Культура и быт чеченцев в XIX веке — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Культура и быт чеченцев в XIX веке

2017-06-13 1775
Культура и быт чеченцев в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восстание, возникшее в середине 1860 г. в Чечне явилось одним из крупнейших антифеодальных и антиколониальных вооруженных выступлений в истории народов Кавказа во второй половине ХIX в.

Самовольно вернувшиеся переселенцы заняли земельные участки, принадлежа­вшие им на праве частной собственности в родном ауле Беной.

Беноевских повстанцев возглавил бывший шамилевский наиб Байсангур. Выступление беноевского общества было первым звеном в общей цепи народ­ной борьбы после официального присоединения территории Чечни к Российской империи в 1859 г.

Власти двинули в Ичкеринский округ хорошо обученные карательные войска. Хотя на подавление восстания были направлены регулярные войска и казачьи части, а также отряды местной милиции, командованию не удалось сходу сломить сопротивление восставших. Беноевцев поддержали и жители некоторых других аулов. В конце июля 1860 г. народным восстанием были охвачены все аулы Ичкеринского округа.

Грабительская земельная политика правительства, страстное желание чеченцев добиться своих исконных прав на землю обеспечивали приток свежих сил в повстанческие отряды.

13 декабря произошел неравный бой, между повстанцами и войсками регулярной армии, в результате, которого урочище Беной-Ведено было занято карателями, «хутора беноевцев разорены». Однако, преобладающая часть восставших и после этого погрома не смирилась, и продолжала оказывать сильнейшее сопротивление.

Восставшие крестьяне были поставлены в это зимнее время в такое положение, что при сильных морозах вынуждены были скитаться с одного необжитого места на другое. 15 аулов, присоединившихся к восстанию, были уничтожены полностью, многие из хуторов сожжены дотла.

9 января 1861 г администрация Терской области переселила на Чеченскую равнину 1218 человек беноевского общества. Кроме беноевцев, положивших нача­ло восстанию в Чечне в 1860 г, за активное участие в нем приняли жители аулов Мескеты, Аллерой, Шовхал-Берды, Энгеной, Даттых, Гендерген, Чечелх, Симсир и Беной были расселены по другим селениям Чечни. Восстание было подавлено.

17 февраля 1861 г «раненый Байсангур и 4 его сподвижника были взяты в плен. Пленные были сразу же переведены из Чечни в административный центр Кумыкско­го округа - крепость Хасав-Юрт, где, они были преда­ны военно-полевому суду. Этим судом знаменитый чеченский наиб Байсангур Бе­ноевский был приговорен к смертной казни через повешение. В марте 1861 г реше­ние суда было приведено в исполнение на центральной площади Хасав-Юрта, где ныне находится церковь.

В это же время в Аргунском округе продолжалось вооруженное восстание, руко­водителями которого стали наиб Шароевского участка Ума Дуев и окружной ка­дий Атаби Атаев.

В начале июня 1860 с крестьянское движение принимает наступательный харак­тер. Повстанческий отряд Атаби Атаева, избравший своим центром аул Харсеной, нападает на воинские отряды в районе левобережья реки Чанты-Аргуна. Одновре­менно в междуречье Чанты-Аргуна и Шаро-Аргуна активно действовал против карателей другой повстанческий отряд во главе с Умой Дуевым.

Восставшие крестьяне широко применяли наиболее отвечавшую их возможнос­тям тактику налетов, и войска противника в таких случаях почти никогда не имели успеха в боевых действиях против них. Первые успехи восставших послужили толчком к дальнейшему росту крестьян­ского движения в Чечне.

Восстали почти все аулы Шатоевского, Шароевсквго, Чантинскогo наибств, то есть всего Аргунского округа. В ряды отрядов Умы Дуева и Атаби Атаева каж­дый день вливaлись новые силы.

В октябре 1860 г. крестьянское восстание в горной Чечне пробрело еще более широкий размах.

Кавказское командование было вынуждено перебросить в Чечню войска со всего Северного Кавказа, а отчасти и из Закавказье.

Народное движение на Аргуне приняло особенно широкий размах в ноябре 1860 г. Чтобы не допустить объединения повстанческих отрядов Чечни и Дагестана, генерал Лазарев направил на Андийский хребет 4 сотни постоянной милиции и 18 сотен ополченцев, за которыми двигался дивизион Дагестанского конно-иррегуляр­ного полка и 3-й батальон пехоты при 4-х горных орудиях.

На подступах к Андийскому хребту Ума Дуев, несмотря на превосходящие силы противника, завязал отчаянный бой.

