Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-09 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В фельетоне позиция автора должна быть проявлена еще более отчетливо, чем в очерке. Очерк может поставить проблему, предложив несколько вариантов ее решения, фельетон по определению оценочен – объект фельетонного изображения всегда комичен, значит, он уже содержит комедийную оценку.
Главная особенность проявления авторской позиции в фельетоне связана с тем, что, как правило, она скрыта за маской, за фигурой условного повествователя. Рассказчик в фельетоне – это условный, игровой персонаж, позиция которого не всегда или не полностью совпадает с позицией автора. Поэтому считается, что по отношению к фельетону понятие «автор» трансформируется в понятие «повествователь». Мы можем говорить о присутствии в фельетоне героя-повествователя.
Введение этого персонажа позволяет дать оценку явления более убедительно, более объективно. Рассказчик оценивает ситуацию изнутри и со своей точки зрения. Условность этого рассказчика позволяет фельетонисту развести свою позицию и позицию субъекта повествования. Формируются два плана повествования. Первый – от лица рассказчика, второй план - это то, что «случайно» прорывается в рассказе. Вот это объективное звучание рассказа и есть позиция автора. Автор заставляет условного повествователя проговориться и вскрывает тем самым подлинную суть явления. Этот прием позволяет увидеть события с двух точек зрения – условного героя-рассказчика и автора.
Безусловно, позиция автора в фельетоне проявляется и другими – традиционными для всех художественно-публицистических жанров способами: это и отбор фактов, и композиция, и выражении прямого отношения к ним, в специфическом словоупотреблении и синтаксисе, интонациях. Однако наиболее специфическим и эффективным в фельетоне является именно прием несовпадения фигуры повествователя и автора.
|
Наиболее ярко этот тип построения повествования в фельетоне проявляется в использовании приема сказа. В сказе автор прячется за маской простака-рассказчика. В литературе сказовые формы активно разрабатывались в творчестве Н.Гоголя, М.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова. В фельетонистике этот прием был использован еще А.Пушкиным и доведен до совершенства в творчестве Н.Некрасова, Д.Минаева, В.Курочкина. В 20-30-е годы 20 века сказ переживает настоящий расцвет, причем не только в литературе, но и в фельетонистике. М.Зощенко, Ю.Олеша, А.Зорич активно обращались к этому приему в фельетонном творчестве.
Сказ позволяет скрыть прямую публицистическую оценку, подать ее в неназидательной форме. Этот прием активизирует читателя, заставляя его выполнять резюмирующие и аналитические функции. Читатель получает возможность сравнить точку зрения повествователя с точкой зрения автора, тем самым определяя свой взгляд на факт, лежащий в основе фельетона.
В современном фельетоне преобладает близкий к сказовой манере прием – повествование от первого лица, когда позиции повествователя и автора не отождествлены. В этом случае повествователь – это близкий позиции самого фельетониста, иронично оценивающий изображаемые события рассказчик. Он не тождественен автору, но близок ему по многим интеллектуальным и биографическим подробностям, появляющимся в тексте.
Рассмотрев общие особенности авторского присутствия в фельетоне, в частности, наиболее характерный для фельетона прием сказа, обратимся к конкретным формам построения образа рассказчика в фельетоне. Эти формы, в принципе, повторяют основные приемы формирования авторского я в очерке, но при одном существенном уточнении: в фельетоне, в силу уже названных выше обстоятельств, гораздо существеннее дистанция между рассказчиком и автором.
|
Итак, выделяются следующие варианты авторской позиции:
1) автор – участник события;
2) автор – наблюдатель события;
3) автор – активный комментатор;
4) автор – нейтральный повествователь.
Во всех этих вариантах автор скрывается за маской героя-рассказчика. Это образ носителя речи, а не образ автора. Он может быть предельно условным рассказчиком, а может быть персонифицирован. Условный рассказчик лишен каких-либо отчетливых персональных черт, персонифицированый рассказчик наделен именем, биографией, профессиональным статусом.
Автор «участник события» – это слегка скорректированный образ автора. Автор, оставаясь в рамках строгого следования фактам, слегка деформирует свой образ, представая в образе рассказчика-простака. Этот простой комедийный прием позволяет вскрыть комедийную суть явления без публицистического нажима.
В этом случае автор показывает события как будто изнутри, что способствует более рельефному и убедительному изображению событий. Возникает эффект достоверности.
