Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

2017-06-13 569
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Младшие группы. Продумывая организацию и руковод­ство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной де­ятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспи­тателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: на­пример, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересо­вать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забав­ных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учи­тывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бу­мажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные призна­ки. Например, для того чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подража­ние движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т.д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на кар­тинке. Основной задачей сравнения является установление при­знаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотри­те на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья, и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать от­дельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к жи­вотным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечат­ление детей от общения с животными или растениями, целесо­образно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже инди­видуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с иг­рой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее* или «Посмотрим, не надо ли обтереть Листья у фикуса».

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о при­роде. Рассматривая окружающие предметы, они способны вос­принимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблю­дение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитате­лем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспи­тателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позво­ляют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассмат­ривать не только животных, но и растения, причем можно предложить как один, так и дна объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индиви­дуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюде­ния в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характер­ные признаки каждого из них. Наблюдай за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать неко­торые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки вос­питателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить вни­мание детей на особенностях внешнего вида, жизненных прояв­лениях животного, установить необходимые связи и отношения.'

Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т.д. Воспитанники средней группы в состо­янии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредст­венный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? и т.д.), следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые, поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомя­чок так ловко лазает по лесенке?».

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: за­дает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выби­рать наиболее точное обозначение признака из двух-трех, пред­ложенных воспитателем, и т.д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, вос­питатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет, как ребенок заботится о нем и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатления­ми, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется исполь­зовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержа­нием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать неслож­ные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить неслож­ные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т.д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, сле­дует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводят­ся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рас­смотреть семена перед посадкой. В середине года начинают орга­низовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассмат­ривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, постав­ленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразитель­ной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в стар­шем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятель­ностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмот­рим, какой кролик, потом — что и как он ест, как передвига­ется») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособле­ния, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним. Организуются наблю­дения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя усложнения методики организации и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научить­ся за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнооб­разные вопросы. Некоторые совсем несложные, например, когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугаи от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей я отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай ловко лазает по стенкам клетки?.

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов на­блюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспи­татель помогает детям в случае затруднений вопросами, исполь­зует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятель­ным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразитель­ной и т. д.).

Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способность ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе на­блюдений обобщенных элементарных понятий» подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существую­щих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за жи­выми существами.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобще­нию знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существен­ных, общих признаков у детей формируются элементарные по­нятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т.д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом рас­тений и животных, между условиями их существования и по­требностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной, задачи. Но теперь в ходе занятий воспитатель чаще использует вопрос-задание, тре­бующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «По­смотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность само­стоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) при­знакам, что дает возможность подводить детей к усвоению эле­ментарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские дей­ствия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблю­дения впечатлений.

 

Циклические наблюдения

Согласно С.Н. Николаевой, цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет цель и определенное (несхожее с другими) содержание.

Основу цикла наблюдений составляют:

- Внешние особенности (строение);

- Способы функционирования;

- Компоненты среды обитания;

- Проявления приспособительной взаимосвязи со средой обитания;

- Характер взаимоотношений человека с живым объектом.

Цикл наблюдений имеет преимущества по сравнению с обычным занятием, на котором происходит рассматривание объекта. Они состоят в следующем:

− в цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное их освоение;

− каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые особенности уже знакомых объектов;

− многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых, самостоятельных наблюдениях детей.

В процессе организации цикла наблюдений необходимо учитывать следующие требования:

- компактное проведение цикла (наблюдения без больших разрывов во времени);

- преобладание визуального источника знаний над словесным;

- ограниченное число детей (чтобы каждый ребенок мог беспрепятственно рассматривать объект и общаться с ним);

- опора на видовую специфику животного, т. е. учет его биологических особенностей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.