Художественно-публицистические жанры — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Художественно-публицистические жанры

2017-06-09 132
Художественно-публицистические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественно-публицистические жанры

 

Учебное пособие

Пермь 2010

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент кафедры журналистики ПГУ Власова Е.Г.

 

 

Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры: учебное пособие / Сост. Е.Г. Власова; Перм. Ун-т. – Пермь, 2010. – с.

 

 

Издание содержит учебно-методические материалы по курсу «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры». Включает материалы лекций, вопросы к практическим занятиям, программу дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры» с указанием тем лекционных и практических занятий, вопросов для экзамена и списка литературы.

Предназначено для студентов специальности «Журналистика».

 

Печатается по постановлению методической комиссии филологического факультета Пермского университета.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…4

Глава 1. Художественная публицистика: история, поэтика, типология...5

1.1. Специфика публицистического образа…10

1.2. Поэтика художественной публицистики…11

1.3.Типология жанров художественной публицистики…19

 

Глава 2. Очерк…20

2.1. История становления жанра…20

2.2. Разновидности очерков…23

2.3. Композиция очерка…31

 

Глава 3. Фельетон…38

3.1. История развития жанра…38

3.2. Характеристика жанрового содержания фельетона…39

3.3.Типология фельетона…44

3.4. Разновидности фельетонного образа…45

3.5. Приемы создания сатирического образа…47

3.6. Композиция фельетона…50

3.7.Формы авторского присутствия в фельетоне…52

3.8. Использование форм других жанров в фельетоне…59

3.9. Речевые приемы фельетонной экспрессивности…60

3.10. Особенности юмористического фельетона…64

 

Глава 4. Памфлет…67

4.1. История развития жанра…67

4.2. Жанровое содержание памфлета…72

4.3. Поэтика памфлета…74

 

Глава 5. Эссе…77

5.1. История развития жанра…77

5.2. Жанровое содержание эссе…80

5.3. Образ автора в эссе…81

5.4. Композиция эссе…82

5.6. Интонационно-речевой уровень эссе…85

 

 

Хрестоматия…87

Программа курса «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры»…126

Введение

Предметом данного пособия являются основные художественно-публицистические жанры современной журналистики, в частности, очерк, фельетон, памфлет и эссе. Пособие состоит их теоретической части, практических заданий и хрестоматии, в которой представлены современные образцы художественно-публицистических жанров.

Теоретический раздел курса построен на характеристике жанрообразующих (предмет, способ изображения, коммуникативная цель, авторская позиция) и жанроформирующих (композиционное и речевое построение) признаков названных разновидностей художественно-публицистических текстов.

Задачей пособия является ознакомление с инструментарием журналиста, работающего с жанрами художественной публицистики: технологией создания образа в публицистике, разновидностями коммуникативных целей, композиционными формами и речевыми средствами. Пособие направлено на выработку навыков работы по образной интерпретации актуальных общественных проблем в журналистике.

Учебное пособие составлено в опоре на учебно-методические и научные издания М.И.Шостак, Л.Е.Кройчика, М.И.Стюфляевой, А.Н.Тепляшиной, М.Эпштейна, Т.А.Беневолентской, А.А.Тертычного, М.Н.Кима, П.Ткачева и призвано восполнить недостаток учебной литературы по предмету «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры».

 

Итак, художественная публицистика - это познание общественно-политических закономерностей злободневной действительности с помощью объединения рационального и эмоционально-образного мышления.

Поэтика художественной публицистики

Являясь сферой словесности, художественная публицистика становится подотчетна требованиям целостности текста, которая выражается в гармонии внутреннего содержания и внешней формы, внешних изобразительных средств. Художественная публицистика обладает своей поэтикой - системой изобразительных средств, в основе своей сопоставимых с приемами художественной литературы. Все поэтические приемы публицистики можно, как и в литературном творчестве, поделить на 4 основные группы: образ автора, хронотоп, ассоциативный уровень, интонационно-речевое построение.

Образ автора

Цементирующим, фокусирующим художественно-публицистическое повествование элементом является образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, это конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи информации, особенностях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности формируют авторское я и в других, не только художественных жанрах, публицистики. Мы должны подчеркнуть особый характер этих приемов самовыражения авторского я в художественно-публицистических произведениях, связанный с задачами эмоционально- образного воздействия на читателя.

