Ассоциативный уровень произведения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ассоциативный уровень произведения

2017-06-09 124
Ассоциативный уровень произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации.

Основными приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы).

Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).

Интонационно-речевая организация текста

Для художественной публицистики характерно активное использование самых разных речевых приемов построения текста, поскольку речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. При этом формируются своего рода стилистические предпочтения. Так, например, фельетон активно использует приемы речевой игры, эссе строится на подчеркнуто авторских тропах, в очерке преобладает экспрессивная описательность: яркие эпитеты, динамичные глаголы, синонимические ряды.

Типология жанров художественной публицистики

Каждый из жанров художественной публицистики осваивает свою сферу действительности (что), использует свой способ ее изображения (как), имеет специфические цели (для чего) и характер авторской позиции. Сочетание этих параметров определяет жанровую специфику. Каждый из жанров при этом обладает соответствующим этим параметрам набором поэтических средств (средств художественной выразительности).

Параметр / Жанр Предмет (Что изображается?) Способ изображения (Как?) Цель (Для чего изображается?) Позиция автора
Очерк Нравственно-психологическое наполнение публицистического факта или проблемы Совмещение рационального и образного осмысления изображаемого. Образ целого. Заставить сопереживать Открытая, нередко от первого лица
Комедийные жанры (фельетон, памфлет) Несоответствие в человеке или явлении Комедийный образ Осмеять, высмеять Автор скрыт за маской
Эссе Впечатления, опыт осмысления человека, явления, проблемы Эссема – сплав образа и мысли Вписать тему в определенный социокультурный контекст, предложить вариант отношения к ней Образ автора в центре рассуждения, подчеркнуто индивидуальный

 

Глава 2. Очерк

История становления жанра

Очерковая журналистика зародилась в нравоописательных сценках из бытовой жизни, которые появились в лондонских журналах начала 18 века -«Зритель» и «Болтун». Тем не менее, происхождение жанра исследователи связывают, прежде всего, с литературой путешествий. В 1768 году было издано «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л.Стерна, которое породило массовое увлечение этим жанром. В России история очерка открывается «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Среди классических образцов ранней русской очеркистики называют «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина, а также очерк А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».

Эстетика и идеология реализма в европейской литературе дали новый импульс для развития очерка. В очерках Диккенса и Теккерея, например, зарождались образы их будущих романов. Во Франции 30-40-х гг. 19 века формируется целое направление очерковой литературы, центральным элементом которого стал очерк-физиология. Представители этого жанра и, прежде всего, О.Бальзак, пытаются использовать методы естественных наук для осмысления явлений социальной жизни. В этом отношении их увлекает теория прямой детерминированности человеческого характера окружающей его социальной средой.

Физиологический очерк оказался чрезвычайно востребованным и на русской почве. Если судить по цифрам, а с 1839 по 1948гг. в России было написано более 700 физиологических очерков, очерк становится одним из ведущих жанров русской литературы середины 19 века. Эпохальным для развития русского очерка стал 1944 год, когда под редакцией Н.Некрасова и при участии В.Белинского вышел из печати альманах «Физиология Петербурга», произведший своего рода сенсацию в русской литературе. Он ознаменовал рождение натуральной школы русской литературы. Широта охвата жизни, выдвижение демократического героя, так называемые эпизодические люди, социальная типизация – эти публицистические качества очерка сделали его столь популярным среди представителей натуральной школы. Считается, что очевидное влияние физиологического очерка испытали такие произведения классической русской литературы как «Бедные люди» Ф.М.Достоевского и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В конце 19 века работающие в этом жанре писатели и публицисты значительно расширяют социальное содержание очерка. Г.Успенский, Ф.Решетников, Н.Помяловский выводят очерк на уровень широких социальных обобщений. В их очерках появляется не только типичный персонаж – представитель социальной среды, но вырастает образ целого социального слоя. При этом нужно отметить, что с середины 60-х годов русский очерк превращается преимущественно в очерк крестьянский. Крестьянский очерк оказался самым плодотворным жанром народнической литературы, в качестве наиболее яркого автора этого жанра нужно назвать, конечно же, Глеба Успенского.

