Чечня в эпоху становления первобытнообщинного общества. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Чечня в эпоху становления первобытнообщинного общества.

2017-06-13 3584
Чечня в эпоху становления первобытнообщинного общества. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Чечня в эпоху становления первобытнообщинного общества.

Чечня в эпоху расцвета первобытного общества.

Гаджиев М.Г Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. Эпоха энеолита и ранней бронзы. М., 1991.

3. История народов Северного Кавказа с др. времен до конца XVIII в.М.,1988.

4. История первобытного общества: эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

5. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

6. Марковин В.И., Мунчаев Р,М, Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. М. 2003.

7. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. Неолит, энеолит, ранняя бронза. М.,1975.

8. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен по март 1917 г. Т. I, Грозный, 1967.

 

 

Тема № 2. Чечня в VII в. до н.э. - IV в. н.э.

Нахи и степной мир.

Хозяйство. Общественный строй.

Духовная культура.

Нахи сарматы.

Хорошо известно, что Северный Кавказ является зоной активных контактов оседло-земледельческого местного населения и подвижных степных скотоводческих племен Юго-Восточной Европы. Начиная с IV - середины III тыс. до н.э. к Кавказу потянулись скотоводы степей, нуждавшиеся в земледельческой и ремесленной продукции, которой был богат Северный Кавказ.

Одним из кочевых племен оставивших след в культуре вайнахов были скифы.

Нахи и скифы. Итак, скифы начали проникать на Кавказ с начала VII в. до н.э. Жили они в степях Северного Причерноморья (считается что это термин собирательный для всех племен Северного Причерноморья.

В VII веке скифы начали гигантский поход в Переднюю Азию через Кавказ. Спокойный быт древних нахов был нарушен.

Кавказские народы оказали яростное сопротивление пришельцам. Так поступили и вайнахские племена.

Присутствие скифов на Северном Кавказе затянулось почти на два века.Постепенно скифские племена переходили к оседлому образу жизни. Они смешивались с аборигенами Кавказа, постепенно забывая свой язык и обычаи. С годами они растворились среди нахов, осетин и других народов. Поэтому сегодня нет такого народа - скифы.

Скифский «звериный» стиль в нахском искусстве. Скифы оказали сильное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь вайнахов. Своим походом в Переднюю Азию скифы втянули в орбиту международных связей древних нахов, которые приняли самое активное участие в скифском походе. Благодаря этим контактам, нахи многое переняли у скифов. Они научились изготавливать по-скифски атрибуты конской сбруи - более изящно и пластично; переняли формы оружия - и не хуже скифов стали изготовлять их акинаки (кинжалы), секиры, наконечники копий и стрел. Материальная культура нахов постепенно преобразовывается. В ней сливаются как элементы скифской кочевнической культуры, так и привнесенные из Закавказья и Малой Азии. Об этом красноречиво свидетельствуют кинжалы из Сержень-Юртовского, Шалинского, Мескетинского и других могильников VII-V вв. до н.э.Вайнахи переняли у скифов их знаменитый «звериный стиль». Вещи, изготовленные в подражание этому стилю, были выполнены с изображением зверей и птиц изображения хищной птицы или хищного зверя.

Одним из излюбленных мотивов древних нахских мастеров было изображения копытных животных, как целыми фигурами, так и частями того или иного животного (в виде головы, ноги, копыта). Они изображались на глиняных сосудах, металлических изделиях или отливались целыми фигурками.

Таким образом, скифский «звериный» стиль был заимствован местными мастерами-гончарами, ювелирами, косторезами и другими умельцами.

Тем не менее, несмотря на сильное скифское влияние, древние нахи, да и другие аборигены, сумели сохранить самобытный местный колорит и облик во всех аспектах своей культуры.

Хозяйство. Земледелие. В равнинных районах автохтоны обрабатывали обширные плодородные земли, а в горах использовалась и террасная форма земледелия. Сеяли пшеницу, лен, просо, ячмень. Землю пахали при помощи деревянных рал, усиленных железными наконечниками. В рала запрягали быков, буйволов, возможно, и лошадей. Для помола зерна использовались ладьевидные каменные зернотерки, а также ступы, песты (для дробления зерна) и терочники.

