Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наблюдение – основа чувственного познания природы.

2017-06-13 1054
Наблюдение – основа чувственного познания природы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это прежде всего систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.

Наблюдение – традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (Люблинская А.А. и др.); как познавательная деятельность (Ананьев Б.Г. и др.); как метод обучения (Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др.). Наблюдательность рассматривается как качество личности в целом (Занков Л.В. и др.).

Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.). Проведены многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А.И. Васильева, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

В исследованиях, проведенных в ЛГПИ им. А.И. Герцена, раскрыто, что наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Так, исследования Логиновой В.И., Матвеевой А.К. и Саморуковой П.Г. показали, что мере развития наблюдения дошкольника меняется соотношение сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития наблюдения преобладают сенсорные процессы, т.е. различные виды восприятия. Идет накопление образов (представлений) предметов, явлений. Далее, усиливается значение интеллектуальных процессов – мышления, представлений, памяти, воображения, речи. В итоге, ребенок может замечать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству.

На этой основе появляются различные виды наблюдения: распознающее; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений; воссоздающее. Генетически первым и основным для ребенка дошкольного возраста является распознающее наблюдение. На его основе формируются другие виды наблюдения. Появление новых видов наблюдения – это проявление развития деятельности наблюдения. Авторы доказывают, что развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием следующих качеств: умения понять познавательную задачу; принять план наблюдения; умение отвечать на поставленные вопросы; самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения; использовать освоенные способы познания в новых условиях. Авторы подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство им со стороны педагога.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения к наблюдаемому.

Виды наблюдений в природе.

От характера познавательных задач:

− распознающее;

− длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений;

− воссоздающее

От количества детей

− Индивидуальные

− Групповые

− Фронтальные

От места проведения:

− В естественных условиях (водоем, луг, лес и т.д.)

− В искусственно созданных (уголок природы, участок, комната природы и т.д.)

От инициатора:

− плановые (по плану воспитателя)

− самостоятельные (по инициативе ребенка)

По дидактическим задачам:

• Эпизодические (кратковременные):

− первичные,

− повторные,

− сравнительные

· Систематические (длительные)

· Итоговые (обобщающие)

3. Подготовка и требования к проведению наблюдений

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состо­янии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объ­екте, вызовет интерес к нему.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаз). Использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: на­пример, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересо­вать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забав­ных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учи­тывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бу­мажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные призна­ки. Например, для того чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подража­ние движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т.д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на кар­тинке. Основной задачей сравнения является установление при­знаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотри­те на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к жи­вотным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

Общие требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны вос­питателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отби­рать небольшой круг знаний. Представления об объектах при­роды формируются у детей постепенно, в результате многократ­ных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать сис­темность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятель­ности достигается разнообразными приемами: постановка кон­кретной и доступной задачи наблюдения, использование обсле­довательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, срав­нение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдении, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.