Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Homo somatikos» в теистах стереотипов

2017-06-25 447
Homo somatikos» в теистах стереотипов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Человеческая телесность, как это видно уже из общей характери­стики проблемной ситуации, связанной с ее гуманитарным изучени­ем, не является традиционным и общепризнанным объектом социо­культурного анализа. Вполне очевидным фактом является отсутствие в отечественной культурологии сколько-нибудь значимых специальных исследований, посвященных изучению телесности как феномена куль­туры. Тем более, нет никаких оснований говорить о существовании такого научного направления, которое можно было бы обозначить как «культурная соматология» (от греч. «soma» — тело) и проблемное поле которого включало бы различные аспекты исследования тела человека в контексте культуры.

Конечно, неверным было бы утверждение о полном исчезновении «человека телесного» из поля зрения гуманитариев. Не затрагивая здесь вопроса об исторических традициях мысли, о подходах к изучению телесности человека, сформировавшихся в рамках различных зарубеж­ных школ и течений (тому и другому посвящены отдельные разделы данной книги), отметим, что и современное отечественное гуманитар­ное познание не осталось совершенно индифферентным к отдельным проблемам телесного бытия человека, хотя такого рода анализ носит фрагментарный и несистематический характер (более подробно этот вопрос рассмотрен в разд. 2, гл. 1).

В ряде работ по истории культуры, в исследованиях, посвящен­ных анализу общей концепции культуры и ее конкретным областям (к примеру, эстетической, физической культуре), обоснованию дея-тельностно-структурного подхода к феномену культуры, затрагиваются отдельные вопросы телесного бытия человека, его физической (телес­ной) культуры (Е. В. Богомолова, Л. П. Буева, Л. А. Зеленое, М. С. Ка­ган, Л. Н. Коган и др.). Однако, как правило, это лишь фрагменты, «по касательной» связанные с основной проблематикой исследований, что не может не отражаться на степени проработанности, фундированности данного вопроса.


1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов



По преимуществу, представленность проблемы телесности в куль­турологических исследованиях сводится к более или менее развернутому упоминанию физической культуры, иногда — ее выделению среди дру­гих областей культуры, что, однако, не сопровождается специальным, углубленным анализом социокультурного смысла данного феномена, его специфики, содержания, рассмотрением соотношения и взаимо­действия с другими подсистемами культуры, что только и означало бы «легитимизацию» физической культуры в общекультурологическом пространстве.

Разделы, посвященные вопросам телесной, физической культуры, отсутствуют в учебниках и пособиях по истории и теории культуры; в предметных указателях к такого рода изданиям, как правило, нет терминов, отражающих ее специфику, атрибутику и т. п. Отметим так­же и то обстоятельство, что социокультурное осмысление телесности не стало предметом серьезного анализа даже в тех специальных обла­стях социального познания, которые по своей предметной специфике являются «телесно ориентированными», как, например, в сфере кон­цептуализации физической культуры, в социальной теории медицины и т. п. В то же время очевидно, что именно через такого рода наработки эта проблематика могла бы получить возможность «общекультуроло­гического признания», обозначить себя и утвердиться как предмет исследования, существенный для социального познания в целом.

Однако возможности такого рода пока остаются по преимуществу потенциальными, нереализованными, что, обусловлено также и весьма высокой ригидностью «встречных» установок исследователей. Хотя, к примеру, «узкие» специалисты по вопросам физической культуры давно и однозначно рассматривают эту сферу как неотъемлемую часть и равноправный элемент культуры (В. К. Бальсевич, Н. Н. Визитей, В. М. Выдрин, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, В. И. Столяров и др.), однако в общекультурологическом пространстве культура телесности как составная часть культуры общества и личности, т.е. как достойный и невторостепенный объект исследования, не обрела пока достаточно значимого и признанного статуса.

