Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-25 | 337 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
или иной парадигмы, о степени популярности или непопулярности определенных ориентации в отдельных субкультурах, сосуществующих в социуме — с учетом особенностей национальных, классовых, сословных, региональных, семейных и прочих условий существования.
К предварительным методологическим уточнениям следует отнести и то, что анализ явления, встроенного в систему относительно простых и очевидных социальных связей, существенно отличается от такового применительно к подобным явлениям в контексте высокоразвитых, цивилизационно продвинутых обществ. В частности, пересечение, например, этнокультурных и социально-групповых детерминант, как отмечает И. С. Кон [115], значительно затрудняет выявление собственного, «чистого» влияния каждого из этих факторов.
Наконец, безусловно существенным методологическим принципом социокультурного изучения такого комплексного по характеру явления, как человеческая телесность, является необходимость междисциплинарной взаимосвязи.
Переход от общих методологических преддиспозиций к теоретико-методологическим основаниям социокультурного анализа телесности обращает нас к одному из принципиальных вопросов социального познания о взаимосвязи природного, социального и культурного, поскольку по сути речь идет об анализе включения природного (тела) в социальную и культурную среду. Естественно, что обращение к этой проблеме носит в рамках данного исследования весьма ограниченный характер и смещено (в контексте обозначенных задач) в сторону рассмотрения центрального для нас понятия «культура».
Одной из отправных точек для его анализа может служить метафорическая фраза М. М. Бахтина о том, что культура всегда существует «на границе». Эвристичность этого постулата позволяет развернуть целую цепочку вопросов, из него вытекающих: на какой границе рождается культура? Для чего и в каких функциях? «Какую брешь она заделывает (или пытается заделать)?» — как ставит вопрос, отправляясь от той же метафоры, Ю.Н.Давыдов [78].
|
Как ни парадоксально это звучит на первый взгляд, постановка вопроса о «пограничной» сущности культуры, напрямую обращает нас к проблеме физической, телесной культуры. Не слишком ли сильным, гипертрофированным представляется такое утверждение? Попытаемся прояснить этот вопрос.
Онтологическая противоречивость сущности человека связана, прежде всего, с антиномиями «природное—социальное», «физическое—духовное», которые постоянно воспроизводятся и одновременно столь же постоянно стремятся к своему разрешению. Этот раскол, расщепление, противоречие проецируются на всю жизнь человека
Глава 3. Теоретико-методологические основания
с момента его появления на свет как общественного существа, обусловливая неизбежность поиска вариантов примирения раздвоенной природы, достижения согласия между ее двумя модификациями: природной «натуральностью» и социально трансформированным бытием человека. Именно на этой границе, в этой «расщелине» (Ю. Н. Давыдов) между природным и социальным и находится лоно культуры как средства разрешения конфликта (потенциального и актуализированного) между природным и общественным, как своего рода «сцепки» между тем и другим.
В этом своем качестве культура должна быть отличена и от природного, и от социального — иначе она бы слилась с одним из этих начал — и в то же время, она должна обладать способностью «схватить» обе эти ипостаси человеческого бытия, не вставая в позицию чужерод-ности и противостояния им. Культура в этом отношении должна быть осознанием границы природного и социального и в то же время — попыткой преодоления раскола, осознанного и обозначенного ею.
|
Быть может, наиболее драматично и явно существование границы между природно-«натуральной» и социально-модифицированной ипостасями обнаруживает себя на уровне человека, развитие которого «вплетено» в процесс постоянной конфронтации двух режимов бытия — «чисто» природного и социального. Осознание этого противостояния возникает при переходе потенциальных различий этих режимов в актуализированный диссонанс между ними, когда человек как «общественное животное» обнаруживает одновременно существование в себе и позиции «животного», т. е. естественно-, природно-, телесно-физиологически определяемых стремлений, желаний (включая витальные потребности, соматические влечения и т.п.), с одной стороны, и позиции «социальности», определяемые его включенностью в надприродный социум, с другой.
«Культура как форма объективирующего опосредования человеком фундаментальных определений его собственного бытия возникает там и тогда, где и когда человек получает возможность занять позицию "третейского судьи" и по отношению к чисто природному целому, которому он принадлежит своим телесным существом, и к "естественно-историческому организму" (социуму), которому он обязан своей сущностью; иначе говоря, когда для него становится возможной "третейская" позиция в споре его собственной экзистенции (в точном смысле: "существования") и эссенции (социальной сущности)» [78, с. 50].