Земледелие плодотворно сочеталось с садоводством и виноградарством. Не исключено, что равнинные вайнахи выращивали и бахчевые культуры.

Скотоводство. Параллельно с земледелием развивалось и животноводство. Об этом свидетельствует огромное количество костей домашних животных, найденных при археологических раскопках поселений и могильников. Наиболее убедительные материалы найдены на Сержень-Юртовском поселении. Основными составляющими в животноводстве были свиноводство и разведение крупного рогатого скота, а мелкий рогатый скот - овцы и козы, - устойчиво занимал третье место.

Хорошим подспорьем в хозяйстве служили охота и рыболовство.

Металлообработка. Вдревней Чечне были развиты металлообработка, гончарное дело, обработка камня и косторезное дело. На Сержень-Юртовском поселении обнаружены специальные кварталы, где жили и работали мастера по металлу. Шел процесс специализации металлургов, литейщиков, кузнецов и других специалистов.

Гончарное производство. Было развито гончарное производство. Керамика была в основном ручно-лепная и поэтому довольно грубая на вид. Вместе с тем, видимо, были и мастера, знавшие секреты работы с гончарным кругом. К керамическому производству относится и изготовление глиняных статуэток в виде изображений различных животных. Это была в основном культовая атрибутика.

Обработка кости и камня. Значительное место в быту древних вайнахов занимали предметы из кости и камня. Камнерезы изготавливали надгробные стелы, каменные украшения (бусы, привески), а также боевые молоты, топоры и т.д.. Мастера виртуозно пользовались искусством шлифования, сверления и гравировки.

Прядение, ткачество и шитье. В рассматриваемое время на Северном Кавказе и в частности на территории Чечни было развито прядение, ткачество и шитье. В качестве пряжи использовались шерсть и льняной луб. Кроме того, одежду шили и из кожи животных.

Обмен и торговля. Разветвленная специализация ремесел потянула за собой рост и расширение торговли, обмена. Торговля тоже начала специализироваться, т.е. появляются торговцы зерном, ремесленными изделиями, кузнечным инструментом, скотом, мясом и т.д.

Общественный строй. Развитие хозяйства и торговли привело к развалу первобытно-общинного уклада в нахском обществе, при котором вся хозяйственная деятельность ложилась в равной степени на всех членов общины, рода, племени. Успехи же в развитии земледелия, скотоводства, ремесла и торговли привели к формированию новых социальных отношений. Люди начали делиться на богатых и бедных. Об этом свидетельствуют погребения с богатым, средним и очень бедным инвентарем.

Духовная культура. В I тыс. до н.э. материальная жизнь общества зависела от животноводства, земледелия и ремесленного производства. Условия материальной жизни способствовали формированию общественного сознания. В первую очередь это касалось религии. Археологами найдено много изделий из камня, глины, металлов, кости и т.д., связанных с религиозными представлениями общества того времени. Отголоски тех далеких верований до нас дошли, прежде всего, благодаря богатейшей вайнахской мифологии.

Религиозные верования в нахской мифологии. В ту пору люди начали поклоняться неодушевленным предметам - фетишам. Фетиши наделялись сверхъестественной силой и служили объектом поклонения.

Нахи поклонялись горным вершинам, определенным деревьям, родникам, небесным светилам - Солнцу, Луне, звездам и т.д.

Им приписывались мистические чудодейственные свойства, ими клялись. Нахи даже в наши порой клянутся Солнцем (Д1а Малхора ду и бакъ - клянусь тем Солнцем, что это правда), Луной, небом и т.д.

Ношение мусульманами - вайнахами в наши дни амулета «жайн» или христианами крестика на шее, поклонение иконам - пережитки язычества - поклонение фетишам.

Верования в быту нахов как пережитки язычества сохранялись вплоть до ХVШ-ХIХ вв., например, культ матерей природы и стихии:

1. Хинана - Мать воды, обитает в воде

2. Дорцнана - Мать вьюги и бури. Ей приписывалась власть над всякой непогодой.

3. Мехнана - Мать ветров. Так же, как и Мать вьюги, она жила на вершине Казбека.

4. Нана-Латта - Мать-Земля. В ней отражается образное восприятие кормилицы-земли по аналогии с кормящей матерью.

5. Щенана - Мать Огня. По мифам, она живет в огне и является его покровительницей.