Впервой половине ноября правительственные войска нанесли сокрушительное поражение Атаби Атаеву.

Ума Дуев принял ультиматум начальника Терской области сдаться добровольно в обмен на обещание полного прощения. 14 декабря 1861 г. Ума Дуев с семьей и несколькими своими сподвижниками явился добровольно к генералу Святополк­-Мирскому. Таким образом, к середине декабря 1861 г народно-освободительное движе­ние было подавлено. Кавказские власти руководителей и многих участников вос­стания сослали в центральные районы России. Ума Дуев был отправлен в Смо­ленск, а Атаби Атаев - сначала в Псковскую губернию (город Порхов), а затем - в Касымов Рязанской губернии.

18 января 1864 года в Шалинском укреплении (нынешний город Шали) про­изошло то, что затем вошло в историю как «шалинская бойня». В этом году царс­кими правительственными войсками было в упор расстреляно мирное много­тысячное шествие чеченцев. На месте кровавого злодеяния остались, согласно официальным данным, лежать убитыми 164 человека, в том числе 6 женщин.

Вначале 60-х годов ХIХ в. в Чечне возникло религиозное течение, получившее в исторической литературе название «зикризм». Зикризм - это чеченский вариант религиозного учения кадирийского тариката и связанного с ним культового обряда. Сотни и тысячи безземельных и разоренных жителей Чечни пополнили ряды зикристов. Именно они представляли широкую народную антиколониальную струю в новом движении.

Состав участников и идеология их движения убеждают, что оно выражало ин­тересы широких слоев обездоленного и нещадно эксплуатируемого населения че­ченских сел. Под религиозной оболочкой зикризма скрывался политический протест народных масс против социального и административного гнета. Администрация Чечни и Терской области предпринимает меры, направленные на недопущение надвигающегося нового противостояния.

Значительные воинские подразде­ления сосредоточились в большом селении Шали - экономическом и политичес­ком центре Большой Чечни.

3 января 1864 г шейх Кунта-Хаджи, его брат Мовсар и еще несколько руководите­лей зикристов были арестованы и заточены в укреплении Шали (рядом с нынеш­ним городом Шали), а затем тайно, под особым конвоем 6 января были доставлены в областной центр Владикавказ, откуда переправлены в Новочеркасск.

. Полагая, что власти содержат Кунта-Хаджи в крепости Шали, почти со всей Чечни к селению Шали в стихийном порыве нача­ли стекаться зикристы. Они собрались, чтобы просить Туманова выпустить шейха Кунта-Хаджи и его брата Мовсара на свободу.

В середине января в селении Шали собралось несколько тысяч человек. Три раза они посылали к князю Туманову, находившемуся в это время в Шалинском укреплении, своих делегатов с просьбой освободить арестованного шейха и его брата Мовсара, два дня генерал давал обещание освободить их. Все верили и ждали, что вот-вот отпустят Кунта-Хаджи, и каждый хотел встретить его. Но на третий день на просьбу депутации от народа последовал категорический отказ. После этого было принято решение (не без влияния представителей официального духовенства) собраться всем в Шали 18 января, чтобы вместе и опять-таки без оружия пойти в крепость к генералу с просьбой отпустить арестованных.

Кавказское командование, в свою очередь, лихорадочно готовилось к встрече мирного населения.

Наступило 18 января 1864 г. в этот день, по официальным данным, в селении Шали собралось более трех тысяч человек. По­дойдя к крепости, они увидели выстроенных серой стеной солдат. Затем вылетели конные казаки с шашками наголо, и пошли в обход, окружая демонстрантов. Толпа дрогнула, но продолжала двигаться вперед. Многие мужчины, принимавшие учас­тие в массовом шествии (впервые в жизни), шли без оружия.

Солдаты по команде двинулись им навстречу. И по приказу командования стали стрелять пря­мо в упор. В результате было убито и ранено множество людей, среди которых были дети, женщины, старики. Военные палачи не разрешали родственникам за­бирать раненых и убитых.

После кровавой бойни в Шали начальник Терской области М.Т. Лорис-Меликов запретил исполнение религиозного обряда зикр во всей Чечне. 18 руководителей движения были сосланы вглубь России на 508 лет каторж­ных работ с последующим поселением их в Сибири. Сослали и активных мюри­дов, обвиненных в совершении обрядов запрещенного зикра. Сам шейх Кунта-Хаджа был отправлен в город Устюжну Новгородской губернии на бессрочное поселение. Письменные источники называют дату смерти великого шейха - 19 мая 1867 года.

