Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-13 | 1218 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
2. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX вв. М., 2005.
Ахмадов.Я.З. Сползание Российской Федерации и Чеченской Республики Ичкерия к конфликту// Чечня: от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции). – М.,2001.-С.112-125.
Чеченцы: история и современность / Сост. Ю.А.Айдаев. М.,1996.
Тема: Чеченская республика на рубеже XX-XXI вв.
Чеченский кризис. Его природа и эволюция.
Хасав-Юртовские соглашения. Усиление социально-экономического и политического кризиса в 1996-1999 гг.
Военные действия в 1999-2001 гг.
Формирование федеральных и республиканских органов власти. Деятельность руководства Чеченской Республики во главе с А-Х.А. Кадыровым по прекращению военных действий и восстановление экономики и социальной сферы
1. Августовские события 1991 г. в Москве и последовавший затем развал СССР предоставил многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим коммунистической бюрократии на демократическую систему власти мирным конституционным путем, определить посредством всенародного референдума статус республики, найти приемлемую форму взаимоотношений с РФ, тем самым постепенно обрести реальную экономическую и политическую самостоятельность в рамках обновленного федеративного союза равноправных народов и республик новой демократической России.
Однако такой вариант решения обострившихся проблем власти и суверенитета, предложенный демократической общественностью ЧИР, не устраивал определенные политические силы в Москве и в самой Чечено-Ингушетии. В результате ЧИР, ее политические элиты оказались в эпицентре борьбы нового российского руководства с союзным центром за передел власти и собственности. Чеченские национал-радикалы во главе с генералом Д. Дудаевым, выступив против ГКЧП и поддержав Б. Ельцина и Р. Хасбулатова в августовских событиях, получили шанс для захвата власти в Грозном. Дудаев и силы, стоявшие за ним, захватили власть в ЧИР. Однако, не введи Ельцин Чрезвычайное положение в ЧР, шансы Дудаева и его команды удержаться у власти были равны нулю. В развернувшейся борьбе за передел власти и собственности новая квазиэлита Чечни сделала ставку на агрессивный сепаратизм, обернувшийся трагедией для чеченского народа.
|
Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит Чечни, отказавшись действовать согласованно во имя высших интересов нации, спровоцировали раскол общества и упустили шанс создания в Чечне полиэтнического правового гражданского общества. Этим и воспользовались античеченские и антироссийские силы, спровоцировав военный конфликт.
Чеченский кризис – следствие незавершенности модернизационных процессов в Чечне. Его последствия теперь известны. Отметим главное – значительное отставание чеченцев от многих других народов по качеству жизни. Высока была степень безработицы. В начале 1991 г. избыток рабочей силы в республике доходил до 100-200 тыс. человек, что составляло от 20 до 30 % всего трудоспособного населения республики. Удельный вес незанятого населения в общей численности трудовых ресурсов был в 3 раза выше, чем в целом по России. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., свыше 73 % жителей ЧИАССР проживали в сельской местности.
Парадокс ситуации заключался в том, что промышленность и транспорт испытывали недостаток в квалифицированных кадрах и в рабочей силе в целом. Но ничего не делалось для привлечения в эту сферу чеченцев и ингушей. В отношении их сохранялась скрытая дискриминация. Действовала негласная установка соответствующих партийных структур: не допускать чеченцев и ингушей в ведущие отрасли народного хозяйства. В конце 80-х гг. на крупнейших производственных объединениях «Грознефть», «Грознефтеоргсинтез», где было занято 50 тыс. рабочих и инженеров, всего несколько сот рабочих являлись чеченцами и ингушами.
|
После возвращения из депортации в конце 50-х гг. многие чеченцы были вынуждены постепенно возвращаться в места их прежнего насильственного переселения, где они добывали нелегкий хлеб на сезонных работах. Число выезжающих на сезонные работы доходило до 100 тыс. человек.
Количество чеченцев в Чечне постоянно сокращалось. К 1979 г. доля чеченцев, живущих в ЧИАССР, упала до 80,9 % их общего числа, к 1989 г. эта цифра еще более снизилась до 76,6 %.
Доходы от сельскохозяйственных работ, где была занята основная масса чеченского населения, была значительно ниже, чем в среднем по России. К 1985 г. среднемесячный заработок колхозника или рабочего совхоза в Чечено-Ингушетии составлял 82,5 % от среднего показателя в целом по РСФСР. К 1991 г. эта цифра снизилась до 74,8 %. В соседних с республикой российских регионах – Ставропольском и Краснодарском краях и Ростовской области – заработки были значительно выше: 140,5 % и 118,6 % от среднего показателя по Российской Федерации.