Создавая образ персонажа или социального явления, автор выстраивает и свое присутствие в соответствии с законами образного построения текста. Формирование образа автора во многом сопряжено с некой мерой условности в отборе и расположении жизненного материала – от этого напрямую зависят объем и задачи авторского присутствия. Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. Каждый журналист, выстраивая свой текст, должен продумать и характер своего присутствия в тексте, тот образ, который будет оптимален для выражения авторской позиции по отношению к изображаемому. В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д. При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и художественных приемов.

 

Образ читателя

Рассматривая образную систему очеркового произведения, необходимо остановится на таком понятии как образ читателя. Образ читателя возникает в сознании автора как возможный образ, в виде совокупности подразумевающихся черт. Он складывается из представлений автора о читателе. Дело в том, что публицистические тексты всегда адресны. Они адресованы определенной аудитории, характер которой определяется идеологией издания, результатами социологических опросов, собственным общением журналиста с читателями. На этой основе складываются определенные объективные (это возраст, пол, сфера деятельности) и субъективные (связанные с информационными потребностями) характеристики образа читателя. Без учета этих характеристик текст рискует оказаться не интересным для читателя, не понятным, и в конечном итоге, не востребованным. Так, создавая очерк для женского журнала, автор должен учитывать особенности женского восприятия, связанные с активностью эмоционально-образного начала. В данном случае необходимо ориентироваться на так называемый чувствующий тип образа читателя и в соответствии с этим усилить роль эмоциональных средств воздействия. Серьезные аналитические издания, вроде «Коммерсанта», чаще всего апеллируют к другому типу читателей – читателю размышляющему. Основной тип читателя, на который ориентируются такие издания, – это человек из деловых кругов, который имеет практические интересы в сфере экономики, политики и которому необходимы информация и аналитический комментарий. Художественная публицистика на страницах таких изданий в большей степени будет сосредоточена на логичности и аналитической глубине изложения.

Нередко образ читателя называют вторым авторским я. Журналист должен сформировать этот образ читателя для того, чтобы установить коммуникативный контакт с аудиторией. Для этого можно использовать разные приемы активизации читательского внимания – это риторический вопрос, прямое обращение к читателю, с предложением совместного размышления, уточнение какого-либо факта для читателя, объединение своей позиции с позицией читателя, когда авторское я превращается в мы. «Кто знает, может нам действительно не хватило этих граненых строчек поэтического схимника из Перми», – говорит о пермском поэте Борисе Гашеве Юрий Беликов, приобщая читателя очерка к числу своих единомышленников.

А вот как уточнение факта определяет характер читателя. В очерке 1999 года о бывшем председателе Пермского обкома Борисе Коноплеве Владимир Винниченко вставляет в текст краткую историческую справку об этом персонаже. Он пишет о человеке, имя которого уже мало известно молодому поколению. Появление справки – это не только информация, это важный элемент в характеристике образа читателя, который принадлежит новому поколению. Этот образ оправдан самой логикой очерка, в котором автор размышляет о смене поколений и о поколение ушедшем. Таким образом, учет особенностей читательского восприятия активизирует поиск новых средств выразительности, а также становится важным принципом формирования текста как целостного произведения.

Итак, автор должен считаться с познавательными потребностями своего читателя. При этом необходимо не только представить образ возможного читателя, но и заставить реального читателя идентифицировать себя с этим образом.

Глава 2. Очерк

История становления жанра

Очерковая журналистика зародилась в нравоописательных сценках из бытовой жизни, которые появились в лондонских журналах начала 18 века -«Зритель» и «Болтун». Тем не менее, происхождение жанра исследователи связывают, прежде всего, с литературой путешествий. В 1768 году было издано «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л.Стерна, которое породило массовое увлечение этим жанром. В России история очерка открывается «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Среди классических образцов ранней русской очеркистики называют «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина, а также очерк А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».

