Методологические принципы изучения тела человека — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методологические принципы изучения тела человека

2017-06-25 337
Методологические принципы изучения тела человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу



или иной парадигмы, о степени популярности или непопулярности определенных ориентации в отдельных субкультурах, сосуществующих в социуме — с учетом особенностей национальных, классовых, сослов­ных, региональных, семейных и прочих условий существования.

К предварительным методологическим уточнениям следует отнести и то, что анализ явления, встроенного в систему относительно простых и очевидных социальных связей, существенно отличается от таково­го применительно к подобным явлениям в контексте высокоразви­тых, цивилизационно продвинутых обществ. В частности, пересечение, например, этнокультурных и социально-групповых детерминант, как отмечает И. С. Кон [115], значительно затрудняет выявление собствен­ного, «чистого» влияния каждого из этих факторов.

Наконец, безусловно существенным методологическим принци­пом социокультурного изучения такого комплексного по характеру явления, как человеческая телесность, является необходимость меж­дисциплинарной взаимосвязи.

Переход от общих методологических преддиспозиций к теоретико-методологическим основаниям социокультурного анализа телесности обращает нас к одному из принципиальных вопросов социального познания о взаимосвязи природного, социального и культурного, по­скольку по сути речь идет об анализе включения природного (тела) в социальную и культурную среду. Естественно, что обращение к этой проблеме носит в рамках данного исследования весьма ограничен­ный характер и смещено (в контексте обозначенных задач) в сторону рассмотрения центрального для нас понятия «культура».

Одной из отправных точек для его анализа может служить метафо­рическая фраза М. М. Бахтина о том, что культура всегда существует «на границе». Эвристичность этого постулата позволяет развернуть целую цепочку вопросов, из него вытекающих: на какой границе рождается культура? Для чего и в каких функциях? «Какую брешь она заделывает (или пытается заделать)?» — как ставит вопрос, отправляясь от той же метафоры, Ю.Н.Давыдов [78].

Как ни парадоксально это звучит на первый взгляд, постановка вопроса о «пограничной» сущности культуры, напрямую обращает нас к проблеме физической, телесной культуры. Не слишком ли сильным, гипертрофированным представляется такое утверждение? Попытаемся прояснить этот вопрос.

Онтологическая противоречивость сущности человека связана, прежде всего, с антиномиями «природное—социальное», «физичес­кое—духовное», которые постоянно воспроизводятся и одновременно столь же постоянно стремятся к своему разрешению. Этот раскол, расщепление, противоречие проецируются на всю жизнь человека



Глава 3. Теоретико-методологические основания


с момента его появления на свет как общественного существа, обу­словливая неизбежность поиска вариантов примирения раздвоенной природы, достижения согласия между ее двумя модификациями: при­родной «натуральностью» и социально трансформированным бытием человека. Именно на этой границе, в этой «расщелине» (Ю. Н. Давы­дов) между природным и социальным и находится лоно культуры как средства разрешения конфликта (потенциального и актуализирован­ного) между природным и общественным, как своего рода «сцепки» между тем и другим.

В этом своем качестве культура должна быть отличена и от при­родного, и от социального — иначе она бы слилась с одним из этих начал — и в то же время, она должна обладать способностью «схватить» обе эти ипостаси человеческого бытия, не вставая в позицию чужерод-ности и противостояния им. Культура в этом отношении должна быть осознанием границы природного и социального и в то же время — попыткой преодоления раскола, осознанного и обозначенного ею.

Быть может, наиболее драматично и явно существование грани­цы между природно-«натуральной» и социально-модифицированной ипостасями обнаруживает себя на уровне человека, развитие кото­рого «вплетено» в процесс постоянной конфронтации двух режимов бытия — «чисто» природного и социального. Осознание этого про­тивостояния возникает при переходе потенциальных различий этих режимов в актуализированный диссонанс между ними, когда человек как «общественное животное» обнаруживает одновременно существо­вание в себе и позиции «животного», т. е. естественно-, природно-, телесно-физиологически определяемых стремлений, желаний (включая витальные потребности, соматические влечения и т.п.), с одной сто­роны, и позиции «социальности», определяемые его включенностью в надприродный социум, с другой.