Особое место в ряду факторов, значимо влияющих и поныне на статус сферы телесного, является устоявшаяся, общепринятая — как в массовом, так и в значительной мере, в научном сознании — позиция отождествления культуры человека исключительно с его ин­теллектуальными, духовными атрибутами; телесные же, физические качества человека в лучшем случае рассматриваются как нейтральные по отношению к культурному срезу человеческого бытия, как некая «параллель» по отношению к истинной культуре, как природное, т. е. от­личное от культуры, вне-культурное, естественно-детерминированное основание человеческого существования.


16 Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания

Отмеченная высокая степень «анти-телесности» культуры, есте­ственно, по разному проявляет себя на уровне специализированного, теоретического мышления и в обыденных представлениях, однако, несомненна их связь между собой. Если свидетельствами этой ситу­ации в области специализированного знания являются, к примеру, уже упомянутые особенности структуры гуманитарных исследований, их преимущественная направленность на «бестелесного» социального субъекта, то характерные для обыденного сознания такого рода ориен­тации явно обнаруживают себя не только в очевидной повседневной практике, но и в результатах ряда эмпирических исследований, в том числе проведенных автором в 1989-91 гг. в различных регионах СССР (N = 2100, выборка случайная). Отнесение к проявлениям культуры человека не только его «внутренних» (интеллект, доброжелательность, уважение другого), но и внешних характеристик (имидж, подтянутость и т. п.) в среднем было отмечено лишь 20-25 % опрошенных (без зна­чимого различия по социальным группам).

В то же время, почти 75 % ответили, что одной из частей культуры является физическая культура (которая, надо понимать, имеет свой осо­бый, не общекультурный статус). Этот высокий показатель вербально позитивного отношения к физической культуре имеет край не низкую степень корреляции с показателями, выявляющими конкретные уста­новки, ориентации в этой области, степень их актуализированности на поведенческом уровне (кроме указанного выше, выявлены, напри­мер, установка на не значимость физического имиджа для социального престижа личности, несопряженность вербальных оценок с практичес­кой реализацией и др.). Вероятно, значимое в процентном отношении вербальное признание статуса физической культуры является в зна­чительной мере проявлением одной из многочисленных стереотипных ассоциаций, порождаемых этим термином, получавших на протяжении долгого времени устойчивое идеологическое подкрепление.

Действительно, физическая культура как атрибут развития и воспи­тания личности (в виде неотрефлексированной декларации идеи дости­жения физического совершенства) постоянно присутствовала на про­тяжении многих лет во множестве концептуальных и программных разработок, так или иначе ориентированных на идеал «гармонического и всестороннего развития личности». Однако регулярность тиражиро­вания этого постулата не меняла его декларативной сути: единение это было механическим, внешним, не сопрягающим в действитель­ности телесное и духовное в человеке ни в подлинно теоретическом, ни в практическом смысле.

Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как естественного, а не культурного феномена, как собственно физического, а не социального явления в значительной мере определили, с одной сто-


1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов



роны, несформированность социально-культурного направления в изу­чении человеческого тела, а с другой — вынесенность этого феномена «за скобки» культуросообразности — как в его осмыслении, так и в ха­рактере деятельно-практического отношения к человеческому телу.

Сегодняшние особенности «соматической» рефлексии и телесных практик, их более анти-, чем и/юсоматическая направленность, отра­жающие дихотомию телесного и духовного, разведение их по разным уровням человеческого бытия имеют глубокие исторические тради­ции в европейской культуре, стиле мышления, существенно отличного в этом смысле от многих восточных систем миропонимания. Хотя совершенно неправомерной, на наш взгляд, является весьма распро­страненная позиция отождествления западного менталитета в целом с рационалистическим «рассечением» человека на тело и разум, с ори­ентацией на их противопоставление (в истории европейской мысли широко были представлены и иные подходы — см. гл. 2), однако, именно дуалистический подход к человеку, действительно, был здесь приоритетным в разные эпохи, имел нередко значительный «перевес» над холистической методологией, ориентирующей на исследование че­ловека как целостности.