Эстетика и идеология реализма в европейской литературе дали новый импульс для развития очерка. В очерках Диккенса и Теккерея, например, зарождались образы их будущих романов. Во Франции 30-40-х гг. 19 века формируется целое направление очерковой литературы, центральным элементом которого стал очерк-физиология. Представители этого жанра и, прежде всего, О.Бальзак, пытаются использовать методы естественных наук для осмысления явлений социальной жизни. В этом отношении их увлекает теория прямой детерминированности человеческого характера окружающей его социальной средой.

Физиологический очерк оказался чрезвычайно востребованным и на русской почве. Если судить по цифрам, а с 1839 по 1948гг. в России было написано более 700 физиологических очерков, очерк становится одним из ведущих жанров русской литературы середины 19 века. Эпохальным для развития русского очерка стал 1944 год, когда под редакцией Н.Некрасова и при участии В.Белинского вышел из печати альманах «Физиология Петербурга», произведший своего рода сенсацию в русской литературе. Он ознаменовал рождение натуральной школы русской литературы. Широта охвата жизни, выдвижение демократического героя, так называемые эпизодические люди, социальная типизация – эти публицистические качества очерка сделали его столь популярным среди представителей натуральной школы. Считается, что очевидное влияние физиологического очерка испытали такие произведения классической русской литературы как «Бедные люди» Ф.М.Достоевского и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В конце 19 века работающие в этом жанре писатели и публицисты значительно расширяют социальное содержание очерка. Г.Успенский, Ф.Решетников, Н.Помяловский выводят очерк на уровень широких социальных обобщений. В их очерках появляется не только типичный персонаж – представитель социальной среды, но вырастает образ целого социального слоя. При этом нужно отметить, что с середины 60-х годов русский очерк превращается преимущественно в очерк крестьянский. Крестьянский очерк оказался самым плодотворным жанром народнической литературы, в качестве наиболее яркого автора этого жанра нужно назвать, конечно же, Глеба Успенского.

В 20 веке важной вехой в развитии очерка стали 20-30-е годы, когда возрос интерес к документальности в литературе. Литература факта сделала очерк основным жанром текущего литературного процесса. В это время в жанре очерка работают М.Горький, М.Кольцов, И.Ильф и Е.Петров, М.Шагинян, К.Паустовский. Отличительной чертой нового очерка становится его акцент на документальности изображаемого. Западная, и в частности, французская литература проявила сходные процессы. Однако и второй путь развития очерка в 20 веке – в сторону большего художественного обобщения - дал не менее яркие образцы этого жанра. Примерами такого лирико-философского очерка можно назвать очерковые книги «Зеленые холмы Африки» Э.Хемингуэя и «Земля людей» А. де Сент-Экзюпери.

Вторая мировая война сформировала целый поток очерковой документальной литературы как в Европе (это Д.Олридж и Ж.Лаффит), так и в СССР (К.Симонов, В.Гроссман, Н.Тихонов, Л.Леонов, И.Эренбург).

С середины 50-х годов советская пресса демонстрирует новый взлет очеркового жанра. В.Овечкин, А.Аграновский, С.Голованов, О.Чайковская – эти журналисты определяли облик советской прессы 60-80-хх годов. Массовая популярность очерка позволила отточить технику, выработать систему жанровых приемов, уточнить отличие публицистического очерка от малых жанров художественной литературы.

В конце 80-х – начале 90-х годов, т.е. в перестроечное время, художественные жанры уступают место информационным и аналитическим. Но уже с середины 90-х постепенно начинает возвращаться интерес к авторской журналистике, который проявился прежде всего в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегодня мы можем говорить и о возрождение жанра очерка. Этому способствует:

1. стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

2. укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов;

3. коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это рекламный хлеб современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Дамские издания, занятые формированием утешительного образа современной женщины, с особым усердием обращаются к эмоциональному воображению своих читательниц. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для более наглядного воплощения своих героев. Еще одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров.

Разновидности очерков

Подотчетность очерка двум разным сферам творчества – публицистической и художественной – осложняет определение его жанровых границ. Вся история изучения этого жанра сводится к выяснению его специфики в отличие от литературы, с одной стороны, и от публицистики, с другой. Постепенно формируется представления о специфике образа в публицистике, поэтике документального письма, особенностях вымысла в художественно-публицистических жанрах. Ключевым становится понятие интеграция художественных и публицистических элементов.