Крестьянские протесты 70-х гг. ХIХ века в Чечне, привели к высшей точке своего развития - восстанию 1877 г.

Обстановка общего социального неравенства ускорила начало восстания. Во главе восстания стал 25-летний крестьянин Алибек Алданов, житель хутора Симсир Веденского округа. В числе деятельных сподвижников Алибека Алданова выступают Ахти, старши­на аула Мескеты, и Султан-Мурад из Беноя.

О масштабах выступления горцев творит тот факт, что с 17 по 20 апреля дви­жение охватило 47 из 62 аулов Горной Чечни. А спустя неделю, несмотря на упорное, порой вооруженное противодействие зажиточной верхушки, а также помощь кавказ­ских властей, повстанцы стали полными хозяевами положения во всей горной зоне края. К 20 апреля Али6ек Алданов, спустившись вниз по реке Аксаю во главе трех­тысячного отряда, присоединил к себе все аулы до Мескеты включительно.

Не останавливаясь на достигнутом, повстанческий отряд двинулся к крепости Герзель-Аул, расположенной на границе равнинной Чечни и Дагестана. Однако на подступах к крепости восставшие встретили заслон, устроенный жителями аула Ишхой. Не желая вступать в кровопролитный бой с жителями аула, боявшимися угроз местной социальной верхушки и последующей расправы над ними, Алибек со своим отрядом направился в сторону большого равнинного селения Майртуп.

Встревоженный этим известием, майртупский старшина с согласия всех влия­тельных односельчан-богатеев умолял начальника штаба войск Терской области срочно направить к Майртупу войска, уверяя его, что Алибек Алданов намерен их всех казнить.

22 апреля у аула Майртуп произошло первое крупное сражение восставших с карательными войсками. Последние, разбитые повстанцами, вынуждены были от­ступить сначала к аулу Курчалой, а на следующий день - к селению Герменчук.

28 апреля Алибек Алданов с целью поднять на восстание всю Большую Чечню приблизился к ее торгово-экономическому центру - аулу Шали. Однако ему здесь оказал вооруженное сопротивление местные сельские богатеи. Подоспевший к ним на помощь отряд правительственных войск вынудил Алданова отступить к аулу Автуры, а затем уйти в горы Ичкерии. Такой стойкости шалинцев, утверждал полковник Нурид, должны быть мы обязаны старшине Борщигу Ханбулатову, су­мевшему оказать на них влияние.

Наиболее острый характер народная борьба принимает в июле 1877 г В это вре­мя отмечаются крупные столкновения между повстанцами и карательными вой­сками. Характерным моментом восстания было проявление солидарности с чечен­скими повстанцами ингушских, аварских, кум и против вос­ставшей Чечни. Сожжение аулов, уничтожение поселков и кормов, захват имуще­ства и скота, массовое выселение жителей в равнинные аулы стали обычными методами усмирения непокорных чеченцев кавказскими генералами.

5 июля 1877 г выступившая для усмирения восставших карательная экспеди­ция во главе с князем Аваловым, сначала обстреляла из горной артиллерии глав­ный аул ущелья Басс - Махкеты, а затем сожгла дотла все 288 дворов.

Дерзкие действия повстанческих отрядов сыграли огромную роль в деле даль­нейшего подъема борьбы народных масс. Под руководством Дады Залмаева восстали аулы Чеберлоя Аргунского округа. Командующий войсками Терской области генерал Свистунов ежедневно стал получать донесения о волнениях в Ингу­шетии, Дагестане (в Аухе и Кумыкии). Потушенный в одном месте пожар восста­ния вспыхивал с новой силой в другом.

Кавказская администрация наряду с карательными акциями приступила к но­вым методам борьбы. Была установлена награда в 25 рублей за каждого пойман­ного или убитого повстанца. За Алибека-Хаджи Алданова, Уму Дуева, Дады Зал­маева, Ахты из Мескеты и Султан-Мурада из Беноя сумма была увеличена в де­сять раз.

В августе движением были охвачены вся горная, предгорная и часть равнинной Чечни. В эти же дни шли ожесточенные бои повстанцев Аргунского округа с сильной и хорошо вооруженной колонной войск А.Д. Лохвицкого. Здесь восстание возглавили Дада Залмаев и Ума Дуев. 15 августа отряд из 300 бойцов - аргунцев во главе с Умой Дуевым присоединился к объединенным силам движения Алибека-хаджи Алданова. Для соединения с повстанческими вой­сками двигaлся вверх по левому берегу Аксая отряд Ахти из села Мескеты.