Приоритеты такого рода имели свои онтологические и гносео­логические основания. В частности, существенным фактором для их подкрепления была европейская философская традиция гипертрофи­рования роли и значимости познавательной активности субъекта, а не­редко и просто отождествления субъекта деятельности всецело с субъ­ектом гносеологическим. В такой системе координат «человек—разум» и «человек—тело» были не просто разделены между собой, но изна­чально противопоставлены подобно господину и плебею.

Безусловно, указанные факторы нельзя абсолютизировать. К при­меру, принципы сенсуализма, вполне вписывающиеся в традицию гносеологизаторства, в то же время, по понятным основаниям, пред­полагают значимо ценностное отношение к человеческой телесности как источнику ощущений, как самой основе всего познавательного процесса. Следует отметить также и то, что в истории европейской мысли складывались и развивались такие философские системы, в ко­торых проблема взаимодействия тела и духа рассматривалась на иных, иногда прямо противоположных традиционному рационализму осно­ваниях. Достаточно вспомнить, например, о философии гедонизма, о ницшеанском гимне человеческому телу или о концепции единства телесного опыта и эго-структур 3. Фрейда.

Однако небезынтересен тот факт, что именно такого рода кон­цепции и имена порождают обычно в массовом сознании ассоциации с чем-то одиозным, часто — безнравственным, вызывающим и т. п. Не в этом ли одна из причин того довольно распространенного мнения,



Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания


что если телесное в человеке и становилось предметом специально­го внимания (помимо естественно-научного изучения — достойного и общепризнанного), если и подвергалось сколько-нибудь значимому обсуждению, то, прежде всего, это было «делом рук» мыслителей-отступников, которые эпатировали своими взглядами представителей «нормальной» системы миросозерцания.

Однако даже принимая во внимание множество исключений, ко­торые и в данном случае лишь подтверждают правило, следует отме­тить, что приоритет дихотомического подхода, «заживо расчленяющего человека» (М. Монтень) на бестелесную духовность и бездуховную телесность, оказался одним из тех базальтовых оснований, которые определили развитие «соматического сознания» '* вплоть до настояще­го времени. Гиперрационалистическая ориентация «стала доминантной во многих обществах и культурах, господствуя уже более двух тысяч лет и формируя пренебрежительное отношение ко всему, что связано с телом» [453, с. 6].

Возвышение Разума как посредника между человеком и Абсолютом (Богом, Идеей...) и, соответственно, приземление всего материально­го, телесного, плотского стало той парадигмой, которая не только на протяжении долгого времени определяла характер теоретического осмысления феномена человеческого тела, но и дала «пышный цвет» в массовом сознании. Однако в отличие от рефлектирующего рассудка, все более обращающегося к проблеме объяснения сложившегося статус-кво в этой области, обыденное сознание продолжает воспроизводить эту дихотомию, возможно, подобно господину Журдену, и не подозревая об этом, не говоря уже об обращении к ее истокам и основаниям.

В то же время, забегая вперед, следует отметить, что сложившееся и «узаконенное» негативное либо же скептическое отношение к про­блеме телесного в гуманитарном познании, как и презрительно-недея­тельное отношение к реальному телу в практическом смысле все более становится предметом критики, сомнения и отвержения. К примеру, распространение и укрепление антирационалистических ориентации в западном сознании не могло, естественно, не затронуть и основания одной из цитаделей рационализма — дихотомического подхода к чело­веку. Значительное усиление влияния таких школ и направлений, где «человек телесный» занимает, по крайней мере, не последнее место как объект анализа и осмысления — феноменологии, неофрейдизма,

'^ Этим весьма условным понятием объединены различные формы и уровни воспри­ятия, осмысления телесности человека (образы, представления, идеи, теории), а также различные типы ценностных ориентации, установок в отношении тела, телесных практик (идеалы, нормативы, представления о допустимом и недопустимом в этой области). Осо­знавая не строгость данного термина, но с учетом сделанной оговорки, мы в дальнейшем для упрощения откажемся от его закавычивания.


1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов



«философии жизни», философской антропологии, вкупе с укреплением гуманистически ориентированной психологии — все это, безусловно, способствовало повышению «рейтинга» вопросов телесности на аксио­логической шкале человековедения, с одной стороны, и в контексте реального бытия человека, с другой.