Очерк выделяют в особую отрасль человекознания, поскольку рациональное в нем тесно связано с эмоциональным, образным. Очерк - это синтетический жанр, в котором сочетается два типа изучения и изображения публицистического факта: научный, т.е. строго логический, последовательный и рациональный, и художественный, связанный с образным мышлением.

Очерк – это жанр, в котором предметом изображения становится нравственно-психологическое наполнение публицистического факта, будь то проблема, событие, ситуация; способом изображения – совмещение образного и рационального познания действительности; основной коммуникативной целью – заставить сопереживать, прочувствовать описываемые события.

Сложное взаимодействие рационального и образного отображения действительности в очерке опосредовано темой и задачей материала. Так, социальная проблема потребует аналитического подхода, а при рассказе о человеке наиболее оптимальным будет образное решение темы, которое позволит тонко обрисовать психологию персонажа. Рассказ о путешествии предполагает обращение к изобразительным приемам – пейзажу, портретной характеристике, которые бы позволили воссоздать целостный образ увиденного, значит, в этом типе очерка будет преобладать художественно-изобразительный пласт очеркового повествования.

Таким образом, типология очерков связана с объектом и характером изображения. В зависимости от этого основания принято выделять следующие группы очерков: художественно-изобразительные очерки, художественно-публицистические, исследовательские.

Первая разновидность очерков предполагает описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки.

Второй тип очерков – художественно-публицистический - центром своего изображения делает человека. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздания образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявленность авторской позиции.

В третьей группе - исследовательских очерков - на первый план выходит социально важная проблема. Традиционно выделяются судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции.

 

Композиция очерка

Очерк – чрезвычайно многообразный по содержательным компонентам и формальной организации жанр. Очерк может сочетать в себе рассуждение и рассказ, пейзажное описание, монолог героя, диалоги, портретные характеристики. Для объединения этих структурных элементов автором используются специальные композиционные приемы. Прежде чем приступить к их характеристике, необходимо дать определение самого понятия «композиция», назвать основные принципы композиционного единства текста, выяснить соотношения понятий композиция, сюжет, фабула.

Михаил Кольцов говорил, что 95 процентов времени при написании очерка он тратит на отбор и расположение фактов. «Для меня красочность состоит не в прибавке жира в блюдо, а в конструировании очерка, в умении бесконечно по-новому располагать материал… чтобы он внутренне сталкивался», - писал знаменитый журналист.

Многообразие текстовых фрагментов каждый раз должно быть выстроено автором в соответствии с авторской концепцией и внутренней логикой материала. При этом каждая мелочь должна быть на своем месте, а лишнего не должно быть вовсе. Важным требованием к организации очеркового произведения является соподчиненность его частей, которая обеспечивает формирование целостного произведения. Композиция - это структурная организация целостного произведения, опосредованная авторской концепцией изображаемого. Е.Прохоров отмечал: «Композиция и оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и развития».

Основным принципом организации материала в художественной публицистике при большом объеме материала, с одной стороны, и ограниченности формата, с другой, становится монтаж. Монтажный подход позволяет разбить произведения на отдельные тематические блоки и распределить внимание читателя по всему пространству текста. Автор отбирает наиболее важные фрагменты и монтирует их в соответствии с авторской концепцией образа. Этот принцип позволяет менять реальную последовательность событий, делает изложение более динамичным, а также позволяет находить неожиданные сопоставления.

Монтаж делит очерк на несколько главок. Каждая главка может содержать свой собственный сюжет, она может быть посвящена разным событиям, главное – расположить главки так, чтобы их взаимоотношения работали на общую логику созданного автором образа. В этом случае нужно обратить особое внимание не только на компоновку этих глав, но и на их название. Фиксируя ход событий, названия в то же время должны закрепить основное значение этих событий в процессе построения образа.

Другим способом формирования композиции можно назвать разработку мотива. Автор в самом начале выявляет ударный эпизод, которым может стать случай, встреча, история, событие, а потом динамично разворачивает его. Так в уже названном очерке Юрия Беликова о Борисе Гашеве таким ударным эпизодом становится рассказ о том, как герой в полном забвении и одиночестве справлял свой юбилей: «В день своего юбилея он принял ударную дозу, пал на диван и начал выкрикивать: Я не хочу жить!». … Пермь не заметила юбилея своего поэта. Как пар уходит в гудок, так вся Пермь ушла в балет». А затем в очерке пронзительно рассказывается о поэте-невидимке, поэте-схимнике, всю свою талантливую и очень неустроенную жизнь отдавшего творчеству.