В конце августа - начале сентября 1877 года кавказское командование перехо­дит к более активным действиям против повстанцев. Силы были слишком неравны. В начале октября движение пошло уже на спад. Ума-хаджи дал последний бой возле аула Шарой Аргунского округа 7 октября 1877 года, окончившийся для него поражением. 8 октября был подавлен последний очаг сопротивления и в Веденском округе: Алибек-хаджи с 60 повстан­цами ушел в Дагестан для продолжения восстания в этом горном крае. С этой же целью 12 августа перешли в Дагестан и другие известные чеченские предводите­ли: Ума Дуев, Дада Умаев, Дада Залмаев, Лорса-хаджи, Тангай и другие. Но 3 ноября все они были выданы дагестанскими повстанцами в руки генерала Смека­лова после взятия последним аула Согратль. И только Алибек-хаджи успел выр­ваться из окружения. Он вернулся обратно в Чечню и 27 ноября явился к началь­нику Веденского округа князю Авалову и добровольно сдался в плен

Вскоре над главными руководителями восстания, попавшими в руки кавказских властей, состоялся военно-полевой суд, заседавший в городе Грозном 4-6 марта 1878 с из 17 человек, привлеченных к ответственности, 11 человек суд приговорил к смертной казни через повешение. В числе приговоренных были Алибек-хаджи Алданов, Дада Залмаев, Ума-хаджи Дуев и его сын, офицер конной сотни импера­тора, Дада Умаев. Из остальных обвиняемых один был осужден на бессрочную каторгу, трое к 20 годам каторги, а двое – оправданы, 9 марта 1878 года в 6 часов утра в городе Грозном на ярмарочной площади приговоренные были пове­шены. Султан-Мурад из Беноя и Сулейман из Цонтароя суда избежали — они суме­ли бежать в Турцию.

Основной движущей силой восстания 1877 г. были народные массы, хотя в нем принимали участие и отдельные представители местной знати и духовенства, по некоторым причинам находившихся в оппозиции к местной администрации. Вос­стание в Чечне 1877 г явилось самым крупным выступлением крестьян на Север­ном Кавказе пореформенной России. Оно отличалось своей подготовленностью и большей организованностью по сравнению со всеми предшествующими выступ­лениями простого народа.

Однако и это движение в целом оставалось раздробленным, непоследователь­ным, слишком неравны были силы восставших и правящего режима в чем и заклю­чались основные причины поражения. Тем не менее, восстание 1877-1878 гг. в Чечне имело большое историческое значение, в первую очередь для формирования и ро­ста самосознания народа.

В условиях снижения накала социальной и национально-освободительной борьбы наиболее распространенной формой на­родного протеста в Чечне с конца 70-х гг. XIX в. вплоть до начала ХХ столетия стала подача жалоб и прошений.

Протест чеченского народа против установленных порядков проявлялся в само­вольных рубках леса.

Стали, чуть ли не обычным делом поджоги домов и имений представителей местной знати и чиновников администрации – приспешников официальной россий­ской власти. Была даже попытка сжечь имение крупного чиновника – начальника Аргунского округа Ипполитов.

Но социальный протест в чеченском ауле направлялся не только против самой официальной власти и ее действий. Все чаще обнаруживалось недовольство чечен­цев-переселенцев и коренных жителей тех аулов, куда их вселяли.

Несмотря на очевидное малоземелье жителей горного района, чиновники област­ного управления продолжали переселять чеченцев из своих родных аулов в другие под предлогом их укрепления.

Социальные протесты в пореформенной Чечне, как и в других районах империи, проявлялись не только в форме прошений и жалоб. Отдельные крестьяне и целые сельские общества, бросая вызов властям, отказывались выполнять требования должностных лиц, решения суда

Одной из распространенных форм протеста в Чечне в рассматриваемый пе­риод было так называемое абреческое движение. Движение абреков было бесперспективным и могло приносить трудящимся массам лишь кратковременное облегчение от гнета мощного бюрократического аппарата местного управления, подчиненного Военному министерству.

Несмотря на поражение вооруженных выступлений чеченского народа против установившегося режима самодержавной власти и небольшую результативность иных форм социального протеста, их борьба была не напрасной.

Во-первых, при всей кажущейся неудаче народных выступлений они все же в своей совокупности ставили какой-то предел произволу власти имущих.

Во-вторых, чеченские крестьяне, с оружием в руках отстаивая свою независимость, приобретали опыт национально-освободительной борьбы и поднимались на новый уровень самосознания.