В 20 веке важной вехой в развитии очерка стали 20-30-е годы, когда возрос интерес к документальности в литературе. Литература факта сделала очерк основным жанром текущего литературного процесса. В это время в жанре очерка работают М.Горький, М.Кольцов, И.Ильф и Е.Петров, М.Шагинян, К.Паустовский. Отличительной чертой нового очерка становится его акцент на документальности изображаемого. Западная, и в частности, французская литература проявила сходные процессы. Однако и второй путь развития очерка в 20 веке – в сторону большего художественного обобщения - дал не менее яркие образцы этого жанра. Примерами такого лирико-философского очерка можно назвать очерковые книги «Зеленые холмы Африки» Э.Хемингуэя и «Земля людей» А. де Сент-Экзюпери.

Вторая мировая война сформировала целый поток очерковой документальной литературы как в Европе (это Д.Олридж и Ж.Лаффит), так и в СССР (К.Симонов, В.Гроссман, Н.Тихонов, Л.Леонов, И.Эренбург).

С середины 50-х годов советская пресса демонстрирует новый взлет очеркового жанра. В.Овечкин, А.Аграновский, С.Голованов, О.Чайковская – эти журналисты определяли облик советской прессы 60-80-хх годов. Массовая популярность очерка позволила отточить технику, выработать систему жанровых приемов, уточнить отличие публицистического очерка от малых жанров художественной литературы.

В конце 80-х – начале 90-х годов, т.е. в перестроечное время, художественные жанры уступают место информационным и аналитическим. Но уже с середины 90-х постепенно начинает возвращаться интерес к авторской журналистике, который проявился прежде всего в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегодня мы можем говорить и о возрождение жанра очерка. Этому способствует:

1. стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

2. укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов;

3. коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это рекламный хлеб современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Дамские издания, занятые формированием утешительного образа современной женщины, с особым усердием обращаются к эмоциональному воображению своих читательниц. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для более наглядного воплощения своих героев. Еще одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров.

Разновидности очерков

Подотчетность очерка двум разным сферам творчества – публицистической и художественной – осложняет определение его жанровых границ. Вся история изучения этого жанра сводится к выяснению его специфики в отличие от литературы, с одной стороны, и от публицистики, с другой. Постепенно формируется представления о специфике образа в публицистике, поэтике документального письма, особенностях вымысла в художественно-публицистических жанрах. Ключевым становится понятие интеграция художественных и публицистических элементов.

Очерк выделяют в особую отрасль человекознания, поскольку рациональное в нем тесно связано с эмоциональным, образным. Очерк - это синтетический жанр, в котором сочетается два типа изучения и изображения публицистического факта: научный, т.е. строго логический, последовательный и рациональный, и художественный, связанный с образным мышлением.

Очерк – это жанр, в котором предметом изображения становится нравственно-психологическое наполнение публицистического факта, будь то проблема, событие, ситуация; способом изображения – совмещение образного и рационального познания действительности; основной коммуникативной целью – заставить сопереживать, прочувствовать описываемые события.

Сложное взаимодействие рационального и образного отображения действительности в очерке опосредовано темой и задачей материала. Так, социальная проблема потребует аналитического подхода, а при рассказе о человеке наиболее оптимальным будет образное решение темы, которое позволит тонко обрисовать психологию персонажа. Рассказ о путешествии предполагает обращение к изобразительным приемам – пейзажу, портретной характеристике, которые бы позволили воссоздать целостный образ увиденного, значит, в этом типе очерка будет преобладать художественно-изобразительный пласт очеркового повествования.

Таким образом, типология очерков связана с объектом и характером изображения. В зависимости от этого основания принято выделять следующие группы очерков: художественно-изобразительные очерки, художественно-публицистические, исследовательские.

Первая разновидность очерков предполагает описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки.

Второй тип очерков – художественно-публицистический - центром своего изображения делает человека. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздания образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявленность авторской позиции.

В третьей группе - исследовательских очерков - на первый план выходит социально важная проблема. Традиционно выделяются судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.