Однако проявление этой тенденции, к причинам и конкрет­ным формам манифестации которой мы обратимся несколько поз­же (см. гл. 5), не отменяет предшествующей общей характеристики особенностей современного соматического (а более, вероятно, анти­соматического) сознания, его устоев, традиций, стереотипов. И связа­но это не только с глубиной проникновения и степенью укоренения такого рода ориентации, но и с тем обстоятельством, что продуци­рованы они были не только развитием и укреплением рационализма, приданием особой значимости, гипертрофированием интеллектуальной деятельности человека: это было существенным, но не единственным фактором становления и модификации соматических представлений, оценок, практик — а потому и «расшатывание» рационалистических устоев еще не ведет автоматически к тотальной модернизации соматиче­ского сознания, хотя и не является индифферентным обстоятельством для этого процесса.

Образ «человека телесного» складывался в разные времена как эле­мент более общих представлений прежде всего о человеке как таковом — о его сущности, об идеалах развития и совершенствования, о досто­инствах и пороках; как фрагмент тех или иных мировоззренческих систем, определявших место человека в системе мироздания, в при­роде, социуме, культуре. В то же время образ и трактовки телесности аккумулировали в себе, отражали характер и значительно более общих представлений, идей, концепций, нередко весьма удаленных, на первый взгляд, от сферы изучения телесного бытия человека. И многие из этих концепций, в лоне которых формировалось соматическое сознание, явно или имплицитно подкрепляли именно негативные, пренебрежи­тельно-скептические установки в отношении человеческой телесности, «работали» на обоснование второсортности и второстепенности самой этой сферы бытия.

К примеру, такого рода факторами были восприятие и осмысление человеком пространства и времени. Как взаимообусловленные реаль­ности и категории, они выступали на протяжении веков существенным фактором мировоззренческого самоопределения личности, в том числе и включенного в его структуру образа «физического Я». Простран­ственная определенность тела послужила в конечном счете основой для представлений об умопостигаемой замкнутости духовной субстанции. В свою очередь, доступность души лишь умопостижению в отличие от непосредственной данности тела существенно отличала (возвышала)



Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания


«внутреннее», духовное, т.е. закрытое и неочевидное начало в сравне­нии с «простотой» и очевидностью начала телесного.

Последнее существенно уступало душе и в другом отношении, бу­дучи соотнесенным с пространственными характеристиками в отличие от временных оснований духовной субстанции: ведь время всегда ка­залось человеку, в частности, европейскому, гораздо более загадочным, чем пространство. Свидетельства об этом оставили разные эпохи, на­чиная уже с древнейших пластов мифологии [54, 73]. Вечность души, сопряженная с вечностью времени, явно давала ей приоритет в срав­нении с ограниченным лишь пространственной данностью и кратко­срочностью существования телом. Более того, именно отягощенность телом лишает человека мечты о вечном, а потому избавление от него — возможность приблизиться к этой мечте: «Стану бестелесным — смерти недоступным...», — как писал Поэт.

Обстоятельством, небезразличным для понимания стереотипов восприятия и оценки сферы телесного, являлось и устойчиво диф­ференцированное отношение человека, с одной стороны, к явлениям, предметам, характеристикам, которые естественным образом ему да­ны (заданы), неподвластны ему по своей сути, и с другой, к тем, которые носят характер «рукотворных», которые созданы, изменены, усовершенствованы самим же человеком [116, 422]. Тело как фено­мен естественно-данный, принципиально, сущностно неизменяемый, развитие которого отождествлялось, как правило, лишь с изменени­ем количественных характеристик, традиционно относился к первой группе явлений, т.е. по сути ко «второсортному» ряду.