«Культура как форма объективирующего опосредования человеком фундаментальных определений его собственного бытия возникает там и тогда, где и когда человек получает возможность занять позицию "третейского судьи" и по отношению к чисто природному целому, ко­торому он принадлежит своим телесным существом, и к "естественно-историческому организму" (социуму), которому он обязан своей сущ­ностью; иначе говоря, когда для него становится возможной "третей­ская" позиция в споре его собственной экзистенции (в точном смысле: "существования") и эссенции (социальной сущности)» [78, с. 50].

«Расщелина», которая образуется и обнаруживает себя между «на­турой» и социумом — будь то на уровне бытия индивида или же обще­ства — и должна быть заполнена культурой, призванной «стыковать», гармонизировать природное и социальное в человеке. Достижение этой


1. Методологические принципы изучения тела человека 101

гармонии — это и есть переход на собственно человеческую позицию, которая заключает в себе некоторую универсальную меру, в которой природа и социум оказались бы соразмерными, которая не нарушала бы собственную внутреннюю меру каждой из конфликтующих сто­рон, «превращая диссонанс этих ограниченных "мер" во всеобщую гармонию» [там же, с. 51].

Актуализация этого процесса, переход от возможности становле­ния культуры к реальности ее существования (и прежде всего, телесной культуры, на которую «замыкаются» в человеке природное и социаль­ное) обусловлена, по крайней мере, несколькими обстоятельствами: а) осознанием существования разрыва (а в определенных ситуациях, и конфронтации) между природным и социальным; б) существованием сформированной потребности в преодолении этого разрыва, «снятия» постоянно воспроизводимого здесь противоречия; в) нахождением (со­зданием) средств, адекватных характеру и размеру «бреши».

Гармонизирующий смысл культуры, акцентированный многими мыслителями разных эпох, неизбежно ставит в центр самой культуры человека, посредством которого, для которого и в котором эта гар­монизация может быть осуществлена или, хотя бы, обозначена как цель. Многообразные определения культуры, разворачиваемые в этом смысловом контексте, выделяют в качестве одной из важнейших ее особенностей воспроизводство человека как целостности [23, 25, 31, 165, 170 и др.]. Культура в этом смысле предстает как «культивирование всех свойств общественного человека, и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и по­требностями — производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества» [160, т. 46, ч. 1, с. 386]. Таким образом, сфера культуры рассматривается, прежде всего, как сфера производства человека в качестве общественного индивида. Человек присутствует в культуре и как творец, и как ее главный результат.

Традиция связывать культуру с развитием человека, с возделыва­нием его души и тела восходит еще к античности. Каким бы видом деятельности ни занимался человек — материальным производством, общественно-политической деятельностью, художественным творче­ством, спортом — всегда наряду с «внешними» результатами его де­ятельности (продуктами производства, политическими программами, произведениями искусства, спортивными рекордами и т.д.) возникает и результат «внутренний», т. е. изменение, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний. Создавая мир вещей, человек совершен­ствует, «надстраивает» свои возможности, расширяет рамки общения; он порождает новые потребности и ищет способы их удовлетворения.



Глава 3. Теоретико-методологические основания


Среди всех ценностей культуры действительно важнейшей являет­ся человек как создатель всех иных ценностей; на основе уже развитых способностей только он может восстановить, вновь создать те из них, которые, к примеру, могут быть утрачены; только человек востребует, и тем самым превращает в ценности, осваивает и вводит в оборот то, что до этого момента никакой ценностью не являлось, а было лишь пачкой исписанной бумаги (распредмечиванием превращаемой в потрясающее жизнеописание), глыбой некоторой формы (в которой именно человек раскрывает воплощенную идею красоты) и т. д. Таким образом, человек, наполняя смыслом окружающий его мир, осваивая, распредмечивая его, всякий раз придает ему новое, ценностно-смысло­вое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире.

Любая деятельность в известном смысле может быть представлена как процесс «встраивания» природного мира в социальный, но феноме­ном культуры она становится лишь в том случае, когда в ее основе лежат человеко-сообразные принципы, когда она по своему характеру и своим результатам соразмерна человеку, когда ей заданы определенные цен­ностные ориентиры, один из которых — принцип гармонизации — уже был кратко нами охарактеризован. В этом смысле понятие культуры обретает некоторую качественную, ценностно-смысловую окраску.