Одной из худших в стране была в ЧИАССР система медицинского обслуживания, а смертность среди детей – одной из самых высоких.
В Ставропольском и Краснодарском краях и Ростовской области в 1991 г. на 10000 человек приходилось соответственно 87, 94,1 и 94,8 больничных коек. В Чечено-Ингушетии только 74. Там же на 10000 человек соответственно приходилось 112,6, 98,2 и 81,5 врачей, в ЧИАССР всего лишь 58,9.
Очень низким был уровень образования чеченского населения. По данным переписи 1989 г. чеченцы находились на одном из последних мест по этому показателю среди народов СССР. Высшее образование имели только 45 человек из каждой тысячи взрослого населения. В то время как этот показатель в целом по России равнялся 113.
Страшный урон традиционной культуре чеченцев нанесла яндарбиевская пропаганда тотальной лжи и псевдокультуры. Культ силы, национальной исключительности, несвойственное чеченцам пренебрежительное отношение к другим народам, разжигание этнической ненависти к русским, ставка на низменные инстинкты людей стали содержанием официальной идеологии.
|
Монополизировав СМИ, введя запрет и жесткую цензуру на инакомыслие, режим Дудаева начал осуществлять тотальное информационное насилие над чеченским обществом. Телевидение стало своеобразным психотропным оружием. Осуществленное с его помощью идеологическое отравление ядом лжекультуры подорвало нравственное здоровье чеченского общества. Уголовник, мародер, убийца, на словах ратующий за суверенитет, – патриот, а честный совестливый чеченец, осуждающий войну, сомневающийся в том, что национал-казнокрады, грабившие народ и республику, строят независимое государство, – предатель, враг народа.
В основе чеченского конфликта лежит столкновение интересов криминально-мафиозных группировок и лоббирующих их политических элит центра и ЧР (прежде всего из-за нефти). К 1991 г. в ЧИР ежегодно добывалось до 4,2 млн. тонн высококачественной нефти (грозненская нефть и нефтепродукты из нее высоко ценились на мировом рынке), а перерабатывалось с учетом завоза до 16-18 млн. тонн в год. ЧИР давала 6 % совокупного валового национального продукта СССР. После развала СССР удельный вес Чечни в валовом национальном продукте России вырос до 10-12 %. На территории Чечни проходили важные нефтепроводы к портам Черного моря, в том числе ветки от Каспийского, Тенгизского месторождений нефти – крупнейших в СНГ. Такой огромный нефтяной куш, ставший, по существу, бесхозным (на тот момент), не мог не провоцировать схватку новых квазиэлит Москвы и Грозного.
При этом следует иметь в виду, что нефть из других регионов России по трубе поступала в Грозный, перерабатывалась и реализовывалась вплоть до осени 1994 г. С 1991 по 1994 г. в ЧР поступило около 21 млн. тонн российской нефти. Добавим к ней 12-15 млн. тонн нефти Чечни. Большая часть этой нефти была переработана в нефтепродукты и продана зарубежным странам. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами в чеченском анклаве по самым скромным подсчетам специалистов составила десятки миллиардом долларов. По данным российских и зарубежных спецслужб, только доля чеченской стороны составила около 10 миллиардов долларов. Но большая часть нефтедолларов осела в карманах российских чиновников, на счетах посреднических фирм, банков, отмывавших чеченские нефтедоллары.
|
До осени 1994 г. российское руководство пыталось приручить режим Дудаева политическими средствами. Федеральная власть, заявив о не легитимности его режима, тем не менее продолжала оказывать финансовую помощь ЧР, причем средства выделялись как Дудаеву, так и на нужды вооруженной оппозиции. Деньги из российского бюджета в Чечню поступали вплоть до 1994 г. Естественно, министерства и ведомства РФ имели здесь свои интересы.
В апреле 1993 г. Дудаев получил 2,5 млрд. рублей пенсионных денег. За этот же период с участием российских чиновников Грозный получил от бизнеса с «фальшивыми авизо» 4 триллиона рублей. Большую сумму денег – 150 млрд. рублей – и оружие получила от России и чеченская вооруженная оппозиция. Награбленные у чеченского народа деньги прокручивались в российских банках. Помогали Дудаеву и друзья из ближнего и дальнего зарубежья. Так, в 1992 г. Эстония «подарила» Чечне 2,5 млрд. советских денег, изъятых из обращения. Все эти годы в Чечню поступает оружие и большие суммы денег из Турции, Египта, Афганистана, Ирана, Омана, Саудовской Аравии, Иордании и других мусульманских стран. Счет идет на десятки миллионов долларов США. А народ Чечни обнищал как никогда, республика была разграблена и лежала в руинах.
