Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС)

2017-06-13 914
Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Экологическое воспитание также можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обу­чения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к природе.

Совместное исследование С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой показало, что оп­тимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в про­цесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создаются педагогом для ре­шения конкретных дидактических задач, входящих в природо­ведческие занятия, наблюдения.

Выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, исполь­зование которых обладает различными дидактическими возмож­ностями. Это ИОС, построенные:

- с привлечением игрушек-ана­логов,

- кукол, изображающих литературные персонажи,

- различ­ных вариантов сюжета «Путешествие».

Первый тип ИОС — использование игрушек-аналогов, изо­бражающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразие игрушек-животных и очень ограниченное коли­чество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического харак­тера, помогает осознанию специфики живого, выработке воз­можности правильно (хотя и по-разному) действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут — живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Построение ИОС с игрушками-аналогами сводится к сопо­ставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведения), способу взаи­модействия с ним.

Следует специально обратить внимание на параллельное ис­пользование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не под­меняет, она наравне с животным (или растением) фокусирует на себе внимание ребенка, в равной степени является содержатель­ным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом.

Игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Важным при этом является способ ее вклю­чения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо жи­вому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: иг­рушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Следует отметить и такое явление: использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, а в других — менее успешным. Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда раз­говор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Особенно это необходимо, когда с животным невозможен действенный контакт, непосред­ственное общение. Ребята с удовольствием держат в руках иг­рушечных рыбку, птичку, зайчика, так как исключена возмож­ность взять в руки живых животных. И наоборот, дети мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которая ходит, нюхает, лает и ко­торую можно погладить, взять за лапу.

Итак, исследования показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она ста­новится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к игрушке в этом случае определяются следующими моментами: она должна быть опознаваема, независимо от материала и формы изготовления; в ней должны просматриваться характерные типичные при­знаки строения животного или растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкрет­ного вида.

Игрушка должна быть эстетична — отвечать совре­менным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положитель­ные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, детский сад может на­капливать подходящие игрушки как демонстрационный и раз­даточный материал.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изобража­ющих персонажей литературных произведений, хорошо знако­мых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреж­дениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И. А. Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Пет­рушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они вы­полняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объ­ектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру до­школьников, их поведение (Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова и др.).

Было сделано предположение, что куклы-персонажи неко­торых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на занятиях по изучению природы. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей не случаен.

Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям и нравится им за свою смелость, находчи­вость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает ребятам глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и ребята всегда рады встрече с ним, так как уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное.

Карлсон — в некотором смысле противоположный персонаж. Он знаком ребятам по книге Линдгрен и по мультфильму как большой хвастунишка, баловник и весельчак.

Незнайка, герой интересных сказочных приключений Н.Но­сова, носит свое имя не случайно. Он много хвастает своими способностями, на самом же деле ему часто недоступно решение даже самых простых вопросов.

Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут ис­пользованы на занятиях не с целью развлечь, а как условия, обеспечивающие решение дидактических задач. Куклы должны вписываться в ход занятий на основе программного содержания.

Л.П. Стрелкова, которая изучала влияние литературных произ­ведений на эмоциональное развитие дошкольников, доказывает не только уместность, но и целесообразность после прочтения сказок проведения игр-бесед между детьми и куклами, изобра­жающими их персонажей. При этом исследователь считает впол­не уместным в разговоре с ребятами выходить за пределы сюжета сказок, переключать беседы на реальные события из жизни детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор настоя­тельно подчеркивает, что от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, а дети — имитировать только положительных героев и тем самым упражняться (на уровне проговаривания и эмоциональных оценок) в хороших поступках.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятель­ность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения в сказке: либо сильную (осведомленность Чипполино), либо слабую (незнание Незнайки).

Таким образом, литературный герой, привнесенный на за­нятие, — это не просто симпатичная игрушка, которая развле­кает ребят, а персонаж с определенным характером и формой выражения. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляется своими типичными особенностями, то есть действует в своем «амплуа». Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуации, когда необходимы зна­ния и помощь ребят. Такие моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию в обучении: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения — активизируется умственная деятельность детей.

В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает, он взрос­лый и умнее детей. При использовании Незнайки и Карлсона, особенно когда они задают глупые вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в собы­тиях, уже дети стоят «над» ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, — они во власти игровой ситуации, а по­тому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объ­ясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это кос­венная форма обучения детей, целиком основанная на доста­точно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС — это различные варианты игры в путеше­ствие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. По существу всевозможные путешест­вия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой до­пускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуж­дают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководи­теля туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь сможет оказать атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Дети активнее входят в роль, боль­ше совершают игровых действий. «Оптические приборы», огра­ничивая объективом пространство обзора, создают хорошие ви­зуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографиро­вание предполагает изготовление «фотографий» — создание детьми рисунков на основе впечатлений.

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых дейст­вий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и под­держания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев вы­ходить за рамки отведенного времени — это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Итак, игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в про­цесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характе­ризует следующее:

1) имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочно-литературного произве­дения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

3) в содержание игры заложены дидактическая цель и воспи­тательная задача, которым подчинены все ее компоненты — сю­жет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношения­ми, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действия­ми, через которые и осуществляется дидактическая цель.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.