Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Права человека в условиях развития информационных технологий

2017-06-12 1066
Права человека в условиях развития информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Сегодня реализация прав человека сталкивается с новыми вызовами и угрозами, связанными со стремительным развитием информационных технологий.

Эволюция информационных технологий открывает невиданные по своему размаху возможности для развития человеческого потенциала. Вместе с тем новые технологии порождают вызовы правам и свободам человека. Благодаря технологическому прогрессу информационные технологии стерли препятствия для обмена информацией в глобальном масштабе и приобрели трансграничный характер. Для многих граждан виртуальная реальность заменяет окружающую действительность, а выполнение различных квестов перерастает в зависимость и даже побуждает человека к суициду.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос обеспечения безопасности детей и иных граждан в сети Интернет. В мае 2016 года в ряде СМИ появились сообщения о распространении в социальных сетях так называемых групп смерти, которые осуществляли деятельность с целью склонения членов групп, число которых по большей мере составляли несовершеннолетние, к совершению самоубийств.

По данным Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) в 2016 году ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей. За последние три года совершили суицид 2205 детей. В связи с этим заслуживают внимания предложения о внесении изменений в законодательство об информации в части, касающейся расширения полномочий Роскомнадзора по блокировке сайтов в случае установления данных об использовании сети Интернет в целях склонения к самоубийству либо совершения иного преступления. Признавая необходимость повышения результативности правоохранительной деятельности в указанном направлении, Уполномоченный призывает к тщательной проработке соответствующих предложений с тем, чтобы воздействие было адресным и исключало вероятность злоупотреблений со стороны государственных органов.

Одновременно приведенные факты свидетельствуют о необходимости профилактических мер не только в отношении потенциальных нарушителей (на что, в частности, направлено создание в Следственном комитете межведомственной рабочей группы по вопросам предупреждения распространения в сети Интернет информации, провоцирующей суицидальное поведение), но и в отношении граждан, подверженных влиянию социальных сетей, прежде всего несовершеннолетних. При этом на государство должна возлагаться обязанность оказывать в данной сфере необходимое содействие и поддержку, что определяется положениями Концепции информационной безопасности детей, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2015 году.

Важным представляется принятие в декабре 2016 года Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, в которой значительное внимание уделяется противодействию угрозам, связанным с применением информационных технологий в террористических, экстремистских, криминальных целях. К сожалению, в тексте новой Доктрины в сравнении с Доктриной информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2000 году, уделяется меньшее внимание правам и свободам человека и их гарантиям. Смена приоритетов политики в сфере информационной безопасности является откликом на появление новых угроз в соответствующей области, однако такая переориентация не должна повлиять на развитие гарантий прав человека в информационной сфере, и в частности гарантий соблюдения прав человека при его взаимодействии с органами публичной власти.

В 2016 году были внесены изменения в законодательство об информации, вызвавшие большой общественный резонанс. Так, Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на регулирование отношений по распространению информации в сети Интернет с использованием новостных агрегаторов. Его нормы делают возможным пресечение распространения информации в сети Интернет ввиду того, что информация является недостоверной или направлена на "фальсификацию общественно значимых сведений". Уполномоченным будет проводиться мониторинг применения данного закона с позиций соблюдения прав человека.

Сохраняют актуальность и рекомендации, содержащиеся в Докладе Уполномоченного за 2014 год, о необходимости скорейшего принятия законопроекта N 560373-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительных гарантий для журналистов в случаях осуществления профессиональной деятельности журналиста в особых условиях), внесенного в Государственную Думу 3 июля 2014 года, принятого в 1-м чтении 20 февраля 2015 года, до настоящего времени не рассмотренного в Государственной Думе во 2-м и 3-м чтениях, поскольку федеральные органы исполнительной власти считают его затратным. Уполномоченный полагает, что принятие такого закона имеет не только правовое, но и глубоко нравственное значение, позволяя чтить память журналистов, которые погибли за право наших граждан на свободу получения информации.

На заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 26 июня 2016 года был анонсирован масштабный проект по созданию единого регистра населения. При этом вызывает вопросы возможность обеспечения должной защиты персональных данных, учитывая, что в нем планируется сконцентрировать огромный массив информации о каждом гражданине, включая информацию органов ЗАГС, ФНС России, иных ведомств. Необходимы гарантии, не только обеспечивающие безопасность персональных данных от воздействия извне, но также исключающие злоупотребления в ходе использования органами власти соответствующей электронной базы.

В связи с введением единого регистра населения возникает еще одна проблема, которую Уполномоченный поднимал в Докладе за 2015 год. Создание единого регистра населения, предполагающее присвоение каждому физическому лицу уникального кода, затрагивает право выбора способов идентификации личности. Принудительное включение лиц в единый регистр населения вступает в противоречие не только с конституционным требованием о получении согласия для обработки информации о частной жизни лица, но и с конституционной свободой убеждений, поскольку среди граждан Российской Федерации и лиц, проживающих на территории Российской Федерации, есть те, кто в силу религиозных либо иных убеждений выступает против электронной идентификации личности, а также против введения для идентификации личности идентификационных номеров. В этой связи разработка законопроекта о едином регистре населения, возможность которого предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", требует тесного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными и религиозными объединениями, максимального учета позиции населения.

В 2016 году упомянутые проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, проявились в ходе рассмотрения проекта федерального закона N 1048557-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"".

В коллективном обращении представителей общественных объединений, поступившем к Уполномоченному, справедливо указывалось на то, что введение Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, предлагаемое указанным законопроектом, нарушает конституционный запрет на обработку информации о частной жизни лица без его согласия, а также конституционную свободу совести и убеждений. Соответствующий закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, однако впоследствии Президент Российской Федерации его отклонил и возвратил в Государственную Думу для доработки.

Перспективы правозащитной деятельности в условиях развития информационных технологий были предметом рассмотрения на круглом столе "Информационные технологии и права человека: опыт Республики Татарстан", состоявшемся в Казани 10 августа 2016 года. Подчеркивалась необходимость поиска новых путей совершенствования правозащитной деятельности при условии более тесного использования информационных технологий. Ярким примером использования технологий в правозащитной деятельности стала информационная система "Народный контроль" в Республике Татарстан.

В настоящее время Уполномоченным прорабатывается вопрос о внедрении информационной системы, с помощью которой граждане получат возможность в открытом доступе на сайте Уполномоченного в сети Интернет оперативно в режиме онлайн получить всю необходимую информацию о состоянии рассмотрения их жалобы, о принятых мерах, отследить процесс оказания им помощи в восстановлении нарушенных прав.

Кроме того, проблемными являются вопросы о сборе информации о гражданах крупными транснациональными корпорациями, использующими свое доминирующее положение на рынке технических устройств. Современные накопительные устройства информации открывают возможности для хранения огромных массивов данных о каждом человеке на протяжении всей его жизни.

В этой связи Уполномоченный считает необходимым обратить внимание на актуальность разработки стратегии кибербезопасности, которая определит направления возможных угроз в киберпространстве и меры противодействия им, защиты тайн личной и семейной жизни человека и других его конституционных прав, а также принятия законодательных, нормативных правовых актов, направленных на реализацию Доктрины информационной безопасности России.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.