Трагедия чеченского народа напрямую связана с оружием, которое было оставлено в Чечне решением военно-политического руководства России. Назначенный в мае 1992 г. на пост министра обороны РФ П. Грачев после встречи с Дудаевым подписал приказ о передаче ему 50 % оружия российской армии, имеющегося на территории Чечни. На деле в руках Дудаева оказалось 90 % находившегося в Чечне оружия.
Чечне официально были оставлены 2 пусковые установки тактического ядерного оружия «Луна» (без снарядов), 251 самолет, средства противоздушной обороны (10 зенитных комплексов «Стрела – 10» и 23 зенитные установки различных типов, 7 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла»), 108 единиц бронетехники, 153 единицы артиллерии, минометов, из них 18 реактивных установок БМ-21 «Град», 590 единиц современных противотанковых средств, 150 тыс. гранат и т. д.
Количество оставленного стрелкового оружия, боеприпасов практически не поддается учету. По одним данным, было оставлено 71000 единиц стрелкового оружия, по другим – 57596 единиц. Военные настаивают на цифре 41538 единиц.
Это оружие было оставлено летом 1992 г. и оценивалось (по ценам 1991 г.) в 8 млрд. рублей.
Таким образом, чеченский кризис порожден самыми разнородными явлениями, которые, как в фокусе, сошлись в нужном месте и в нужное время. Но самое печальное состоит в том, что чеченские национал-радикалы вольно или невольно дали втянуть себя в заговор против собственного народа.
|
Среди причин стратегического характера наиболее важной была и остается заинтересованность в конфликте геополитических соперников России. С ликвидацией СССР цель «холодной войны» была достигнута не вполне. С точки зрения геополитических целей «холодной войны» - расчленение России должно было продолжаться. Чеченский кризис с его возможными перспективами развития напряженности на Кавказе – исключительно важный узел, находившийся в центре внимания геополитических соперников.
Российское государство все более милитаризировалось. Для проведения в жизнь не популярных в народе, но столь необходимых формирующимся олигархам реформ применялись силовые методы. Укрепляются имеющиеся силовые структуры и создаются новые. После расстрела в октябре 1993 г. российского парламента стало ясно, что военные превратились в главную силу в руках власти. На волне этой «победы» над парламентом России российское руководство все более склонялось к решению чеченской проблемы военным способом.
Стремление путем «маленькой», но победоносной войны решить проблему Чечни хорошо просматривается в действиях кремлевских политиков, особенно во второй половине 1994 г. Создается и вооруженная антидудаевская оппозиция, которая бездарно организовала танковый штурм Грозного 26 ноября 1994 г., закончившийся полным крахом наступавших.
28 сентября 1994 г. состоялось заседание Совета безопасности России, на котором было принято решение о начале силовой акции в Чечне. Андрей Козырев, бывший в то время министром иностранных дел РФ, присутствовавший на этом заседании, писал: «Военные убедили нас на заседании.., что это должен быть «бескровный блицкриг» и он будет продолжаться не дольше, чем до 20 декабря». Поэтому Ельцин не сомневался, что война в Чечне будет короткая. Его убедили в этом вице-премьер С. Шахрай и министр обороны П. Грачев. Как пишет депутат Государственной Думы С. Юшенков, когда он всячески пытался предостеречь от вторжения в Чечню, Олег Лобов, тогда секретарь Совбеза, заявил: «А почему мы не может провести такую операцию у себя в стране, как это сделали США на Гаити? Пора нам власть показать. Хватит».
К Чечне были стянуты значительные по численности и по оснащению войска − бронетанковые, артиллерийско-ракетные, воздушно-десантные, мотострелковые, а также подразделения спецназа, ОМОНа и т. д. Были подготовлены самолеты и вертолеты. По данным зарубежных источников, группировка российских войск, готовящейся к предстоящей операции, достигла численности 35-40 тыс. человек. По мере нарастания неудач и трудностей численность российских вооруженных сил увеличилась в несколько раз.