«Расщелина», которая образуется и обнаруживает себя между «натурой» и социумом — будь то на уровне бытия индивида или же общества — и должна быть заполнена культурой, призванной «стыковать», гармонизировать природное и социальное в человеке. Достижение этой
1. Методологические принципы изучения тела человека 101
гармонии — это и есть переход на собственно человеческую позицию, которая заключает в себе некоторую универсальную меру, в которой природа и социум оказались бы соразмерными, которая не нарушала бы собственную внутреннюю меру каждой из конфликтующих сторон, «превращая диссонанс этих ограниченных "мер" во всеобщую гармонию» [там же, с. 51].
Актуализация этого процесса, переход от возможности становления культуры к реальности ее существования (и прежде всего, телесной культуры, на которую «замыкаются» в человеке природное и социальное) обусловлена, по крайней мере, несколькими обстоятельствами: а) осознанием существования разрыва (а в определенных ситуациях, и конфронтации) между природным и социальным; б) существованием сформированной потребности в преодолении этого разрыва, «снятия» постоянно воспроизводимого здесь противоречия; в) нахождением (созданием) средств, адекватных характеру и размеру «бреши».
|
Гармонизирующий смысл культуры, акцентированный многими мыслителями разных эпох, неизбежно ставит в центр самой культуры человека, посредством которого, для которого и в котором эта гармонизация может быть осуществлена или, хотя бы, обозначена как цель. Многообразные определения культуры, разворачиваемые в этом смысловом контексте, выделяют в качестве одной из важнейших ее особенностей воспроизводство человека как целостности [23, 25, 31, 165, 170 и др.]. Культура в этом смысле предстает как «культивирование всех свойств общественного человека, и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями — производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества» [160, т. 46, ч. 1, с. 386]. Таким образом, сфера культуры рассматривается, прежде всего, как сфера производства человека в качестве общественного индивида. Человек присутствует в культуре и как творец, и как ее главный результат.
Традиция связывать культуру с развитием человека, с возделыванием его души и тела восходит еще к античности. Каким бы видом деятельности ни занимался человек — материальным производством, общественно-политической деятельностью, художественным творчеством, спортом — всегда наряду с «внешними» результатами его деятельности (продуктами производства, политическими программами, произведениями искусства, спортивными рекордами и т.д.) возникает и результат «внутренний», т. е. изменение, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний. Создавая мир вещей, человек совершенствует, «надстраивает» свои возможности, расширяет рамки общения; он порождает новые потребности и ищет способы их удовлетворения.
|
Глава 3. Теоретико-методологические основания
Среди всех ценностей культуры действительно важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; на основе уже развитых способностей только он может восстановить, вновь создать те из них, которые, к примеру, могут быть утрачены; только человек востребует, и тем самым превращает в ценности, осваивает и вводит в оборот то, что до этого момента никакой ценностью не являлось, а было лишь пачкой исписанной бумаги (распредмечиванием превращаемой в потрясающее жизнеописание), глыбой некоторой формы (в которой именно человек раскрывает воплощенную идею красоты) и т. д. Таким образом, человек, наполняя смыслом окружающий его мир, осваивая, распредмечивая его, всякий раз придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире.
Любая деятельность в известном смысле может быть представлена как процесс «встраивания» природного мира в социальный, но феноменом культуры она становится лишь в том случае, когда в ее основе лежат человеко-сообразные принципы, когда она по своему характеру и своим результатам соразмерна человеку, когда ей заданы определенные ценностные ориентиры, один из которых — принцип гармонизации — уже был кратко нами охарактеризован. В этом смысле понятие культуры обретает некоторую качественную, ценностно-смысловую окраску.