Действительно, на первый взгляд, можно ли сопоставлять, сравни­вать как однопорядковые динамичность и сложность духовного разви­тия, его целеориентированность, возможность проявления получаемых (в том числе, и промежуточных) результатов в самых разных ипо­стасях — и обыденно-естественный процесс физического развития homo naturalis, не требующий, что вполне «очевидно», какого-либо на­правляющего влияния (законы природы срабатывают автоматически), а значит серьезного осмысления? Сопоставимы ли: с одной стороны, порождение, возникновение нового (даже если и в масштабе отдельного человека), того, что благодаря самому человеку и появляется — идей, знаний, нравственных нормативов и т.д., а с другой (физической, те­лесной) стороны — изначально данное тело, которое и в конце — тоже тело, хотя и отличающееся (часто не в лучшую сторону) от перводан-ного... «Прогресс человека — прогресс содержания мысли, а не тела; тело дальше идти не может», — писал А. И. Герцен [64, т. 1, с. 318].

Наконец, не могло не влиять на отношение к телесному началу в человеке и то, что, в отличие от разума, духа, души, которые возни­кают, порождаются лишь у общественного существа, лишь у человека,


1. «Homo somatikos» в тенетах стереотипов



лишь в особой части мироздания, тело (туловище, корпус, плоть) — это то, чем обладает всякая живая тварь, а в смысле вещественности — и неживая. А потому тело само по себе — ничто с точки зрения достоинств человека, это презренная, а потому и «по определению» презираемая субстанция.

Идея несопоставимости двух начал, подкреплявшаяся многочи­сленными теоретическими аргументами, к которым мы обратимся в гл. 2, доминированием такого рода постулатов в христианской идео­логии (хотя она никак не может однозначно трактоваться в этом вопросе — см., например, [76, 121, 122, 200]), неизбежно должна бы­ла перерасти в утверждение противопоставленности сферы телесного всему лучшему, возвышенному, духовному в человеке. Вполне логич­ным в таком контексте выглядит еще один стереотип «антителесного» характера, наиболее законченную форму обретший в аскетической кон­цепции «умерщвления плоти», но весьма распространенный в менее ригорической форме и в сознании далеких от этой идеологии лю­дей: подавление всего плотского, естественного, природного — залог и необходимое условие духовного развития человека. Соответственно, обретает «законную силу» и обратный постулат: физическое развитие, здоровье и крепкое тело — атрибуты, внушающие сомнение относитель­но внутреннего мира субъекта, возможности полноценного личностного становления индивида.

Классическое дихотомическое «или—или» — одно из самых су­щественных оснований современного «анти-соматизма» (как и особен­ностей акцентировки, характерной для развития представлений о те­лесности и формирования отношения к ней на предыдущих этапах)2). Бинарность, контрастирование в восприятии окружающего мира, его расчленение на семантические оппозиции, уходящие корнями в арха­ическую мифологию [166, с. 230-231], «просвечивают» в сегодняшнем соматическом сознании, проецируются на ориентации, актуализируе­мые и сегодняшней практикой.

Один из значимых разворотов этой проекции связан с проблемой здоровья, здорового тела, которое в контексте исходного «или—или» неизбежно должно рассматриваться как помеха, а не условие полно­ценного развития, внутренне богатого существования человека. Такое противопоставление, действительно нередко себя проявляет в самых

2* Дуалистическое разведение духа и тела, души и внешних форм бытия человека про­являло себя в самых разных отношениях. Естественность такого разделения принималось за отправную точку не только во множестве теоретических исследований, но и во все времена бытовала в обыденном сознании. Так, к примеру, современники вспоминают, как Д. Философов, в ответ на признание известной поэтессы того времени в любви к нему, отвечал: «Я мог бы полюбить Вашу душу, но мне отвратительна Ваша плоть — и свести воедино это невозможно».


22 Глава 1. Телесность в зеркале гуманитарного познания

разных отношениях: от обыденно-примитивных аксиом «житейской мудрости» (вроде «сила есть — ума не надо») до изысканного аристоте­левского «слабые телом способны умом»; от используемого А. И. Герце­ном для характеристики В. Г. Белинского приема противопоставления: в его «хилом теле обитала мощная гладиаторская натура» [63, ч. 4-5, с. 22] и до любопытного рассуждения известной певицы Л. Мкртчян в интервью «Комсомольской правде» (18.09.92 г.): «Заболела — и слава Богу. А то убила бы в себе Божий дар — любуясь им от большого здоровья».

