Формы проявления авторского я — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Формы проявления авторского я

2017-06-09 97
Формы проявления авторского я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторское я может присутствовать в тексте репрезентативно и интроспективно, т.е. как герой действующий и герой размышляющий.

· В качестве действующего автора можно выделить несколько моделей появления автора в тексте – это автор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель. Такие формы авторского присутствия чаще встречаются в путевом и портретном очерках и фельетоне.

· Я размышляющее сориентировано на совместную с читателем постановку проблемы, совместное исследование. Этот тип построения образа автора характерен для проблемного очерка и эссе.

 

Как отмечают исследователи, в современном очерке особенно активным становится действующее я, которое появляется и в проблемном, и в портретном очерке.

Отличие очеркового образа автора от репортажного заключается в том, что время и пространство очерка не ограничено, как в репортаже, рамками одного события. В этом отношении специфическим очерковым приемом можно считать прием воспоминания. Возвращение во времени и пространстве – это возможности художественного текста и создаваемой им условной реальности. Очеркисты довольно часто прибегают к этим возможностям для того, чтобы сделать образ более емким. Воспоминание позволяет проводить параллели, сопоставлять.

Несмотря на то, что сегодня доминирует активное проявление авторского я, формы предъявления автора в тексте этим вариантом не ограничиваются. Автор может быть представлен не только от первого лица («я», «мне», «вспоминаю», «думаю»), но и от обобщенного «мы» («нам», «давайте задумаемся», «поспорим» и т.д.), и от третьего лица (автор не присутствует в тексте, будучи рассказчиком). Выбор этой формы также связан с основной концепцией образа в художественно-публицистическом тексте.

Пространственно-временная организация

Второй крупный план поэтики произведения - это его пространственно-временная организация, или хронотоп. Технологически они реализуются в таких составляющих поэтики как сюжет, система персонажей, приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика, пейзаж, деталь.

Использование таких средств художественной выразительности как пейзаж, портрет, речевая характеристика подчинены задаче воспроизведения эмоционально-чувственного, зримого образа предмета или явления. Они являются теми приемами, которые включают читателя в процесс эстетического переживания.

Психологическая характеристика героя

В последнее время отмечается, что в современном очерке возрастает роль психологизма в обрисовке персонажей. Публицистика все активнее осваивает методы художественного изображение характера героя.

Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т.д. Рассказывая о человеке важно показать, какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее.

Для раскрытия психологического облика персонажа журналисты используют:

· рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа;

· прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.

Образ читателя

Рассматривая образную систему очеркового произведения, необходимо остановится на таком понятии как образ читателя. Образ читателя возникает в сознании автора как возможный образ, в виде совокупности подразумевающихся черт. Он складывается из представлений автора о читателе. Дело в том, что публицистические тексты всегда адресны. Они адресованы определенной аудитории, характер которой определяется идеологией издания, результатами социологических опросов, собственным общением журналиста с читателями. На этой основе складываются определенные объективные (это возраст, пол, сфера деятельности) и субъективные (связанные с информационными потребностями) характеристики образа читателя. Без учета этих характеристик текст рискует оказаться не интересным для читателя, не понятным, и в конечном итоге, не востребованным. Так, создавая очерк для женского журнала, автор должен учитывать особенности женского восприятия, связанные с активностью эмоционально-образного начала. В данном случае необходимо ориентироваться на так называемый чувствующий тип образа читателя и в соответствии с этим усилить роль эмоциональных средств воздействия. Серьезные аналитические издания, вроде «Коммерсанта», чаще всего апеллируют к другому типу читателей – читателю размышляющему. Основной тип читателя, на который ориентируются такие издания, – это человек из деловых кругов, который имеет практические интересы в сфере экономики, политики и которому необходимы информация и аналитический комментарий. Художественная публицистика на страницах таких изданий в большей степени будет сосредоточена на логичности и аналитической глубине изложения.

Нередко образ читателя называют вторым авторским я. Журналист должен сформировать этот образ читателя для того, чтобы установить коммуникативный контакт с аудиторией. Для этого можно использовать разные приемы активизации читательского внимания – это риторический вопрос, прямое обращение к читателю, с предложением совместного размышления, уточнение какого-либо факта для читателя, объединение своей позиции с позицией читателя, когда авторское я превращается в мы. «Кто знает, может нам действительно не хватило этих граненых строчек поэтического схимника из Перми», – говорит о пермском поэте Борисе Гашеве Юрий Беликов, приобщая читателя очерка к числу своих единомышленников.

А вот как уточнение факта определяет характер читателя. В очерке 1999 года о бывшем председателе Пермского обкома Борисе Коноплеве Владимир Винниченко вставляет в текст краткую историческую справку об этом персонаже. Он пишет о человеке, имя которого уже мало известно молодому поколению. Появление справки – это не только информация, это важный элемент в характеристике образа читателя, который принадлежит новому поколению. Этот образ оправдан самой логикой очерка, в котором автор размышляет о смене поколений и о поколение ушедшем. Таким образом, учет особенностей читательского восприятия активизирует поиск новых средств выразительности, а также становится важным принципом формирования текста как целостного произведения.

Итак, автор должен считаться с познавательными потребностями своего читателя. При этом необходимо не только представить образ возможного читателя, но и заставить реального читателя идентифицировать себя с этим образом.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.