Итак, художественная публицистика - это познание общественно-политических закономерностей злободневной действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Итак, художественная публицистика - это познание общественно-политических закономерностей злободневной действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления.

2017-06-09 85
Итак, художественная публицистика - это познание общественно-политических закономерностей злободневной действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика публицистического образа

Специфика изображения действительности в художественной публицистике связана с образным осмыслением фактов. При этом нужно отличать психический образ от образа как эстетической категории, и художественный образ от образа публицистического.

К психическим образам относятся ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения. Психический образ - это чувственно воспринимаемый индивидуальный представитель отдельных предметов, явлений. Образ художественный - это уже не сама реальность, а его «модель», сопоставляемая с реальностью. Создавая образ реальности, художник пытается выразить свое отношение к ней. При этом образ приобретает некую эстетическую ценность. Это уже не просто чувственно-наглядное отражение действительности, это творчески переосмысленная художественная реальность.

Как отмечает Е.И.Журбина, отличие очеркового образа от образа художественного - в отсутствии акцента на неповторимость. Журналист делает предметом своего исследования такие стороны жизни героев, которые важны для постановки публицистических проблем, а именно общезначимые ситуации. Образ в таком произведении подчинен публицистическим задачам. Как отмечает М.И.Стюфляева, «образ в публицистике не является независимой сущностью. Взаимодействие художественных и научных методов в публицистическом творчестве приводит к тому, что образный ряд развивается в тесном единении с логико-понятийным рядом при общем приоритете рационального начала». По отношению к публицистике принято говорить об образной мысли, т.е. тесном сплаве образного и логического.

При построении образа в публицистике не стоит забывать о главном журналистском требовании - верности фактам. Условность художественного образа вступает в определенное противоречие с этим требованием. Публицист может пользоваться воображением только в ограниченных публицистическими задачами рамках. Во-первых, воображение проявляется на уровне отбора фактов, - в умении выделить наиболее характерные детали, и, во-вторых, в способности на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое на уровне частей.

Размышляя о сочетании рационального и образного в пространстве публицистического текста, нужно помнить, что речь идет не только об особой экспрессивности речевого строя. Обилие метафор или других тропов речи не превратит статью в очерк. Нужно отличать эмоциональность от образности. Важно осознать, что художественность в очерке или фельетоне - это не только и не столько литературный комментарий к теме, сколько внутренняя необходимость, пружина текста.

 

Поэтика художественной публицистики

Являясь сферой словесности, художественная публицистика становится подотчетна требованиям целостности текста, которая выражается в гармонии внутреннего содержания и внешней формы, внешних изобразительных средств. Художественная публицистика обладает своей поэтикой - системой изобразительных средств, в основе своей сопоставимых с приемами художественной литературы. Все поэтические приемы публицистики можно, как и в литературном творчестве, поделить на 4 основные группы: образ автора, хронотоп, ассоциативный уровень, интонационно-речевое построение.

Образ автора

Цементирующим, фокусирующим художественно-публицистическое повествование элементом является образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, это конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи информации, особенностях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности формируют авторское я и в других, не только художественных жанрах, публицистики. Мы должны подчеркнуть особый характер этих приемов самовыражения авторского я в художественно-публицистических произведениях, связанный с задачами эмоционально- образного воздействия на читателя.

Создавая образ персонажа или социального явления, автор выстраивает и свое присутствие в соответствии с законами образного построения текста. Формирование образа автора во многом сопряжено с некой мерой условности в отборе и расположении жизненного материала – от этого напрямую зависят объем и задачи авторского присутствия. Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. Каждый журналист, выстраивая свой текст, должен продумать и характер своего присутствия в тексте, тот образ, который будет оптимален для выражения авторской позиции по отношению к изображаемому. В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д. При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и художественных приемов.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.