Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.

2017-06-13 884
Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На развитие и становление методики природоведения существенное влияние оказывали постановление ЦК ВКП(б) о школе; решения съездов по дошкольному воспи­танию; развитие методики естествознания в школе. Посто­янно выделялись все более значимые воспитательно-обра­зовательные задачи природоведческой работы; разрабаты­вались содержание и методы работы по ознакомлению де­тей с природой; определялись условия для работы с детьми в природе.

Уже на I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1919 г.) выдвигалась задача «приблизить природу к ребенку», разработать содержание и методику ее изучения, создать специальные условия в дошкольных учреждениях (организовать участок, сад, ого­род, цветник, уголок природы). Началась подготовка вос­питателей к природоведческой работе с детьми. Вместе с тем отмечалось недостаточное использование наблюдений за природой, ознакомление с нею применяли только для развития созерцательного эстетизма или же в целях сен­сорного воспитания.

На III Всероссийском съезде по дошкольному воспита­нию (1924 г.) решались вопросы, связанные с внедрением принципов наглядности и активности в познании природы. Особо отмечалось, что атеистическая работа должна осу­ществляться с помощью наблюдений в природе, организа­ции труда и ознакомления детей с сельскохозяйственным трудом взрослых. Впоследствии труд в природе принял утилитарный характер, в погоне за его эффективностью были забыты учебно-воспитательные задачи. Аналогичная ситуация сложилась с исследовательским методом, механи­чески перенесенным из школы в дошкольное учреждение. При использовании данного метода ребенок ставился в по­ложение исследователя. От него требовалась максималь­ная самостоятельность как в отборе фактов, так и в их логическом осмыслении. Универсализация исследователь­ского метода привела к тому, что незаслуженно остава­лись в тени другие, не менее эффективные методы позна­ния.

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспита­нию (1928 г.) рекомендовалось всю природоведческую ра­боту вести по определенным организующим моментам, основное внимание сосредоточить на организационных за­нятиях. Впоследствии, из-за своей утилитарности, статич­ности, эта. система себя не оправдала.

К 1932 году относится первый проект программы, в ко­тором были определены цели и задачи дошкольного при­родоведения: оно стало рассматриваться как средство коммунистического воспитания. Первые и последующие про­граммные документы включали содержание знаний о при­роде, определяли основные методы ознакомления с ней.

Изучая советский период становления методики озна­комления детей с природой, обратимся к взглядам Е. И. Тихеевой и Л. К. Шлегер, педагогическая деятель­ность которых начиналась еще в дореволюционные годы.

Е. И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякае­мый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, фор­мирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Отметьте отношение Е. И. Тихеевой к приро­де как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильно­му отбору знаний для дошкольников и планированию ра­боты. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. Обратите внимание на то, что план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наи­более полезным и доступным для детей дошкольного воз­раста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, считая, что только она дает об­разцы «вечной и неизменной красоты».

Л. К. Шлегер к факторам, влияющим на развитие ре­бенка, относит и природу. Как и Е. И. Тихеева, она рекомендует использовать экскурсии, однако не считает обязательным предварительную подго­товку к ним. Богатые педагогические возможности видела Шлегер в беседах. «Привычка беседовать в определенном направлении, — пишет она, — вырабатывает в ребенке спо­собность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможно­стью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений» (Материалы для бесед с маленькими детьми/Под ред. Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. М., 1913. Вып. I. С. 4).Она считала, что знания, полученные детьми, должны вопло­щаться в их творческой деятельности.

Л. К. Шлегер совместно с С. Т. Шацким подготовила материал для бесед с дошкольниками. Авторы, придержи­ваясь сезонного принципа, знакомили детей с неживой и живой природой. Для каждой темы были подобраны ди­дактический и наглядный материал, задания детям. Содер­жание бесед давалось в соответствии с особенностями возраста. Несмотря на недостатки рекомендованных бесед (некоторая бессистемность, четко не прослеживалась зави­симость изменений живой природы от неживой и т. д.), они сыграли положительную роль в отборе содержания обучения дошкольников при ознакомлении их с природой.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.