При анализе всего пантеона нахских богов нетрудно заметить, что идея единого Бога в духовной культуре древних чеченцев отсутствует. Вместе с тем постоянно превалирует идея верховного Бога в лице Дэла, (подобно греческому Зевсу). Кстати, даже в наши дни, Аллаха чеченцы и ингуши называют Дэла, хотя среди 99 прекрасных имен оно отсутствует.

В целом чеченское язычество имело систему верований, где особое место занимали культы плодородия, земледелия, скотоводства, огня и т.д. Среди них заметную роль отводили животным, птицам, насекомым и многочисленным предметам неживой природы. Лучшее доказательство тому - вайнахские имена, пришедшие к нам из глубины веков.

Астрономические божества налов. Предки нахов в процессе развития своего кругозора, по мере углубленного познания и осмысления окружающей действительности, постепенно переносят своих богов на небеса, превращая их в солнце, луну, звезды, гром, молнию и т.д.

Сохранившиеся в языке нахов названия звезд и других небесных тел говорят о бытовавших в прошлом астрономических познаниях среди нахов. Ученые сумели зафиксировать более 15 названий звезд и созвездий. Если говорить о месте глины и изделий из нее в духовной культуре нахов, надо отметить,чтоиз всех находок культового назначения на первом месте находятся глиняные изделия.

В мифологии нахов, как и у многих других народов, сохранились свидетельства о сотворении богом первого человека из глины.

Из глины вайнахи делали украшения и предметы культа.

Из культовых предметов наибольший интерес вызывают штампы-пинтадеры (они напоминают современные печати). Они выполняли роль инструмента для оттиска узоров на культовых хлебцах (чеченские межирг, сискал, хьокхум). В наши дни хьокхум украшают тисненным орнаментом, исполненным столовой вилкой.

На Сержень-Юртовском поселении найдено 70 экземпляров антропоморфных (человекообразных) культовых фигур из глины. Большинство статуэток изображают человека в позе молящегося.

Антропоморфные статуэтки образуют три группы:

1. Статуэтки для ритуальных церемоний и празднеств. Они изображали божества - участников церемоний;

2. Статуэтки, связанные с культом рождения и смерти и изображавшие духов-покровителей, предков;

3. Статуэтки, связанные с магией и олицетворявшие не только сверхъестественные существа, но и живых людей.

На Сержень-Юртовском поселении найдено более одной тысячи з ооморфных глиняных культовых статуэток. Их можно сгруппировать по отдельным видам животных:

1) крупный рогатый скот (быки, коровы, волы, буйволы);

2) мелкий рогатый скот (бараны, козы);

3) свиньи;

4) лошади;

5) собаки;

6) птицы;

7) фантастические животные.

 

Нахи и сарматы. Сарматы жили в Нижнем Поволжье и Приуралье. Под общим названием «сарматы» скрываются и другие народы - савроматы, сираки, аорсы и другие. Угроза их нашествия возникла еще V в. до н.э., когда они, сокрушив сопротивление скифов на обширных просторах Северного Причерноморья, замыслили поход на Кавказ.

Первая, наиболее мощная волна нашествия сарматов на нахов была несколько погашена, ослаблена. Но тем не менее археологические памятники свидетельствуют о том, что в конце IV и начале III вв. до н.э. сарматы проникают в районы проживания.

Активно расселившись в I – IV в. н. э. на обширных просторах Северного Кавказа, сарматы постепенно растворяются в местной среде среди предков нахов, прикаспийских народов Дагестана. Сарматские племена, как это случилось в свое время и со скифами, - ассимилировались в местной среде и полностью потеряли себя как народ.

 

Литература:

1. Багаев М. Страницы древней истории Чечни. Грозный,2012.

2. 2.Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.). Армавир, 1999.

3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

5. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.

6. Мифы народов Кавказа. Составитель М.Х. Багаев. Махачкала, 1999.

7. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.

 

 

Тема № 3.Чечня в период раннего средневековья

(V-XII вв.)

Духовная культура Чечни.

Поселения и жилища. Новые явления материальной культуры чеченцев в XVIII веке были связаны в первую очередь с демографическими процессами в равнинных районах края, усилением межэтнических контактов и утверждением новой монотеистической религии – ислам.