Идея противопоставленности здорового тела здоровой духовности (очевидно противостоящая столь же каноническому, но явно утратив­шему со времен античности свои позиции «mens sana in corpore sano»), сопряжена еще с одной линией в развитии соматического сознания, коренящейся в глубинах Ветхого завета — идеей тела как святыни, но святыни страдающей, угнетаемой. «Ветхозаветное восприятие чело­века нисколько не менее телесно, чем греческое, но только для него тело — не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а уязвленные "потаенности недр" это тело не созерцаемо извне, но восчувствовано изнутри» [2, с. 160].

Даже этот незначительный по объему (но не по серьезности исто­рически сложившихся оснований) набор аргументов, не только в не­которой степени объясняет, но и, на первый взгляд, оправдывает status-quo, характеризующее современные соматические представления и практики, подходы и установки в отношении телесности. Суще­ствование многочисленных стереотипов в той области, автоматически срабатывающих нередко вопреки не только просвещенному, но и про­сто здравому разуму, делает небезынтересным предметом исследования характер действия механизмов социального мифотворчества [75] в этой области, включая значительное смещение ориентации в рамках со­матического сознания и поведения на постоянно воспроизводимые стереотипно-смысловые, идеологически подкрепляемые стандарты.

С другой стороны, сама по себе «отелесненность» человека, не­избежность его телесного существования в социальном пространстве не могла не стать де-факто значимым (независимо от характера его осмысления) обстоятельством как для рефлексирующего разума, так и для практической (целенаправленной или спонтанной) деятельности homo somatikos. Более того, необходимо отметить, что уход от сло­жившихся негативно-скептических традиций отношения к телесности все более явно себя обозначает в последний период. Оставляя более детальное рассмотрение этого вопроса на последующие этапы данного исследования, выделим все же некоторые факторы, способствующие расшатыванию стереотипного игнорирования вопросов телесного бы- тия человека. Прежде всего, они связаны со все большим стремлением


2. Основные направления и подходы к изучению телесности 23

к самоосознанию человеком себя в современном мире, со стремлени­ем к пониманию самих основ своего существования в весьма зыбком, неустойчивом и уже одним этим — дискомфортном пространстве бытия. «Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм об­щественной жизни, стремительное изменение окружающей обстановки находят отражение в массово-психологических процессах» [76, с. 505], которые в свою очередь становятся предметом философской рефлексии, социального анализа.

Представляется важным то обстоятельство, что акцентирование со-матологической проблематики порождено в значительной мере не по­зитивно, а негативно окрашенными процессами, связанными с соци­альным контекстом бытия телесности человека: усилением социального «давления» на нее, подверженностью многочисленным техно- и науко-генным воздействиям, ведущим к потенциальным и актуальным моди­фикациям, искажениям, отклонениям от естественно-заданной нормы и т. п. Подобно тому, как отдельный субъект «замечает» и осознает свое тело, как правило, лишь с момента его «поломки» или, по крайней мере, некоторого сбоя в работе, так и социально значимое осознание невторостепенности фактора телесности, обострение интереса к нему в интерсубъективном (в частности, научном) пространстве в большей мере продуцировано разного характера сигналами о неблагополучии, чем эйфорией бытия homo somatikos.

Таким образом, с одной стороны, существование некоторых зна­чимых стереотипов восприятия телесности и отношения к ней, а с дру­гой — усиление объективных тенденций к разрушению определенной их части, к осознанию их неадекватности истинно человеческому харак­теру существования определяет тот фон, на котором в какой-то степени уже поставлены и намечены подходы к решению, но в большей ме­ре — лишь потенциально обозначены задачи, связанные с осмыслением телесности в социокультурном контексте. Некоторые характеристики этой проделанной уже гуманитарной наукой работы и станут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.