телесности в социокультурном контексте. Некоторые характеристики этой проделанной уже гуманитарной наукой работы и станут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!