В этот период меняется характер поселений. Если ранее они располагались, как правило, в естественно защищенных участках, то теперь они появляются и на открытых землях, богатых пастбищами и более пригодных для земледелия.

Плоскостные чеченские аулы были крупные (от 100 до 500 дворов), имели поквартальную планировку («куп», «юкъ»). В горной зоне аулы были небольшими, с огромным числом хуторов и в своем размещении делились на два типа – разбросанные и скученные (террасного или замкового плана).

XVIII век характеризуется расцветом архитектуры и народного зодчества чеченцев. Уникальные надземные монументальные сооружения (башенные и склеповые сооружения) составляют своеобразный комплекс материальных исторических памятников чеченцев. На территории Чечни основными районами каменного строительства являются верховья Аргуна (Чанты-Аргун, Шаро-Аргун), Нашаха, Малхиста, Майста и т.д.

Характерной особенностью архитектурных памятников чеченцев является строительство жилых башен – «гIала». Они являлись непременной принадлежностью любого горного села. По форме основания башни делились на 2 группы: квадратные и прямоугольные. Обычно они были невысоки − 2-3 этажа. Стены башен были сложены из необработанных или грубо обработанных камней. На каждый этаж вела своя дверь. Дверные и оконные проемы завершались арками.

Наряду с жилыми башнями функционировали и боевые башни («бIов»). Боевые башни, в отличие от жилых, являются вершиной архитектурного и строительного мастерства чеченцев.

Боевые башни строились без фундамента, на скальной основе. Секреты строительства башен передавались от отца к сыну. К выдающимся памятникам архитектуры Чечни в горной зоне относятся так называемые замковые комплексы («гIап»). Можно назвать замки Пакоч (ущелье реки Чанты-Аргуна), Алдам-Гези (сел. Кезеной) и другие.

Каменное зодчество Чечни выражалось не только в строительствебашен, но и разного вида склепов – служивших коллективными усыпальницами.

Следует отметить, что основным жилищем населения гор являлись не башни, а каменное, открытое со стороны фасада жилище («цIено») с плоской крышей типа «горская сакля». Хозяйственные постройки возводились в едином комплексе с саклей или башней. Во дворе возводились хозяйственные постройки. Во всех типах жилищ чеченцев имелись кунацкие («хьеша цIа»).

К числу памятников материальной культуры, относящихся к бытованию в прошлом среди чеченцев первобытно-языческой религии, относятся также разного рода святилища.

По мере распространения мусульманской религии ислам, в основном на равнинной части Чечни, чеченцы стали хоронить умерших по мусульманскому обряду в грунтовых могилах (кашах). Именно на этот период приходятся дошедшие до наших дней каменные стелы (надгробия) с арабскими надписями, которые ставились на могилах умерших. На смену языческим святилищам и христианским храмам приходят мечети.

Они строились первоначально из камня и сохраняли в себе черты местной национальной архитектуры.

В XVIII веке коренные жители Чечни проживали как в горах, так и на равнине в соответствующих поселениях, которые в дореволюционных русских источниках называются по-разному: село, деревня, аул, юрт, кабак и т.д. Конечно, в начале XVIII века доля сельского населения в горных селах была выше, нежели на равнинной части Чечни.

В XVIII веке в Чечне, как известно, не было городов. Поселения чеченцев были расположены в равнинной, предгорной, горной и высокогорной зонах.

Горные поселения чеченцев отличались теснотой дворов из-за отсутствия свободных земельных площадей, а то и полным отсутствием места строения. Зато на равнинной части селения чеченцев занимали большую площадь.

В XVIII веке у чеченцев шел процесс образования хуторов (к1отар - чеч.) в основном в горных районах. Жители вновь образовавшихся из нескольких семей хуторов, как правило, принадлежали к одному тайпу и были однофамильцами.

В каждом чеченском селении имелась, как правило, в центре села, небольшая площадь, называвшаяся «майдан», где жители собирались для решения и обсуждения важных вопросов. На этих же площадях - майданах - обычно находилась сельская мечеть.