В первые же дни войны было полностью разрушено отдельно стоящее здание республиканской библиотеки им. А.П. Чехова. Варварским бомбардировкам подверглись Государственный архив, Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, учебные корпуса всех трех вузов республики, жилые дома.
Однако территория воинской части, где дислоцировалась гвардия генерала Дудаева, расположенная недалеко от указанных учреждений, не пострадала в то время совсем.
Ход военной кампании зимы 1994-1995 гг. сопровождался для российских войск целой серией неудач. Катастрофой закончился штурм Грозного в ночь с 31 декабря 1994 г. на 1 января 1995 г. По зарубежным данным и по свидетельству очевидцев, из 250 единиц бронетехники, участвовавших в штурме, большая часть была уничтожена, сотни российских военнослужащих погибли, многие попали в плен. Основные потери в этой войне несли мирные граждане. Более 40 тыс. погибло мирных жителей, в том числе 5 тыс. детей, еще больше искалеченных физически и психологически. Материальные потери не поддаются учету. Из 428 чеченских сел 380 были подвергнуты бомбардировкам, уничтожено 70 % жилья, разрушены вся промышленность, сельское хозяйство.
Военные действия в Чечне привели к колоссальным людским и материальным потерям, приобрели затяжной характер, перевернули общественное мнение и настроили его против России, усугубили кризис власти и общества в самой РФ. Группировка российских войск в Чечне оказалась неспособной разоружить незаконные вооруженные формирования без ущерба для мирного населения. Выкуривая боевиков, военные бомбили г. Грозный и мирных жителей, в большинстве своем настроенных против криминального режима Дудаева. Именно этого и добивались лидеры Ичкерии, навязав российским войскам кровопролитные бои в густонаселенном городе. Более 300 тыс. горожан бежали из Грозного, спасаясь от ракетно-бомбовых ударов федеральных войск. После взятия Грозного озлобленные солдаты и контрактники продолжали убивать и грабить грозненцев.
Весной 1995 г. российские войска заняли последние оплоты боевиков – Ведено и Шатой. Генералы были полны решимости добить сепаратистов, казалось, что война идет к завершению. Однако именно в этот период – 14 июня – отряд боевиков во главе с Басаевым, загадочным образом оказавшимся в г. Буденовске, захватил в заложники не менее двух тысяч больных женщин и детей и потребовал от Правительства РФ прекратить боевые действия и вывести войска с территории Чечни. Премьер-министр РФ В. Черномырдин начал переговоры с Басаевым и согласился выполнить требования террористов. Террористам позволили выехать в Чечню, а в Грозном начались переговоры под эгидой ОБСЕ. Война была приостановлена. Но вскоре переговоры зашли в тупик, и боевые действия возобновились. Позиция российских властей и уступки террористам во главе с Басаевым показали неспособность руководства РФ противодействовать терроризму. Через несколько месяцев другой полевой командир С. Радуев со своим отрядом захватил целое селение в Дагестане на границе с Чечней, сумел в течение нескольких дней успешно противостоять многочисленным войскам, с небольшими потерями выйти из окружения и вернуться в Чечню.
К зиме 1996 г. сложилось состояние вялотекущей войны. В Чечне прошли выборы, на которых главой республики был избран Д. Завгаев. Эти выборы не принесли примирения в чеченском обществе. Продолжалась партизанская война в ответ на боевые диверсии боевиков. Федеральные войска проводили карательные операции, в результате которых страдали в основном мирные жители.
Стало очевидно, что в условиях продолжающейся войны переизбрание Б. Ельцина на второй президентский срок будет невозможно. Кремлевские политтехнологи вновь решили использовать Чечню для решения главной внутриполитической задачи – обеспечить победу Ельцина на выборах. Ситуация в Чечне и вокруг нее стала главным козырем в начавшейся борьбе за президентское кресло в Кремле. В апреле того же года был убит Д. Дудаев, командовать силами боевиков был избран А. Масхадов, бывший полковник Советской Армии. В мае в Кремль прибыл и. о. Президента Чеченской Республики З. Яндарбиев, который и подписал соглашение о прекращении военных действий. Замирение в Чечне обеспечило Президенту РФ Ельцину переизбрание на второй срок. После завершения президентской выборной кампании проблема Чечни вновь отошла на второй план, острота спала, конфликт приобрел вялотекущий характер.