Культура предстает как система ценностей, нормативов, ориентации, которые направляют, определенным образом регламентируют деятельность человека, в свою очередь, объективирующую, материализующую эти ценности в своих результатах. Последующее распредмечивание этих продуктов деятельности вновь возвращает человека к тем же ценностям, к новому их «проживанию» субъектами восприятия, а затем — новые формы их проявления и т. д. В этом смысле культура явлена и в самой социальной системе, в тех ее частях, которые адекватны ценностной системе культуры, воплощают и продуцируют эту систему ценностей; и в то же время культура — это, по определению Т. Парсонса, элемент «внешней среды» социальной системы, но не ее часть — она есть нечто, унаследованное от прошлого и превосходящее всякую социальную систему [424, с. 8].
Используя образное выражение Ю.Н.Давыдова, культура — это «теперь», соотнесенное с вечным. Культура — это то, что сохраняется, это вечные образцы равновесия, где нет замены, а есть дополнения. Культура как система ценностей имеет «сквозной» характер в истории человеческого общества. Эти ценности хотя и «омываются» потоком истории, но не захлестываются им [78, с. 58), так как в них отражена причастность человека к универсальной мере. В этом смысле культура предстает как то, что объединяет все виды деятельности (М. М. Бахтин),
|
1. Методологические принципы изучения тела человека 103
как то, что объединяет культуры разных эпох, этносов, в том числе к культуры, относящиеся к сфере телесного.
Ценностная трактовка феномена культуры придает, в свою очередь, «двухмерность» социальному бытию человека: с одной стороны, в него включается все, что связано с его деятельностью, различными формами проявления, т. е. все, отличное от естественно-природного; а с другой, это то, что потенциально может принадлежать миру культуры, но лишь часть чего актуально становится принадлежностью этого мира, удовлетворяя его критериям, главный из которых — соразмерность человеку.
Социальное как социально-утилитарное, ориентированное на сохранение системы, на эффективное функционирование любого из ее элементов — это не то же, что социально-культурное измерение общества, основой которого выступает не функциональная, не целера-циональная деятельность как таковая, а еще и ее смысловая «нагру-женность», соотнесенность с собственно человеческими ценностями существования!).
Наиболее ярко различия между цивилизационным, социальным, с одной стороны, и культурным, с другой, обнаруживает себя на «передовых рубежах» прогресса. Именно здесь созданы многие суперсовременные технические средства, которые могут быть (и, увы, реально были) использованы не на благо, а во вред человеку, против него же самого (средства массового уничтожения и т.п.), разрушительно действовать на среду обитания человека, негативно воздействовать на его физическое и психическое здоровье, позволяют манипулировать его поведением и т. д. К такого рода достижениям цивилизации должны быть отнесены и допинговые препараты, используемые в спорте. Известно, что все эти плоды цивилизации по сути своей нейтральны, «невиновны»; более того, изначально многие из них — это вовсе не «цветы зла»; однако их использование, определяемое ценностными ориентирами деятельности человека, заданными ей рамками, регламентацией, нормативами, и превращает продукт человеческого разума в феномен культуры или антикультуры.
Выделяя в качестве сущностной характеристики культуры развитие самого человека, его сил и способностей, можно говорить и том, что общественное развитие не всегда совпадает с культурным: их единство возникает в том случае, когда общественным прогрессом обеспечены не просто условия жизни человека, его выживания, пусть даже и самые современные с технической точки зрения, а такие условия, которые
!) Объединенность этих позиций в культуре, пожалуй, это и есть то, что Сократ называл умением жить по-человечески, т.е. труднейшим умением поступать одновременно целесообразно и нравственно.
Глава 3. Теоретико-методологические основания
создают возможность полноценного, т.е. не одностороннего развития человека, его самосовершенствования, роста над самим собой.
История развития общества — это история «контрапунктов», встреч между цивилизацией и культурой или же, напротив, возникновения «ножниц» между цивилизационным движением вперед и стагнацией культуры. Хотя бурный прогресс цивилизации постоянно требовал нового уровня знаний, стимулировал развитие новых способностей человека, в то же время, как известно, далеко не всегда это совпадало с тенденцией самораскрытия, самовыражения индивида. Более того, именно развитие цивилизации, сопутствующее ей разделение труда и иные характерные для нее атрибуты создавали все более «частичного» человека. Культура — это то, что неизбежно обнажает дисгармонию существования человека, дает возможность ее понимания и преодоления. Воспроизводство человека как целостного телесно-духовного существа — один из важнейших критериев культуры, к какой бы области деятельности он ни прилагался.