В горных районах селения чеченцев по своей этнической принадлежности в основном состояли из представителей одного племени. Однако на равнине Чечни нередко были селения с многонациональным населением. Так, например, источники сообщают о том, что в отдельных селениях Чечни в XVIII веке совместно проживали кумыки, кабардинцы, балкарцы, осетины, аварцы и т.д. И, наоборот, в некоторых кабардинских деревнях проживало немало осетин, кумыков, лакцев, даргинцев, чеченцев и ингушей, и др.

Для строительства дома и хозяйственных построек чеченцы использовали различные строительные материалы. Однако и в этом были свои преимущества как в горах, так и на равнине Чечни. В горных районах большая часть жителей для строительства использовала камень. Стены из него, как правило, клались на глине или известковом растворе. Кроме того, здесь же практиковались дома с двойными плетневыми стенами, пространство между которыми заполнялось глиной.

На равнине же дома возводились из саманного (глинобитного) кирпича. Саманные дома зачастую строились одноэтажные, реже − двухэтажные. Кроме того, в равнинных районах Чечни дома горцев строились из плетня, с последующей его обмазкой глиной, смешанной с соломой. Однако и здесь, как и в горах, встречались турлучные дома с двойными плетневыми стенами. Кроме того, как в горах, так и на равнине, встречались дома с тесаной каменной кладкой и с деревянными деталями (окна, двери, карниз и т.д.). Жизнь на равнине для чеченцев сложилась в сравнимо более благоприятных условиях.

Из множества строительных приемов горцев большой интерес вызывает использование ими в строительстве чисто каменных перекрытий − арочные, на каменных столбах, ложные каменные своды, деревянные каркасы каменных жилищ, каменные столбы и колонны, зачастую фигурные (горный Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия и др.).

Во внутреннем убранстве чеченцев так же, как и у многих северокавказских народов, в большой мере улавливаются национальные особенности, традиции и обычаи. В домах у горцев, как правило, были маленькие низенькие столики и стулья, открытые деревянные шкафы для посуды, некоторые деревянные резные изделия, сундуки, узорные войлоки с аппликациями на деревянных кроватях или на стене и т.д. У многих чеченцев в домах, как уже отмечалось, имелись отдельные гостевые комнаты (кунацкая), где находились лучшие вещи - ковры, паласы, оружие, сундуки, кубки и т.д.

Одежда. О материальной культуре свидетельствует также одежда чеченцев. Комплекс мужской одежды состоял из штанов общекавказского типа и нательной рубахи, обуви и головного убора. Верхней одеждой являлись длиннополые рубахи, бешметы, черкески, бурки, различные типы овчинных шуб, накидки и т.д. Бешмет носили и зимой и летом. Зимний бешмет утеплялся ватой или шерстью. Черкеска являлась праздничной одеждой горцев.

В XVIII веке у чеченцев были распространены узкие кожаные пояса с небольшой железной или бронзовой пряжкой. Наряду с кожаными поясами чеченцы часто пользовались и матерчатыми поясами-кушаками из широкой полосы ткани − холста или шелка.

Бурка у чеченцев была наиболее распространенной верхней плечевой одеждой. Бурка XVIII в. отличалась от более поздних образцов тем, что она была короткой, иногда значительно выше колен, что придавало некоторые удобства и всаднику, и пешему человеку. Такую бурку надевали поверх черкески или кафтана и носили на левой стороне плеч, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая могла свободно двигаться. Кроме того, бурку можно было свободно поворачивать в ту сторону, откуда дул ветер и шел дождь.

Для мужчин были характерны шапки, изготовленные из меха, а также из холста, реже − из шерстяной ткани. Такие шапки позже были вытеснены другими меховыми и войлочными шапками горцев. В XVIII веке были распространены папахи из каракуля с очень широким околышем и довольно выпуклым круглым верхом. В то же время некоторые горцы из знатных фамилий к своим праздничным костюмам специально изготавливали шапки из ткани, похожие на митру и состоявшие из отдельных вертикальных долек, между которыми иногда размещались галуны, сходившиеся на макушке.

В качестве головного убора у горцев в XVIII веке были также войлочные шляпы в виде колпаков, иногда с поднятыми кверху полями.

Обувь чеченцев имела много общего с обувью народов Северного Кавказа. Она состояла из нескольких видов, как, например, чувяки («к\архаш» − чеч.) из сукна, козлиной или бараньей кожи, на мягкой, плетеной из ремней подошве.