6 августа 1996 г. шестьсот боевиков практически беспрепятственно вошли в контролируемый федералами Грозный и захватили город. Пропустив боевиков в Грозный, новые кремлевские руководители дали понять главе ЧР Д. Завгаеву и его сторонникам в Москве, что российские солдаты погибать за их интересы больше не будут. Кремль вдохнул новую жизнь в отчаявшихся лидеров сепаратизма. 31 августа 1996 г. А. Лебедь и А. Масхадов подписали Хасав-Юртовское соглашение. Российские войска были выведены из Чечни. Закончилась первая чеченская война.
Первая чеченская война не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основными виновниками ее развязывания – кремлевскую власть. Большая часть СМИ систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные последствия этой войны как для России, так и для Чечни. Проводились, пусть и немногочисленные, митинги, демонстрации, пикеты против войны. С открытых антивоенных позиций выступили многие общественные движения, политические партии, научные организации. В ряде областей собирались подписи граждан за немедленное прекращение войны. Некоторые регионы и автономии запретили направлять на войну своих призывников. Впервые открыто выступили против войны десятки генералов, тысячи офицеров.
2. Подписание 31 августа 1996 г. соглашений в Хасав-Юрте А. Лебедем и А. Масхадовым не означало немедленного решения всех проблем как в Москве, так и в разрушенной Чечне, где любители легкой наживы начали грабить государственное имущество, склады. В Москве многие политики критически отнеслись к Хасав-Юртовским соглашениям, видя в них угрозу территориальной целостности России. Ю. Лужков заявил, что соглашение «Лебедев – Масхадов» – это капитуляция пока только вооруженных сил перед бандитами, а ЛДПР собиралась обратиться с запросом по этому поводу в Конституционный суд России. А. Солженицын высказывался за предоставление независимости Чечне, но без «казачьих» земель. Б. Ельцин 5 сентября заявил о поддержке действий А. Лебедя, но предупредил, что не надо торопиться с выводом войск. Министр юстиции РФ В. Ковалев назвал Хасав-Юртовские соглашения политической декларацией, не имеющей юридических последствий.
Непосредственный участник тех событий, уполномоченный Президента РФ по правам человека В. Лукин по истечении 6 лет так оценивает это соглашение: «… для всех было очевидно, что длительная война в Чечне 1994-1996 гг. не увенчалась успехом. В августе 1996 г. боевики фактически беспрепятственно захватили Грозный. Надо было или побеждать их в течение одной – двух недель, или дать хоть какую-то передышку тем российским войскам, которые в результате неумелого руководства ими несли большие потери. Их моральное состояние было низким. Передышка была просто необходима в этих условиях, чтобы предотвратить большие человеческие жертвы. Так что все дело не в Хасав-Юртовских соглашениях, которые, повторюсь, были в тот момент вынужденными и правильными, а в том, что такой передышкой, которую они давали, мы и Масхадов не воспользовались».
После приостановки в августе военных действий З. Яндарбиев принял решительные меры по исламизации государства. В сентябре он подписал указ о расформировании светских судов и замене их шариатскими судами, большинство мест в которых заняли члены джамаатов. Зарубежные, в основном арабские, миссионеры получили право участвовать в работе этих судов. З. Яндарбиев привлек к формированию шариатской судебной системы дагестанца Багауддина Мухаммада. Одновременно был введен так называемый шариатский Уголовный кодекс, являвшийся переводом Уголовного кодекса Судана. В Грозном открылся Исламский молодежный центр, ставший организационным оплотом и кадровым резервом ваххабитов. Вскоре ислам был провозглашен государственной религией Чеченской Республики Ичкерия. Из числа ваххабитов сформировали «исламскую гвардию». У политиков из круга З. Яндарбиева и полевых командиров стала заметна религиозная основа мотивации и оправдания их действий, в том числе захват заложников с последующим их выкупом.
В плане отношения к исламу А. Масхадова можно считать преемником Д. Дудаева, который после прихода к власти представлял независимую Чечню только как светскую республику. Обвинения в адрес А. Масхадова в «потворстве» исламским радикалам несостоятельны, поскольку слабость в военном отношении, да и вся логика событий вынуждала его идти путем компромисса. Как политик А. Масхадов старался, где возможно, достичь согласия и с Москвой, и с полевыми командирами.
Непримиримым противником ваххабизма стал занимавший пост муфтия Чечни с 1995 по 2000 гг. А.-Х. Кадыров. Его деятельность во многом способствовала срыву планов ваххабитов и поэтому на него была организована серия покушений. По-своему трагическая фигура прагматика и религиозного авторитета А.-Х. Кадырова стала своеобразным символом внутренней противоречивости исламской идеологии и практики в Чечне.