И, наконец, в-третьих, общая борьба за общие интересы и цели, оказывало сильнейшее воздействие на этническое сплочение чеченского народа, на сохранение его исторической памяти.

3. Земельная проблема являлась в Чечне в первой половине XIX в. краеугольным вопросом экономической и политической жизни в контексте взаимоотношений между горцами и царским самодержавием. Российская империя, колонизировавшая северокавказский регион, осознавала, что от того, насколько она успешно решит комплекс вопросов аграрной проблемы, настолько прочной будет ее власть в крае. У кавказских народов земля и все, связанное с ней, были основой их экономического базиса.

Главная цель царизма при решении вопроса в регионе заключалась в утверждении его власти на Кавказе. Главной опорой царизма в этом деле должно было стать казачье население.

Отобранные у горцев земли, начиная от реки Терека до самой Сунжи, общей площадью 375 тыс, десятин были объявлены казенными и отведены для сооружения здесь пограничных укреплений и воинских поселений.

В собственность казны и для создания казачьих станиц отбирались лучшие плодородные земли.

Таким образом, самой главной причиной переселения чеченцев в Турцию была колонизаторская политика России на Кавказе, приведшая к аграрному кризису и взрывоопасной обстановке в крае.

Одним из главных организаторов переселения чеченцев был начальник Терской области генерал Лорис-Меликов, а непосредственным исполнителем был осетин Мусса Кундухов – генерал русской армии.

М. Кундухов, возглавивший процесс переселения, нуждался в поддержке авторитетных лиц из чеченцев.

Подручными в деле подготовки переселения чеченцев в Турцию становятся Саадула Османов, Алико Цугов.

Чеченцы в большинстве случаев переселились в Турцию вопреки своему жела­нию, под давлением влиятельных сородичей, социальных верхов, которые сыграли поистине преступную роль в этом деле. И турецкие, и царские агенты активно вели агитацию среди чеченцев за массовое переселение в единоверную Турцию.

Чеченцы фактически были депортированы со своей этнической родины, их про­сто толкали к переселению, причем безо всякой заботы об их будущем.

Переселение чеченцев, которое должно было закончиться в течение двух месяцев, превратилось для них в многомесячное «хождение по мукам».

Русско-турецкие переговоры по переселению горцев начались с поездки генерала М. Кундухова в апреле 1864 г. в Константинополь. К началу октября эти переговоры завершились согласием турецких властей на принятие 5 тысяч семей чеченцев. Турки планировали поселить переселенцев на Черноморском побережье, вблизи российской границы, и использовать их впоследствии как активную пограничную стражу в антироссийских планах. После дополнительных взяток, о чем говорится в секретной переписке, русским переговорщикам удалось уговорить турецких властей поселить «упомянутые выше 5 тыс. чеченских семейств вдали от пределов наших», т.е подальше от границы.

Одураченные подкупленными царскими властями агентами и религиозными фанатиками чеченцы, изъявившие первоначально готовность переселиться чуть ли не все поголовно в единоверную Турцию, когда стал вопрос о переселении, то многие пытались отказаться.

Неприветливо встретила переселенцев «единоверная Турция», положение переселившихся горцев оказалось крайне тяжелым.

Массовое переселение горцев из Терской области в Турцию было создано искусственно и являлось принудительно-добровольным. После 1865 года массовое переселение не только чеченцев, но и других горцев Северного Кавказа практически прекращаются. Переселенцы-горцы постоянно стремились вернуться обратно на Родину. Они возвращались небольшими группами, преодолевая пре­пятствия, чинимые царской администрацией. Поэтому из огромной массы желающих вернуться в 60-70-х годах возвратилось на родину лишь 5 857 чеченцев, а другая небольшая часть вернулась только после войны 1877-1878 годов.

Материальная культура чеченцев. Жилища и поселения. В XIX веке чеченские селения по своему внешнему облику четко разделялись на горные и равнинные. Горные селения были небольшие по размерам. Для большинства из них характерна была скученная беспорядочная застройка. На равнине и в предгорьях поселения имели более свободную, разбросанную планировку. Общим для них было одно – села создавались там, где был источник воды: рака, родник.

В Чечне по типу поселений преобладали полигенные (соседские), но были и моногенные (фамильно-патрономические) типы поселений.

