Формы авторского присутствия в фельетоне — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формы авторского присутствия в фельетоне

2017-06-09 157
Формы авторского присутствия в фельетоне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В фельетоне позиция автора должна быть проявлена еще более отчетливо, чем в очерке. Очерк может поставить проблему, предложив несколько вариантов ее решения, фельетон по определению оценочен – объект фельетонного изображения всегда комичен, значит, он уже содержит комедийную оценку.

Главная особенность проявления авторской позиции в фельетоне связана с тем, что, как правило, она скрыта за маской, за фигурой условного повествователя. Рассказчик в фельетоне – это условный, игровой персонаж, позиция которого не всегда или не полностью совпадает с позицией автора. Поэтому считается, что по отношению к фельетону понятие «автор» трансформируется в понятие «повествователь». Мы можем говорить о присутствии в фельетоне героя-повествователя.

Введение этого персонажа позволяет дать оценку явления более убедительно, более объективно. Рассказчик оценивает ситуацию изнутри и со своей точки зрения. Условность этого рассказчика позволяет фельетонисту развести свою позицию и позицию субъекта повествования. Формируются два плана повествования. Первый – от лица рассказчика, второй план - это то, что «случайно» прорывается в рассказе. Вот это объективное звучание рассказа и есть позиция автора. Автор заставляет условного повествователя проговориться и вскрывает тем самым подлинную суть явления. Этот прием позволяет увидеть события с двух точек зрения – условного героя-рассказчика и автора.

Безусловно, позиция автора в фельетоне проявляется и другими – традиционными для всех художественно-публицистических жанров способами: это и отбор фактов, и композиция, и выражении прямого отношения к ним, в специфическом словоупотреблении и синтаксисе, интонациях. Однако наиболее специфическим и эффективным в фельетоне является именно прием несовпадения фигуры повествователя и автора.

Наиболее ярко этот тип построения повествования в фельетоне проявляется в использовании приема сказа. В сказе автор прячется за маской простака-рассказчика. В литературе сказовые формы активно разрабатывались в творчестве Н.Гоголя, М.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова. В фельетонистике этот прием был использован еще А.Пушкиным и доведен до совершенства в творчестве Н.Некрасова, Д.Минаева, В.Курочкина. В 20-30-е годы 20 века сказ переживает настоящий расцвет, причем не только в литературе, но и в фельетонистике. М.Зощенко, Ю.Олеша, А.Зорич активно обращались к этому приему в фельетонном творчестве.

Сказ позволяет скрыть прямую публицистическую оценку, подать ее в неназидательной форме. Этот прием активизирует читателя, заставляя его выполнять резюмирующие и аналитические функции. Читатель получает возможность сравнить точку зрения повествователя с точкой зрения автора, тем самым определяя свой взгляд на факт, лежащий в основе фельетона.

В современном фельетоне преобладает близкий к сказовой манере прием – повествование от первого лица, когда позиции повествователя и автора не отождествлены. В этом случае повествователь – это близкий позиции самого фельетониста, иронично оценивающий изображаемые события рассказчик. Он не тождественен автору, но близок ему по многим интеллектуальным и биографическим подробностям, появляющимся в тексте.

Рассмотрев общие особенности авторского присутствия в фельетоне, в частности, наиболее характерный для фельетона прием сказа, обратимся к конкретным формам построения образа рассказчика в фельетоне. Эти формы, в принципе, повторяют основные приемы формирования авторского я в очерке, но при одном существенном уточнении: в фельетоне, в силу уже названных выше обстоятельств, гораздо существеннее дистанция между рассказчиком и автором.

Итак, выделяются следующие варианты авторской позиции:

1) автор – участник события;

2) автор – наблюдатель события;

3) автор – активный комментатор;

4) автор – нейтральный повествователь.

Во всех этих вариантах автор скрывается за маской героя-рассказчика. Это образ носителя речи, а не образ автора. Он может быть предельно условным рассказчиком, а может быть персонифицирован. Условный рассказчик лишен каких-либо отчетливых персональных черт, персонифицированый рассказчик наделен именем, биографией, профессиональным статусом.

Автор «участник события» – это слегка скорректированный образ автора. Автор, оставаясь в рамках строгого следования фактам, слегка деформирует свой образ, представая в образе рассказчика-простака. Этот простой комедийный прием позволяет вскрыть комедийную суть явления без публицистического нажима.