В декабре 1998 г. Верховный шариатский суд принял решение об образовании нового религиозно-госудаственного органа – шуры (с араб. – совет), создание которой должно было ослабить позиции А. Масхадова. Резко обострились противоречия между А. Масхадовым и внушительным блоком, состоявшим из полевых командиров и наиболее авторитетных вождей исламской оппозиции. А. Масхадов в феврале 1999 г. установил в Чечне «полное шариатское правление», заявив о создании Президентской шуры, имевшей консультативный статус, куда были включены едва ли не все оппоненты А. Масхадова. Однако разрешить с помощью этой комбинации конфликт не удалось, тем более что Ш. Басаев заявил, что само наличие шуры означает завершение президентских полномочий А. Масхадова.
В мае 1999 г. было совершено четвертое по счету покушение на А.-Х. Кадырова, который заявил, что приступает к формированию «армии защитников тариката», которая должна насчитывать до 4 тыс. бойцов. Можно предположить, что если бы в августе 1999 г. не началось «вторжение» в Дагестан, то «армия защитников тариката» превратилась бы в серьезную военно-политическую силу, способную самостоятельно противостоять ваххабитам.
Дагестанские ваххабиты всегда симпатизировали чеченским «коллегам» и сотрудничали с ними. А. Ахтаев был заместителем З. Яндарбиева в «Кавказской конфедерации», заместителем М. Удугова в движении «Исламская нация», Багауддин Мухаммад был тесно связан с Хаттабом, а в 1997 г. был приглашен З. Яндарбиевым для помощи в подготовке к введению шариатского законодательства. В 1997-1998 гг. сотрудничество дагестанских и чеченских ваххабитов окрепло.
Еще одной дагестанско-чеченской организацией стал созданный в 1998 г. и возглавленный Ш. Басаевым Конгресс народов Ичкерии и Дагестана. Басаев внес предложение об образовании общего Дагестанского и Чеченского шариатского суда, шариатской оперативной группы, создание нескольких совместных комитетов, в том числе экономического, финансового и по вопросам экологии. В апреле 1999 г. на 11-м съезде Конгресса народов Ичкерии и Дагестана наряду с призывами к объединению на исламской основе участники съезда требовали деколонизации Дагестана и всего Кавказа и вывода оттуда российских войск.
Рассматривать басаевский рейд в Дагестан в августе 1999 г. как чисто чеченскую авантюру некорректно. В отрядах Ш. Басаева и Хаттаба было немало дагестанцев, перебравшихся в Чечню вместе с Багауддином Мухаммадом. Чеченцы составляли лишь четверть «армии вторжения».
В октябре 1996 г. Масхадов возглавил коалиционное правительство Ичкерии, в которое должны были войти кроме сторонников сепаратистов члены администрации Завгаева и представители общественно-политических движений. Масхадов, сохранив должность начальника Главного штаба, одновременно занял кресла премьера и министра обороны. В декабре 1996 г. премьер России В. Черномырдин и премьер Ичкерии А. Масхадов подписали соглашение «в целях определения принципов сотрудничества». Основное содержание соглашения: возобновление транспортного сообщения, добычи, переработки и транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа на территории ЧР.
31 декабря 1996 г. завершился вывод российских войск с территории Чечни.
Положение в послевоенной Чечне было крайне тяжелым. Число погибших колебалось от нескольких десятков тысяч до 120 тыс. человек, а в списках пропавших без вести значились фамилии 14396 граждан ЧР. Только в Грозном имелось до 80 невскрытых мест массовых захоронений. Огромен материальный ущерб, понесенный Чеченской Республикой. Некоторыми экспертами он оценивается от 5500 млн. долларов США до 12-15 и 35 млрд. долларов, а чеченской стороной – от 150 до 200 млрд. долларов.
27 января 1997 г. А. Масхадов был избран президентом. Он получил 59,3 % голосов избирателей, участвовавших в голосовании. 12 февраля 1997 г. А. Масхадов вступил в должность Президента Чеченской Республики Ичкерия. Он занял и пост главы Правительства ЧРИ. Первыми вице-премьерами стали Ш. Басаев, М. Удугов, а А. Закаев занял пост вице-премьера и министра культуры. В правительство были введены профессионалы Г. Эльмурзаев, Н. Усамов, М. Оздарбиев, А. Осмаев, М. Бакаев, Х. Витушев, Н. Дааев. Состав первого правительства Масхадова вызвал резкую критику со стороны полевых командиров и их сторонников, обвинивших президента в попустительстве «коллаборационистам» и пренебрежении к участникам Сопротивления.