На равнине у чеченцев было распространено однокамерное турлучное жилище с плоской земляной крышей. В XIX веке большинство предгорно-равнинных жилищ чеченцев представляло собой рядный длинный дом с открытой террасой. Выбор строительного материала определялся естественно-географической средой. Во второй половине XIX века двух - и трехкамерные постройки становятся самыми распространенными. В XIX веке большие неразделенные семьи чеченцев жили в так называемых «длинных домах», которые состояли из нескольких изолированных помещений. Во всю длину дома строилась терраса, куда выходили двери и окна каждого отдельного помещения. «Длинные дома», в зависимости от имущественного состояния владельца, состояли из нескольких комнат главы семьи и женатых сыновей. Обязательной частью дома являлась комната для главы семьи. Древнейшим видом отопления жилища был открытый очаг. В XIX веке его заменяет пристенный камин или различные типы печей.

Пища. Пища чеченцев подразделялась на повседневную и ритуальную (праздничную, свадебную., поминальную). Мясомолочные и растительные блюда составляли издавна основу питания чеченцев. В зависимости от времени года, основная часть меню носила сезонный характер: весной – травы; летом травы, фрукты, молочные блюда, зимой – мясные блюда.

Особую роль пища играла в обычае гостеприимства. Как бы ни спешил гость, он не мог уйти, не отведав пищи хозяйки. Обрядовая пища присутствовала и в календарных праздниках чеченцев. На Новый год обязательно пекли хлеба, делали вареник. После окончания сельскохозяйственных работ также пекли хлеб, а из первых колосьев нового урожая делали бублики, галушки, пирожки с говяжьим и бараньим жиром.

Жертвоприношениями сопровождалось возвращение стад с летних и зимних пастбищ, удачная охота; отмечались зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие и т.д.

Одежда. Традиционная одежда чеченцев была удобной, практичной, без излишеств, и в то же время красивой. Одежду шили из материалов местного производства, а также и из привозных тканей. Шить умели практически в каждой семье. Но были известные мастерицы, которые шили одежду на заказ.

Основные элементами мужского костюма были рубаха, штаны общекавказского типа, бешмет, черкеска, различные головные уборы, бурка, украшения и оружие. Повседневная одежда мужчин состояла из штанов, рубахи, головного убора, обуви из кожи и бешмета. Бешмет надавали поверх рубахи. Его использовали как повседневную, так и праздничную одежду. Зимние бешметы утеплялись ватой или шерстью. В зимний период носили также и овчинные шубы разного покроя.

Парадной, выходной одеждой у мужчин была черкеска. Ее шили из сукна коричневого, черного, белого цветов. Для особых случаев черкеску шили из красного шелка на подкладке или белого сукна. Длина черкески зависела от возраста: молодые люди носили короткую черкеску, с годами она удлинялась. Ременной пояс с металлическими (часто серебряными) пряжками и кинжал в красивых ножнах являлся строго обязательной частью мужской одежды.

В качестве повседневной верхней одежды женщины носили рубахи-платья. Которые шили из домотканых, а в более состоятельных семьях – из дорогих покупных тканей. Платья украшались декоративными застежками, вышивкой. Молодые девушки и женщины носили праздничные платья – «гIабали» из бархата, шелка, парчи, атласа и т.д. Серебряные застежки и пояс, украшенный драгоценными или полудрагоценными камнями, являлись обязательными элементами данного праздничного костюма.

Повседневно и праздничной женской одеждой чеченок были различные типы бешметов из ситца, шелка, зимние утеплялись. В зажиточных семьях женщины носили бешметы, сшитые из дорогих привозных тканей.

Большую роль в костюме женщин играли различные украшения: бусы, кольца, браслеты, подвески, монеты и т.д.

Чеченские женщины носили различные головные уборы: маленькие и большие головные платки, головные и наплечные шерстяные и суконные шали, прозрачные шарфы из шифона. Использовались также платки и шали, изготовленные из козьего пуха. В конце XIX века широко стали использовать покупные головные уборы.

Обувь. Женская и мужская обувь была во многом схожей. Обувь изготавливали из сыромятины и из сафьяна. Была также вязаная из шерсти обувь. У чеченцев были популярны сапожки из сафьяна, туго обтягивавшие ноги и не имевшие каблуков («маьхьсеш»), а также изящные сапожки с высокими голенищами и многослойной подошвой. Наиболее распространенной обувью были «неIармачаш», сшитых в виде тапочек из одного или нескольких кусков сыромятной кожи. Зимой также носили войлочную обувь. В дождливую погоду поверх нее надевали кожаную обувь. В конце XIX века усиливается приток в Чечню фабричной обуви, прежде всего сапог, резиновых галош, туфель.