Культура предстает как система ценностей, нормативов, ориен­тации, которые направляют, определенным образом регламентируют деятельность человека, в свою очередь, объективирующую, материали­зующую эти ценности в своих результатах. Последующее распредмечи­вание этих продуктов деятельности вновь возвращает человека к тем же ценностям, к новому их «проживанию» субъектами восприятия, а затем — новые формы их проявления и т. д. В этом смысле культура явлена и в самой социальной системе, в тех ее частях, которые аде­кватны ценностной системе культуры, воплощают и продуцируют эту систему ценностей; и в то же время культура — это, по определению Т. Парсонса, элемент «внешней среды» социальной системы, но не ее часть — она есть нечто, унаследованное от прошлого и превосходящее всякую социальную систему [424, с. 8].

Используя образное выражение Ю.Н.Давыдова, культура — это «теперь», соотнесенное с вечным. Культура — это то, что сохраняется, это вечные образцы равновесия, где нет замены, а есть дополнения. Культура как система ценностей имеет «сквозной» характер в истории человеческого общества. Эти ценности хотя и «омываются» потоком истории, но не захлестываются им [78, с. 58), так как в них отражена причастность человека к универсальной мере. В этом смысле культура предстает как то, что объединяет все виды деятельности (М. М. Бахтин),


1. Методологические принципы изучения тела человека 103

как то, что объединяет культуры разных эпох, этносов, в том числе к культуры, относящиеся к сфере телесного.

Ценностная трактовка феномена культуры придает, в свою очередь, «двухмерность» социальному бытию человека: с одной стороны, в него включается все, что связано с его деятельностью, различными формами проявления, т. е. все, отличное от естественно-природного; а с другой, это то, что потенциально может принадлежать миру культуры, но лишь часть чего актуально становится принадлежностью этого мира, удовле­творяя его критериям, главный из которых — соразмерность человеку.

Социальное как социально-утилитарное, ориентированное на со­хранение системы, на эффективное функционирование любого из ее элементов — это не то же, что социально-культурное измерение об­щества, основой которого выступает не функциональная, не целера-циональная деятельность как таковая, а еще и ее смысловая «нагру-женность», соотнесенность с собственно человеческими ценностями существования!).

Наиболее ярко различия между цивилизационным, социальным, с одной стороны, и культурным, с другой, обнаруживает себя на «пе­редовых рубежах» прогресса. Именно здесь созданы многие суперсо­временные технические средства, которые могут быть (и, увы, реально были) использованы не на благо, а во вред человеку, против него же самого (средства массового уничтожения и т.п.), разрушительно дей­ствовать на среду обитания человека, негативно воздействовать на его физическое и психическое здоровье, позволяют манипулировать его по­ведением и т. д. К такого рода достижениям цивилизации должны быть отнесены и допинговые препараты, используемые в спорте. Известно, что все эти плоды цивилизации по сути своей нейтральны, «невинов­ны»; более того, изначально многие из них — это вовсе не «цветы зла»; однако их использование, определяемое ценностными ориенти­рами деятельности человека, заданными ей рамками, регламентацией, нормативами, и превращает продукт человеческого разума в феномен культуры или антикультуры.

Выделяя в качестве сущностной характеристики культуры развитие самого человека, его сил и способностей, можно говорить и том, что общественное развитие не всегда совпадает с культурным: их единство возникает в том случае, когда общественным прогрессом обеспечены не просто условия жизни человека, его выживания, пусть даже и самые современные с технической точки зрения, а такие условия, которые

!) Объединенность этих позиций в культуре, пожалуй, это и есть то, что Сократ на­зывал умением жить по-человечески, т.е. труднейшим умением поступать одновременно целесообразно и нравственно.



Глава 3. Теоретико-методологические основания


создают возможность полноценного, т.е. не одностороннего развития человека, его самосовершенствования, роста над самим собой.

История развития общества — это история «контрапунктов», встреч между цивилизацией и культурой или же, напротив, возникновения «ножниц» между цивилизационным движением вперед и стагнаци­ей культуры. Хотя бурный прогресс цивилизации постоянно требовал нового уровня знаний, стимулировал развитие новых способностей че­ловека, в то же время, как известно, далеко не всегда это совпадало с тенденцией самораскрытия, самовыражения индивида. Более того, именно развитие цивилизации, сопутствующее ей разделение труда и иные характерные для нее атрибуты создавали все более «частичного» человека. Культура — это то, что неизбежно обнажает дисгармонию существования человека, дает возможность ее понимания и преодо­ления. Воспроизводство человека как целостного телесно-духовного существа — один из важнейших критериев культуры, к какой бы области деятельности он ни прилагался.