1 апреля А. Масхадов под давлением радикалов объявил об отставке правительства. Был сформирован Высший Президентский Совет, в который вошли военные и политические лидеры сепаратистов. Он утверждал кандидатуры министров, предложенные президентом, после чего члены правительства утверждались Парламентом ЧР. Процесс согласований и утверждений состава нового правительства продолжался более двух месяцев. 3 июня А. Масхадов объявил об окончательном утверждении кабинета.
Первыми вице-премьерами стали Ш. Басаев и М. Удугов, вице-премьерами Р. Гелаев, И. Халимов, А. Закаев, И. Астамиров, А. Мовсаев, президентом Корпорации строительных работ А. Исмаилов, начальником Департамента налоговой службы О. Туршаев, министром транспорта Э. Султанов, министром – главой Управления капитального строительства − Э. Исмаилов, начальником Департамента связи И. Алиев и др. В новом правительстве сохранили свои посты министр внутренних дел К. Махашев, министр юстиции Э. Шерипова, президент ЮНКО Х.-А. Яриханов, глава телевидения и радио Л. Чабаев, глава таможенно-пограничной службы М. Хатуев, глава Госкомитета по управлению госимуществом Л. Баталов. А. Масхадову удалось отстоять небольшую группу аполитичных профессионалов. Вице-премьером по вопросам экономики стал М. Дошукаев, вице-премьером и министром пищевой промышленности – Л. Алсултанов, президентом Национального банка – А. Закаев, министром по труду и социальным вопросам – Х. Витушев. Сохранили свои посты министр энергетики Н. Усамов, министр ЖКХ А. Осмаев, начальник Департамента автодорог Н. Дааев.
12 мая 1997 г. в Москве Президент ЧРИ А. Масхадов и Президент РФ Б. Ельцин подписали мирный договор «О мире и сотрудничестве», ставший, по мнению многих политологов России и чеченских политиков, юридическим признанием независимости ЧРИ. В договоре указывалось, что стороны будут «строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права…».
В июне съезд полевых командиров и участников Сопротивления, состоявшийся в Грозном, потребовал удалить из правительства «коллаборационистов», ввести в действие закон о люстрации и прекратить «внешнеполитические уступки» Москве. В июле – августе в результате правительственного кризиса, спровоцированного радикалами, в отставку ушли Ш. Басаев, Р. Гелаев, А. Мовсаев, другие полевые командиры и их сторонники. Осенью 1997 г. главенствующую роль в чеченском правительстве стали играть практики-экономисты во главе с первым вице-премьером М. Дошукаевым и руководителем Департамента госимущества Л. Баталовым, которые готовили программу экономического развития Ичкерии. В конце 1997 г. президент вновь поддался давлению и шантажу со стороны радикалов и объявил о назначении главой Правительства Ичкерии Шамиля Басаева.
12 января 1998 г. Басаев приступил к формированию нового кабинета. Процесс длился около двух месяцев. 5 марта члены правительства принесли присягу на Коране. И. о. премьера и первым вице-премьером стал Ш. Басаев. Пост «второго» первого вице-премьера занял бригадный генерал Турпал-Али Атгириев. Вице-премьером и министром иностранных дел был назначен М. Удугов. Вице-премьерами также стали К. Махашев, (куратор силового блока) и бывший советник президента И. Бисаев. В правительстве Ш. Басаева заметно усилились позиции полевых командиров и представителей радикального крыла сепаратистов. Так, министром шариатской государственной безопасности (главой МВД) стал бригадный генерал Ислам Халимов, министром топлива и энергетики – полковник Ширвани Басаев (брат Шамиля Басаева), министром строительства – полковник Асламбек Исмаилов, председателем Госкомитета по природным ресурсам – полковник Иса Астамиров.
А. Масхадов предпринимал зарубежные поездки с целью признания независимости ЧР или в крайнем случае получения поддержки со стороны руководителей других государств. Визиты в Грузию и Азербайджан особых результатов не имели. Не принесли ожидаемых результатов поездки А. Масхадова в США и Великобританию – западные политики не собирались осложнять на этом этапе отношения с Россией из-за Чеченской Республики Ичкерия. Визиты в Саудовскую Аравию, Турцию и Малайзию также ничего не дали.