Прикладное искусство чеченцев. Развитие прикладного искусство чеченцев в XIX веке связано с возникновением ремесел, развившихся на базе использования местного сырья. У чеченцев металлообработка находилась на очень высоком уровне. Известными центрами обработки металла являлись в то время Старые Атаги, Шатой, Ведено, Дарго, Джугурты, Шали. Большой популярностью пользовались великолепно отточенные кинжалы с изображением креста и зверя. Чеченцы – мастера хорошо владели разнообразными технологиями по обработке меди, бронзы, железо, стали, олово, свинца, золото, серебра, латуни и т.д.

Значительную роль в хозяйственной жизни чеченцев играло кузнечное ремесло. Кузнецы изготавливали железные предметы, необходимые в быту и для сельского хозяйства орудия труда: плуги, лемеха, серпы, косы, ножи, подковы, ножницы для стрижки овец, цепи для очагов и многое другое. Каждый аул в прошлом имел своих опытных кузнецов, которые изготавливали для своих односельчан орудия труда для сельскохозяйственных работ. Искусные династии кузнецов были в селении Старые Атаги, Бачи-Юрт и т.д.

Среди чеченцев встречались искусные ювелиры- мастера по золоту и серебра, которые на протяжении многих веков успешно работали, производя изделия не только из серебра и золота, но также для этих целей широко использовали бронзу, медь, железо, минералы, камни и т.д. Результатом их искусного творчества являются разнотипные женские украшения: серьги, перстни, кольца, амулеты, предметы культа и обработанные части разнообразного оружия. Среди чеченцев были известные мастера-ювелиры.

Центрами ювелирного дела у чеченцев являлись Шарой, Макажой, Никарой, Ялхарой, Шали, Старые Атаги.

Широко было развито кожевенное производство. С давних пор чеченцы изготавливали различные изделия из кожи6 мужскую, женскую и детскую обувь, пояса, конскую сбрую, теплю одежду (тулупы, папахи, ноговицы и т.д.). В Чечне имелись искусные мастера по выделке разноцветного сафьяна, который использовался для изготовления наиболее дорогих изделий.

На очень высоком уровне находилось портняжное дело. Шить изготавливать одежду умели практически в каждой семье. Женщины- чеченки являлись одновременно «портными», ткачами, швеями, тесемщицами. Они также украшали одежду богатой вышивкой. Искусные мастерицы обладали секретами золотого и серебряного шитья.

К началу XX века традиционное рукоделие горцев приходит в упадок в связи с внедрением товаров российского фабричного производства.

Устное народное творчество и литература. Устное народное творчество чеченцев, как и у других народов Северного Кавказа, представлено различными жанрами: сказками, преданиями, легендами, мифами, героико-эпическими и лирическими песнями, пословицами и поговорками.

В устном народном творчестве чеченского народа отражалось их история и мировоззрение. Особое место в фольклоре чеченцев занимают героико-эпические песни. Они возникли в XVII- XIX веках, в период борьбы чеченцев за земли на равнине против иноземных захватчиков. В устном народном творчестве чеченцев нашел отражение период завоевания Кавказа Россией. Большой популярностью в то время пользовались в то время песни о Бейбулате Таймиеве, Алибеке-Хаджи Зандакском, относящиеся к концу XIX – началу XX века. Во второй половине XIX века появляются песни, в которых наиболее ярко отображена социальная несправедливость. Такими песнями являются «Песня каторжника», «Песня о бесчестном мулле и прекрасной Зейнап» и другие.

В конце XIX века появляются абреческие песни. Герои этих песен – абреки – заступники народа. Большой популярностью пользовались песни о бесстаршном

Многовековое соседство, экономические и культурные контакты, сипатии и антипатии народов не могли не отразиться в их устном поэтическом творчестве. В устном народном творчестве терских и сунженских казаков также преобладали жанры исконно русского фольклора (былины, исторические песни, обрядовая поэзия). Основные произведения фольклора казаков были посвящены событиям и особенно – периоду Кавказской войны.

Хотя царизм постоянно втягивал казаков в борьбу против горцев, но традиционная дружба между чеченцами и казаками, сложившаяся на протяжении веков, продолжал укрепляться и расширяться. Об этом свидетельствуют такие песни, как «Ахмад Автуринский», «Эли, сын Умара из Акки» и др.

Чечня в трудах русских ученых, писателей, поэтов. Кавказ издавна привлекал русских ученых, писателей и поэтов. Здесь побывали в свое время А. Бестужев-Марлинский, А.Одоевский, А.Полежаев, А.Грибоедов, классики русской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и многие другие.

В произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова горцы показаны как гордый, свободолюбивый и гостеприимный народ. Общаясь с горскими народами, изучая их быт и нравы, они создавали свои лучшие произведения, проникнутые сочувствием и любовью к горцам. Таковы «Тазит», «Кавказский пленник» А.С.Пушкина, «Валерик», «Измаил-Бей», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

Высоко ценил и любил горский фольклор Л.Н. Толстой. Он говорил, что «предания и поэзия горцев – сокровища поэтические, необычайные». В 1852 г. со слов друзей – чеченцев С.Мисербиева и Б.Исаева записал русскими буквами две чеченские народные песни – «Высохнет земля на могиле моей» и «Песнь о гехинском Хамзате». Позже Л.Н.Толстой включил объединенный текст этих песен в повесть «Хаджи-Мурат».

Интерес великого писателя к горской среде был глубок и постоянен. Мотивы фольклора гребенских казаков и горцев писатель также отразил в повести «Казаки».

Русские писатели и поэты нашли шедевры в фольклоре горских народов, и в своих произведениях показывали реальную картину жизни и быта горцев, их справедливую борьбу против угнетателей. Интерес русских ученых к изучению нашего края особенно возрос с окончанием Кавказской войны. В этот период в русской печати появляются труды русских исследователей: Н.Ф.Грабовского, А.П.Берже, Г.А.Вертепова, А.И.Ипполитова, П.И Головинского и других об устной поэзии, истории, географии, этнографии горских народов.

Первые вайнахские просветители. Во второй половине XIX века появляются труды первых вайнахских исследователей – Чаха Ахриева и Умалата Лаудаева.

В 1872 году в Тифлисе впервые был издан труд «Чеченское племя». Написал его первый чеченский этнограф и историк У.Лаудаев. Он внес определенный вклад в изучение края, в развитие научной и просветительской мысли в дореволюционной Чечне.

Позже в печати стали выступать и другие представители местной интеллигенции: И.Цискаров, И.Мутушев, Т.Эльдерханов и другие.

В 1848 году бацбиец И.Цискаров впервые в газете «Кавказ» напечатал на русском языке тушино- чеченские песни.

Русские ученые-лингвисты о Чечне. Ученые – кавказоведы А.А.Шифнер, И.Бартоломей, П.Услар внесли большой вклад в изучение языков горских народов. Учеными собраны и записаны также пословицы, рассказы, сказки чеченцев и ингушей.

Известный русский ученый – кавказовед П.К.Услар впервые дает описание грамматики чеченского языка. К грамматике был составлен русско-чеченский словарь, насчитывавший около 500 слов. Изданный П.Усларом в 1862 году на основе русской графики чеченский алфавит и оригинальный научный труд «Чеченский язык» явились основой для изучения вайнахских языков и фольклора.

«Чеченский язык» П.К.Услара был переиздан в 1888 году с приложением статей автора. Им же впервые в Грозном была открыта чеченская школа с преподаванием на родном языке.

В ходе работы над горскими языками П.К.Услар начинал изучение вайнахских языков с помощью информаторов-горцев. Одним из них был прапорщик Кеди Досов из Ведено. Пользуясь алфавитом П.К.Услара, он издал в Тифлисе в 1862 году на чеченском языке букварь под заглавием «Нохчийн джуз ду хIара».

В 1866 году был издан еще один чеченский букварь, составленный И.Бартоломеем при содействии юнкеров-чеченцев Джемаль-Эддина Мустафинова, Эдика Бочарова и Ахмедхана Тарамова.

Первый академик живописи из чеченцев П.З.Захаров. Заметной вехой в развитии чеченского искусства XIX века стал самобытный талант художника-академика из чеченцев П.З.Захарова.

Захаров родился в 1816 году в чеченском селении Дады-Юрт. Это было время, когда царская Россия вела активные боевые действия против кавказских горцев. После одного из боев в ауле Дады-Юрт на боле битвы русские солдаты подобрали раненого ребенка. Этому 3-летнему мальчику дали имя Петр Захаров. Мальчик был увезен в Москву двоюродным братом генерала А.П.Ермолова П.Н.Ермоловым. Он всячески содействует развитию способностей одаренного мальчика.

В 1833 году П.З.Захаров выдерживает экзамен в Петербургскую Академию художеств. Успех молодого художника в стенах Академии растет. В 1835 году за работу, выполненную на экзамене, он был удостоен серебряной медали. В 1836 году П.З.Захаров получает звание свободного художника, а в 1837 году – аттестат об окончании Академии художеств. В возрасте 27 лет живописцу П.Захарову Академия художеств присвоила высшее звание – Академика живописи.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.