Наряду с повседневной обувью (чувяки) чеченцы пользовались также мужской рабочей обувью «наь\ар мачаш» (поршни) из грубой сыромятной кожи, с плетеной подошвой. И, наконец, третий вид мужской обуви чеченцев − сапоги на кожаной или деревянной подошве с подковами. Сапоги шили также из дорого сафьяна, и они являлись празднично-выходной обувью состоятельных горцев.

В XVIII в. у чеченцев существовали как часть мужской обуви ноговицы. Простые ноговицы горцы шили из сукна и войлока, а парадные (праздничные) − из сафьяна.

Неотъемлемой частью мужского костюма в качестве элемента украшения являлось оружие – кинжал в серебряных ножнах.

Женская одежда чеченцев имела много локальных особенностей. Основными элементами нательной и верхней одежды женщин являлись разнотипные рубахи, рубахи-платья, бешметы разных типов, шубы, теплые шали, различные головные уборы и обувь. В горных районах Чечни в зимнее время женщины носили теплую верхнюю одежду - «г1овтал», стеганую на тонком слое ваты или шерсти. Изготовляли его из сукна, шелка или другой хлопчатобумажной ткани. Бешметы шили для молодых приталенные, женщины более старшего возраста носили трапециевидные бешметы ниже колен. В более состоятельных семьях для изготовления одежды использовались привозные дорогие шелковые ткани. Празднично-выходной одеждой молодых горянок являлись «гIабли». Данное платье украшалось специальным нагрудником и поясным набором из серебра. Чеченские женщины носили много украшений разных типов: накосные, ушные, шейные.

Различные перстни, браслеты украшали руки. Головные уборы также были представлены различными типами: шапки, платки, шали, шарфы и т.д.

В XVIII веке у чеченцев хорошо было развито изготовление столярно-токарных изделий. Подтверждением тому могут служить многочисленные деревянные: чашки, миски, кружки, кубки, которые имели явные следы вращения сосуда в процессе их изготовления в столярных мастерских.

Как и многие народы Северного Кавказа, чеченцы использовали в пищу мясо домашних животных. Предпочтение отдавалось баранине, на втором месте стояла говядина. Мясо других животных − конину, мясо буйвола или мясо диких животных − чеченцы употребляли редко. Мясные блюда чеченцев, как и у соседних народов, были разнообразные.

Из внутренностей животных горцы изготавливали колбасы и другие кушанья. Мясо домашней птицы − кур, индюков, гусей и уток − высоко ценилось ими, и из него готовили разнообразные вкусные блюда.

Наряду с мясными блюдами самой распространенной пищей чеченцев оставалась молочная. Популярны были сыры: овечий сыр − («нехча»), коровий («к1алд»), высушенный в виде шариков или кругов, а также подержанный в рассоле из сыворотки или овечьего молока.

В XVIII в. большим спросом в качестве пищевого продукта у чеченцев пользовался мед.

Духовная культура чеченцев. В XVIII веке у чеченцев, как и у многих народов Северного Кавказа, продолжала сохраняться семейная община, большая семья (патронимия), которой была характерна общинно-семейная собственность. Семейной общине (большой семье) чеченцев было присуще коллективное производство, потребление и совместное общинное управление. В большой семье (семейной общине) насчитывалось от 15 до 100 человек.

Наряду с большой семьей (семейной общиной) у чеченцев в XVIII веке существовала и малая, или индивидуальная семья.

Брак у чеченцев был экзогамным. Обычай чеченцев запрещал браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода (тайпа) и распространялся он на род как со стороны отца, так и матери. По этому обычаю даже дальние родственники не имели право вступать между собой в брак.

В семейном быту чеченцев широкое распространение имел адат (обычай) избегания.

Большое значение чеченцы придавали рождению ребенка, в особенности мальчика, соблюдению различных обрядов, связанных с первым завязыванием дитя в люльку, прорезанием зубов, первым бритьем волос, первым его самостоятельным шагом, достижением 15 или 16 лет и т.д. В выполнении подобных обрядов у всех северокавказских народов существовали свои локальные особенности.