Весной 1998 г. резко обострилась ситуация вокруг ваххабитских центров, действовавших на территории ЧРИ. Экстремисты занимались похищениями людей, пытались насильственно насаждать «шариатские правила» в чеченских селах, что порождало конфликты и столкновения. В марте по приказу А. Масхадова бойцы Антитеррористического центра при Президенте Ичкерии (АТЦ) пытались разгромить ваххабитский центр в Урус-Мартане. Ваххабиты удерживали похищенных в Дагестане милиционеров, иностранных журналистов и других заложников. В результате штурма 16 марта были убиты несколько боевиков, однако остальным удалось скрыться вместе с заложниками.
Активизация действий против ваххабитских «джамаатов» привела к возникновению серьезных разногласий между А. Масхадовым и и.о. премьера Ш. Басаевым. Ш. Басаев и его сторонники выступали против силовых мер по отношению к преступникам. В апреле-мае, когда обострилась ситуация в Дагестане, противоречия в ичкерийском руководстве углубились: президент и его команда (Т.-А. Атгириев, А. Закаев, Л. Хултыгов, К. Махашев) выступили против вмешательства во внутридагестанский конфликт, а глава правительства и часть министров (М. Удугов, И. Халимов) считали необходимым поддержать дагестанских «братьев по вере» и группировку Хачилаевых. Противоречия в правительстве привели к новым отставкам: в апреле ушел в отставку заместитель министра шариатской госбезопасности Абу Мовсаев, а в конце мая за ним последовал министр ШГБ И. Халимов. Противостояние ваххабитов и местных жителей в Гудермесском районе привело 30-31 мая к вооруженному столкновению двух группировок в Гудермесе. 21 июня группа сторонников С. Радуева во главе с полковником В. Джафаровым, начальником штаба «Армии Джохара Дудаева», предприняла попытку захватить здание телевидения в Грозном. Во время столкновения погибли сам Джафаров, начальник Службы национальной безопасности Леча Хултыгов и два боевика «Армии Джохара Дудаева».
22 июня указом президента А. Масхадова на территории Ичкерии было введено чрезвычайное положение, а в Грозном – комендантский час. В прямое подчинение президента были переведены министерство шариатской госбезопасности, национальная служба безопасности и другие силовые структуры, а также Госкомитет по телевидению и радиовещанию. Правда, для осуществления решительных мер по борьбе с преступниками глава Ичкерии и его сторонники не располагали достаточными силами. 14-15 июля в Гудермесе произошло крупное столкновение правительственных войск с ваххабитскими боевиками. В ходе боев погибли десятки людей. 17 июля Масхадов продлил действие режима ЧП в республике и комендантского часа в Грозном. Президент призвал на действительную военную службу бывших участников Сопротивления, находящихся в резерве – около 5 тыс. человек.
Шамиль Басаев был назначен заместителем главнокомандующего Вооруженными силами, генерал Асламбек Исмаилов стал военным комендантом Ичкерии. Открыто поддержавший ваххабитов Мовлади Удугов был отправлен в отставку. 20 июля президент подписал указ о расформировании Шариатской гвардии и Исламского полка. А. Масхадов подписал указы о лишении полномочий двух членов Шариатского суда, выступивших в поддержку ваххабитов. Прокурор ЧРИ Х. Сербиев возложил ответственность за складывающуюся ситуацию на З. Яндарбиева. В ночь на 22 июня властями Ичкерии была прекращена деятельность всех частных телекомпаний на территории республики. Генеральная прокуратура предупредила Яндарбиева о недопустимости проведения митингов в период действия ЧП. О поддержке президента и его действий заявил Салман Радуев.
23 июля было совершено покушение на А. Масхадова. Один телохранитель был убит, трое ранены. А. Масхадов не пострадал. В тот же день власти начали решительное наступление на религиозных экстремистов, которых подозревали в причастности к покушению.
26 июля бывший командир Шариатской гвардии А. Межидов и бывший командир исламского полка А. Бараев, а также руководители ваххабитских джамаатов заявили о своей лояльности президенту. В результате июньского кризиса Масхадов получил хорошую возможность при поддержке полевых командиров покончить с преступными группировками и экстремистскими центрами, но остановился на полпути.
28 июля власти объявили об отмене режима ЧП и комендантского часа. Президентская пресс-служба заявила о «стабилизации общественно-политической ситуации и «значительных успехах в борьбе с преступностью». Разумеется, власти выдавали желаемое за действительное. Уже через два месяца, 23
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!