Рассказчик предстает неким страдательным персонажем. Он становится непосредственной жертвой какой-либо несправедливости. Важно, однако, что этот страдательный персонаж тоже комичен, его простоватость и незадачливость подчеркивают комизм положения.
В фельетоне «Гербалайф» Виктор Коклюшкин создает комичный образ человека, который случайно оказывается занятым в рекламе гербалайфа, не имея представление о том, что это такое. На основе этой невольной простоты персонажа и возникает комедийный эффект, связанный с постановкой основной проблемы фельетона, а именно, проблемы общей авантюрности этого проекта. Вообще, маска простоватого зрителя, потребителя характерна прежде всего для современного журнального и эстрадного фельетона.
Газетный фельетон в большей мере связан с публицистическими задачами и с образом публициста-газетчика.Автор в большей мере дистанцирован от образа, дистанция дает возможность прямой публицистической оценки. Поэтому в газете преобладают другие формы авторского присутствия. Позиция автора-наблюдателя дает возможность построить повествование и от первого лица, и от третьего. При этом нужно отметить, что в отличие от автора-комментатора и автора-нейтрального рассказчика, автор-наблюдатель активен в отборе и группировке фактов. Наблюдение дает эффект достоверности и позволяет избежать назидательности.
|
Эта позиция значительно расширяет ролевые возможности образа-повествователя. Именно эта форма авторского присутствия преобладает в современном фельетоне:
Люблю беспокойных людей. На них посмотришь и видишь вставленный сзади пропеллер. Как у Карлсона с крыши. Вы - такой. Вы даже внешне похожи на Карлсона. И лицом, и пропеллером сзади, и комплекцией. В меру упитанный мужчина средних лет в самом соку. И при этом - все время в полете. Все время что-то такое выдумываете (ГЛАВК, «Независимая газета»).
Мы ведем наш репортаж с лыжни в далеком Кундервальде, с биатлонной гонки на двадцать километров. Сегодня наши ребята должны наконец победить! (Виктор Шендерович, «Газета»)
Утром смотреть телевизор некогда, а надо. Такая профессия. Вот и включаешь его и слушаешь, пока варишь кофе или бреешься. С некоторых пор, включая НТВ, я стал слышать какой-то нечленораздельный, но наглый и напористый лепет (Сократ Цикута, «Независимая газета»).
В этих отрывках, автор вводит себя в повествование в разных формах. В первых двух случаях это - условный персонаж: некий ГЛАВК и репортер. Во втором случае повествователь близок автору: об этом, в частности, говорит комментарий по поводу профессии. Очевидно, что автор – это журналист, профессионально интересующийся последними событиями и последними новостями.
Преимущества первой формы – в свободе сатирического заострения. Игровой персонаж дает большую возможность для условного повествования. Вторая форма связана с большей публицистической достоверностью позиции автора. Но в ней проявляется и слабость рассматриваемого типа авторского присутствия. Эта слабость заключается в том, что повествование от первого лица ограничивает возможности сатирического заострения.
При комментировании (и от первого лица, и от третьего) не обязательно введения рассказчика в повествование. Факт, о котором идет речь в повествовании, значительно удален по времени от момента повествования. Репортажность действия, свойственная двум первым типам фельетонов, не являются сюжетообразующим фактором.
|
Удаленность во времени позволяет усилить аналитизм оценок, публицистичность подачи материала. Это взгляд со стороны и с ярко выраженной позицией автора. Для этого типа построения авторского присутствия характерны такие композиционные формы, как пересказ, близкий новелле, обозрение с различного род отступлениями, развернутый монолог.
Форма развернутого авторского монолога активно культивируется одним из наших лучших пермских фельетонистов Вячеславом Запольских. Ироничный авторский комментарий к теме, культурологически насыщенный и аналитически точный – так можно определить подчерк его фельетонных выступлений. Главным фельетонным приемом при этом становится точно подмеченное и вполне правдоподобное комическое несоответствие, остроумная оценка и хлесткое слово.