Среди приемов построения очерков выделяют сюжетный тип построения. Сюжет – это система событий, раскрывающая характеры персонажей и протекающая во времени и в причинно-следственных связях. Обязательными компонентами сюжета является экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Задача сюжетного построения состоит в том, чтобы показать динамику становления характера или судьбы.

Конечно, публицистический сюжет будет отличаться от сюжета в литературном понимании. Сюжет в публицистике как будто свернут, это событийная канва, а не подробный рассказ с развернутыми характеристиками. Т.А.Беневоленская отмечает, что для очерка в меньшей степени характерны развернутые экспозиция и завязка. Как правило, эти компоненты предельно сокращены: главное внимание сосредоточено на основном действии и кульминации. В сюжетном очерке важно показать динамику события, ситуации, характера, для этого нужно выделить наиболее яркие и показательные эпизоды.

Еще одно отличие публицистического сюжета от литературного связано с применением несюжетных «вкраплений», в которых появляются дополнительные сведения или прямая публицистическая реплика автора.

Для характеристики этого типа композиционного построения обратимся к биографическому очерку Л.Мишлановой «Подкидыш», посвященного судьбе пермской писательницы Евгении Трутневой. Для раскрытия этого образа Лидия Мишланова делает сквозной тему взаимоотношений писательницы с приемной матерью, ставшей ее по-настоящему близким человеком. Журналистка строит очерк по принципу сюжетного построения, т.е. последовательного изложения наиболее значимых для становления характера и таланта Е.Трутневой событий. Динамика этих жизненных эпизодов подчинена раскрытию причин, повлиявших на формирование по-детски радостного и просветленного взгляда писательницы на жизнь. Подбор этих эпизодов связан с изображением атмосферы любви, которой окружена была писательница с детства. Во всех несчастьях тяжелого революционного времени, выпавших на долю писательницы, важной нравственной и психологической опорой становится ее любящая семья. Эта тема фокусирует развитие сюжета и соотношение композиционных элементов. Данная концепция делает необходимой раскрытие характеров ее близких. Большое внимание уделено психологической характеристике ее матери и мужа. Их истории жизни становятся вставными эпизодами в основном сюжете повествования. Таким образом, рассматриваемый очерк является примером развернутого сюжетного повествования с характерным для художественно-публицистических текстов включением вставных эпизодов, необходимых для более полного и объемного раскрытия темы.

Прием сюжетного построения в публицистическом тексте отличается от сюжетного повествования в литературе. Сюжет в художественном тексте – эта сложная эстетическая категория, которая предполагает организацию текста в целом: это и последовательность событий, и взаимоотношение персонажей, выстраиваемых автором в соответствии с основной идеей. Сюжет может быть не только событийным, он может быть лирическим (это движение эмоций), возможен сюжет развития авторской мысли. Таким образом, выделяя сюжетный принцип организации композиции, мы, прежде всего, имеем в виду изложение последовательности событий, повлиявших на формирование характера или проблемной ситуации, т.е. то, что в литературе принято называть «фабулой».

Теперь обратимся к характеристике композиционных форм в разных типах очерка. На основании временных и причинно-следственных связей в расположении материала принято выделять три композиционных типа:

· Хроникальный тип (в основе текста – последовательность событий).

· Логический тип (в основе - причинно-следственные связи, движение мысли). Для этих очерков характерна логическая последовательность, а не временная.

· Эссеистский тип. Для него характерны свободная форма изложения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В текстах этого типа могут использоваться особенности построения двух предыдущих групп. В силу своей полифоничности и многогранности, эта форма изложения в очерке является наиболее распространенной среди журналистов.

Каждый из этих типов очерка может быть построен в соответствии с теми основными схемами, о которых мы уже говорили. Хроникальный очерк может быть и сюжетным, и построенным на развертывании мотива, а может быть монтажным – если опущены логические связки, и логику можно восстановить путем сопоставления фрагментов.