Процесс воспитания детей протекал под непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев народа. В воспитании детей чеченцы брали за основу два рубежа, которые соответствовали приблизительно 6-8 и 10-12 годам. В этом возрасте девочек отделяли от мальчиков и привлекали к женскому труду. Девочка с раннего возраста становилась активной помощницей матери, и ее воспитание было заботой матери. Мальчики в крестьянских семьях помогали по хозяйству, и их воспитанием занимались в основном мужчины. Характерной чертой семейно-бытовых отношений чеченцев с древнейших времен являлся обычай глубокого уважения и почитания родителей и старших, независимо от их социального и национального происхождения, пола и положения в обществе

В XVIII в. у чеченцев, как и у других народов Северного Кавказа, сильны были кровно-родственные связи. По обычаям горцев, все члены фамилии и рода должны были оказывать друг другу всяческую помощь и оберегать от несчастных случаев, а в случае убийства или оскорбления чести и достоинства своего сородича - отомстить, ибо считалось, что обида и оскорбление нанесены всему роду.

Самым распространенным обычаем среди чеченцев в XVIII веке было гостеприимство. Большое место в жизни чеченцев занимал институт побратимства, когда представители разных тайпов после совершения определенного обряда становилась кровными братьями

В общественной жизни чеченцев немаловажную роль играла такая форма крестьянской взаимопомощи, как «белхи» (от слова «болх» − работа).

Как и у многих народов Северного Кавказа, у чеченцев в XVIII веке существовал своеобразный похоронный обряд. Надо полагать, что в это время чеченцы в своем большинстве хоронили умерших по мусульманскому обряду.

В Чечне были хорошо известны народные целители («лори» − чеч.), которые лечили больных и раненых, делали операции, удаляли пули и т.д. Своим мастерством были известны также чеченские костоправы. Чеченские мастера из поколения в поколение передавали навыки вправления вывихов, лечения переломов костей и различных ран, кровопускания при головных болях, укусах змей, незаживающих язвах и даже при выполнении такой сложной опера­ции, как трепанация черепа. Народные лекари имели разные лечебные инструменты.

Издревле для определения времени чеченцы использовали разнообразные предметы, связанные со звездами, луной и солнцем. Так, например, по звездам и созвездиям они определяли части света, время суток и сезонов, по луне − день месяца, по солнцу − время суток и времена года, древнейшей единицей измерения времени являлись сутки, имевшие дробное деление и т. д.

С давних пор у чеченцев существовали многообразные формы физического воспитания людей: игры, танцы, состязания, физическая тренировка, закаливание.

О высоком достижении древней культуры чеченцев в этот период свидетельствует также богатый фольклор (устное народное творчество), который составляют песни, сказки, предания, сказания, пословицы, поговорки, героико-исторические песни.

Как известно, в героико-исторических песнях воспевалась отвага горцев, спо­собных пожертвовать всем, защищая свободу родного края, земли, свою честь и национальное достоинство народа. Для всех «илли» характерна одна черта: все они учат мужеству и героической защите человеческой и национальной чести.

Героические песни горцев складывались, как правило, о подвигах, совершавшихся в кровавых сражениях, и герой берется за оружие лишь тогда, когда ему необходимо защитить честь и достоинство.

Кроме героико-исторических и героико-эпических песен, у чеченцев существовали и другие разнообразные по своему жанру песни − обрядовые, трудовые, охотничьи, любовные, шуточные, бытовые, колыбельные, детские. Жизнь песни была не статична.

Как известно, в состав героических песен входят и так называемые абреческие песни. Песни эти о горестной судьбе и героической борьбе людей, которые в одиночку осуществляли в форме индивидуального террора социальный протест порабощенного народа. Чеченские песни об абреках − это героические песни.

Высокохудожественными произведениями устного народного творчества чеченцев были легенды и предания, в которых, как правило, сообщаются сведения о прошлой, древней истории народа, о его обычаях, чаяниях и надеждах.

Основными создателями, хранителями и распространителями музыкального искусства чеченцев были народные певцы. Музыкальные инструменты чеченцев были также довольно разнообразны, основное назначение состояло в аккомпанировании певцу и в исполнении танцевальной музыки.

Язык также является одним из главных атрибутов духовной культуры народа. Чеченцы в большинстве своем, как в горах, так и на равнине говорили только на своем родном, чеченском языке.

Можно предположить также, что в это время в Чечне предпринимались попытки использовать арабский алфавит для чеченской письменности.