В этом случае автор показывает события как будто изнутри, что способствует более рельефному и убедительному изображению событий. Возникает эффект достоверности.

Рассказчик предстает неким страдательным персонажем. Он становится непосредственной жертвой какой-либо несправедливости. Важно, однако, что этот страдательный персонаж тоже комичен, его простоватость и незадачливость подчеркивают комизм положения.

В фельетоне «Гербалайф» Виктор Коклюшкин создает комичный образ человека, который случайно оказывается занятым в рекламе гербалайфа, не имея представление о том, что это такое. На основе этой невольной простоты персонажа и возникает комедийный эффект, связанный с постановкой основной проблемы фельетона, а именно, проблемы общей авантюрности этого проекта. Вообще, маска простоватого зрителя, потребителя характерна прежде всего для современного журнального и эстрадного фельетона.

Газетный фельетон в большей мере связан с публицистическими задачами и с образом публициста-газетчика.Автор в большей мере дистанцирован от образа, дистанция дает возможность прямой публицистической оценки. Поэтому в газете преобладают другие формы авторского присутствия. Позиция автора-наблюдателя дает возможность построить повествование и от первого лица, и от третьего. При этом нужно отметить, что в отличие от автора-комментатора и автора-нейтрального рассказчика, автор-наблюдатель активен в отборе и группировке фактов. Наблюдение дает эффект достоверности и позволяет избежать назидательности.

Эта позиция значительно расширяет ролевые возможности образа-повествователя. Именно эта форма авторского присутствия преобладает в современном фельетоне:

Люблю беспокойных людей. На них посмотришь и видишь вставленный сзади пропеллер. Как у Карлсона с крыши. Вы - такой. Вы даже внешне похожи на Карлсона. И лицом, и пропеллером сзади, и комплекцией. В меру упитанный мужчина средних лет в самом соку. И при этом - все время в полете. Все время что-то такое выдумываете (ГЛАВК, «Независимая газета»).

Мы ведем наш репортаж с лыжни в далеком Кундервальде, с биатлонной гонки на двадцать километров. Сегодня наши ребята должны наконец победить! (Виктор Шендерович, «Газета»)

Утром смотреть телевизор некогда, а надо. Такая профессия. Вот и включаешь его и слушаешь, пока варишь кофе или бреешься. С некоторых пор, включая НТВ, я стал слышать какой-то нечленораздельный, но наглый и напористый лепет (Сократ Цикута, «Независимая газета»).

В этих отрывках, автор вводит себя в повествование в разных формах. В первых двух случаях это - условный персонаж: некий ГЛАВК и репортер. Во втором случае повествователь близок автору: об этом, в частности, говорит комментарий по поводу профессии. Очевидно, что автор – это журналист, профессионально интересующийся последними событиями и последними новостями.

Преимущества первой формы – в свободе сатирического заострения. Игровой персонаж дает большую возможность для условного повествования. Вторая форма связана с большей публицистической достоверностью позиции автора. Но в ней проявляется и слабость рассматриваемого типа авторского присутствия. Эта слабость заключается в том, что повествование от первого лица ограничивает возможности сатирического заострения.

При комментировании (и от первого лица, и от третьего) не обязательно введения рассказчика в повествование. Факт, о котором идет речь в повествовании, значительно удален по времени от момента повествования. Репортажность действия, свойственная двум первым типам фельетонов, не являются сюжетообразующим фактором.

Удаленность во времени позволяет усилить аналитизм оценок, публицистичность подачи материала. Это взгляд со стороны и с ярко выраженной позицией автора. Для этого типа построения авторского присутствия характерны такие композиционные формы, как пересказ, близкий новелле, обозрение с различного род отступлениями, развернутый монолог.

Форма развернутого авторского монолога активно культивируется одним из наших лучших пермских фельетонистов Вячеславом Запольских. Ироничный авторский комментарий к теме, культурологически насыщенный и аналитически точный – так можно определить подчерк его фельетонных выступлений. Главным фельетонным приемом при этом становится точно подмеченное и вполне правдоподобное комическое несоответствие, остроумная оценка и хлесткое слово.