Логический тип чаще всего будет использовать схему развертывания мотива. Эссеистский тип предпочтет монтажное построение, хотя использование мотивной схемы и сюжетной канвы может быть вполне уместным.

В центре хроникального очерка находится событие. Очерки этого типа выстраиваются в соответствии с последовательной сменой периодов, эпизодов, действий. Они отличаются по продолжительности во времени и по объему материала, но и период, и эпизод, и действие должны быть репрезентативны для характеристики персонажа.

Этот тип очерка может быть представлен в двух ипостасях – с прямой и смещенной хронологией. Прямая хронология подразумевает последовательное во времени изложение событий. Такой тип построения характерен для биографических очерков. При этом нужно учитывать требования динамизма и увлекательности повествования. Чтобы не утонуть в массе фактов, необходимо выделить главное и двигаться от одного эпизода к другому. Справиться с описательностью поможет и динамичная фабула, т.е. действие, за развитием которой было бы интересно следить. Остросюжетные очерки могут быть использованы журналистами для написания и биографического, и юбилейного, проблемного очерка. Хронологический принцип может быть использован и в путевом очерке. В данном случае появляются дневники путешествий, в которых происходит последовательная фиксация впечатлений.

Смещенная хронология также служит средством динамизации повествования. Происходит это за счет смещения временных периодов, эпизодов, действий. Рассказывая о сегодняшнем дне персонажа, автор может заглянуть в его прошлое, например, в детство. Перебив в хронологии достигается и путем вставных конструкций, а именно, появлением воспоминаний автора и героя, авторских размышлений.

В данном типе текстов нужно учитывать соподчинение фрагментов, смещение хронологии должно быть необходимым и связанным с общей авторской идеей. Эпизоды могут быть объединены при этом общей темой очерка, а также неким метаэпизодом, метасобытием, который «собирает» разрозненные и смещенные во времени действия. В этом случае рассказ об одном важном событии постепенно насыщается другими эпизодами, возникшими по ассоциации, как некая уточняющая деталь, дополнительный штрих.

Логический тип композиционного построения предполагает развертывание мысли по схеме: тезис, его разъяснения, аналитическая оценка. По этому принципу выстраиваются некоторые портретные очерки. При этом в тезисе должна быть выявлена та черта, которая, по мнению автора, является определяющей в характере героя.

Проблемный очерк должен ориентироваться на общую логическую схему, связанную с постановкой и разрешением проблемы. Основными элементами этой схемы являются: ввод в проблему, постановка проблемы, которая предполагает сопоставление разных точек зрения, столкновение тезиса и антитезиса, кульминация, и наконец, образный ориентир, обобщенная оценка, позволяющая вписать данное явление в ряд аналогичных проблемных ситуаций.

Главная опасность в написании проблемного очерка заключается в том, что, увлекшись логическими выкладками, автор может забыть о своих художественных задачах. В этом случае очерк превратится в статью. Важно не забывать, что автору необходимо передать эмоциональный, образный заряд проблемы. Это можно сделать путем использования исторических, культурных и литературных параллелей и сопоставлений, которые, активизируя в памяти читателя определенный образ действительности, способствуют эмоциональному переживанию поднятой в очерке проблемы.

Эссеистская форма построения очеркового произведения позволяет микшировать разные композиционные формы. Не случайно, ее называют веерной, мозаичной, ступенчатой, ассоциативной. Это вольная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов, мотивов.

Тем не менее, при всей свободе, эссеисткая форма также предполагает цельность и выстроенность материала в свете авторской концепции. Все авторские ассоциации подготовлены и опосредованы общей идее текста. В этом отношении возрастает замысел произведения, который должен сформироваться на этапе анализа материала. Замысел – это микромодель текста, он включает выработку объединяющей идеи и основного сюжета, т.е. движения мысли.