В то же время вполне реально, что в конце XVIII века в некоторых равнинных селах Чечни имелись религиозно образованные люди, за плечами которых были медресе в Дагестане.

Таким образом, анализ материалов, характеризующих материальную и духовную культуру чеченцев, позволяет утверждать, что во всех рассмотренных нами памятниках архитектуры и зодчества прослеживается их органическая связь и влияние строительного искусства предков чеченцев на зодчество соседних народов. В то же время, признавая некоторые общие черты, свойственные архитектурным памятникам народов Кавказа, нельзя не отметить и отличительные особенности чеченской материальной культуры, характерные только для Чечни. Кроме того, в XVIII в. происходит эволюция в развитии типологии и планировке чеченского жилища (от жилища большой семьи к жилищу малой семьи).

В этот период у чеченцев наблюдается некоторое оживление общественной мысли, связанное с социально-экономическим подъемом и обострением социальной борьбы, ускоряется процесс накопления народных знаний в различных сферах общественной жизни, делаются первые шаги в развитии письменности народа, углубляется процесс исламизации чеченского народа и т.д.

Высшим достижением духовной культуры чеченцев является создание героико-эпических песен и своеобразного уникального памятника устного народного творчества - нарт-орстхойского эпоса.

 

Литература:

Народами в XVIII веке.

XIX век

В первой пол. XIX века.

1 .Территория, расселенеие и численность населения.

В начале XX в.

В период двоевластия

После Февральской революции в Чечне устанавливается двоевластие. С одной стороны орган диктатуры рабочего класса и крестьянства – Грозненский Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. С другой − Чеченский национальный Совет, Грозненский Гражданский и Казачий комитеты, которые являлись буржуазными органами. Вскоре они в Грозном создали «Соединительное бюро», в который вошли представители Гражданского и Казачьего комитетов, Чеченского и Грозненского Советов, которое просуществовало с 9 марта по 26 мая, затем было реорганизовано в коалиционный орган власти – Грозненский исполнительный комитет. Руководящее положение в «Соединительном бюро», затем и в Грозненском исполнительном комитете, занимали буржуазные элементы, которые получили поддержку со стороны меньшевиков и эсеров.

14 марта 1917 г. собрался 1-й съезд Чечни, на котором наметились две группировки, претендующие на власть. Первую составляла демократическая интеллигенция, которая полностью доверяла одному из лидеров национальной буржуазии А.-М.А. Чермоеву. Второе течение объединяло мусульманское духовенство во главе с шейхами Д. Арсановым, А. Митаевым, А.-А. Шептукаевым и др. К этой фракции примыкали и маловлиятельные представители военной верхушки, средней и мелкой буржуазии.

Съезд избрал Чеченский народный исполнительный комитет, двух комиссаров – Грозненского и Веденского районов, а также участковых комиссаров. Эта была победа национальной демократической интеллигенции. Председателем исполкома стал известный публицист и адвокат Ахметхан Мутушев, комиссаром Грозненского округа – просветитель Т.Э. Эльдарханов, заместитель комиссара публицист Д.Д. Шерипов. В исполком вошли: А.Д. Шерипов, Ш.Э. Эльдарханов, И.М. Мутушев и др. Значительное влияние в исполкоме имела и горская буржуазия – А.-М.А. Чермоев, М. Абдулкадыров, Ш. Баширов, М. Мациев и др. Представителей духовенства в исполкоме не было, а от военных был лишь полковник А. Адуев, котором стал комиссаром Веденского округа.

1 мая 1917 г. во Владикавказе собрался съезд представителей горских народов, на котором был создан «Союз объединенных горцев Северного Кавказа». Его возглавили чеченский предприниматель и нефтепромышленник А.-М. А. Чермоев, кумыкский князь Капланов, кабардинский конезаводчик Коцев, дагестанский шейх Гоцинский и др. Руководители «Союза объединенных горцев Северного Кавказа» стремились изолировать горские народы от революционной России, отвлечь от классовой борьбы.

В апреле 1917 г. в Грозненском Совете произошли существенные изменения, усилились разногласия внутри Совета между большевиками и меньшевиками, эсерами. Меньшевистско – эсеровское большинство Грозненского Совета д


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.