Однако не следует забывать, что важнейшими средствами выражения оценки в фельетоне является непрямое образное решение, или комедийное заострение. Наиболее наглядным поэтому будет комментарий, поданный в точно подмеченном или сконструированном (естественно на основании типизации) комедийном образе. Так, в фельетоне В.Запольских «Пермские гады» прямые и достаточно жесткие комментарии-оценки текущей выставки в краеведческом музее, посвященной пермскому археологического периоду, подкреплены точно подмеченными деталями, подбор которых позволяет наглядно нарисовать картинку – комедийный образ явления. Так, фельетонист оценивая достаточно низкий концептуальный и технический уровень экспозиции, точно подмечает курьезы пиар-сопровождения проекта. Оказывается, «в областном краеведческом пытаются продавать кассеты с "Юрским парком" Спилберга и DVD "Прогулки с динозаврами", но никак не оригинальную компьютерную графику местных умельцев». А вместо хорошего альбома «по 30 рублей предлагают сувенирный набор спичек с аляповатыми ящерами на этикетках...». Комичный образ провинциальной по своему техническому и художественному решению выставки достраивается ироничным словоупотреблением «компьютерный модуль», которым фельетонист окрестил одиноко мерцающий компьютер, демонстрирующий единственный и компилятивный компакт-диск. Эта явно гипертрофированная характеристика подчеркивает комический контраст между претензией на «продвинутость» и убогость результатов.

Комедийное заострение в этом фельетоне связано не с деформацией фактов, а с их нагнетанием. Фельетонист выстаивает ряд несуразностей, каждый последующий элемент которого усиливает ощущение общего комического несоответствия. Но автор не отказывается и от прямого комментария, в основе которого сатирическая литота: «И можно сделать вывод: экспозиция сделала бы честь школьному музею средней руки, но никак не "родине" пермского геологического периода».

Цель нейтрального тона автора-нейтрального повествователя – пробудить активность читателя. На самом деле, за внешне нейтральным повествованием от третьего лица читатель всегда может выделить авторскую позицию. Фельетонист остается за текстом, но все поступки и слова его персонажей, все описания – это плод авторского сознания, это результат его отбора или его реконструкции. Нейтральный тон – лишь прием, который позволяет создать иллюзию объективности происходящего. Сатирический эффект достигается при этом за счет контраста между спокойным, нейтральным тоном и характером случившегося.

Для этого типа фельетонов характерна многослойность интонаций. Субъекты повествования меняются: повествование может вестись то от лица автора, то от лица персонажей. Главное при этом – умение подчинить все голоса единому замыслу.

Классиком подобного построения фельетона считается А.Зорич (1899-1937). Именно он ввел в фельетонную практику образ внешне нейтрального рассказчика и разработал прием быстрой смены субъекта повествования. Показателен в этом отношении зачин его фельетона «По инструкции»:

«Весною, когда сошли снега и в прогалинах показалась первая пахучая и влажная зелень, мужик Анисим Фролов, который жил в деревушке Трифоновке под Бузулуком, вышел на зорьке в казенный лес – надрать для лаптей лыка. Он выбрал на опушке молодую и тоненькую липу, отщепину, как он говорил, которую нельзя было испортить, потому что она росла от крепкого старого ствола».

Этот фрагмент наглядно демонстрирует многоликость повествователя. В этом отрывке он три раза меняет ракурс взгляда, используя разные маски. То он предстает в качестве журналиста, для которого важны документальные подробности (так названы не только имя и фамилия персонажа, но и вполне конкретный адрес). Затем он выступает в образе рассказчика, которому не чужды элементы лирической изобразительности (появляется весенний пейзаж). Потом характер повествования меняется в третий раз. После того как персонаж назван автором, в фельетоне появляются словечки, характерные для крестьянской речи и как будто передающие право голоса этому новому персонажу. Зорька, надрать лыка, отщепина – эти слова из крестьянской речи заставляют читателя увидеть происходящее глазами Анисима Фролова. Не проявляя прямо свой голос, автор, тем не менее, направляет читательское восприятие. Его оценки складывается из подбора фактов и деталей, а также благодаря экспрессивности речи. Поэтому самая большая нагрузка в данном случае ложится на точность и выразительность слова.

Для современной периодики такое развернутое персонажное повествование не характерно. Однако прием сокрытия авторской позиции не исчез, он трансформировался в более лаконичные формы. В частности, к этому типу построения авторской речи примыкают фельетоны, в которых нет повествования как такового, когда описательная часть пропущена. В данном случае речь идет о фельетонах, построенных в форме драматической сценки. Примером может служить фельетон В.Шендеровича «Разговор с президентом». В этом случае позиция автора обнаруживается только в характерности реплик, т.е. в подборе лексики, интонаций, сатирическом заострении их содержания.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.