По плавности и последовательности развития темы выделяются очерки с плановым развертыванием и скачкообразным. В первом случае одна тема подготавливает другую, происходит плавное перетекание мысли. При скачкообразном построении композиции логические связи между фрагментами текста намеренно разрушены, развитие темы подчинено только авторской ассоциации. Логические связки или опушены совсем, как это бывает в эссе, либо заменены вставными конструкциями. В их качестве выступают, как уже отмечалось, прямая речь героя, внутренняя речь автора, пейзажная заставка, развернутая деталь, авторские размышления, воспоминания героя. Они должны быть соразмерны в границах целого текста и органичны для общего замысла.

Эссеисткая форма построения текста требует от журналиста яркого образного и ассоциативного воображения, общекультурной и публицистической глубины этих ассоциаций, а также виртуозного владения техникой вставных конструкций, выполняющих роль смысловых мостиков.

И в заключение подчеркнем, композиция – это не только элемент внешней организации публицистического произведения. Композиция является важным элементом завершенности произведения, его выразительности.

 

Глава 3. Фельетон

В исследовательской литературе до сих пор нет единого мнения по поводу жанровой определенности фельетона. Наиболее четко выстроенной остается точка зрения, согласно которой фельетон признается жанром сатирическим, в основе которого лежит комическое иносказание. Специфику фельетона как художественно-публицистического жанра определяется при этом его критической направленностью, которая чаще предстает в сатирическом варианте. Это концепция, в частности, представлена в учебнике А.А.Тертычного, который строит свою главу о фельетоне в опоре на исследования Л. Е. Кройчика. В оппозиции к этой точке зрения находится мнение Е.И.Журбиной, которая считает, что интонационное и стилевое многообразие фельетона не сводится к сатирическому обличению. В качестве основных жанрообразующих элементов исследовательница называет экспрессивность авторской позиции и установку на активизацию читателя. С этими элементами связываются такие жанровые особенности фельетона как акцент на осмыслении публицистической проблемы, а не на изображении ее в отличие от очерка, и разговорность речевого и интонационного построения. При этом Е.И.Журбина признает, что чаще всего в основе фельетона лежит комический конфликт, а история жанра дала немало образцов, которые не были связаны с сатирическим обличением.

Действительно, одним из самых устойчивых признаков жанра фельетона называется его тематическая, стилевая, интонационная подвижность. История фельетона демонстрирует, в частности, невероятную изменчивость и многообразие форм этого типа организации художественно-публицистического текста.

История развития жанра

Рождение жанра связывают с появлением 28 января 1800 года во французской газете «Журналь де Деба» листка-вкладыша, в котором были опубликованы объявления, стихотворные шутки, анекдоты, театральные рецензии. Этот вложенный листок, который и назывался фельетон, знаменовал скорее рождение рубрики, нежели жанра. С увеличением формата газеты эта рубрика заняла газетный подвал. Со временем здесь начали печататься литературные произведения, в том числе и романы. Материалы этой рубрики были призваны оживить официальный тон газеты, привлечь внимание читателя. Самым известным автором этой рубрики стал аббат Жоффруа, который превратил традиционную рецензию в театральный фельетон.

Фельетон, как жанр публицистической сатиры, начал формироваться во времена Французской революции. В это время он активно насыщается социальными и политическими темами.

В России слово «фельетон» долгое время имело уничижительный оттенок и воспринималось как синоним низкопробной журналистской поделки. Славу эту он снискал благодаря Федору Булгарину, который начал публиковать в своей «Северной пчеле» охранительные и дидактические фельетоны, отличавшиеся тяжеловесностью и злобой. Несколько поменял звучание фельетона редактор и автор журнала «Библиотека для чтения» И.Сенковский. Он стал законодателем фельетонов на литературные темы, которые он печатал под псевдонимом Барон Брамбеус. Лучшие образцы фельетона первой половины 19 века представлены фельетонами А.Бестужева-Марлинского, И.Панаева и А.Дружинина. Однако русским классиком жанра считается А.Пушкин. Работая в «Телескопе» он выработал органичный для фельетонного стиля непринужденный разговорный слог, одновременно легкий и литературно изысканный, ставший классическим ориентиром русской фельетонистики. Он же сделал популярным прием создания условного образа фельетониста, его Феофилакт Косичкин стал полноценным персонажем русской журналистики и литературы.

Настоящий расцвет жанра фельетона пришелся на вторую половину 19 века. Фельетон становится действенным орудием формирующейся народно-демократической литературы. Он


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.