Однако не следует забывать, что важнейшими средствами выражения оценки в фельетоне является непрямое образное решение, или комедийное заострение. Наиболее наглядным поэтому будет комментарий, поданный в точно подмеченном или сконструированном (естественно на основании типизации) комедийном образе. Так, в фельетоне В.Запольских «Пермские гады» прямые и достаточно жесткие комментарии-оценки текущей выставки в краеведческом музее, посвященной пермскому археологического периоду, подкреплены точно подмеченными деталями, подбор которых позволяет наглядно нарисовать картинку – комедийный образ явления. Так, фельетонист оценивая достаточно низкий концептуальный и технический уровень экспозиции, точно подмечает курьезы пиар-сопровождения проекта. Оказывается, «в областном краеведческом пытаются продавать кассеты с "Юрским парком" Спилберга и DVD "Прогулки с динозаврами", но никак не оригинальную компьютерную графику местных умельцев». А вместо хорошего альбома «по 30 рублей предлагают сувенирный набор спичек с аляповатыми ящерами на этикетках...». Комичный образ провинциальной по своему техническому и художественному решению выставки достраивается ироничным словоупотреблением «компьютерный модуль», которым фельетонист окрестил одиноко мерцающий компьютер, демонстрирующий единственный и компилятивный компакт-диск. Эта явно гипертрофированная характеристика подчеркивает комический контраст между претензией на «продвинутость» и убогость результатов.
Комедийное заострение в этом фельетоне связано не с деформацией фактов, а с их нагнетанием. Фельетонист выстаивает ряд несуразностей, каждый последующий элемент которого усиливает ощущение общего комического несоответствия. Но автор не отказывается и от прямого комментария, в основе которого сатирическая литота: «И можно сделать вывод: экспозиция сделала бы честь школьному музею средней руки, но никак не "родине" пермского геологического периода».
|
Цель нейтрального тона автора-нейтрального повествователя – пробудить активность читателя. На самом деле, за внешне нейтральным повествованием от третьего лица читатель всегда может выделить авторскую позицию. Фельетонист остается за текстом, но все поступки и слова его персонажей, все описания – это плод авторского сознания, это результат его отбора или его реконструкции. Нейтральный тон – лишь прием, который позволяет создать иллюзию объективности происходящего. Сатирический эффект достигается при этом за счет контраста между спокойным, нейтральным тоном и характером случившегося.
Для этого типа фельетонов характерна многослойность интонаций. Субъекты повествования меняются: повествование может вестись то от лица автора, то от лица персонажей. Главное при этом – умение подчинить все голоса единому замыслу.
Классиком подобного построения фельетона считается А.Зорич (1899-1937). Именно он ввел в фельетонную практику образ внешне нейтрального рассказчика и разработал прием быстрой смены субъекта повествования. Показателен в этом отношении зачин его фельетона «По инструкции»:
«Весною, когда сошли снега и в прогалинах показалась первая пахучая и влажная зелень, мужик Анисим Фролов, который жил в деревушке Трифоновке под Бузулуком, вышел на зорьке в казенный лес – надрать для лаптей лыка. Он выбрал на опушке молодую и тоненькую липу, отщепину, как он говорил, которую нельзя было испортить, потому что она росла от крепкого старого ствола».
Этот фрагмент наглядно демонстрирует многоликость повествователя. В этом отрывке он три раза меняет ракурс взгляда, используя разные маски. То он предстает в качестве журналиста, для которого важны документальные подробности (так названы не только имя и фамилия персонажа, но и вполне конкретный адрес). Затем он выступает в образе рассказчика, которому не чужды элементы лирической изобразительности (появляется весенний пейзаж). Потом характер повествования меняется в третий раз. После того как персонаж назван автором, в фельетоне появляются словечки, характерные для крестьянской речи и как будто передающие право голоса этому новому персонажу. Зорька, надрать лыка, отщепина – эти слова из крестьянской речи заставляют читателя увидеть происходящее глазами Анисима Фролова. Не проявляя прямо свой голос, автор, тем не менее, направляет читательское восприятие. Его оценки складывается из подбора фактов и деталей, а также благодаря экспрессивности речи. Поэтому самая большая нагрузка в данном случае ложится на точность и выразительность слова.
Для современной периодики такое развернутое персонажное повествование не характерно. Однако прием сокрытия авторской позиции не исчез, он трансформировался в более лаконичные формы. В частности, к этому типу построения авторской речи примыкают фельетоны, в которых нет повествования как такового, когда описательная часть пропущена. В данном случае речь идет о фельетонах, построенных в форме драматической сценки. Примером может служить фельетон В.Шендеровича «Разговор с президентом». В этом случае позиция автора обнаруживается только в характерности реплик, т.е. в подборе лексики, интонаций, сатирическом заострении их содержания.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!