Однако ориентация на гармонизацию телесного и духовного, природного и социального — требование для становления культуры необходимое, но недостаточное, в том числе и для культуры соматической. И эта недостаточность связана с тем, что такого рода гармонизация может происходить на принципиально разных основаниях, определяемых тем, какое из начал в этом «тандеме» принимается за определяющее: телесное или духовное. Тот или иной ответ на этот вопрос порождает, соответственно, два типа гармонизации — «снижающий» или «возвышающий».
Первый из них порождает целостность на основе «снижения» духовного, его редукции, поглощения естественно-природным началом в человеке, через его «растворение» в естественном импульсе — и это в полной мере отвечает понятию «гармонизации». Однако такого рода гармонизация по своей сути не есть процесс становления культуры; напротив, она ведет к натурализации человека, его удалению от бытия в культуре. Включению же в культуру, ее присвоению соответствует второй — «возвышающий» тип гармонизации, при котором единение, соразмерность, взаимодополнительность природно-телесного и разумно-духовного начал в человеке достигаются «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд, культивированием физических качеств человека через соотнесение с ним, т. е. возвышением самой сути телесного. Таким образом, отождествление культуры с ее гармонизирующей направленностью не является само по себе достаточно корректным, поскольку оно нивелирует различия между двумя качественно различными типами гармонизации. Поэтому в дальнейшем, обращаясь к этой характеристике, функции культуры, мы будем
1. Методологические принципы изучения тела человека
иметь в виду именно «возвышающий» тип гармонизации природного и социального как базовое основание культуры соматической.
Наряду с уже выделенными характеристиками культуры, не менее принципиальное значение для дальнейшего анализа телесности имеют такие ее особенности, как диалогичность, ориентированность на коммуникацию, на другого, с одной стороны, и утверждение ценности индивидуальности, с другой. Их краткая характеристика завершает построение того теоретико-методологического «остова», на который будет опираться последующее социокультурное рассмотрение телесности.
Идея М. М. Бахтина о диалогическом характере культуры, активно разрабатываемая в последнее время, акцентирующая интерсубъективную ее сущность, несет в себе некоторые принципиальные установки для исследования человеческой телесности. Прежде всего, они делают предметом особого интереса проблему тела как знака, способность человеческой телесности быть посредником в общении.
Если культура — это всегда путь к другому, поиски «себя другого», то вполне логичным выглядит и связанная с этим характеристика культуры как всеобъемлющей знаковой системы. При этом смысл знаково-сти не сводится лишь к установлению единых, общепонятных «правил игры», которые должны быть известны и приняты всеми участвующими в коммуникации. Универсальность знакового, символического среза культуры заключается еще и в том, что он предполагает и даже диктует необходимость «прочтения» в любой деятельности истинного культурного смысла, реального ценностного содержания этой деятельности — или выявление столь же «означенного» отсутствия такого смысла (относительно принятой ценностной «системы координат»). Именно в таком аспекте «культурные ценности по отношению к конкретному содержанию социального действия могут рассматриваться как "символ", "шифр", наделяющий его значением, но не раскрывающий социально-предметного назначения самого действия» [424, с. 8].
Диалоговый характер культуры влечет за собой и еще одно принципиальное следствие: он может быть проявлен, реализован (т. е. и сама культура возможна) лишь в том случае, когда в коммуникации находятся индивидуальности — без проявления «самости» вступающего в диалог он (как диалог) просто невозможен. Диалог возникает лишь при наличии некоторой позиции, утверждении определенного смысла, обозначении и выражении личностного начала. В отличие от социального взаимодействия, которое может иметь совершенно обезличенный характер, требовать от индивида, прежде всего, функциональности в заданной системе, культура немыслима без индивидуального начала. «"Лицо" в мире появилось там, где впервые произошло "нарушение закона". Нарушение его как единообразия и постоянства, как нормы
106 Глава 3. Теоретико-методологические основания
и "обыкновенного", как "естественного" и "всеобщеожидаемого"... Без "лица" нет духа и гения» [222, с. 27].
Таким образом, мы выделили некоторые из тех параметров социокультурного пространства, обращение к которым является необходимым условием построения исходной концептуальной схемы телесности как социокультурного феномена, выявления принципиальных характеристик соматической культуры как специфической области общекультурного пространства.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!