Однако ориентация на гармонизацию телесного и духовного, при­родного и социального — требование для становления культуры необ­ходимое, но недостаточное, в том числе и для культуры соматической. И эта недостаточность связана с тем, что такого рода гармонизация мо­жет происходить на принципиально разных основаниях, определяемых тем, какое из начал в этом «тандеме» принимается за определяющее: телесное или духовное. Тот или иной ответ на этот вопрос порождает, соответственно, два типа гармонизации — «снижающий» или «возвы­шающий».

Первый из них порождает целостность на основе «снижения» ду­ховного, его редукции, поглощения естественно-природным началом в человеке, через его «растворение» в естественном импульсе — и это в полной мере отвечает понятию «гармонизации». Однако такого рода гармонизация по своей сути не есть процесс становления культуры; напротив, она ведет к натурализации человека, его удалению от бытия в культуре. Включению же в культуру, ее присвоению соответствует второй — «возвышающий» тип гармонизации, при котором единение, соразмерность, взаимодополнительность природно-телесного и разум­но-духовного начал в человеке достигаются «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд, культивированием физиче­ских качеств человека через соотнесение с ним, т. е. возвышением самой сути телесного. Таким образом, отождествление культуры с ее гармонизирующей направленностью не является само по себе доста­точно корректным, поскольку оно нивелирует различия между двумя качественно различными типами гармонизации. Поэтому в дальней­шем, обращаясь к этой характеристике, функции культуры, мы будем


1. Методологические принципы изучения тела человека



иметь в виду именно «возвышающий» тип гармонизации природного и социального как базовое основание культуры соматической.

Наряду с уже выделенными характеристиками культуры, не менее принципиальное значение для дальнейшего анализа телесности имеют такие ее особенности, как диалогичность, ориентированность на ком­муникацию, на другого, с одной стороны, и утверждение ценности индивидуальности, с другой. Их краткая характеристика завершает по­строение того теоретико-методологического «остова», на который будет опираться последующее социокультурное рассмотрение телесности.

Идея М. М. Бахтина о диалогическом характере культуры, активно разрабатываемая в последнее время, акцентирующая интерсубъектив­ную ее сущность, несет в себе некоторые принципиальные установки для исследования человеческой телесности. Прежде всего, они дела­ют предметом особого интереса проблему тела как знака, способность человеческой телесности быть посредником в общении.

Если культура — это всегда путь к другому, поиски «себя другого», то вполне логичным выглядит и связанная с этим характеристика куль­туры как всеобъемлющей знаковой системы. При этом смысл знаково-сти не сводится лишь к установлению единых, общепонятных «правил игры», которые должны быть известны и приняты всеми участвую­щими в коммуникации. Универсальность знакового, символического среза культуры заключается еще и в том, что он предполагает и даже диктует необходимость «прочтения» в любой деятельности истинного культурного смысла, реального ценностного содержания этой деятель­ности — или выявление столь же «означенного» отсутствия такого смысла (относительно принятой ценностной «системы координат»). Именно в таком аспекте «культурные ценности по отношению к кон­кретному содержанию социального действия могут рассматриваться как "символ", "шифр", наделяющий его значением, но не раскрывающий социально-предметного назначения самого действия» [424, с. 8].

Диалоговый характер культуры влечет за собой и еще одно принци­пиальное следствие: он может быть проявлен, реализован (т. е. и сама культура возможна) лишь в том случае, когда в коммуникации на­ходятся индивидуальности — без проявления «самости» вступающего в диалог он (как диалог) просто невозможен. Диалог возникает лишь при наличии некоторой позиции, утверждении определенного смысла, обозначении и выражении личностного начала. В отличие от социаль­ного взаимодействия, которое может иметь совершенно обезличенный характер, требовать от индивида, прежде всего, функциональности в заданной системе, культура немыслима без индивидуального начала. «"Лицо" в мире появилось там, где впервые произошло "нарушение закона". Нарушение его как единообразия и постоянства, как нормы


106 Глава 3. Теоретико-методологические основания

и "обыкновенного", как "естественного" и "всеобщеожидаемого"... Без "лица" нет духа и гения» [222, с. 27].

Таким образом, мы выделили некоторые из тех параметров социо­культурного пространства, обращение к которым является необходи­мым условием построения исходной концептуальной схемы телесности как социокультурного феномена, выявления принципиальных характе­ристик соматической культуры как специфической области общекуль­турного пространства.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.